Научная статья на тему 'Система источников гражданского права России'

Система источников гражданского права России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9929
856
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА / АНАЛОГИЯ ЗАКОНА / АНАЛОГИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаушкин С.А.

В статье рассматриваются вопросы систематизации источников гражданского права, проводится сравнительно-правовой анализ понятий «гражданское законодательство», «система гражданского законодательства», «система источников гражданского права».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система источников гражданского права России»

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА РОССИИ

© Лаушкин С.А.1

Санкт-Петербургская юридическая академия, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы систематизации источников гражданского права, проводится сравнительно-правовой анализ понятий «гражданское законодательство», «система гражданского законодательства», «система источников гражданского права».

Ключевые слова гражданское законодательство, система гражданского законодательства, источники гражданского права, система источников гражданского права, аналогия закона, аналогия права.

Гражданское законодательство представляет собой систему различных взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом источников права, содержащих нормы частного, гражданского права, обязательным условием для которых является признание их со стороны государства. В соответствии со ст. 3 Гражданского кодекса основу данной системы составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации.

Некоторые ученые цивилисты выводят иные акты, содержащие нормы гражданского права, за пределы понятия «системы гражданского законодательства». По мнению автора это не совсем корректно. Говоря о системе гражданского законодательства нельзя ограничиваться только рамками федеральных законов, т.к. это противоречило бы смыслу ст. 3 Гражданского кодекса РФ. В этом вопросе автор полностью согласен и придерживается точки зрения таких ученых, как А.А. Молчанов, утверждающего, что «гражданское законодательство в широком смысле можно определить как совокупность всех актов и норм гражданского права. Нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах, так и в подзаконных нормативных актах, расположенных в зависимости от юридической силы по строго определенной иерархической системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической силой [7, с. 27]. Указанное утверждение напрямую вытекает из текста ст. 3 Гражданского кодекса, которая в п. 3 устанавливает, что данный вид общественных отношений может регулироваться также указами Президента Российской Федерации. Кроме того, п. 4 указанной статьи закрепляет право Правительства Российской Федерации принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, а п. 7 указан-

1 Старший преподаватель кафедры Социально-экономических наук Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, магистрант Санкт-Петербургской юридической академии.

ной статьи дает право издавать акты, содержащие нормы гражданского права, министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти. Конечно же, нельзя не принимать во внимание те оговорки, с которыми закрепляется данное право за соответствующими органами государственной власти. Гражданский кодекс однозначно устанавливает, что все указанные нормативные правовые акты не должны противоречить кодексу и иным законам, принимаемым в соответствии с ним. Кроме того, для постановлений Правительства Российской Федерации вводится необходимое условие, что они могут приниматься только на основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных законов и указов Президента Российской Федерации. В свою очередь, для актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти вводится ограничение, заключающееся в том, что указанные акты могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами. И, тем не менее, не смотря на все указанные ограничения и условия, говоря о системе гражданского законодательства, по нашему мнению, нельзя ограничиваться только нормами, закрепленными в п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса и выводить иные акты, содержащие нормы гражданского права, за пределы понятия «система гражданского законодательства», т.к. это резко сужает круг источников права, регулирующих гражданские правоотношения.

В данном случае, на наш взгляд, необходимо разграничить такие понятия, как «гражданское законодательство» и «система гражданского законодательства». Понятие «гражданское законодательство» четко закреплено в п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса, в соответствии с которым оно состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Как отмечает В.В. Ровный, «принятые в соответствии с Гражданским кодексом законы могут сами иметь статус кодифицированного акта (напр., Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации - прим. автора), однако в отличие от Гражданского кодекса, который является общеотраслевым кодифицированным актом, такие законы-кодексы имеют специальный (комплексно-подотраслевой или комплексно-институциональный) характер» [2, с. 47-48].

В свою очередь, понятие «система гражданского законодательства» гораздо шире и включает в себя не только закрепленное в Гражданском кодексе определение гражданского законодательства, но также и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, и указанные в ст. 3 Гражданского кодекса. Однако и здесь не все так однозначно. Учеными-цивилистами предлагаются различные варианты систематизации гражданского законодательства. Например, А.А. Диденко предлагает рассматривать систему гражданского законодательства как «совокупность Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, которые в строго юридическом смысле представляют собой нормативные правовые акты,

обладающие определенными присущими только им признаками» [3, с. 16]. Таким образом, для определения понятия системы гражданского законодательства ученым применяется расширительное толкование ст. 3 Гражданского кодекса, но только в отношении Конституции РФ и федеральных конституционных законов, исключая при этом все остальные нормативные правовые акты, упомянутые в других пунктах данной статьи ГК, и не рассматривая ее в целом. На наш взгляд, такой подход нельзя признать полным и достаточным.

