Научная статья на тему 'Система источников таможенного права Европейского союза на современном этапе'

Система источников таможенного права Европейского союза на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3082
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС СОЮЗА / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМА / ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ / ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР / ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИСТОЧНИКИ ПЕРВИЧНОГО ПРАВА / АКТЫ ВТОРИЧНОГО ПРАВА / "МЯГКОЕ ПРАВО" / РЕГЛАМЕНТ / ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО / UNION CUSTOMS CODE / CUSTOMS LEGISLATION / REFORM OF THE EUROPEAN COMMISSION / LISBON TREATY / CUSTOMS RELATIONS / SOURCES OF PRIMARY LAW / THE ACTS OF SECONDARY RIGHTS "SOFT LAW" / RULES / CUSTOMS LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Романова Марина Евгеньевна

В статье рассматривается эволюция системы источников таможенного права Европейского Союза, значительное внимание уделено предпосылкам и причинам осуществления реформы таможенного законодательства ЕС, в частности с учетом принятия Лиссабонского договора 2007 года и Таможенного кодекса Союза. Рассматриваются нормы первичного права ЕС, имеющие наибольшее значение в сфере таможенного регулирования. Также проводится анализ роли актов вторичного права в системе источников таможенного права ЕС. Особое внимание уделено роли и развитию кодифицированных актов в таможенном праве ЕС, как непосредственно Таможенного кодекса, так и актов принятых в его развитие. Детально изучается феномен невступления в силу уже принятого Модернизированного таможенного кодекса Сообщества. Исследуются особенности и роль актов «мягкого права», международных договоров в таможенной сфере. В статье уделено внимание и месту судебного прецедента в в таможенном праве Европейского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EU SYSTEM OF CUSTOMS LAW SOURCES AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the evolution of the sources of the customs law of the European Union, much attention is paid to the background and reasons of the reform of EU customs legislation, in particular in view of the adoption of the Lisbon Treaty of 2007 and the Customs Code of the Union. We consider the rules of primary EU law, have the greatest significance in the sphere of customs regulation. Also, an analysis of the role of secondary law in the system of sources of EU customs law. Particular attention is paid to the role and development of codified acts in EU customs law, either directly of the Customs Code, and the regulations adopted in its development. Detailed study of the phenomenon of non-entry into force have already adopted the modernized Community Customs Code. The features and the role of acts of "soft law", international treaties in the field of customs. The paper paid attention to the place of judicial precedent in the customs law of the European Union.

Текст научной работы на тему «Система источников таможенного права Европейского союза на современном этапе»

М. Е. Романова*

Система источников таможенного права Европейского Союза на современном этапе

Аннотация. В статье рассматривается эволюция системы источников таможенного права Европейского Союза, значительное внимание уделено предпосылкам и причинам осуществления реформы таможенного законодательства ЕС, в частности с учетом принятия Лиссабонского договора 2007 года и Таможенного кодекса Союза. Рассматриваются нормы первичного права ЕС, имеющие наибольшее значение в сфере таможенного регулирования.

Также проводится анализ роли актов вторичного права в системе источников таможенного права ЕС. Особое внимание уделено роли и развитию кодифицированных актов в таможенном праве ЕС, как непосредственно Таможенного кодекса, так и актов принятых в его развитие. Детально изучается феномен невступления в силу уже принятого Модернизированного таможенного кодекса Сообщества. Исследуются особенности и роль актов «мягкого права», международных договоров в таможенной сфере.

В статье уделено внимание и месту судебного прецедента в в таможенном праве Европейского Союза.

Ключевые слова: Таможенный кодекс Союза, таможенное законодательство, реформа, Европейская Комиссия, Лиссабонский договор, таможенные правоотношения, источники первичного права, акты вторичного права, «мягкое право», регламент, таможенное право.

