Система
Резюме. Коммерциализация технологий - важнейший компонент инновационной системы любой страны. Израиль создал одну из самых эффективных моделей технологического трансфера. Это позволило ему стать одним из мировых лидеров на рынке высоких технологий. В статье рассматривается то, как была создана эта система и как она функционирует в настоящее время. Одним из важных выводов статьи является необходимость тесного взаимодействия государственных и частных структур в этом процессе.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация технологий, трансфер, Ведомство главных ученых.
Дмитрий Марьясис,
старший научный сотрудник Отдела изучения Израиля и еврейских общин Института
востоковедения РАН, кандидат
экономических наук
Со времени приобретения независимости в 1948 г. Израилю удалось пройти непростой путь от общества со слабым уровнем индустриализации до государства, являющегося членом клуба мировых лидеров - Организации экономического сотрудничества и развития. Свое место на глобальном рынке страна нашла в качестве центра новых технологий. Здесь открыли свои научно-исследовательские учреждения, а также активно покупают различные местные стартапы крупнейшие мировые хайтек-гиганты - Intel, IBM, Apple, Microsoft, Google, Tata, Deutsche Telecom и др. Всего в Израиле действует более 7С международных концернов и более 2СС их научно-исследовательских центров.
Ядром израильской инновационной экономики стали малые инновационные компании. За 1С лет - с 2СС4 по 2С13 г.- их было создано более 7 тыс., из которых по состоянию на конец
этого периода работали 4145. В пересчете на душу населения государство обладает наибольшим количеством старта-пов - приблизительно 1 на 1970 человек. Сфера их деятельности охватывает весь спектр высоких технологий: программное обеспечение, электронику, био- и интернет-технологии, полупроводники, альтернативные источники энергии и др.
Важнейшее условие для возникновения такого рода компаний - эффективный процесс коммерциализации научных разработок. Рассмотрению того, как сформировалась успешно действующая система их трансфера и как она функционирует, посвящена данная статья.
Уже в первые годы существования государства израильские ученые и исследователи задумались о том, как выстроить инфраструктуру внедрения технологий в практику. Другими словами, оценили возможности
университетов и НИИ решать не только фундаментальные задачи, но и создавать прикладные разработки, причем не разово, а на постоянной основе. Соответственно, для максимально эффективного использования существовавшего потенциала понадобилось придумать такую систему, которая бы, с одной стороны, сохраняла исследователей внутри университета или НИИ, с другой - стимулировала их к подобной деятельности, а с третьей - приносила бы прибыль, что немаловажно в условиях недофинансирования науки со стороны государства и промышленности. Первым опытом формирования подобной структуры было создание уже в 1952 г. Хайфским политехническим институтом (Технионом) Фонда по НИОКР. Однако именно с открытием в 1959 г. Институтом им. Х. Вейц-мана компании Yeda по коммерциализации технологий, разработанных сотрудниками института,
связывают появление той модели технологического трансфера, которая до сих пор остается базовой для современных университетов и НИИ Израиля. Ее успешность стала очевидной уже в скором времени, и в 1964 г. Еврейский университет в Иерусалиме создает подобную организацию для коммерциализации своих разработок - У188иш. В последующие годы такие же процессы происходили в других вузах и научно-исследовательских центрах страны.
Государство уделило серьезное внимание единой политике в сфере научно-технического комплекса (НТК) и систематизации научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок во второй половине 1960-х гг. С этой целью в 1968 г. премьер-министром Израиля была сформирована специальная комиссия, которую возглавил известный ученый и будущий президент страны Эфраим Качальский (Кацир). Ею было выработано несколько рекомендаций, в числе которых предлагалось создать Ведомство главного ученого (ВГУ) в рамках министерства промышленности и торговли с целью координации государственных программ содействия НИОКР в частном секторе. До этого бюджетные средства направлялись только на развитие государственных институтов НТК. Эта рекомендация была выполнена - в 1969 г. ВГУ приступило к работе, в результате чего в последующие годы объем промышленных НИОКР значительно вырос. Так, в период с 1969 по 1987 г. расходы на них повышались в среднем на 14% в год, а экспорт продукции сектора высоких технологий увеличился с 422 млн долл. до 3,3 млрд (в ценах 1987 г.).