Рассмотрим некоторые категории, которые включены в понятие «система гражданского законодательства».

Как же трактуется понятия «система»? Само по себе слово система происходит от греческого $у$(вта - целое, составленное из частей; соединение. В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение: система - это определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей [9, с. 639]. В советском энциклопедическом словаре система определяется как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство [12, с. 1209]. В Кратком толковом словаре русского языка система обозначена как порядок в расположении и связи отдельных частей, элементов чего-нибудь [6, с. 183]. В свою очередь, С.И. Ожеговым дается понятие закона как постановления государственной власти [9, с. 185], а государство определяется как политическая организация общества во главе с правительством и его органами [9, с. 127]. Из чего можно сделать вывод, что понятие закон включает в себя не только собственно законы, принимаемые государством, но также и акты органов власти, в частности правительства и его органов, т.е. министерств и ведомств. Взаимосвязь же этих актов друг с другом и расположение их в строго определенном порядке, а речь в данном случае идет о совокупности всех нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, и составляют систему гражданского законодательства. Порядок и расположение указанных актов, а также их взаимосвязь между собой закреплены в ст. 3 Гражданского кодекса.

В Большом юридическом словаре понятие «законодательство» трактуется как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений [1, с. 237]. Там же указывается, что в Российской Федерации понятием «законодательство» обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы президента РФ и постановления Правительства РФ. Однако необходимо отметить, что состав законодательства для каждой отрасли права имеет свои особенности. В частности, особенности гражданского законодательства закреплены в ст. 3 Гражданского кодекса.

Кроме того, в Большом юридическом словаре дается понятие «системы законодательства», которая определяется как внешняя форма права, выражающая строение его источников - систему нормативных правовых актов [1, с. 682]. Из этого следует, что система законодательства представляет собой единый комплекс всех действующих нормативных правовых актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государственной власти.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что система гражданского законодательства представляет собой совокупность всех нормативных правовых актов, упомянутых в ст. 3 Гражданского кодекса. Таким образом, система гражданского законодательства - это совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права и регулирующих частные, гражданско-правовые отношения. Система гражданского законодательства включает в себя следующие элементы:

а) законы, а именно:

- Конституцию РФ и федеральные конституционные законы;

- гражданское законодательство, включающее в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ним иные федеральные законы;

б) подзаконные акты, а именно:

- указы Президента РФ, регулирующие гражданско -правовые отношения;

- постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права;

- акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права.

Первичным элементом системы гражданского законодательства является нормативный правовой акт, содержащий нормы гражданского права.

Основу данной системы составляет гражданское законодательство, включающее в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, действующие на всей территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в данном контексте само по себе понятие «система гражданского законодательства» является достаточно близким к общему понятию источников гражданского права или понятию системы источников гражданского права. Однако если говорить о системе источников гражданского права, то надо признать, что данное понятие значительно шире, нежели собственно система гражданского законодательства. Объясняется это тем, что в систему источников гражданского права включаются элементы, отсутствующие в системе гражданского законодательства. Дело в том, что сис-

тема гражданского законодательства, как отмечалось ранее, представляет собой совокупность нормативных правовых актов и, соответственно, не включает в себя иные источники гражданского права такие, например, как обычай. Между тем, на наш взгляд, обычай занимает особое место в системе источников гражданского права.

Свою самостоятельную нишу в системе источников гражданского права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. При этом Гражданский кодекс устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 16.02.1998 № 29 говорится, что арбитражный суд при разрешении спора, вытекающего из внешнеэкономической сделки, регулируемой по соглашению сторон российским правом, но отношения по которой попадают под действие международного договора, участником которого является Российская Федерация, руководствуется в силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (ст. 7 ГК РФ) нормами международного договора. Вопросы, не урегулированные международным договором, регулируются российским правом [13].