001: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.234-242

В настоящее время система источников таможенного права Европейского Союза (далее — ЕС, Союз) находится в стадии реформирования с учетом вступления в силу 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора, изменяющего Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества (далее — Лиссабонский договор), и 1 мая 2016 года Таможенного кодекса Союза (ТКС). Принятие данных актов обусловило целый ряд концептуальных изменений, которые уже произошли и планируются в будущем.

В соответствии со статьей 3 Договора о функционировании ЕС1 таможенный союз относится к исключительной компетенции Союза, на сегодняшний день законодательством государств-членов ЕС регулируются фактически только статус национальных таможенных органов и внутренний регламент их работы.

Говоря об источниках таможенного права ЕС, их, как и источники права ЕС в целом, возможно классифицировать следующим образом:

1) источники первичного права;

2) источники вторичного права;

3) судебная практика Суда ЕС2.

1 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Official Journal of the European Union, С 326, 26.10.2012. P. 1.

2 Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Право Европейского Союза : учебник для бакалавров : в 2 т. / под ред. С.Ю. Кашкина. М. : Юрайт, 2013. Т. 1. Общая часть. С. 134—135.

© Романова М. Е., 2017

* Романова Марина Евгеньевна — аспирантка кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) marina_romanowa@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Анализируя источники первичного права в

целом необходимо отметить, что после принятия Лиссабонского договора современный ЕС имеет более простую и логичную систему учредительных документов:

1) краткий основополагающий договор, содержащий, главным образом, общие принципы устройства Союза: Договор о Европейском Союзе 1992 года (Маастрихтский договор в редакции Лиссабонского договора 2007 года);

2) более подробный детализирующего характера Договора о функционировании ЕС 1957 года (Римский договор 1957 года в редакции Лиссабонского договора 2007 года).

При анализе положений данных актов обращают на себя внимание следующие нормы, которые обеспечивают функционирование таможенного союза как части внутреннего рынка ЕС:

— ст. 3 (3) Договора о ЕС, закрепляющую, что Союз создает внутренний рынок;

— ст. 4 (3) Договора о ЕС о сотрудничестве ЕС и государств-членов при выполнении задач, вытекающих из Договоров, а также о том, что государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его задач и воздерживаются от любых мер, способных поставить под угрозу достижение его целей;

— ст. 5 Договора о ЕС, а также Протокол № 2 к Договору о функционировании ЕС о принципах субсидиарности и пропорциональности и их применении;

— ст. 4 Договора о функционировании ЕС, определяющую совместную компетенцию Союза и государств-членов в отношении внутреннего рынка;

— ст. 26 и 27 Договора о функционировании ЕС, где дается определение понятия внутреннего рынка и предусматривается возможность исключений из механизма его регулирования;

— ст. 28 Договора о функционировании ЕС, где закреплено, что Союз включает в себя таможенный союз, который распространяется на весь товарооборот;

— ст. 114 и 115 Договора о функционировании ЕС о механизме сближения законодательных и административных положений государств-членов, влияющих на формирование и функционирование внутреннего рынка;

— ст. 116 Договора о функционировании ЕС об устранении нарушений (искажений) конкуренции на внутреннем рынке, вызываемых различиями, существующими между законодательными и административными положениями государств-членов;

— Протокол № 27 к Договору о функционировании ЕС о внутреннем рынке и конкуренции;

— ст. 119 (1) Договора о функционировании ЕС закреплено: экономическая политика, установление которой относится к деятельности государств-членов и Союза, основана на тесной координации экономической политики государств-членов, внутреннем рынке и определении общих целей. Она должна проводиться при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, в том числе регламенты, директивы, решения и иные акты институтов ЕС, а также соглашения, заключенные в рамках ЕС его государствами-членами, и иные международные соглашения ЕС.

Ключевую роль среди источников вторичного права в таможенном регулировании ЕС играют регламенты, поскольку вопросы таможенного союза отнесены к исключительной компетенции Союза, а именно регламенты, в отличие от других видов актов вторичного права, обладают актами прямого действия и не требуют дальнейшей имплементации в национальное право государств-членов ЕС.

