Научная статья на тему 'Система изучения книжной культуры в макрорегионе России'

Система изучения книжной культуры в макрорегионе России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шабалина Мария Викторовна

В своей статье автор раскрывает систему изучения книжной культуры в макрорегионах России. Представлен богатый исторический материал по исследованию развития книжной культуры в регионах за счет тесного взаимодействия учреждений высшего образования и академических научно-исследовательских институтов, в том числе в области изучения книги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STUDYING OF BOOK CULTURE IN MACROREGION OF RUSSIA

In article the author opens system of studying of book culture in macroregions of Russia. The rich historical material on research of development of book culture in regions is submitted due to close interaction of establishments of higher education and the academic scientific research institutes, including in the field of studying the book.

Текст научной работы на тему «Система изучения книжной культуры в макрорегионе России»

11.Подписка. Обращение к библиотекам [Электронный ресурс] / [НЭИКОН]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.neicon.ru.

12.Условия подписки [Электронный ресурс] / [НЭИКОН]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.neicon.ru.

13.Информация о доступе к научной электронной библиотеке в 2005 году [Электронный ресурс] / еЫЬгагу РФФИ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.rfbr.ru

14.Условия подписки [Электронный ресурс] / [НЭИКОН]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.neicon.ru.

15.Партнеры и спонсоры [Электронный ресурс] / еиЬгапу РФФИ. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.rfbr.ru

1 б.Обращение [Электронный ресурс] / [НЭИКОН]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.neicon.ru

17.Отчет консорциума НЭИКОН о выполнении этапа работы по теме «Организация информационного обеспечения исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники» в рамках Государственного контракта, подписанного консорциумом НЭИКОН с Федеральным агентством по науке и инновациям в 2006 г. [Электронный ресурс] / [НЭИКОН]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.neicon.ru.

18.Информация о доступе к научной электронной библиотеке в 2005 г. [Электронный ресурс] / eLibrary РФФИ.— Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.rfbr.ru

Статья поступила в редколлегию 17.05.07

УДК 002.2 М.В. Шабалина

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ В МАКРОРЕГИОНЕ РОССИИ

В своей статье автор раскрывает систему изучения книжной культуры в макрорегионах России. Представлен богатый исторический материал по исследованию развития книжной культуры в регионах за счет тесного взаимодействия учреждений высшего образования и академических научно-исследовательских институтов, в том числе в области изучения книги.

Важными факторами развития отечественного книговедения во второй половине XX в. стали рост и быстрое развитие книгопроизводства, количественное увеличение вновь выпускаемых книг, то есть проблемы практики [1]. Отсутствие общей научной базы, объединяющей все направления исследований в области книги и книжного дела, охватывающей весь комплекс вопросов издания, распространения и использования книг в обществе, тормозило решение практических задач. Формирование книговедения как науки имело большое значение для исследований книжной культуры. Вместе с тем, ее изучение как части культуры страны входит в область интересов исторических, филологических наук. Исследования книжной культуры в различных отраслях обществознания характерны и для макрорегиона Сибири и Дальнего Востока.

Идея организации региональных исследований была озвучена еще в конце XIX в. классиком отечественного книговедения Н.М. Лисовским. Ученый разработал конструктивную программу комплексного книговедческого изучения центра и провинций страны. Полагая основной задачей библиографического общества содействие улучшению качества предпринимаемых библиографических работ, его деятельность как методического органа, Н.М. Лисовский стремился искать единомышленников в отдаленных районах страны. Столичное отделение общества он видел координационным центром этой деятельности. Н.М. Лисовский предлагал создавать «местные» библиографические кружки прежде всего в университетских городах, где имеются потребности в библиографической информации, объединять их под эгидой библиографических организаций в более крупных городах. Направления деятельности местных кружков в провинции и столицах должны были совпадать. Книговед справедливо считал, что «... изучить хорошо Кавказ или Сибирь можно только живя в этих странах, петербургским или московским жителям это очень трудно, а иногда и вовсе невозможно» [2].

Исследовательскую программу «библиографических» обществ ученый понимал широко, распространяя ее не только на библиографию в современном понимании, но и на другие отрасли книжного дела. Она включала сбор и изучение местных литературных и библио-

графических материалов, охватывая смежные отрасли деятельности (книгопечатание, книжно-торговое и библиотечное дело и т.п.). Программа ученого не могла быть полностью осуществлена в то время; реально действовавшие книговедческие общества возникли только в столицах.