Кроме того, Гражданский кодекс предусматривает применение гражданского законодательства по аналогии в случаях, когда соответствующие общественные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай. К таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Мушинский В.О. приводит такой пример. В практике 60-х годов ХХ в. возник новый вид договора: на проектные и конструкторские работы. Законодательство о нем появилось много позже, а до тех пор споры по этим договорам разрешались на основе норм о договоре подряда. Между указанными договорами действительно имеется определенное сходство: и в том, и в другом договоре речь идет о заказе на определенную работу. Но результаты работы по договору на проектные и конструкторские работы не укладывались в нормы договора подряда. Поэтому нормы договора подряда применялись по аналогии [8, с. 12]. В сегодняшней практике широкое применение норм о договоре подряда имеет место при регулировании отношений, связанных с договором на оказание услуг. Кроме того, примеры применения аналогии закона приведены в Постановлении Пленума ВАС от 14.05.1998 № 9, в котором дается следующее пояснение: лицо, в интересах которого установ-

лены ограничения, вправе впоследствии одобрить сделку, совершенную с пороками, упомянутыми в ст. 174 ГК РФ. Поскольку данная норма не содержит положений об одобрении сделок, в силу ст. 6 ГК РФ к таким отношениям следует применять п. 2 ст. 183 ГК РФ, регулирующий сходные отношения (аналогия закона) [15]. В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 говорится, что согласно п. 1 ст. 417 ГК РФ, если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения, исходя из статей 13 и 16 ГК РФ, которые устанавливают одинаковый порядок возмещения причиненных гражданину или юридическому лицу убытков в результате незаконных действий (бездействия) как государственных актов, так и органов местного самоуправления. Отсюда следует, что указанные убытки могут возникнуть и при издании акта органа местного самоуправления, в том числе делающего невозможным исполнение обязательства. Вопрос о последствиях издания органом местного самоуправления акта, сделавшего исполнение обязательства невозможным, законом прямо не урегулирован, подлежит применению п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона). Сходные отношения регулирует ст. 417 ГК РФ, которая должна применяться к рассматриваемым отношениям [14].

Гражданский кодекс устанавливает также, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Это дает основания ряду ученых включать аналогию закона и аналогию права в систему источников гражданского права [8, с. 13], хотя конечно сами по себе аналогии не могут являться источниками права. В данном случае речь идет лишь о применении по аналогии каких-либо иных источников гражданского права, либо о применении основополагающих начал (принципов) данной отрасли права. Как отмечает С.С. Алексеев, аналогия гражданского права -в определенной мере есть применение собственно ст. 1 ГК РФ, содержащей основные начала гражданского законодательства [5, с. 53].

Сама по себе необходимость обращения к аналогии возникает в тех случаях, когда обнаруживаются пробелы в правовом регулировании тех или иных отношений. Ровный В.В. указывает на то, что такая необходимость появляется, когда то или иное отношение, имеющее гражданско-правовую природу, требует правового регулирования в условиях отсутствия нормы законодательства, соглашения сторон и обычая делового оборота. Поэтому аналогия - это «запасной» и «худший» регулятор гражданских отношений, который применяется в крайнем случае, за отсутствием других («более лучших») регуляторов [2, с. 71].

Ошибочным, на наш взгляд, является отнесение рядом ученых к источникам гражданского права и включение в систему источников гражданского права административных актов и судебной практики [10, с. 3]. Даже если предположить, что под административными актами подразумеваются нормативные акты министерств и ведомств, к источникам гражданского права можно отнести только те из них, которые согласно Гражданскому кодексу содержат нормы гражданского права. Что же касается судебной практики, то она вообще ни при каких обстоятельствах не может быть отнесена к источникам какой-либо отрасли права, в т.ч. и гражданской, ввиду того, что судебная практика не создает новых норм права, а лишь регулирует, а чаще всего, дает рекомендации по практическому применению, толкованию, пониманию уже существующих норм права, закрепленных в тех или иных источниках права.

Вопросы систематизации источников гражданского права неоднократно поднимались различными учеными-цивилистами. При этом каждый из них выделяет свои критерии данной систематизации.

В частности, В.В. Пиляева предлагает систематизировать источники гражданского права по силе их действия: Конституция РФ, кодексы, федеральные законы, указы Президента РФ, административные акты, судебная практика, обычай [11, с. 17].

Другую систематизацию предлагает В.В. Ровный. Ученый указывает, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности):

1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России;

2) императивные нормы гражданского законодательства;

3) индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения «средних (абстрактных)» или «данных конкретных» контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора;

4) правовые обычаи «против закона» (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы);

5) диспозитивные нормы гражданского законодательства;

6) правовые обычаи «в дополнение к закону» (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора);

7) аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права [2, с. 78-79].

Диденко А.А. устанавливает, что система формальных источников гражданского права представляет собой объективно существующую, иерархически организованную и взаимосвязанную совокупность правил поведения участников гражданского оборота. Эта система подразделяется на две более частные подсистемы: нормативных правовых актов и правовых обычаев [3, с. 8]:

1) подсистема нормативных правовых актов. По своей юридической силе они распределяются:

- на гражданско-правовые нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу - гражданское законодательство;

- гражданско-правовые нормативные акты, носящие подзаконный характер - указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты иных федеральных органов исполнительной власти;

2) подсистема обычного права [3, с. 15-17].