В настоящее время основными регламентами в таможенном праве ЕС являются:

регламент ЕС № 952/2013 от 9 октября 2013 года об утверждении ТКС3;

делегированный регламент Европейской комиссии № 2015/2446 от 28 июля 2015 года об утверждении Делегированного акта ТКС4,

3 Regulation (EU) № 952/2013 of the European Parliament and of the Council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code (recast), Official Journal of the European Union from 10.10.2013, L 269, p. 1—101.

4 Commission Delegated Regulation (EU) 2015/2446 of 28 July 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards detailed rules concerning certain provisions of the Union Customs Code, OJ L 343, 29.12.2015, p. 1—557/

имплементационный регламент Европейской комиссии № 2015/2447 от 24 ноября 2015 года об утверждении Имплементационного акта ТКС5;

делегированный регламент Европейской комиссии № 2016/341 от 17 декабря 2015 года об утверждении Переходного делегированного акта ТКС6.

Все четыре вышеуказанных акта вступили в силу 1 мая 2016 года в результате одного из этапов реформы таможенного законодательства ЕС. Вопрос о необходимости пересмотра действовавшего с 1 января 1994 года Таможенного кодекса (далее — ТК) Сообщества7 и всей действующей совместно с ним системы правовых актов был впервые поднят в начале 2000-х годов, когда в Европейском Союзе появилось понимание необходимости глубокой структурной перестройки и принятия нового таможенного кодекса с учетом изменяющихся реалий внешнеэкономической деятельности.

В результате было принято решение о разработке проекта Модернизированного таможенного кодекса Сообщества (МТК), который и был утвержден 23 апреля 2008 г. регламентом № 45 0/20 088.

В целом он был направлен на адаптацию таможенного законодательства в целях подготовки, а также управления электронной средой для таможни и торговли. Таким образом, была предпринята попытка глобального пересмотра таможенных правил для их упрощения и более четкого структурирования.

МТК вступил в силу 24 июня 2008 г., но так и не применялся. Он должен был применяться с момента вступления в силу имплементацион-

ных положений (акта, разъясняющего реализацию МТК), но не позднее 24 июня 2013 г.

Следующие причины привели к подготовке предложения о переработке Регламента (ЕС) № 450/2008 до начала его применения.

1. Необходимость разработки и доработки электронных систем. Реализация большей части предусмотренных в МТК процедур основывалась на определении и разработке Европейской Комиссией, национальными таможенными администрациями и экономическими операторами9 широкого спектра электронных систем. В процессе разработки имплементаци-онных положений стало очевидным, что только очень ограниченное количество или даже ни одна таможенная информационная система не могла начать функционировать с июня 2013 г.

2. Трансформация полномочий институтов ЕС в соответствии с Лиссабонским договором.

Новой задачей, которая появилась после принятия МТК и связана со вступлением в силу Лиссабонского договора, стало обязательство, взятое Европейской Комиссией, по подготовке изменений во всех основные акты для приведения их в соответствие с новыми положениями Лиссабонского договора о делегировании полномочий и получении полномочий по реализации.

Данные причины повлияли на разрабатываемые имплементационные положения МТК, которые должны были быть разделены между делегированными актами и имплеметацион-

5 Commission Implementing Regulation (EU) 2015/2447 of 24 November 2015 laying down detailed rules for implementing certain provisions of Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council laying down the Union Customs Code, OJ L 343, 29.12.2015, p. 558—893.

6 Commission Delegated Regulation (EU) 2016/341 of 17 December 2015 supplementing Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council as regards transitional rules for certain provisions of the Union Customs Code where the relevant electronic systems are not yet operational and amending Delegated Regulation (EU) 2015/2446, OJ L 69, 15.3.2016, p. 1—313.

7 Council Regulation (EEC) № 2913/92 of 12 October 1992 establishing the Community Customs Code.OJ L 302, 19.10.1992, p. 1.

8 Regulation (EC) No 450/2008 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 laying down the Community Customs Code (Modernised Customs Code), Official Journal of the European Union from 04.06.2008, L 145, p. 1—64.