В 1920-х гг. с проектами организации региональных книговедческих учреждений выступал Н.В. Здобнов. В частности, он выдвигал идею создания Библиологических институтов при классических университетах в провинции (в Перми, Томске) [3]. К сожалению, эти идеи не были реализованы по причине отсутствия необходимой материальной базы.

Региональные центры изучения книги начали формироваться значительно позднее, во второй половине XX в. Благоприятные условия для этого складывались в связи с образованием во второй половине 1950-х гг. в Сибири и на Дальнем Востоке отделений СО АН СССР с центрами в Новосибирске и Владивостоке, а также классических университетов в 1950-х-1970-х гг., вузов культуры и искусств в конце 1960-х—1980-х гг. Многие из них осуществляют свою деятельность по настоящее время, хотя система высшего образования и академической науки во второй половине XX—начале XXI вв. претерпевала постоянные изменения. Специалисты отмечают, что большое значение для развития науки и культуры в Сибири имело создание в г. Новосибирске уникальной на востоке страны Государственной публичной научно-технической библиотеки СО АН СССР [4].

Старейшие классические университеты Сибири основаны в последней четверти XIX — первой четверти XX в.: Томский (1878), Иркутский (1918), Дальневосточный (1920). Во второй половине XX столетия в РСФСР, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, было открыто значительное число новых университетов, в особенности в столицах автономных республик. Первый университет на территории национальных образований Азиатской России возник в Якутске в 1956 г. [5] Следующий всплеск в организации классических вузов произошел в первой половине 70-х гг. В то время они были основаны во многих областных и краевых центрах: Барнауле, Благовещенске, Кемерово, Красноярске, Омске, Тюмени и др. В университетах открывались аспи-

рантуры и ученые советы по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Для Сибири и Дальнего Востока характерно тесное взаимодействие учреждений высшего образования и академических научно-исследовательских институтов, в том числе в области изучения книги. В крупных регионах страны и национальных республиках филиалы и базы Академии наук СССР открывались во второй половине 30-х гг. XX в. Они послужили базой для региональных отделений и научных центров [6]. Необходимость освоения природных богатств восточной части России обусловила реорганизацию сети научных учреждений в этом макрорегионе в послевоенный период, особенно бурное развитие которой началось в 50-х гг. Расширилась за послевоенные годы подготовка кадров научных работников. Этому способствовало открытие аспирантур в Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном филиалах АН СССР [7].

В целях укрепления научных исследований в области естественных и общественных наук в 1957 г. было принято постановление о создании в Новосибирске мощного научного центра — Сибирского отделения АН СССР и, одновременно, классического университета, который готовил бы научные кадры. НГУ был открыт в 1959 г. Было определено и географическое размещение комплексов научно-исследовательских институтов Отделения: в Новосибирске, Иркутске, Владивостоке, Улан-Удэ, Якутске, Красноярске, Магадане, Петропавловске-Камчатском [8].

Большое значение для становления исследований книги имела деятельность институтов комплексного и обществоведческого профиля, как, например, созданного в 1960 г. в Магадане Северо-Восточного комплексного НИИ. Академические учреждения формировались и на территории национальных образований макрорегиона. В Бурятии в 1958 г. был создан комплексный НИИ Сибирского отделения АН СССР, в 1966 г. преобразованный в Бурятский филиал СО АН СССР в составе двух институтов — общественных и естественных наук. В настоящее время Бурятский институт общественных наук действует наряду с Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии; они входят в состав Бурятского научного центра СО РАН. В 1960-х гг. были открыты Горно-Алтайский, Тувинский, Xакасский научно-исследовательские институты языка, литературы и истории [9].

В начале 1990-х гг. в Сибири возникали новые исследовательские учреждения обществоведческого профиля, не принадлежащие академическому ведомству, в сферу научных интересов которых вошли проблемы книжной культуры. Среди них можно назвать Сибирский филиал Российского института культурологии (СФ РИК), ориентированный на координацию исследования культуры в сибирском регионе.

В рамках вузовской и академической науки во второй половине XX—начале XXI вв. книжную культуру изучали представители истории и филологии. К учебно-научным учреждениям, в которых эта тема рассматривается с позиций книговедения, принадлежат вузы культуры и искусств. Они начали открываться в макрорегионе в 1960-1970-е гг. в результате развития и расширения российской высшей школы книговедения. Первым в Сибири и на Дальнем Востоке и третьим в России после Ленинградского и Московского библиотечных институтов стал Восточно-Сибирский библиотечный институт (1960 г.) [10].