В свою очередь, О.В. Зайцев обосновывает необходимость систематизации источников гражданского права в следующей иерархической последовательности: общепризнанные принципы и нормы международного права; Конституция Российской Федерации; международные договоры; федеральные конституционные законы; Гражданский Кодекс РФ; федеральные законы; нормативные акты СССР и РСФСР, не противоречащие действующему законодательству; нормативные указы Президента Российской Федерации; нормативные постановления Правительства РФ; ведомственные нормативные акты; деловые обыкновения и обычаи делового оборота. Впервые федеральные конституционные законы позиционируются в качестве самостоятельного источника гражданского права, в том числе в соотношении с Гражданским Кодексом РФ в связи с его большой значимостью для системы гражданского права как единственного кодифицированного акта [4, с. 5-6].

Для определения понятия «система источников гражданского права», на наш взгляд, необходимо исходить из положений, закрепленных в Гражданском кодексе РФ. Таким образом, система источников гражданского права представляет собой совокупность источников (форм права), содержащих нормы гражданского права. Элементами системы источников гражданского права являются:

- Конституция РФ и федеральные конституционные законы;

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

- гражданское законодательство, включающее в себя Гражданский кодекс Российской Федерации, а также принятые в соответствии с ним иные федеральные законы;

- указы Президента РФ, регулирующие гражданско -правовые отношения;

- постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права;

- акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права;

- обычаи (местные, национальные, обычаи делового оборота, международные обычаи торгового мореплавания и др.);

- нормативные договоры (договоры нормативного характера).

Кроме того, рассматривая систему источников гражданского права с

точки зрения применения норм гражданского права, необходимо указать на возможность применения аналогии закона и аналогии права в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон (договором) и отсутствует применимый к ним обычай.

Список литературы:

1. Большой юридический словарь / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 858 с.

2. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: РГ-Пресс, 2012. - 1008 с.

3. Диденко А.А. Система источников гражданского права Российской Федерации: автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. - Краснодар, 2008 [Электронный ресурс]: disserCat - научная электронная библиотека (дата обращения: 27.10.2014).

4. Зайцев О.В. Закон как источник гражданского права Российской Федерации: автореф. ... дисс. канд.юрид.наук. - Москва, 2003 // [Электронный ресурс]: disserCat - научная электронная библиотека (дата обращения: 27.10.2014).

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный, учебно-практический) / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев, Б.М. Гонгало [и др.]; под ред. С.А. Степанова. - 3-е изд. - М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2012. - 1552 с.

6. Краткий толковый словарь русского языка / И.Л. Городецкая, Т.Н. По-повцева, М.Н. Судоплатова, Т.А. Фоменко; под ред. В.В. Розановой. - 7-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1990. - 251 с., ил.

7. Молчанов А.А. Гражданское право: курс лекций / А.А. Молчанов. -М.: Эксмо, 2010. - 256 с.

8. Мушинский В.О. Гражданское право: учеб.пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984. - 816 с.

10. Пиляева В.В. Гражданское право в схемах и определениях: учебное пособие / В.В. Пиляева. - 5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2012. - 272 с.

11. Пиляева В.В. Гражданское право: Юридические конструкции, понятия, схемы и таблицы: учеб. пособ. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. -315 с.

12. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. -3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 с., ил.

13. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 16.02.1998 № 29 «Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц» // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 4.

14. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104 «Обзор практики применения арбитражными судами норм Гражданского кодекса РФ о некоторых основаниях прекращения обязательств» // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 4.

15. Постановление Пленума ВАС от 14.05.1998 № 9 (ред. от 16.05.2014) «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 7. - (Документ не применяется в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРАБАНДЫ ПРЕДМЕТОВ ВООРУЖЕНИЯ

© Роменский Г.Н.1

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия», г. Санкт-Петербург

Данная статья посвящена уголовно-правовой и социально-правовой характеристике контрабанды предметов вооружения.

Ключевые слова экономическая безопасность, контрабанда, средства вооружения, национальная безопасность.

В большинстве стран современного мира контрабанда по праву признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Это не случайно, так как это преступление наносит наибольший ущерб экономическим интересам любой страны, а контрабанда предметов вооружения также наносит ущерб государственной безопасности страны.

1 Помощник юриста Юридической компании «Авангард».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.