9 Экономический оператор — применяемое в Европейском Союзе наименование организаций, занимающихся коммерческой деятельностью.

ными актами в соответствии с новым распределением полномочий согласно статьям 290 и 291 Договора о функционировании Европейского союза10 и Регламенту Европейского Парламента и Совета № 182/2011 от 16 февраля 2011 г.11, устанавливающему правила и общие принципы в отношении механизмов контроля государствами-членами осуществления Евро-комиссией имплементационных полномочий. Более того, было принято решение, что Таможенный кодекс «Сообщества» (МТК) должен быть переименован в Таможенный кодекс «Союза» (ТКС).

3. Изменения в практике внешнеэкономической деятельности

Совместная работа экспертов государств-членов и представителей торговых кругов ЕС над имплементационными положениями также выявила необходимость корректировки некоторых норм в МТК, которые больше не соответствовали изменениям, произошедшим с 2008 г. в таможенном законодательстве или выявленным на практике и в других отраслях права ЕС.

Таким образом, вступление в силу МТК было отменено, и 20 февраля 2012 года Европейская комиссия объявила о начале работы над ТКС. Данная работа завершилась осенью 2013 г. с принятием институтами Европейского союза Регламента ЕС № 952/2013 от 9 октября 2013 года об утверждении ТКС12.

Если говорить о принципиальных новациях ТКС в сравнении с действовавшим до этого ТК Сообщества, то можно выделить следующие.

1. Представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме в качестве основного механизма.

2. Обеспечение обмена информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме.

3. Введение концепции «централизованного оформления», в рамках которой отдельные категории лиц будут иметь возможность декларировать товары в электронной форме по месту своего нахождения, вне зависимости от того, через какое государство-член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве-члене ЕС они были использованы.

4. Развитие концепций «одного окна» и «одной остановки».

В рамках концепции «одного окна» заинтересованные лица будут представлять информацию о товарах только в один орган, даже если представленная информация должна быть представлена в несколько компетентных органов.

В рамках концепции «одной остановки» контрольные операции, осуществляемые всеми компетентными органами в отношении товаров, будут совершаться в одно время и в одном месте.

Все перечисленные ключевые новации уже содержались в невступившем в силу МТК, и можно отметить, что ТКС сохранил его основные цели и новации, при этом добавив несколько нововведений. В частности, ТКС дополнил таможенное законодательство общими критериями в отношении лиц, претендующих на статус таможенных представителей в иных, помимо страны резидентства, государствах-членах ЕС.

При этом учтя опыт неудачи с вступлением в силу МТК, ТКС, во-первых, содержит значительное число норм, направленных на создание необходимых условий для его реализации, в частности, в отношении электронных систем, а во-вторых, содержит положения о возможности переходного периода для внедрения требующихся электронных систем, с учетом их сложности и капиталоемкости. Предельный

10 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. — Official Journal of the European Union, С 326, 26.10.2012 — P. 1.

11 Regulation (EU) No 182/2011 of the European Parliament and of the Council of 16 February 2011 laying down the rules and general principles concerning mechanisms for control by Member States of the Commission's exercise of implementing powers, — Official Journal of the European Union, L 55, 28.02.2011, P. 13—18.

12 Regulation (EU) № 952/2013 of the European Parliament and of the Council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code (recast). Official Journal of the European Union, L 269, 10.10.2013. P. 1—101.

срок такого переходного периода — 31 декабря 2020 года. Данные положения создают определенную «подушку безопасности», требующуюся для максимально плавного и гибкого вступления в силу данного акта.

В то же время ряд регламентов в таможенной сфере не был затронут реформационными процессами, связанными с принятием ТКС. В частности регламент Совета № 2658/87 о тарифной и статистической номенклатуре и об Общем таможенном тарифе13 и регламент Комиссии (ЕЕС) № 918/83 от 28 марта 1983 года, устанавливающий систему освобождения от таможенных пошлин14.

