Научная статья на тему 'Система компьютерного тестирования'

Система компьютерного тестирования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
185
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ТЕСТИРОВАНИЯ / РЕДАКТОР ТЕСТОВ / ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ONLINE / МОДУЛЬ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ / COMPUTER TESTING SYSTEM / MODEL OF TESTING PROCESS / TEST EDITOR / PROGRAM OF TESTING IN ONLINE REGIME / UNIT OF DATA TREATMENT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Попов Александр Петрович

Дано полное описание системы компьютерного тестирования АЛЬФА, созданной в отделе контроля качества образования ПИ ЮФУ. Обсуждается структура комплекса компьютерного тестирования; показана также схема взаимодействия между различными компонентами комплекса. В заключение очень кратко рассматриваются возможности применения системы для контроля качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF COMPUTER TESTING

A full description of computer testing system ALPHA, created in department of education quality control of PI SFU, is given. The structure of complex of computer testing is discussed; the scheme of interactions between different components of complex is shown also; some particularities of system ALPHA are pointed out. In conclusion the possibilities of application of system to education quality control are considered very briefly.

Текст научной работы на тему «Система компьютерного тестирования»

УДК 519.85:004.421

СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

© 2012 г. А.П. Попов

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

г. Ростов-на-Дону Rostov-on-Don

Дано полное описание системы компьютерного тестирования АЛЬФА, созданной в отделе контроля качества образования ПИЮФУ. Обсуждается структура комплекса компьютерного тестирования; показана также схема взаимодействия между различными компонентами комплекса. В заключение очень кратко рассматриваются возможности применения системы для контроля качества образования.

Ключевые слова: система компьютерного тестирования; модель процесса тестирования; редактор тестов; программа тестирования в режиме online; модуль обработки данных.

A full description of computer testing system ALPHA, created in department of education quality control of PI SFU, is given. The structure of complex of computer testing is discussed; the scheme of interactions between different components of complex is shown also; some particularities of system ALPHA are pointed out. In conclusion the possibilities of application of system to education quality control are considered very briefly.

Keywords: computer testing system; model of testing process; test editor; program of testing in online regime; unit of data treatment.

Очевидно, что любая полноценная система компьютерного тестирования (СКТ) должна опираться на некую теоретическую модель. Теоретической базой СКТ АЛЬФА служит принципиально новая модель тестирования, подробно описанная в работах [1 - 6].

Программные средства

Система компьютерного тестирования содержит полный набор программных средств, необходимых для подготовки и проведения сессий компьютерного тестирования:

1. Редактор баз тестовых заданий;

2. Web-приложение для проведения сессий тестирования;

3. Модуль обработки данных сессий тестирования.

Редактор баз тестовых заданий. Редактор имеет удобный пользовательский интерфейс и позволяет создавать новые и модифицировать имеющиеся базы тестовых заданий (БТЗ). Имеются готовые шаблоны форм ввода заданий закрытого, открытого типа, на установление соответствия и упорядочение.

Интерфейс редактора показан на рис. 1: слева видна древовидная структура редактируемой БТЗ, а в правой части окна находится поле редактирования, которое выполняется средствами текстового процессора MS Word, возможности которого хорошо знакомы большинству пользователей. Имеются готовые шаблоны для создания заданий закрытого и открытого типа, на установление соответствия и на упорядочение. Возможно изменение структуры БТЗ, добавление новых блоков и новых тестовых заданий.

Web-приложение для проведения сессий тестирования. Web-приложение предназначено для проведе-

ния сессий тестирования в режиме online и содержит следующие компоненты:

- модуль аутентификации;

- генератор индивидуальных тестов;

- модуль приема-передачи и преобразования данных в ходе сессии компьютерного тестирования;

- модуль вывода итоговых данных сессии тестирования.

Пользовательский интерфейс программы тестирования копирует иными программными средствами удобный, дружелюбный, не утомляющий и не раздражающий пользователя интерфейс модуля testexam, который используется в технологиях Интернет-экзамена ФЭПО и в процедуре аккредитационного тестирования.

Модуль обработки данных сессии тестирования. Обработка данных сессии тестирования позволяет оценить трудность, вероятность и среднее время правильного решения каждого тестового задания. Результаты обработки сохраняются в спецификации базы тестовых заданий и дают возможность объективно оценить необходимое время тестирования, а также сделать обоснованное заключение о необходимости изменения структуры и содержания базы тестовых заданий или сценария и режима тестирования.

Назначение и структура используемых баз

Одной из важнейших составных частей любой системы компьютерного тестирования являются базы служебных данных, базы тестовых заданий и другие вспомогательные базы.

