а
Рис.1. Схема опыта Дарси (из [1])
Sn=Sn32j~2/
(14), а в фильтре Дарси равна
' ' W
Таким образом, в задачах фильтрации, где не используется параметр удельной поверхности реальную пористую среду можно заменить эквивалентной, используя понятие эквивалентного фильтра. Отметим, что при малых силах инерции и в эквивалентном фильтре также реализуется течение с минимумом средней скорости диссипации кинетической энергии.
Удивительно то, что согласно (16) во всех реальных фильтрах Дарси с различными величинами удельной поверхности S12 (и с
разной топологией пор!), но с одинаковыми коэффициентами проницаемости и средней скоростью течения V , в течениях с малыми силами инерции реализуется одна и та же величина средней скорости диссипации кинетической энергии.
Литература:
1. Ентов В.М.Теория фильтрации//Соровский образовательный журнал. 1998. №2. с.121-128.
2.Лейбензон Л.С.Движение природных жидкостей и газов в пористой среде. М-Л: ОГИЗ. Государственное издательство техникотеоретической литературы, 1947.244 с.
2.Гольдберг В.М., Скворцов Н.П. Проницаемость и фильтрация в глинах. М.:Недра, 1986. 160 с.
4. Бэтчелор Дж. Введение в динамику жидкости. М: Мир, 1973, 758 с. (стр.290)
СИСТЕМА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Капустина О.И., Санкт-Петербургский университет управления и экономики, аспирант
В статье автор рассматривает предпринимательские структуры гостиничного бизнеса как сложные производственные системы. Представлена классификация факторов конкурентоспособности. Рассмотрены условия и факторы внешней среды, влияющей на потребителей гостиничных услуг. Предложена система обеспечения конкурентных преимуществ организаций гостиничного бизнеса.
Ключевые слова: гостиничный бизнес; предпринимательство, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
COMPETITIVE ADVANTAGES SYSTEM OF ENTREPRENEUR STRUCTURES IN HOTEL BUSINESS
Kapustina O., The post-graduate student, St. Petersburg State University of Management and Economics
In the article author analyses entrepreneurial structures in hotel business as complicated production systems. Classification of competitiveness
factors is presented. Conditions and factors of external environment that influence on the hotel’s services consumers behavior are depicted. System guaranteeing competitive advantages for hotel business structures is offered.
Key words: hotel business; entrepreneurship; competitiveness; competitive advantages.
За последние годы гостиничный бизнес развивается достаточ- мательство в то же время само активно воздействует на другие сфе-
но высокими темпами во многих регионах. Гостиничное предпри- ры хозяйственной деятельности в регионах страны.
нимательство как особый вид коммерческой деятельности зависит Современные гостиничные организации, как предприниматель-
и находится под сильным влиянием других видов деятельности: ские структуры, являются сложными организационно-производ-
развитие туризма, транспорта, связи и степень обустройства тер- ственными системами, результатом деятельности которых явля-
риторий, расширение деловых партнерских отношений между оте- ется создание комплекса гостиничных услуг. Учитывая, что гости-
чественными и зарубежными фирмами. Гостиничное предприни- ничная сфера на сегодняшний день полностью представлена пред-
принимательскими структурами, можно выявить следующие особенности предпринимательских процессов в этой отрасли: [3].
- процесс, предполагающий принятие на себя всех видов ответственности: за качество продукции, за финансовый результат, за безопасность потребителей, за выполнение своих обязательств и т.д.;
- процесс, предполагающий максимальную ориентацию на внешних потребителей, клиентоориентированный подход;
- процесс создания нового, обладающего индивидуальной ценностью продукта, специфического для каждого клиента;
- процесс создания продукта, приносящего в результате предпринимательский доход собственнику и удовлетворение достигнутыми результатами, как персоналу гостиниц, так и ее клиентам.
Предпринимательские структуры, предрасположенные к более системному использованию ресурсов, четко реагирует на вызовы, с которыми сталкивается гостиничный бизнес. Это создает повышение ценности бизнеса через создание качественных услуг, стимулирует предпринимательские структуры к использованию всех видов ресурсов и их развитию.
К ресурсам, обеспечивающим реализацию всех предпринимательских процессов в сфере гостеприимства, по мнению автора, относятся современные организационные управленческие технологии, благодаря которым знания, навыки, умения персонала превращаются в эффективные компетенции, создается адекватная организационная культура, органично влияющая на формировании позитивного имиджа гостиницы как уникальной торговой марки. В отличие от результатов деятельности предпринимательских структур в других сферах, результаты предпринимательской деятельности в сфере гостиничного бизнеса носят нематериальный характер. Являясь следствием взаимодействия персонала гостиничного предприятия и потребителя, гостиничный продукт обладает свойствами неизмеримости и несохраняемости. Местом реализации нематериальных ресурсов гостиницы как предпринимательской структуры является как материальное пространство самой гостиницы, так и внешняя среда ее местонахождения[2]. Местоположение хозяйствующего субъекта влияет на вектор развития нематериальных ресурсов, которые гостиничный объект черпает во внешней среде (наличие в населенном пункте достаточного количества специалистов, готовых работать по найму в гостиничной отрасли;
существующие национальные традиции размещения гостей и т.д.), это способствует конкурентной дифференциации предпринимательских структур гостиничного бизнеса.
Обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур происходит как за счет внешних факторов, обусловленных отношениями с потребителями и конкурентами на рынке (цена, качество услуг, уровень обслуживания, имидж организации, доля на рынке), так и за счет внутренних возможностей (совокупность инвестиционного, кадрового, производственного и иных видов потенциалов), среди которых немаловажное значение имеет финансовое обеспечение предпринимательской деятельности гостиниц[6].
Исследования показывают, что разные факторы конкурентоспособности по-разному влияют на уровень конкурентной борьбы, осуществляемой предпринимательскими структурами в гостиничном бизнесе. Причем важное место занимают факторы внешней составляющей конкурентоспособности, поскольку именно они предопределяют уровень потребительского отношения к организации и её услугам и уровень конкурентной борьбы на рынке. Другая группа факторов больше влияет на внутреннюю среду предпринимательской структуры, позволяя через них управлять конкурентоспособностью гостиницы в целом[4].
Данная зависимость потребовала систематизации этих факторов по степени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательских структур (табл.1).
Из этого следует вывод о том, что влияние тех или иных факторов на уровень конкурентоспособности во многом зависит от особенностей предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, уровня конкуренции на рынке, условий функционирования и финансовых возможностей организаций.
Деятельность гостиничных предприятий на конкурентном рынке следует рассматривать с учетом сложившихся условий, которые, совместно с воздействующими на них внешними факторами, определяют особенности функционирования гостиницы на данном рынке.
К наиболее значимым для деятельности гостиничных организаций можно отнести следующие условия, сложившиеся на рынке гостиничных услуг: ненасыщенность рынка объектами размещения, отсутствие четкой классификации гостиниц, несоответствие цены и качества услуг и обслуживания, повышение уровня требований гостей к качеству и ассортименту услуг гостиниц.
Таблица 1. Классификация факторов конкурентоспособности
Среда существования факторов Виды факторов Факторы
Внешняя среда Отношение с потребителями Цена, качество, бренд, сервис, маркетинг
Отношение с конкурентами Доля рынка, географический охват.
Отношение с государством Поддержка государства
Внутренняя среда Предопределяющие конкурентное преимущество Технологии, инновации, уровень затрат
Обеспечивающие конкурентное преимущество Управление финансами, кадровое обеспечение, управление активами
Ресурсы
Персонал
Информация
£ S
X
в \о
І * і В
Внешняя среда
і/ Гостнничная организация
Потребители гостиничных услуг -
Внешняя среда
Рис. 1. Гостиничная организация как система.
При этом можно выделить следующие внешние факторы, влияющие на деятельность гостиничныхорганизаций: сезонность, строительство новых гостиниц, реконструкция существующих гостиничных организаций, изменение величины и качественного состава въездного турпотока.
Деятельность гостиничных организаций под воздействием внешних факторов в сложившихся условиях необходимо постоянно корректировать в соответствии с последними изменениями рыночной конъюнктуры для создания и удержания предприятием конкурентных преимуществ и повышения уровня их конкурентоспособности.
Для решения данной задачи создания конкурентоспособных гостиничных организаций необходимо произвести предварительный синтез системы, обеспечивающей получение и удержание гостиницей своих конкурентных преимуществ.
Гостиничная организация представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых подразделений, выполняющих определенные функции. В связи с наличием многочисленных связей между её структурными подразделениями и внешней средой необходимо изучение всего комплекса взаимосвязей, включая связи с окружающей средой.
Такое комплексное изучение возможно при использовании системного подхода, при котором объект исследования представляется как система, состоящая из двух составляющих: первично-внешнее окружение («вход» и «выход» системы, связь с внешней средой, обратная связь) и вторично- внутренняя структура, которая обеспечивает процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку «входа» и «выхода» и достижение целей системы.
Рис.2. Система обеспечения конкурентных преимуществ
Структура системы функционирования любой организации строится во взаимосвязи и взаимодействии системы с внешней средой. При этом сначала формулируются параметры «выхода», затем определяется воздействие внешней среды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектируются параметры процесса в самой системе.
В случае рассмотрения конкурентоспособности гостиничной организации в первую очередь определяются необходимые параметры производимых услуг, составляющих «выход» системы (рис. 1). При этом исключительно важную роль играет оценка потребителем услуг, производимых гостиничным предприятием. Реакция потребителя формирует канал обратной связи. Требования к «входу» для гостиницы включают: требования к имеющимся в наличии и вновь поступающим основным и оборотным средствам, требования к персоналу, требования к информации.
Условия и факторы внешней среды воздействуют как на гостиницу, так и на потребителя гостиничных услуг. В связи с этим необходимо учитывать их взаимное влияние на всех этапах рассмотрения данной системы.
Формирование конкурентных преимуществ гостиничного предприятия осуществляется различными путями: созданием оптимальной структуры управления, грамотным распределением функциональных обязанностей, созданием крепких связей между подразделениями и работниками, подбором квалифицированного персонала, повышением качества услуг и обслуживания и т.д.[2].