Определенная роль в таможенном праве ЕС отводится также директивам, которые активно используются в целях гармонизации национального законодательства в области регулирования товарооборота в ЕС. В основном их значимость можно отметить в смежных отраслях, где одновременно важны и положения источников таможенного права ЕС, и других отраслей права Союза (в частности, в сфере косвенного налогообложения директивы).

Кроме того, ряд директив по отдельным вопросам в таможенной сфере было принято до вступления в силу Таможенного кодекса Сообщества и с учетом своей специфичности действуют как отдельные акты до сих пор. Например, директива Комиссии ЕС от 6 сентября 1979 года № 79/802/ЕЕС о товарах, предназначенных для внутренней переработки, если они ввезены для внутреннего обращения и в

отношении которых возможно использование льготных тарифных соглашений по причине их конечного использования15.

Еще одну группу источников таможенного права ЕС образуют решения. Авторы, занимающиеся исследованиями юридической природы, характера, а также основных признаков данного источника вторичного права, отличающего его от других источников, отводят решениями в иерархии подобного рода актов Евросоюза третье место, в зависимости от их юридической и социальной значимости в жизни европейского сообщества16. Поскольку в соответствии со статьей 297 Договора о функционировании Европейского Союза17они представляют собой акты индивидуального, а не общего характера, то их значимость среди иных источников обязательного характера наименьшая, однако есть ряд случаев, когда решения играют существенную роль в развитии таможенного законодательства ЕС.

Следует отметить, что еще в 1963 г. решением Комиссии ЕС была принята генеральная программа по унификации таможенного права, которая в качестве одной из задач видела подготовку свода таможенного законодательства18. Позднее в форме решений принимались программы развития ЕС в таможенной сфере19, а действующая программа до 2020 года утверждена регламентом.

Помимо правовых актов, имеющих обязательную юридическую силу, к числу источников таможенного права ЕС можно отнести и так называемые акты «мягкого» права. Необ-

13 Council Regulation (EEC) No 2658/87 of 23 July 1987 on the tariff and statistical nomenclature and on the Common Customs Tariff, Official Journal of the European Union, L 256, 07.09.1987. P. 1—675.

14 Council Regulation (EEC) No 918/83 of 28 March 1983 setting up a Community system of reliefs from customs duty, Official Journal of the European Union, L 105, 23.04.1983. P. 1—37.

15 Commission Directive 79/802/EEC of 6 September 1979 on goods entered for inward processing which, if imported for release into free circulation, would benefit from a favourable tariff arrangement by reason of their end-use, Official Journal of the European Union, L 237, 21.9.1979. P. 29—30.

16 Дерябина Е. М. Источники права Европейского союза: теоретико-правовое исследование : монография. М. : Проспект, 2016. С. 118.

17 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Official Journal of the European Union, С 326, 26.10.2012. P. 1.

18 Action Programme in the sphere of customs legislation (Submitted by the Commission to the Council on 2 August 1963).

19 Например: Decision № 253/2003/EC of the European Parliament and of the Council of 11 February 2003 adopting an action programme for customs in the Community (Customs 2007). Official Journal of the European Union, L 36/1, 12.02.2003. P. 17—38.

ходимо отметить, что термин «мягкое право» как самостоятельный и крайне дисскусионный феномен в правовом дискурсе появился сравнительно недавно и по мнению А. В. Демина «мягкое право» можно определить как совокупность формализованных общих положений (норм, принципов, критериев, стандартов), которые не имеют юридически обязательного характер, не обеспечены официальными санкциями и соблюдаются добровольно в силу авторитетности их создателей, заинтересованности адресатов и целенаправленного социального давления, которое оказывает на потенциальных (и фактических) нарушителей соответствующее сообщество20. А, например, западные исследователи Р. Уоллас и О. Мартин-Ортега дают более общее определение: «мягкое право — это общий термин, используемый для обозначения юридически необязательных международных инструментов»21.