В середине 1980-х гг. началась кардинальная перестройка экономической системы Израиля, большую роль в которой сыграл вступивший в силу
1 января 1985 г. Закон поощрения промышленных НИОКР. В соответствии с его нормами усилилась роль частных компаний и конкурентный подход к коммерциализации научных разработок. ВГУ было закреплено в качестве базового государственного органа поддержки частной инициативы в области высоких технологий, основной задачей которого стало активизировать программы содействия развитию соответствующего бизнеса.
В начале 1990-х ВГУ подготовило ряд различных программ по созданию инструментов государственной поддержки коммерциализации технологий. С некоторыми изменениями они существуют и в настоящее время [1].
С определенной долей упрощения можно представить эту систему как двухчастную, состоящую из организации господдержки процесса трансфера разработок из науки в промышленность и технологического трансфера, функционирующего во всех университетах страны, а также в отраслевых организациях, занимающихся научными исследованиями.
Государственная поддержка НИОКР осуществляется благодаря Ведомству главного ученого и его подразделениям в 12 основных министерствах страны, в рамках деятельности которых предполагается научно-техническая составляющая, а именно: сельского хозяйства и развития деревни; коммуникаций и защиты тыла; обороны; образования; защиты окружающей среды; здравоохранения; иммиграции и абсорбции; экономики; национальных инфраструктур, энергетики и водных ресурсов; общественной безопасности; науки, технологии и космоса; транспорта и дорожной безопасности [2].
Основная задача главных ученых - формировать программы научно-технического
развития и способствовать их реализации в формате министерства. Другими словами, речь идет о том, чтобы связывать фундаментальные исследования с прикладными. Главный ученый работает в так называемой серой зоне стратегических исследований. Под ней подразумеваются изыскания в тех областях, которые пока не получили широкого распространения, но имеют большой потенциал. Задача главного ученого - выявить наиболее перспективные проекты, что требует большого профессионализма и в будущем может принести значительный доход. По словам профессора Д. Мендловича [3], каждый вложенный в израильскую «серую зону» доллар приносит приблизительно от 15 до 30 долл. дохода, что говорит о высокой эффективности работы главных ученых страны. Основным инструментом практической деятельности ВГУ является система грантов на НИОКР, которая находится полностью в зоне его ответственности.
Государственное финансирование НИОКР распределяется между министерствами неравномерно. По имеющимся у автора данным [4], наибольшие инвестиции получает министерство экономики Израиля. Представляется, что это является отражением политики государства, направленной на коммерциализацию технологий. Если главные ученые других министерств видят коммерческий потенциал того или иного проекта, они передают его в ведение главного ученого министерства экономики, которое и занимается его дальнейшей разработкой. Поэтому ВГУ данного ведомства наиболее известно из всех 12 и является центральным звеном государственной системы НИОКР. Собственно, даже аббревиатура ВГУ в абсолютном большинстве случаев употребляется именно применительно к нему.
Еще одним структурным элементом в научной сфере Израиля является Комиссия по планированию и бюджету Совета по высшему образованию [5]. В целом ее деятельность направлена на координацию финансовых вопросов между университетами и госорганами. Однако Комиссия участвует в деятельности форума ТЕЛЕМ, в который входит ряд министерств и ведомств, координирующих свои действия по развитию инновационной инфраструктуры в стране, а также в финансировании некоторых управляемых ВГУ проектов, реализуемых вузами. Таким образом, она имеет непосредственное отношение к формированию устойчивых связей между наукой и прикладными промышленными НИОКР, хотя как отдельная задача такой аспект в деятельности Комиссии не прописан. И это достаточно показательно, что структура, занимающаяся в принципе сугубо вопросами высшего образования, уделяет значительное внимание вопросам создания инновационной системы.