Преподавательский состав кафедр библиотечных факультетов вузов Барнаула, Кемерово, Улан-Удэ, Xаба-ровска комплектовался за счет распределения специалистов, окончивших аспирантуру ЛБИ (ЛГИК) и МБИ (МГИК). С 1970-х гг. складывалась практика преемственности, когда выпускники первого вуза культуры

Азиатской России заканчивали аспирантуру, защищали диссертации в Москве и Ленинграде и пополняли педагогический состав самого ВСГБИ — ВСГИК — ВСГАКИ, открывавшихся позднее региональных вузов (например, в Xабаровске). Высшее библиотечно-библиографическое образование в настоящее время обеспечивают институты (академии, университеты) культуры и искусств в Тюмени, Барнауле, Кемерово, Улан-Удэ, Xа-баровске, а также кафедра библиотековедения и библиографоведения филологического факультета Омского государственного университета, Институт культуры и искусств Томского государственного университета.

Изучение образцов книжной культуры в вузах способствует развитию интереса будущих специалистов к исследованию книги и связанных с нею явлений. Наличие в государственных образовательных стандартах, в том числе в новом стандарте специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность», национально-регионального (вузовского) компонента обусловливает востребованность и распространенность в профессиональной среде знаний, накопленных в области изучения местной книжной культуры. С другой стороны, сам механизм деятельности вузов как научно-образовательных учреждений предопределяет не только необходимость обеспечения учебного процесса, но и ведения НИР, повышения квалификации педагогических кадров.

Центральная роль в подготовке и защите кандидатских диссертаций историко-книжной тематики преподавателей вузов культуры в Сибири и на Дальнем Востоке принадлежит ГПНТБ СО РАН. Многие сотрудники ее научно-исследовательских отделений являются педагогами филиала Кемеровского ГУКИ, действующего на базе Библиотеки. Региональные вузы культуры привлекают их к чтению лекций для студентов, консультированию преподавателей по вопросам аспирантуры и соискательства.

Информационная база исследований книжной культуры в Сибири и на Дальнем Востоке складывалась благодаря деятельности крупнейших научных библиотек: универсальных (областных, краевых, республиканских), специальных — входящих в структуры классических вузов, краеведческих музеев, и других. Почти все они ведут отсчет деятельности с XIX - первой трети XX в. (Камчатская ОУНБ— с 1828 г., Томская ОУНБ— с 1830 г., Научная библиотека ТГУ — с 1888 г., Научная библиотека ИГУ — с 1918 г., и т.д.).

Исследования в библиотеках зарождались под влиянием преобразований их структуры и статуса, в длительном процессе формирования фондов и были обусловлены соответствующими социальными, научными потребностями. Современные центральные региональные библиотеки менялись в соответствии с территориально-административными реформами. Звание краевых (областных) они приобрели во второй половине 1930х гг., позднее выходя на уровень универсальных и научных; центральным республиканским библиотекам в начале 1990-х гг. был возвращен статус национальных. Необходимость соответствия новому положению сказывалась на интенсивности организации и ведения НИР. Закономерно интересы библиотек были направлены на изучение хранимых ими редких и ценных фондов, чья уникальность определяется не только библиографической редкостью, древностью и т.п., но и информационной ценностью с точки зрения регионоведческих (краеведческих) аспектов анализа вопросов книжной культуры.

Эти редкие фонды создавались, как правило, на базе дарственных частных коллекций или общедоступных публичных библиотек, а также национализированных в 1920-е гг. книжных собраний. Областные (краевые, республиканские) библиотеки, выполняя функции депо-

зитариев, традиционно накапливают самые полные коллекции местной печати, отражающие уровень книжной культуры региона. Можно привести в пример «Тюмен-цевские сборники» (коллекцию «малых форм» в Научной библиотеке ТГУ). Библиотеки хранят собрания деятелей культуры, имеющие не только локальную, но и российскую, международную значимость (например, коллекции Г.С. Батенькова в НБ ТГУ, Г.В. Юдина в ГУНБ Красноярского края), личные библиотеки ученых (книги, принадлежавшие З.А. Рагозиной, в НБ ТГУ и др.). В отношении региональной книжной культуры изучение редкой и рукописной книги приобретает краеведческое (регионоведческое) содержание, что ведет к постоянному пополнению этих фондов в библиотеках. Важным критерием отбора книг становится их культурная значимость на местном уровне (с точки зрения авторства, тематики, тиража, базы и качества полиграфического и издательского оформления, бывших владельцев и пр.).

