ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Общие вопросы / General problems Оригинальная статья / Original article УДК 355.233.23
DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-9-19
СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ИДЕОЛОГИИ И ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ С ЦЕЛЬЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Омар А. Омаров*, Наида О. Омарова, Джамиля Ю. Джахпараева, Заур Н. Исмиханов
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, inporao@mail.ru
Резюме. Цель. Определить комплекс объективных и субъективных факторов, порождающих особое состояние индивидуального сознания, социальную почву для проявлений терроризма. Материал и методика. Для решения поставленных в исследовании задач была использована совокупность общенаучных и психологических методов: метод теоретического анализа и синтеза использовался при изучении научных публикаций и разработке концепции исследования; с целью получения наиболее полного объема знаний об исследуемом объекте применялись методы эмпирического исследования (анкетирование, интервью, наблюдение и др.); с целью анализа эмпирических данных социологических опросов применялись методы статистики: выборочный метод, метод анализа статистических рядов, метод построения диаграмм. Результаты. Анализ объективной информации и субъективных оценок мониторинга общественного мнения показывает, что определенными группами дагестанцев религия используется исключительно для достижения своих корыстных целей, распространения своего влияния в республике. Изучение проблем механизмов развития и управления интеграционными процессами при внедрении инновационных образовательных систем, позволяет сформировать благоприятную среду для воспитания толерантности среди молодежи. Осознание современной социальной ситуации, детерминирующей специфику развития самосознания дагестанцев под влиянием идей радикально ислама и обусловило тему предлагаемого исследования. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению в качестве профилактических мероприятий в школах, а также в средних специальных и высших учебных заведениях. Необходимо проводить встречи, круглые столы, семинары, конференции и симпозиумы с приглашением ведущих политологов, социологов, политических психологов, представителей различных конфессий для обсуждения истинных целей и задач информации и деятельности агрессивных религиозных движений.
Ключевые слова: инновационное образование, религия, экстремизм, светское образование, духовно-нравственное воспитание, толерантное поведение.
Формат цитирования: Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю., Исмиханов З.Н. Система инновационного регионального российского образования в противодействии экстремисткой идеологии и воспитания толерантного сознания молодежи с целью устойчивого развития общества // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N3. C.9-19. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-9-19
SYSTEM OF INNOVATIVE REGIONAL EDUCATION TO COUNTER THE EXTREMIST IDEOLOGY AND DEVELOPMENT OF TOLERANT CONSCIOUSNESS AMONG YOUTH FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN SOCIETY
Omar A. Omarov*, Naida O. Omarova, Dzhamilya Yu. Dzhakhparaeva, Zaur N. Ismikhanov
Dagestan State University, Makhachkala, Russia, inporao@mail.ru
Abstract. Aim. The aim is to identify a complex of objective and subjective factors which generate a special state of individual consciousness, a social ground for manifestations of terrorism. Materials and methodology. In order to solve the problems posed in the study, a set of general scientific and psychological methods was used. The method of theoretical analysis and synthesis was used in the study of scientific publications and the development of the concept of research. The methods of empirical research (questioning, interviews, observation, etc.) were used in order to obtain the most complete volume of knowledge about the investigated object. For the analysis of the empirical data of sociological surveys, were used statistical methods as the sampling method, the method of analyzing statistical series and the method of constructing a diagram. Results. The analysis of objective information and subjective assessments of monitoring public opinion shows that certain groups of Dagestanis use religion exclusively to achieve their own selfish goals, one of which is spreading their influence in the republic. Studying the problems of mechanisms of development and management of integration processes in the implementation of the innovative educational systems allows creating a favorable environment for the education of tolerance among young people. Awareness of the current social situation which determines the specificity of the development of Dagestanis' self-awareness under the influence of the ideas of radical Islam has conditioned the topic of the proposed study. Conclusion. The findings obtained can be recommended for use as preventive measures in schools as well as in secondary special and higher educational institutions. It is necessary to hold meetings, round tables, seminars, conferences and symposiums together with the leading political scientists, sociologists, political psychologists, representatives of various confessions to discuss the true goals and objectives of information and the activities of aggressive religious movements. Keywords: innovative education, religion, extremism, secular education, spiritual and moral upbringing, tolerant behavior.