Исследовательские центры вузов, являясь на протяжении десятилетий интегральной частью НТК Израиля, рассматриваются многими специалистами как наиболее перспективные источники успешных продуктов сектора высоких технологий страны. А с точки зрения концепции тройной инновационной спирали [6], именно инновационная деятельность университетов при совмещении с коммерциализацией технологий дает новую парадигму роста экономики в целом. То есть в рамках этой концепции Израиль достаточно эффективно развивается по инновационной модели, поскольку «предпринимательское поведение» структур высшего образования далеко не везде является таковым.
Суть процесса коммерциализации ноу-хау в израильских вузах заключается в следующем:
создается компания (иногда несколько), куда автор предоставляет информацию о проектах. Специалисты проводят оценку научной состоятельности и коммерческого потенциала разработки, лицензируют ее, а затем создают бизнес-модель и схему продвижения будущего продукта. Под него открывается коммерческая структура с представителем деловых кругов, куда компания вкладывает свою интеллектуальную собственность, а бизнес-партнер - инвестиции (рис. 1). Новое предприятие выходит на рынок, и в случае успеха продукции компания платит роялти создателям.
Первоначальный капитал для технологического трансфера предоставляют как филантропические организации (например, специально созданные общества друзей соответствующих научно-исследовательских организаций или другие фонды, дающие гранты на подобную деятельность), так и промышленные и инвестиционные компании. Так как в основном речь идет о проектах на самой начальной стадии, то есть на уровне идеи и первичного ее воплощения, то финансовые затраты на такой трансфер в основном невелики.
Схема, безусловно, может несколько варьироваться, но ее следует считать универсальной для коммерциализации инноваций израильских вузов. Отличительной особенностью созданных в университетах компаний технологического трансфера является то, что они состоят как из ученых, так и специалистов из разных сфер бизнеса (финансы, маркетинг, юриспруденция, стратегическое планирование).
Такая система позволяет решить несколько важных проблем. С одной стороны, разработчикам не надо думать о том, как найти деньги и что вообще делать с изобретением, к тому же сама возможность получения значительного дохода от созданной технологии способствует интенсификации исследований. С другой - инвесторы экономят на временных и финансовых издержках, сопряженных с непростым процессом отбора проектов для инвестирования. Таким образом, одновременно стимулируются и исследовательская работа, и предпринимательская активность игроков на рынке высоких технологий Израиля. Среди наиболее успешных проектов, прошедших через университетские компании трансфера технологий,
2-3 года
10 лет
Рис. 1. Процесс трансфера технологий
НАУЧНО- 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ , ПРЕДПРИЯТИЕ к
можно назвать: помидоры черри, лекарство «Копаксон» (ставшее в итоге мировым бестселлером израильского фарм-гиганта «Teva»), флеш-память, ER-сканер штрихкодов и др.
При этом эксперты отрасли отмечают и определенные проблемы процесса трансфера технологий:
■ коммерциализация не всегда вносит позитивные изменения в исследовательскую деятельность университетов из-за стремления к прикладным работам в ущерб фундаментальным;
■ из-за патентной защиты ограничено распространение полученных результатов;
■ ввиду необходимости получения дополнительной поддержки повышается зависимость науки от государства;
■ возникает риск соблюдения свободы исследовательской деятельности;
■ возможны конфликты интересов и обязательств как институционального, так и личного характера [7].
Все эти проблемы решаются и в самих университетах, и на государственном уровне, особенно в части обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности. В любом случае наиболее правильным было бы ограничить давление последнего, а также рынка на деятельность компаний, занимающихся технологическим трансфером. Вряд ли это стоит делать законодательным путем. Скорей всего речь должна идти о наработке определенной практики взаимодействия этих структур с внешней средой, которая будет основана на ответственном подходе их представителей к самой сути процесса коммерциализации университетских разработок.