Место и роль таких актов по мнению исследователей является дольно спорным и трудно решаемым вопросом22.Однако все они сходятся во мнении, что такого рода акты имеют определенную роль в системе источников права ЕС как для правоотношений внутри Союза, так и в отношениях с третьими странами23.

В целом акты «мягкого» права можно разделить на упомянутые в учредительных договорах ЕС и прочие. К первым относятся рекомендации и заключения, непосредственно

указанные среди источников права ЕС в статье 288 Договора о функционировании ЕС24.

В таможенной сфере на сегодняшний день действует небольшое количество рекомендаций. В качестве примера можно привести рекомендацию Комиссии Европейского сообщества от 21 июня 1968 года № 68/289/ЕЕС об условиях осуществления таможенного контроля в отношении путешественников, пересекающих границы Сообщества25.

Среди прочих актов «мягкого права» можно отметить разного рода официальные заключения, стратегии, коммюнике, декларации, сообщения, программные и другие подобные акты.

Особо значимую роль среди актов «мягкого права» в области таможенного права играют руководства (guidelines или guidance), в которых содержится систематизированная информация о существующих правовых нормах по какому-либо вопросу и подходы к осуществлению единообразной правоприменительной практики. Значимость руководств для таможенного права ЕС отмечается в рабочем документе Ге -нерального директората по налогообложению и таможенному союзу Европейской Комиссии TAXUD/1406/2006-EN от 05.04.2006 «О природе и юридическом значении руководств»26. Система руководств претерпела серьезные изменения после вступления в силу ТКС и фактически они были полностью переработаны.

Говоря о месте судебного прецедента в системе таможенного права ЕС, необходимо

20 Демин А. В. «Мягкое право» в эпоху перемен: опыт компаративного исследования : монография. М. : Проспект, 2016. C. 86—87.

21 Wallace R., Martin-Ortega O. International Law. London: Sweet&Maxwell, 2013. Р. 31.

22 Марченко Д. М., Дерябина Е. М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории : учеб. пособие. М. : Проспект,2015. С.178.

23 Калиниченко П. А. Роль и место мягкого права в регулировании отношений между Россией и Европейским союзом // Современное международное право: теория и практика. М. : Оригинал-макет, 2015. С. 213—225.

24 Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union. Official Journal of the European Union, С 326, 26.10.2012. P. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Commission Recommendation 68/289/EEC of 21 June 1968 on the conditions in which customs control of travellers crossing intra-Community frontiers is effected, Official Journal of the European Union, L 167, 17.7.1968. P. 16—17.

26 Nature and legal value of guidelines (TAXUD/1406/2006-EN) // URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/ sites/taxation/files/resources/documents/customs/procedural_aspects/general/community_code/1406-en-lignes_directrices.pdf (дата обращения: 30.10.2016).

отметить, что весь массив таких прецедентов составляет практика Суда ЕС. В целом о значимости судебной практики как источника таможенного права ЕС говорил целый ряд исследователей, среди которых А. А. Наку27, С.С. Жамко-чьян28, В.В. Головин29 и другие.

Необходимо отметить, что принцип «прямого действия», являющийся одним из основополагающих в праве ЕС, был сформулирован Судом ЕС в деле Van Gend en Loos30, где рассматривались правоотношения в таможенной сфере. Данный принцип подразумевает31, что правовая норма, имеющая прямое действие, предоставляет частным лицам права, которые должны защищаться национальными судами.

В таможенной сфере важной была роль Суда ЕС в отношении вступления в силу и интерпретации ТК Сообщества, в том числе и в свете международно-правовых обязательств ЕС. Также необходимо отметить, что большое количество решений Суда в таможенной сфере легли в основу последующих правовых актов ЕС (например, решение Суда ЕС, дающее определение сборам, имеющим характер, эквивалентный таможенным пошлина).

Подобная практика Суда ЕС в отношении действовавшего ранее таможенного законодательства ЕС дает основания полагать, что и в отношении проблемных аспектов применения ТКС и принятой с ним совокупности актов вторичного права ЕС также будет важна роль Суда

по их разрешению и толкованию соответствующих норм таможенного права ЕС.

