Научная статья на тему 'Система качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования'

Система качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА / АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EVALUATION OF THE QUALITY OF EDUCATION / ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ / FUNCTIONING OF THE SYSTEM / ASPECTS OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT / QUALITY OF EDUCATION SYSTEM / OBJECTIVES OF THE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглов Виктор Иванович, Горленко Олег Александрович, Можаева Татьяна Петровна

Рассматривается методологический подход к разработке систем качества учреждений высшего и среднего профессионального образования, включающих оценку качества образования, и особенность функционирования системы.A methodological approach to developing the internal system of quality education in institutions of higher and secondary professional education, including assessment of quality of education and feature of the functioning of the system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования»

УДК 378

В.И. Круглов,

Центр развития образования и международной деятельности «Интеробразование» О.А. Горленко, Т.П. Можаева,

Брянский государственный технический университет

Система качества в учреждениях высшего и среднего профессионального образования

Брянский государственный технический университет

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях должны быть разработаны системы качества, обеспечивающие эффективное управление ими и внутреннюю оценку (самооценку) качества образования (обучения и воспитания) и своих выпускников. Однако научно-методическое обеспечение таких систем остается недостаточным. В этой связи в настоящей статье предлагается методо-

логический подход к их созданию в высших и средних специальных учебных заведениях.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, государственным образовательным стандартам и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется об-

разовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Качество образования, как известно, раскрывается в таких понятиях, как качество [1, 2, 3]: абитуриентов, студентов и выпускников; образовательных программ; научно-педагогических кадров; преподавания (учебного процесса, педагогической деятельности); материально-технической базы; электронной информационно-образовательной среды; научных исследований; управления образованием и др.

Внутривузовская систе-

ма оценки качества образования - подсистема общей системы управления (или подсистема системы менеджмента качества [2]) образовательного учреждения, основная функция которой состоит в реализации целенаправленных и скоординированных действий по организации и проведению контроля с целью определения соответствия качества образования установленным требованиям, а также в реализации предупреждающих и корректирующих действий для повышения эффективности образовательных процессов в вузе.

Внутривузовская система оценки качества образования позволяет планомерно осуществлять организационные мероприятия по анализу и объективной

© Круглов В.И., Горленко О.А., Можаева Т.П., 2015

ВИКТОР ИВАНОВИЧ КРУГЛОВ

доктор технических наук, профессор, научный руководитель Центра развития образования и международной деятельности «Интеробразование», заместитель директора Института качества высшего образования Национального исследовательского технологического института «МИСиС». Сфера научных интересов: управление качеством в сфере высшего образования, повышение качества подготовки специалистов, экспертов в образовании, инновационная деятельность. Автор более 150 публикаций

оценке образовательной деятельности всех структурных подразделений образовательного учреждения, получать полную информацию о реализации образовательного процесса и его результатах на всех уровнях, корректировать образовательный процесс с целью повышения качества подготовки обучающихся.

Главной целью внутривузов-ской системы оценки качества образования является мониторинг качества образования в образовательном учреждении и выявление областей улучшения качества образования во всех видах его деятельности.

Основными задачами системы оценки качества образования, как показывает опыт отечественных

ОЛЕГ

АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОРЛЕНКО

доктор технических наук, профессор, начальник управления качеством образования Брянского государственного технического университета. Сфера научных интересов: технологическое управление качеством деталей машин, управление качеством производственных систем, повышение качества подготовки специалистов, инновационная деятельность. Автор более 500 публикаций

образовательных учреждений (Вятская государственная сельскохозяйственная академия, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Ставропольский государственный аграрный университет, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московский новый юридический институт и др), являются:

- анализ качества исполнения руководящих документов в области образования, в том числе локальных актов образовательного учреждения;

- анализ и экспертиза образовательных программ;

- изучение организации, планирования и осуществления об-

разовательного процесса, качества проведения всех видов занятий, обеспеченности всех занятий учебно-методическими разработками, учебной и учебно-методической литературой;

- анализ применяемых технологий обучения, форм и методов учебно-методической работы, в том числе и в целях обобщения и распространения передового опыта;

- оценка кадрового обеспечения образовательного процесса, научно-исследовательской и научно-методической деятельности педагогических работников;

- анализ состояния и использования в образовательном процессе материально-технической базы, а также электронной информационно-образовательной среды;

- оценка качества подготовки обучающихся на основе текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации;

- предоставление обучающимся возможности оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик, а также работы отдельных научно-педагогических (педагогических) работников;

- определение соответствия содержания образовательной программы нормативным требованиям;

- определение соответствия сроков освоения образовательной программы, фондов оценочных средств, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения образовательной программы нормативным требованиям;

- качество итоговой аттестации выпускников, их востребованность;

- удовлетворенность подготовкой со стороны обучающихся, выпускников, а также и работодателей.