Также возможно формирование и удержание конкурентных преимуществ через управление ассортиментом услуг, что подразумевает выбор такого ассортимента, который одновременно макси-
предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.
мально удовлетворял бы потребности клиентов целевого сегмента рынка и улучшал экономические показатели деятельности гостиничной организации . При этом выбранный ассортимент услуг должен постоянно подвергаться анализу своей эффективности в связи с воздействием на гостиницу и потребителя факторов внешней среды.
Для создания конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности гостиничной организации за счет управления ассортиментом услуг необходимо выбрать модель организации управления, в которой будет сделан упор на процесс обслуживания клиентов. Выбор такой модели производится в соответствии с задачами обслуживания и условиями их выполнения, что определяется имеющимся опытом и перспективами развития гостиничных организаций.
Одной из главных задач гостиницы является подбор такого ассортимента услуг, который удовлетворял бы запросы наибольшего числа гостей целевого сегмента рынка и приносил бы максимальную выручку и прибыль. Ассортимент услуг задействуется гостиницами на следующих этапах его взаимодействия с потребителем гостиничных услуг: привлечение клиента в гостиницу, обслуживание клиента, реализация услуг гостиничной организации для удовлетворения запросов клиента (его потребностей), получение определенной суммы выручки[5].
Каждый из этапов обеспечивается соответствующей организационной подсистемой управления и подсистемой обслуживания клиентов, которые, в свою очередь, и образуют вторично-внутреннюю структуру подсистемы гостиничной организации, обеспечивающую получение и удержание её конкурентных преимуществ (рис. 2).
Рисунок 2 представляет собой один из вариантов системы управления предпринимательскими структурами, где в процессе функционирования гостиничной организации делается упор на обслуживание клиентов (подсистема обслуживания клиентов).
Ассортимент услуг в этом случае находится во взаимосвязи с обслуживающим персоналом, что обуславливается специфическими особенностями услуги как товара.
Выделенная отдельным блоком подсистема обслуживания клиентов представляет собой ту часть работы гостиничной организации, которую непосредственно видит и ощущает на себе гость. Услуги проживания и питания являются стандартными для большинства гостиниц. Включение же в ассортимент услуг гостиницы таких дополнительных услуг, характеризующих в большей степени развитие предпринимательства, как бизнес-услуги, обусловлено внешними факторами, воздействующий на гостиничный бизнес. В ассортимент услуг подсистемы обслуживания клиентов могут включаться любые услуги из числа предоставляемых гостиничной организацией, что определяется её специализацией и категорией.
Организационная подсистема представляет собой ту часть работы гостиницы, которая остается не видна гостям, а лишь создает наиболее благоприятные для них (и выгодные для себя) условия.
Организационная подсистема, в свою очередь, состоит из двух подсистем: подсистемы привлечения клиентов в гостиницу и реализации обслуживания и подсистемы управления гостиничной организацией. Взаимосвязь между этими подсистемами осуществляется через модуль сбора и обработки информации. Состав подсистемы привлечения клиентов в гостиницу и реализации обслуживания может различаться в зависимости от категорийности гостиничных организаций. Но существуют обязательные его составляющие, необходимые для гостиничных организаций среднего и верхнего сегментов рынка: отдел продаж и бронирования, служба приема и размещения, коммутационно- информационный центр, номерной фонд, служба питания, служба бытовых услуг, дополнительные услуги. Информация о приезде клиентов в гостиницу и возможностях реализации обслуживания передается в подсистему управления гостиничным предприятием через модуль сбора и обработки информации. На основании полученной информации принимаются решения о дальнейшем поведении гостиничной организации на рынке и о необходимых изменениях для увеличения её конкурентоспособности, в т.ч. решения об изменении ассортимента услуг в соответствии конъюнктурой рынка, тенденциями развития отрасли и экономической эффективностью возможных изменений для ведения бизнеса.
Комплексное рассмотрение гостиничных организаций при определении конкурентоспособности в области развития предпринимательской деятельности наиболее эффективно при использовании
системного подхода. Функционирование гостиницы как системы должно регулироваться. При этом регулирование должно обеспечивать такую деятельность системы, когда параметры «выхода» соответствуют заданным нормам. Одним из путей получения и удержания конкурентных преимуществ гостиничной организации является управление ассортиментом его услуг. При этом необходимо сформировать такой комплекс услуг в рамках данной системы, который максимально удовлетворял бы требования клиентов целевого сегмента рынка и улучшал экономические показатели деятельности гостиницы.
Литература:
1. Лесник А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом.- М.: «Интелуниверсал», 2002.
2. Молочников Н.Р. Развитие многоуровневой конкурентоспособности. - СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2008
3. Новицкий А.Г. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере сервиса., 2005.
4. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008
5. Проблемы гостиничного бизнеса в России Электронный ресурс. -[2008]. Режим доступа: turizmbiz.ru/stl/stl5.htm
6. Тарасова О. Ю. Современные тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур российского туристского бизнеса. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. - №6 (187). - с. 147 - 151.