Деятельность, связанная с введением фондов библиотек в научный оборот, обеспечением широкого доступа к ним и формированием справочно-поискового аппарата, их изучением и последующей апробацией результатов исследования в профессиональной среде, разворачивалась постепенно на протяжении длительного времени. Укрепление статуса библиотек сопровождалось структурными преобразованиями, организацией специализированных отделов, ориентированных не только на обслуживание читателей, но и на исследовательскую работу в области книжной культуры.

Одно из первых в Сибири и на Дальнем Востоке подразделений такого рода — отдел редких книг — было создано при Красноярской краевой научной библиотеке (1977 г.) [11]. В 1980-х гг. происходило массовое открытие подобных секторов, отделов редкой книги, книговедения, краеведения, научно-исследовательской работы. Среди инициаторов создания библиотечных подразделений, содействовавших введению редких фондов в научный оборот и внесших значительный вклад в исследование книжной культуры, можно назвать имена

Н.Д. Игумновой (НБ ИГУ), Г.И. Колосовой (НБ ТГУ), Ф.М. Полищук (ИОГУНБ), А.Б. Шиндиной (ГУНБ Красноярского края) и др. Формирование отделов продолжается до сих пор, происходит усложнение структуры уже существующих.

Организационные аспекты научно-исследовательской работы библиотек проявляются в повышении квалификации кадров через аспирантуру, соискательство в ГПНТБ СО РАН, классических вузах, вузах культуры, академических НИИ; проведении конференций, и т.д. Редкие фонды оцениваются библиотеками как документальные источники; изучаются документы с различной материальной основой (книги, аудио- и видеозаписи), отражающие историческое наследие региона. Закладываются перспективы перевода книжных памятников на электронные носители. К настоящему времени библиотеки Сибири и Дальнего Востока освоили ряд направлений НИР, ранее бывших прерогативой федеральных библиотек.

Ведущие позиции в создании источниковой базы и собственно в исследовании книжной культуры занимают научные библиотеки ТГУ, ИГУ, НГОУНБ, ИОГУНБ. Они демонстрируют определенный уровень и результаты изучения коллекций и отдельных книг, апробированные в статьях в сборниках научных трудов, профессиональных журналах, описаниях и каталогах коллекций. Воссоздание репертуара осуществляется библиографами-практиками, представителями высшей школы и академической науки, в чью сферу интересов входит исследование книги.

Накопленные библиотеками материалы позволяют не только изучать, но и повышать уровень местной книжной культуры. Библиотеки способствуют разви-

тию книжных связей на внутри-, межрегиональном, международном уровне, поскольку история их комплектования нередко связана с миграцией фондов. (Речь идет, например, о библиотеке КВЗ, о создании библиотеки ТГУ на основе фондов Императорской публичной библиотеки, о личных коллекциях эмигрантов в дальневосточных библиотеках). Благодаря этому обстоятельству образуются темы, вокруг изучения которых могла бы объединяться исследовательская деятельность различных библиотек (например, фонды КВЗ, коллекции П.И. Макушина, Г.В. Юдина).

В Сибири и на Дальнем Востоке научные библиотеки, обладающие редкими книжными фондами, также существовали и существуют при музеях (например, при Тобольском историко-архитектурном музее, Омском музее изобразительных искусств, Алтайском краеведческом музее и др.). Музейные библиотеки и отделы фондохранения сближаются по своим функциям с отделами редкой книги центральных региональных библиотек. В то же время, специфика музееведческих исследований состоит в том, что книги рассматриваются в них прежде всего как предметы материальной культуры. В музеях хранятся и «докнижные» культурные памятники (образцы наскальной живописи, письмена на камне). Потенциал их исследования возрастает в контексте широкого понимания книги, позволяя расценивать музеи как потенциальных партнеров библиотек в изучении вопросов книжной культуры.