Еще одну актов вторичного права среди источников таможенного права ЕС составляют международные договоры, которые в зависимости от субъектного состава подразделяются на следующие виды:

• соглашения ЕС с третьими странами или международными организациями;

• дополнительные конвенции между государствами-членами.

• международные договоры, заключаемые государствами-членами с третьими государствами или международными организациями, в рамках компетенции ЕС.

К числу важнейших международных актов следует отнести:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)32, которое было подписано Европейским Сообществом в 1994 г. в рамках Соглашений о создании Всемирной торговой организации (ВТО);

Международную конвенцию1983 г. о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров33, которая легла в основу Комбинированной номенклатуры ЕС;

Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанную в Киото в 1973 г. (Киотская конвенция)34;

27 Наку А. А. Таможенное право ЕС : учеб. пособие. М. : МГИМО, 2003. С. 9.

28 Жамкочъян С. С. Таможенное право Европейского Сообщества / под ред. А. В. Федорова. СПб. : Синтез-Полиграф, 2001. С. 60.

29 Головин В. В. Роль Европейского суда в правовом регулировании таможенного дела государств Европейского союза // Сборник материалов научно-технической конференции Мурманского государственного технического университета. 1997. С. 49—50.

30 Case 26/62 «NV Algemene Transport — en Expeditie Onderneming van Gend& Loos v Netherlands Inland Revenue Administration». OJ 32 from 04.03.1963. P. 421.

31 Хартли Т. К. Основы права Европейского Сообщества. М. : Закон и право, Юнити, 1998. С. 201.

32 The General Agreement on Tariffs and Trade (GATT 1947) // URL: http://www.wto.org/english/docs_e/ legal_e/gatt47_01_e.htm (дата обращения 30.10.2016).

33 International Convention on the Harmonized Commodity Description and Coding System // URL: http:// www.wcoomd.org, (дата обращения 30.10.2016).

34 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, совершено в Киото 18 мая 1973 (в ред. протокола от 26.06.1999) // СЗ РФ. 2011. № 32. Ст. 4810.

Таможенную конвенцию о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 г. (Конвенция АТА )35 и т.д.

Кроме того, действует ряд международных договоров государств-членов, которые регулируют территориальные вопросы применения таможенного права ЕС, например, такие как, Договор между Федеративной Республикой Германия и Швейцарской Конфедерацией 1964 г., Парижская конвенция 1963 г. о таможенном регулировании в отношении Монако и некоторые другие.

Таким образом, можно заключить, что существующая на сегодняшний день система источников таможенного права ЕС является результатом существенных изменений, которые произошли в результате произошедшей реформы таможенного законодательства ЕС. Полное завершение данной реформы ожидается в 2020 году. Опыт ЕС в области реформирования таможенного законодательства как самый успешный пример построения интеграционного таможенного законодательства возможно использовать и в рамках аналогичной работы в Евразийском экономическом союзе.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Головин В. В. Роль Европейского суда в правовом регулировании таможенного дела государств Европейского союза // Сборник материалов научно-технической конференции Мурманского государственного технического университета. — Мурманск : 1997. — С. 49—50.

2. Демин А. В. «Мягкое право» в эпоху перемен: опыт компаративного исследования : монография. — М. : Проспект, 2016. — 240 с.

3. Дерябина Е. М. Источники права Европейского союза: теоретико-правовое исследование : монография. — М. : Проспект, 2016. — 136 с.

4. Жамкочъян, С. С. Таможенное право Европейского Сообщества / под ред. А. В. Федорова. — СПб. : Синтез-Полиграф, 2001. — 630 с.

5. Калиниченко П. А. Роль и место мягкого права в регулировании отношений между Россией и Европейским союзом // Современное международное право: теория и практика. — М. : Оригинал-макет, 2015. — С. 213—225.