For citation: Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparaeva D.Yu., Ismikhanov Z.N. System of innovative regional education to counter the extremist ideology and development of tolerant consciousness among youth for the sustainable development of the Russian society. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 3, pp. 9-19. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-3-9-19
В наше время глубоких, исторически значимых преобразований современное общество переживает трансформацию системы ценностей. Процессы глобализации в социально-экономической, политической, культурной сферах; миграционные процессы, приводят к усложнению структурных связей общества. Эти факторы стимулируют напряженность в межнациональных, религиозных, социальных отношениях. В настоящее время на первое место выходит проблема воспитания устойчивой толерантной личности, способной к решению сложных нестандартных задач.
В условиях социально-
экономического кризиса существует прослойка радикально настроенных личностей (до 30% как показывают исследования). Придание словам и действиям радикальных групп
политического содержания превращает различные слои общества в инструмент борьбы, то есть в экстремистские группы и объединения. В результате формируется идеология и практика допустимости экстремистских насильственных действий в борьбе за власть. Таким образом, из радикальной среды российской молодежи
второй половины XIX в. выделились сначала экстремистские, а затем и террористические группы и организации. Современные технологии конца XX и начала XXI в. дополнили способы и приемы набора в террористические организации членов экстремистских сообществ.
Экстремизм распространяется на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм),
общественными объединениями,
политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм) [1].
Основными мотивами,
порождающими проявления экстремизма и терроризма, являются: социально-экономический, политический, желания преобразования от неудовлетворенности реальной ситуацией, власти, интерес к новому виду активной деятельности, самоутверждения, молодежной
романтики, героизма, игровой,
привлекательности смертельной
опасности. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить преступление.
Сегодняшняя практика экстремизма находит выражение в различных формах экстремистской деятельности, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая антигосударственными и общественно опасными формами, такими как мятеж, повстанческая деятельность, терроризм.
Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма, террористические структуры, террористическую деятельность.
Экстремизм и его крайняя форма -терроризм представляют реальную опасность для международного сообщества и для нашего государства.
В последнее время особо важным является проведение политики, направленной на укрепление межнационального и межрелигиозного диалога и формирование единой российской нации, воспитания толерантного сознания молодежи с целью устойчивого развития общества, становление единого и сплоченного народа России. Необходимо укреплять общие для всех наций и конфессий нравственные, духовные и религиозные ценности, воспитывать их, начиная с дошкольного учреждения, внедряя в жизнь школы и вузов учебные программы об основах мировых религий и нравственности. Реализация такой программы могла бы внести большой вклад в формировании правильного целостного понимания религии, основ нравственности, воспитания толерантного сознания молодежи, избавить учащихся от многих ошибочных стереотипов, связанных с расовыми, национальными, межконфессиональными предрассудками [2].
В последние годы религиозный фактор серьезно проявляется в интеллектуальной и социально-экономической сферах нашего общества. Обучение и воспитание по вопросам религии в современном обществе осуществляется в религиозных общинах, семье, в образовательных учреждениях, средствах массовой информации. В современном российском обществе становится реальностью сотрудничество в сфере образования религиозных организаций со светскими. Однако существуют серьезные проблемы в обществе, в частности в Республике Дагестан, в результате существования неверных представлений об исламе.
С развитием религиозного образования отмечается активизация экстремистских движений, вовлекающих в свою деятельность молодежь. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет [3].
Под влиянием социально-экономических, политических и иных факторов молодежная среда наиболее подвержена разрушительному влиянию, радикальных взглядов и убеждений. В ре-
зультате молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций.
Особое внимание следует сосредоточить на молодежи, возраст которой составляет от 14 до 22 лет, так как она находится в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»).