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА МОЖАЕВА

кандидат технических наук, доцент, начальник отдела нормативной документации управления качеством образования Брянского государственного технического университета. Сфера научных интересов: повышение качества подготовки специалистов, управление человеческими ресурсами, управление качеством производственных и социально-экономических систем. Автор более 120 публикаций

Рассматривается методологический подход к разработке систем качества учреждений высшего и среднего профессионального образования, включающих оценку качества образования, и особенность функционирования системы.

Ключевые слова: качество образования, система, оценка качества образования, задачи системы, функционирование системы, аспекты оценки качества образовательной деятельности.

A methodological approach to developing the internal system of quality education in institutions of higher and secondary professional education, including assessment of quality of education and feature of the functioning of the system.

Key words: quality of education system, evaluation of the quality of education, objectives of the system, the functioning of the system, aspects of education quality assessment.

flj

Функционирование внутри-вузовской системы оценки качества образования осуществляется в форме различных контрольных мероприятий, которые определяются решениями высших должностных лиц образовательного учреждения (в частности, посредством следующих видов проверок: комплексной, плановой, выборочной и оперативной, а также путем самообследования).

Комплексная проверка предпо-лагаетанализ и оценкудеятельно-сти структурного подразделения образовательного учреждения (института, факультета, кафедры, филиала, колледжа и т.п.) в целом. Этот вид проверки осуществляется один раз в несколько лет. План комплексной проверки структурного подразделения разрабатывается в соответствии с требованиями к качеству образования, содержащимися в нормативных документах по лицензированию и аккредитации, реализуемыми Федеральными государственными образовательными стандартами, а также в документах по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Плановая проверка, как правило, связана с истечением срока полномочий руководителя подразделения.

Выборочная проверка осуществляется с целью анализа и оценивания работы подразделения по отдельным направлениям деятельности.

Оперативная проверка проводится при возникновении несоответствий в образовательной деятельности, в случаях нарушения трудовой дисциплины или отклонений в исполнении нормативных инструкций, приказов и распоряжений руководства образовательного учреждения, а также в случаях, когда необходимо провести анализ работы с недостатками и замечаниями, сделанными в ходе

комплексной и выборочной проверок.

Самообследование проводится структурными подразделениями и оформляется в виде отчетов за учебный год.

Условиями эффективности внутривузовской системы оценки образования являются:

- действенность всех видов контроля, обеспечивающих наличие обратной связи между участниками образовательного процесса;

- возможность оказания адресной помощи в ходе и по результатам всех видов проверок;

- полнота информации в управленческих структурах образовательного учреждения о ходе образовательного процесса и его результатах;

- достоверность результатов контроля, полученных на основе объективных измерительных материалов;

- регулярное самообследование всех видов образовательной деятельности структурными подразделениями образовательного учреждения, позволяющее выявлять динамику роста и совершенствования видов образовательной деятельности.

Процедура осуществления внутривузовской оценки качества образовательной деятельности структурного подразделения университета включает:

- создание комиссии в составе председателя и ответственных за выделенные направления проверки;

- утверждение состава комиссии, плана проверки и графика ее работы;

- деятельность комиссии по анализу работы подразделения по соответствующему плану проверки;

- подготовка аналитической справки по итогам проверки;

- ознакомление руководителя образовательного учреждения с результатами проверки;

- принятие соответствующих решений по результатам деятельности комиссии;

- последующие проверки по реализации принятых решений.

Комиссия, проводящая проверку, как правило, имеет право запрашивать любую необходимую для работы информацию, относящуюся к изучаемому вопросу, проводить контроль знаний обучающихся и их анкетирование,по-сещать учебные занятия, если это предусмотрено планом проверки. В аналитической справке отражаются все разделы, выделенные в плане проверки. К справке могут прилагаться копии документов, удостоверяющие изложенные в материалах проверки факты и подтверждающие правильность выводов комиссии.