6. Кашкин С. Ю., Четвериков А. О. Право Европеского Союза : учебник для бакалавров : в 2 т. / под ред. С.Ю. Кашкина. — М. : Юрайт, 2013. — Т. 1. Общая часть. —647 с.

7. Марченко Д. М., Дерябина Е. М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории : учеб. пособие. — М. : Проспект, 2015. — 432 с.

8. Наку А. А. Таможенное право ЕС : учеб. пособие. — М. : МГИМО, 2003. — 77 с.

9. Хартли Т. К. Основы права Европейского Сообщества. — М. : Закон и право, Юнити, 1998. — 703 с.

10. Wallace R., Martin-Ortega O. International Law. — London : Sweet & Maxwell, 2013. — 438 p.

Материал поступил в редакцию 30 октября 2016 г.

THE EU SYSTEM OF CUSTOMS LAW SOURCES AT THE PRESENT STAGE

ROMANOVA Marina Evgen'yevna — Post-graduate at the Department of the Integration and European Law

of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

marina_romanowa@mail.ru

123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9

35 Customs Convention on the ATA carnet for the temporary admission of goods (ATA Convention) // Всемирная таможенная организация. URL: http://www.wcoomd.org.

Review. The article discusses the evolution of the sources of the customs law of the European Union, much attention is paid to the background and reasons of the reform of EU customs legislation, in particular in view of the adoption of the Lisbon Treaty of 2007 and the Customs Code of the Union. We consider the rules of primary EU law, have the greatest significance in the sphere of customs regulation.

Also, an analysis of the role of secondary law in the system of sources of EU customs law. Particular attention is paid to the role and development of codified acts in EU customs law, either directly of the Customs Code, and the regulations adopted in its development. Detailed study of the phenomenon of non-entry into force have already adopted the modernized Community Customs Code. The features and the role of acts of "soft law", international treaties in the field of customs.

The paper paid attention to the place of judicial precedent in the customs law of the European Union.

Keywords: Union Customs Code, customs legislation, reform of the European Commission, the Lisbon Treaty, customs relations, sources of primary law, the acts of secondary rights "soft law", rules, customs law.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Golovin V.V. Rol' Evropejskogo suda v pravovom regulirovanii tamozhennogo dela gosudarstv Evropejskogo sojuza // Sbornik materialov nauchno-tehnicheskoj konferencii Murmanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 1997. s. 49—50.

2. Demin A.V. «Mjagkoe pravo» v jepohu peremen: opyt komparativnogo issledovanija: monografija. M: Prospekt, 2016. 240 s.

3. Derjabina E.M. Istochniki prava Evropejskogo sojuza: teoretiko-pravovoe issledovanie: monografija. M.: Prospekt, 2016. 136 s.

4. Zhamkoch#jan, S. S. Tamozhennoe pravo Evropejskogo Soobshhestva / pod red. A. V. Fedorova. SPb.: IPK «Sintez-Poligraf», 2001, 630 s.

5. Kalinichenko P.A. Rol' i mesto mjagkogo prava v regulirovanii otnoshenij mezhdu Rossiej i Evropejskim sojuzom // Sovremennoe mezhdunarodnoe pravo: teorija i praktika. — M: Original-maket, 2015. — S. 213—225.

6. Kashkin S.Ju., Chetverikov A.O. Pravo Evropeskogo Sojuza v 2 t. T.1. Obshhaja chast': uchebnik dlja bakalavrov / pod red. S.Ju. Kashkina. M.: Izdatel'stvo Jurajt, 2013. 647 s.

7. Marchenko D.M., Derjabina E.M. Pravo Evropejskogo sojuza. Voprosy istorii i teorii: ucheb. posobie. M: Prospekt, 2015. 432 s.

8. Naku, A. A. Tamozhennoe pravo ES: ucheb.posobie. M.: MGIMO, 2003. 77 s.

9. Hartli T. K. Osnovy prava Evropejskogo Soobshhestva. M.: Zakon i pravo, JuNITI, 1998, 703 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.