База служебных данных содержит сведения о контингенте испытуемых (как правило, ФИО и номер зачетной книжки), необходимые для проведения процедуры аутентификации.

Рис. 1. Интерфейс редактора баз тестовых заданий

<£> ^ВОБВВВВ 4 Я

Рис. 2. Пользовательский интерфейс программы тестирования

База тестовых заданий, содержащая тестовые за- одинаковую трудность. Последнее условие необходи-

дания по данной дисциплине, разбивается на блоки, в мо для формирования индивидуальных тестов одина-

пределах которых задания объединяются по темати- ковой трудности, что ставит всех испытуемых в рав-

ческому признаку и должны иметь хотя бы примерно ные условия.

База служебных данных

База тестовых База индивидуальных

заданий тестов и данных тестирования

Модуль аутентификации ■ Модуль генерации индивидуальных тестов

A

Модуль приема-передачи и обработки данных

Клиент 1

Брузер

-ж-

Клиент 2

Клиент 3

Клиент 4

Рис. 3. Структура взаимодействия Web-приложения с клиентами и базами данных

В базе индивидуальных тестов и данных тестирования хранятся ссылки на тексты тестовых заданий, включенных в индивидуальный тест испытуемого. Здесь хранятся также итоговые данные сессии тестирования, которые по специальному запросу передаются затем в модуль обработки данных. Особо следует подчеркнуть, что в отличие от других систем компьютерного тестирования в СКТ АЛЬФА итоговые данные сессий тестирования включают не только правильность, но и время выполнения тестовых заданий каждым испытуемым.

Описание процедуры тестирования

После прохождения испытуемым процедуры аутентификации, генератор индивидуальных тестов формирует тест и сохраняет сведения о нем во временной базе индивидуальных тестов. Модуль приема-передачи и обработки данных предоставляет испытуемому интерфейс прохождения тестирования и сохраняет все сведения о процессе тестирования. Связь с Web-приложением может осуществляться с помощью Internet Explorer или любого другого браузера. После завершения сессии тестирования модуль вывода данных формирует три файла, предназначенных для передачи в модуль обработки данных сессий тестирования.

Схема обмена данными между компонентами комплекса компьютерного тестирования и испытуемыми показана на рис. 3.

О перспективах применения СКТ для контроля качества образования в вузе

В связи с последними решениями руководства Ро-собрнадзора результаты аккредитационного тестиро-

Поступила в редакцию

вания студентов оказывают решающее влияние на итоги аттестации и аккредитации вузов. С учетом этого должна возрасти и роль компьютерного тестирования как одной из наиболее действенных и объективных форм контроля знаний студентов, а также контроля качества образования в целом. Созданная в отделе контроля качества образования ПИ ЮФУ система компьютерного тестирования позволяет использовать единые технологии для входного, промежуточного и итогового контроля знаний. Как показывает опыт, при внедрении системы в практику вуза наибольшие трудности представляет организация работы по созданию баз тестовых заданий, однако эти трудности вполне преодолимы, а затраты на создание баз окупаются с лихвой.

Литература

1. Попов А.П., Богомолов А.А., Попова Л.А. Новая математическая модель тестирования // Наука и образование. 2005. № 3. С. 221.

2. Попов А.П. Новое направление в теории тестирования // Изв. ЮФУ. Педагогические науки. 2008. № 1-2. С. 24.

3. Попов А.П., Попова Т.Ю., Акулов С.Ю. О принципиально новом направлении в теории тестирования // Грани познания: электронный журн. ВГПУ. 2009. №4(5). URL: http: // www.grani.vspu.ru

4. Попов А.П. О возможности создания единой системы компьютерного тестирования в России // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2010. № 5. С. 164.

5. Попов А.П., Железняк Е.Ю. Структура современного комплекса компьютерного тестирования // Сб. тр. НПК ИТО 2009. Ростов-на-Дону, 29 - 30 октября 2009 г. Ростов н/Д., 2009. С. 113.

6. Попов А.П., Акулов С.Ю., Попова Т.Ю. Модуль обработки данных в системе компьютерного тестирования // Сб. тр. Там же. 2009. С. 113 - 114.

3 ноября 2011 г.

Попов Александр Петрович - канд. физ.-мат. наук, доцент, начальник отдела контроля качества образования, Южный федеральный университет. Тел. (8863) 250-78-74. E-mail: nanosys@mail.ru

Popov Alexander Petrovich - Candidate of Physics and Mathematics Science, assistant professor, chief of department of education quality control, Southern Federal University. Ph. (8863) 250-78-74. E-mail: nanosys@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.