К настоящему моменту в Израиле существует 17 компаний трансфера технологий. С 2004 г. по инициативе Американо-из-
раильскои комиссии по науке и технологиям большинство из них объединены в зонтичную структуру «Israel Technology Transfer Network», занимающуюся лоббированием их интересов в различных государственных структурах страны, а также способствующую продвижению их портфельных технологии за ее пределами [8]. Несколько особняком стоит центр трансфера технологии «Rotem», созданный еще в начале 1980-х гг. Его отличие от других подобных компаний в том, что он изначально независим и не привязан ни к вузам, ни к НИИ и самостоятельно ищет научные разработки для после-дующеи их коммерциализации по всей стране [9].
Государство на системном уровне начинает изучать этот феномен, признавая его значительный вклад в развитие инновационной экономики Израиля. Свидетельством этому является решение Центрального статистического бюро организовать специальные статистические исследования, касающиеся трансфера технологий. Первое было проведено в 2010 г. и охватывало только университетские структуры за период 2008-2009 гг. Во второе уже были вовлечены все компании, действующие на этом поле (2010-2011 гг.). Третье прошло в 2014 г. и посвящено их же работе в 2012-2013 гг. [10]. В целом наблюдается позитивная динамика по количеству поданных этими компаниями заявок на получение патентов и защиту прав интеллектуальной собственности как в Израиле, так и за его пределами, наблюдается и рост их доходов. 2012 г., правда, выглядит лучше, чем 2013 г. [10]. Однако это скорее временная тенденция, связанная с общим замедлением темпов экономического роста страны, чем признак начала спада в развитии системы трансфера технологий Израиля.
Для полноценного анализа динамики этого института и прогнозирования будущих трендов пока не хватает статистического материала, поскольку подобные исследования стали проводиться совсем недавно. Представляется, что все же постепенно значение данной системы для страны будет только увеличиваться. НИ
Статья поступила в редакцию 21.08.2015 г.
See: http://innosfera.by/2015/10/ Israeli_technology
Summary
Technology commercialization system is a basic component of each and every innovations based economy. Israel has created one of the most efficient tech transfer system in the world. And now this country is considered to be among world scale high tech leaders. This paper provides an analyses of this system creation process, as well as gives an outlook of its present day functioning. Today all the research entities of Israel (universities, hospital centers and others) have special companies that provide tech transfer assistance services for these respective entities. One of the key outcomes of the conducted research is that close interaction between state and private structures within the tech transfer process is of paramount importance. And private companies play central role and state provides a necessary back up creating relevant financial, legal, expert, and infrastructural instruments.
Литература
1. Марьясис Д.А. Опыт построения экономики инноваций. Пример Израиля.- Москва, ИВ РАН, 2015 г.
2. Электронный ресурс: http://www.science.co.il/ChiefSci.asp.
3. Мендлович Д. Доклад на Форуме главных ученых Израиля в РФ.- Москва, 14.09.2010.
4. Марьясис Д.А. Институт «главных ученых» и опыт Израиля в трансфере технологий. ИБВ. Электронный ресурс: www. iimes.ru.
5. Электронный ресурс: http://che.org.il.
6. Etzkowitz H. The Triple Helix. University-Industry-Government Innovation in Action. Routledge, NewYork, 2008.
7. Messer-Yaron H., Niv Y. Responsible Technology Transfer by Starving Universities//Privatization of Higher Education. Proceedings of International Conference. S. Neaman I nstitute.— Haifa, 2008. Р. 231-232.
8. Электронный ресурс: http://www.ittn.org.il/index.php.
9. Электронный ресурс: http://www.rotemi.co.il.
10. Seker Chevrot Mischor Yeda Be Israel 2012-2013. Hodaa Le Tikshoret ЦСБ Израиля, 30.07.2014.