Новые реалии развития системы современного светского и религиозного образования в Дагестане требуют новых аргументов в объяснении их места и роли в развитии дагестанского общества [4].
Анализ объективной информации и субъективных оценок мониторинга общественного мнения показывает, что определенными группами дагестанцев религия используется исключительно для достижения своих корыстных целей, распространения своего влияния в республике для последующего утверждения радикальной идеологии среди граждан. Светские учебные заведения сокращаются, этот вакуум заполняют религиозные учебные заведения, которые нередко пропагандируют экстремистские идеи среди молодежи.
Проведенные социологические исследования последних лет среди дагестанских граждан и экспертов показывают следующее: привержены и поддерживают радикальные религиозные течения около 3%; считают, что религиозные организации РД не должны действовать согласно федеральному и республиканскому законодательству 6%; считает, что наиболее подходящей формой государственного устройства Дагестана является исламское государство 12% респондентов. Очевидно, что в абсолютном исчислении - это довольно-таки внушительные цифры [5].
Причинами «расцвета» религиозного сознания молодежи и возрастания его
роли в общественной жизни являются нестабильность в социально-экономической и политической сферах, распад прежней системы ценностей, а также остро выраженная проблема массовой безработицы, в частности среди молодежи и, как следствие, низкий уровень жизни населения республики. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, средства массовой информации и коммуникации. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Молодежь ищет выход из сложившейся ситуации зачастую, находит его в религии, не имея представления о правильном толковании ислама [6].
Общество все более осознает значимость духовно-нравственного воспитания, преодоления мировоззренческого, политического и социально-экономического кризиса, сложившегося за последние десятилетия. Начинается интенсивный поиск новых подходов к воспитанию и повышению его значимости, создаются предпосылки обновления содержания воспитания, которые ориентируется на формирование гуманистических, социально-значимых ценностей и образцов гражданского поведения.
Изучение проблем механизмов развития и управления интеграционными процессами при внедрении инновационных образовательных систем, позволяет сформировать благоприятную среду для воспитания толерантности среди молодежи.
Осознание современной социальной ситуации, детерминирующей специфику развития самосознания дагестанцев под влиянием идей радикально ислама, обусловило тему предлагаемого исследования.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
Для решения поставленных в исследовании задач была использована совокупность общенаучных и психологических методов:
метод теоретического анализа и синтеза использовался при изучении
научных публикаций и разработке концепции исследования;
с целью получения наиболее полного объема знаний об исследуемом объекте применялись методы эмпирического исследования (анкета, и др.)
с целью анализа эмпирических данных социологических опросов применялись методы статистики: выборочный метод, метод анализа статистических рядов, метод построения диаграмм.
Исследование проводилось в 20162017 гг. в Дагестане (Махачкала, Избер-баш). Дагестанцы исповедуют ислам суннитского толка и, по данным исследователей, относятся к наиболее религиозным народам Северного Кавказа [7].
Общую выборку составили 300 человек. Выборку составили 300 респондентов (обоих полов в возрасте от 18 до 22 лет, мужчины и женщины в равных долях), учащиеся светских учебных заведений (средний возраст испытуемых составил 19 лет).
Научный инструментарий: анкета, включающая в себя 18 вопросов с вариантами ответов и с представлением возможности своего варианта ответа.
Следующий этап касался выявления мнения относительно приоритета религиозных (шариатских) законов над светскими. Был опрошен 101 респондент и выявлено, что 75,5% дагестанской молодежи отрицают нормы обычного права - шари-
Исследование было посвящено социологическому опросу по вопросам отношения к религии, причин, вызывающих склонность к экстремизму среди молодежи, а также различных аспектов влияния религиозности на уровень нравственности и поведения в повседневной жизни людей.