По замечанию авторов «Очерков истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока» [12], год от года этим вопросам посвящается все больше публикаций. Они полагают, что данное явление — следствие систематического изучения истории книги представителями различных республик, краев и областей Сибири и Дальнего Востока. При этом, если классические и педагогические вузы, вузы культуры самостоятельны в организации НИР, то научные библиотеки (особенно в тех регионах, где нет вузов, НИИ, или где они не ведут активных исследований книжной культуры) нуждаются в патронировании. Под влиянием научной и организационной деятельности ГПНТБ СО РАН очагами изучения книжной культуры со второй половины 1990-х гг. становятся Красноярск, Кызыл, Магадан, Якутск. Исследование книжной культуры велось там и ранее, но, как правило, по инициативе отдельных специалистов; теперь же складываются авторские коллективы под эгидой центральных региональных библиотек.

Проводимые ими конференции, как и научные публикации, свидетельствуют о возрастании интереса к проблемам книжной культуры малых народов Сибири и Дальнего Востока. Данная тема до 90-х гг. XX в. отражалась, преимущественно, в работах фактографического, описательного характера. В связи с этим большое значение имел подготовленный ГПНТБ СО АН СССР сборник научных трудов, посвященный книжной культуре автономных республик, областей и округов Сибири и Дальнего Востока (1990). За ним последовали сборники о книжной культуре Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия. В 1990-х гг. ГПНТБ СО РАН инициировала подготовку кандидатских диссертаций, в которых рассматривалось книжное дело (отрасли книжного дела) на территории национальных образований: Республики Тыва (М.С. Маадыр), Республики Саха (Якутия) (Г.Ф. Леверьева, С.В. Максимова), Республики Бурятия (Т.Л. Одорова). Диссертации по истории книжной культуры коренных народов выполняются и защищаются также в академических НИИ национальных республик.

В настоящее время можно говорить о продолжающемся подъеме исследования книги народов Сибири и Дальнего Востока. Вероятно, интерес к данной теме не угаснет, поскольку он поддерживается во многом за счет

углубления интереса и активизации деятельности самих представителей коренного населения.

Исследования крупнейших территорий Сибири и Дальнего Востока открыли возможности детализации географических параметров изучения. Во второй половине 90-х гг. XX—начале XXI в. активизировался выпуск специализированных периодических книговедческих изданий. До этого времени они выходили эпизодически (можно привести в пример шесть номеров газеты «Сибирская книга» в 1993 г.). Инициаторами их выпуска в настоящее время являются научные библиотеки. Во второй половине 1990-х гг. начали публиковаться специализированные журналы, посвященные в том числе проблемам книжной культуры, с преобладанием материалов по библиографии и библиотечному делу: во Владивостоке — «Печатный двор: Дальний Восток России» (учредители Совет ректоров вузов Дальнего Востока, Приморская государственная публичная библиотека), «Власть книги: научно-информационный альманах» (ДВГУ, в том числе его Научная библиотека); Иркутске — «Библиотечный вестник Прибайкалья» — «преемник» журнала «Иркутский библиотекарь» второй половины 1920-х гг., ИОГУНБ; Кемерово - «Библиотечная жизнь Кузбасса», ГУНБ Кемеровской области; Красноярске — «Библиотечная жизнь Красноярья», ГУНБ Красноярского края; Xабаровске — «Вестник ДВГНБ», Якутске — «Вестник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)» и др. Каналы распространения и авторский контингент этих журналов отражают научные связи в области исследования истории и современной практики книжной культуры.

Информация по проблемам книжной культуры представлена также на интернет-сайтах крупных научных библиотек. В содержании сайтов пока преобладают «представительские» данные. Ресурсы библиотек раскрыты в незначительной степени, чаще всего в виде библиографической информации, что, несомненно, следует считать достижением первоначального периода освоения Интернета.

По критерию насыщенности сведениями по вопросам книжной культуры можно выделить три группы сайтов. К первой — относятся сайты, дающие минимум такой информации. В основном, они отражают характеристику редких фондов, коллекций, имеющихся в библиотеке.

Для второй группы сайтов характерно более детальное освещение НИР библиотеки: приводятся сведения о планируемых и проведенных конференциях, публикациях, перспективных проектах изучения книжных коллекций, прилагаются библиографические списки ее

публикаций по истории книжной культуры. Дается описание справочно-поискового аппарата: традиционных карточных каталогов и картотек, реже — печатных каталогов и описаний коллекций. Пока информация о результатах НИР, к сожалению, ограничена общими справочными данными той или иной степени подробности. Представлены сведения о планах, перспективных программах библиотеки, а вот научные результаты (сборники научных трудов, каталоги редких книг) в Интернете не демонстрируются. К этой категории относятся, например, сайты Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), Камчатской областной библиотеки.