Возможные аспекты оценки качества образования:

- результаты единого госэкзамена абитуриентов;

- текущий контроль успеваемости обучающихся;

- государственная итоговая аттестация обучающихся;

- тестирование обучающихся (остаточные знания, входной тест по дисциплине, степень сформи-рованности компетенций);

- анализ итогов прохождения обучающимися практик;

- контрольные посещения учебных занятий представителями ректората и заведующими кафедр;

- взаимные посещения учебных занятий преподавателями;

- анкетирование обучающихся;

- анкетирование преподавателей, работодателей, выпускников;

- организация и планирование образовательного процесса;

- качество проведения всех видов учебных занятий;

- обеспечение обучающихся учебно-методическими комплексами;

- использование технических и программных средств в учебном процессе;

- кадровое обеспечение;

- повышение квалификации педагогических работников;

- анализ образовательных программ и средств обучения;

- анализ состояния ресурсов обучения (оборудование, приборы и установки, программные средства и др.);

- выявление уровня сформи-рованности компетенций обучающихся;

- анализ посещаемости занятий;

- анализ успеваемости;

- анализ организации самостоятельной работы;

- контроль выполнения нормативных показателей;

- анализ качества подготовки обучающихся на основе результатов государственной итоговой аттестации;

- анализ сессий с учетом успеваемости обучающихся;

- анализ деятельности преподавателей, состояние их подготовки и повышения квалификации;

- организация работы старост групп и прикрепленных преподавателей;

- осуществление контроля за проведением практик;

- изучение состояния и использования учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения;

- проведение студенческих олимпиад, конкурсов, конференций;

- анализ уровня подготовки абитуриентов;

- контроль качества образования обучающихся и определение путей его дальнейшего совершенствования;

- контроль качества подготовленности преподавателей к учебным занятиям, их материально-технического обеспечения;

- текущий тестовый контроль знаний;

- контроль посещаемости занятий обучающимися;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контроль усвоения обучающимися знаний, практических умений, навыков и компетенций и их самостоятельной работы;

- оценка качества преподавания учебных дисциплин, преподавателей путем анкетирования обучающихся;

- оценка результата обучения выпускниками, имеющими уже

опыт профессиональной деятельности;

- анализ заключений работодателей по итогам практик обучающихся и работы выпускников.

Организация работ по оценке качества образования заключается в том, что в начале каждого семестра на всех уровнях контроля:

1) разрабатываются и утверждаются планы контроля, которые затем доводятся до контролируемых;

2) проводятся контрольные мероприятия с составлением отчетов;

3) по результатам проверок руководителями контролируемых подразделений составляются планы мероприятий по устранению выявленных несоответствий;

4) результаты проверок рассматриваются на заседаниях соответствующих подразделений образовательного учреждения.

Внедрение внутренней системы качества образования в учреждениях высшего и среднего образования, несомненно, позволит повысить качество подготовки обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горленко О.А., Можаева Т.П. Проектирование и оценивание качества дисциплинарного курса, предназначенного для подготовки бакалавров // Вестник Брянского государственного технического университета. 2011. № 3. С. 140-146.

2. Горленко О.А., Борбаць Н.М., Мирошников В.В. и др. Повышение эффективности деятельности вуза на основе внедрения основных положений стандарта ISO 9001:2015 // Вестник Брянского государственного технического университета. 2015. № 2. С. 147-151.

3. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования / сост. В.В. Азарьева, О.А. Горленко, В.И. Круглов и др. СПб: Изд-во СПб ГЭТУ «ЛЭТИ», 2006. 44 с.

4. Попков В.И., Горленко О.А. Гарантия качества выпускников технических вузов // Качество и жизнь: альм. М., 2011. С. 222-225.

LITERATURA

1. Gorlenko O.A., Mozhaeva T.P. Proektirovanie i ocenivanie kachestva disciplinarnogo kursa, prednaznachennogo dlya podgotovki bakalavrov // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2011. № 3. S. 140-146.

2. Gorlenko O.A., Borbac' N.M., Miroshnikov V.V. i dr. Povyshenie ehffektivnosti deyatel'nosti vuza na osnove vnedreniya osnovnyh polozhenij standarta ISO 9001:2015 // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo

universiteta. 2015. № 2. S. 147-151.

3. Kratkij terminologicheskij slovar' v oblasti upravleniya kachestvom vysshego i srednego professional'nogo obrazovaniya / sost. V.V. Azar'eva, O.A. Gorlenko, V.I. Kruglov i dr. SPb: Izd-vo SPb GEHTU «LEHTI», 2006. 44 s.

4. PopkovV.I., Gorlenko O.A. Garantiya kachestva vypusknikov tekhnicheskih vuzov // Kachestvo i zhizn': al'm. M., 2011. S. 222-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.