К третьей группе принадлежат сайты, которые, помимо вышеизложенных данных, размещают полные тексты документов: научные статьи, монографии. Позитивные примеры дают ИОГУНБ, ДВГНБ, НБ ИГУ и др.

Электронные каталоги позволяют составить объективное мнение об информационном потенциале библиотеки. К сожалению, они отражают, в основном, фонды новых поступлений (за 1990-е гг.). Библиографические сведения о редких и рукописных книгах не всегда доступны (за исключением сайтов ГПНТБ СО РАН и НГОУНБ).

Вероятно, повышению информативности сайтов региональных библиотек в будущем может способствовать пополнение библиотечных кадров выпускниками вузов культуры Сибири и Дальнего Востока, обученными по новым государственным образовательным стандартам «Библиотечно-информационная деятельность» и «Прикладная информатика». В этих стандартах значительное место отведено освоению студентами автоматизированных информационных ресурсов.

Таким образом, формирование «культурных гнезд» в восточной части России способствовало появлению специалистов, заинтересованных в изучении книжной культуры периферии. На ее территории проявились центробежные и центростремительные тенденции развития книговедческих исследований, характерные и для России в целом. Доказательством этому служит практика проведения в Сибири и на Дальнем Востоке во второй половине XX—начале XXI в. научных конференций, публикации монографий, защиты диссертаций в области науки о книге и книжном деле. В схему организационной структуры исследования книжной культуры входят НИИ (в основном находящиеся в академическом подчинении), учреждения системы высшего профессионального образования, центральные библиотеки субъектов РФ, библиотеки классических вузов и др.

Библиографический список

1.Абдулин, Р. Г. Краткий очерк жизни и деятельности [Н. М. Сикорского] / Р. Г. Абдулин, Е. Л. Немировский // Николай Михайлович Сикорский : биобиблиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. — М., 1979. — С. 3-25.

2.Цит. по: Рейсер, С. А. Хрестоматия по русской библиографии с XI века по 1917 г.: учеб. пособие для студентов библ. ин-тов / С. А. Рейсер; М-во культуры РСФСР, Управление учеб. заведений. — М.: Гос. изд-во культ.-просвет. лит., 1956. — С. 290.

3.Здобнов, Н. В. Об организации Библиологического института при Историко-филологическом факультете Пермского Государственного Университета; Задачи и организация Библиологического Института [в г. Томске], 16 мая 1920 г.: [автограф] // Архив Н. В. Здобнова / БАН. Ф. 1. Оп. 1. Ед хр. 38. 5 лл. (с об.).

4.История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т.5. Сибирь в период завершения строительства социализма и

перехода к коммунизму / Акад. наук СССР, Отд-ние истории АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии;

гл. ред. А. П. Окладников, В. И. Шунков. — Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1969. — 452 с.

5.То же; Аврус, А. И. История российских университетов: очерки / А. И. Аврус. — М., 2001. — 96 с.

6.Осипов, Ю. С. Академия наук в истории Российского государства / Ю. С. Осипов. — М.: Наука, 1999.— 256 с.

7.История Сибири с древнейших времен до наших дней. В 5 т. Т.5. Сибирь в период завершения строительства социализма и

перехода к коммунизму... — Л., 1969. — 452 с.

8, 9. То же.

10.Пшеничникова, Р. И. ВСГАКИ как центр формирования единого и многомерного культурно-образовательного и информационного пространства Восточной Сибири / Р. И. Пшеничникова // Взгляд сквозь годы : сб. воспоминаний: к 40-летию библ. фак.

ВСГАКИ. — Улан-Удэ, 2000. — С. 5-14.

11 .Красноярская краевая универсальная научная библиотека [Электронный ресурс]. — Электрон. дан.— Режим доступа: http: / /www.knb.kts.ru.

12.Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Т. 1. Конец XVIII — середина 90-х годов XIX века / Г ос. публ. науч.-техн. б-ка Рос. акад. наук; отв. ред. В. Н. Волкова. — Новосибирск: [РИО ГПНТБ СО РАН], 2000. — 316 с.

Статья поступила в редколлегию 17.05.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.