Для определения приверженности к религиозным ценностям и степени религиозности исследуемых нами на первом этапе исследования проводился социологический опрос, целью которого являлось определить отношение к религии вообще, а также к религиозным праздникам, обрядам. В опросе участвовали 88 респондентов (рис. 1). Из них 48,9% выразили свое отношение по этому вопросу в регулярном участии в религиозных праздниках, обрядах, 35,2% - в нерегулярном участии, 10,2% - вообще не участвуют, 5,7% - оказались неверующими и выразили безразличие к религии при уважительном отношении к чувствам верующих.
ата, и ставят в приоритет светские законы, однако, 10,6% и 8,5% от верующих считают, что религиозные законы приоритетнее или равны светским, 5,3% проявляют индифферентность к данному явлению (рис. 2).
90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0%
о,«/.
-ri**"
Отношение к религии, праздникам,обрядам (Attitude Lo religion, holidays, cercmonics)
0,0%
Рис. 1. Результаты опроса респондентов по вопросу отношения к религии, религиозным праздникам и обрядам Fig.1. Results of a survey of respondents on the attitude to religion, religious holidays
and rituals
VfJi
I Приоритет светских законов мал, рол и г иозиь ми (шариатскими) The priority of secular aws ove* religious (Sharia;
>
a,**
rttf**®
Рис. 2. Результаты опроса респондентов по вопросу приоритета религиозных (шариатских) законов над светскими законами Fig. 2. Results of a survey of respondents on the priority of religious (Sharia)
laws over secular laws
Исследование выявило, что почти половина опрошенных считают, что для формирования гражданской позиции и правовой культуры молодёжи необходимо, чтобы правоохранительные органы и другие властные структуры сами были бы примером соблюдения законов.
Также, чтобы определить, влияние религиозности на изменение сознания и поведения молодёжи, был поставлен специальный вопрос: «В каком случае Вы могли бы проявить неповиновение госу-
дарству?». Были проанализированы в результате опроса 105 респондентов. 27,6% обследованных юношей и девушек ответили, что могут проявить неповиновение светским законам в случае, если законы государства противоречат их вере. Часть обследованных студентов проявят неповиновение в том случае, если, как они считают, законы государства несправедливы 32,3%, противоречат жизненным интересам 13,3% (рис. 3).
I причины протеста против государственных законов Reasons for protesting against state laws
100,0% 80,0% 60,0% 40,0% 20,0% 0,0%
A
.Л О
ULI
«ojo IW
Рис. 3. Результаты опроса респондентов по анализу причин протеста против
государственных законов Fig. 3. Results of a survey of respondents on the analysis of reasons for protests against state laws
Подобные настроения говорят, что речь идет не только о правовой безграмотности молодых людей, но и об их готовности к проявлению изменение в поведении под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Одним из актуальных вопросов исследования являлась проблема анализа причин склонности к экстремизму среди молодежи. Было опрошено 77 респондентов. Большая часть опрошенных 59% считают, что одной из важных причин склонности к экстремизму в молодежной среде - это плохое социальное положение, 22,2% это влияние СМИ и специальной литературы (рис. 4).
Это обстоятельство вынуждает констатировать то, что дело не только в
И, наконец, были выявлены основные проблемы молодежи, которые государство должно решать в первую очередь. После статистической обработки опроса 276 респондентов на вопрос «Какие проблемы молодежи государству необходимо решать в первую очередь?» были получе-
слабой и дотируемой экономике республики, но и в комплексе социально - психологических и социально-педагогических проблем, разрешение которых обеспечить полноту стабилизации положения в республике.
Для исследования проблемы предпочтительности того или иного вида образования и воспитания было опрошено 103 респондента. И хотя 70,9% опрашиваемых считают, что нельзя делать таких сравнений, 29,2% молодежи, считают, что при прочих равных условиях избранный ими тип образования занимает более высокий статус в обществе, так как светское образование и воспитание для одних (14,6 %) и религиозное образование для других (14,6%) являются приоритетными (рис. 5).
ны следующие результаты: 26,4% опрошенных считают проблему безработицы, 18,5% - проблему доступности образова-ния,16,3% - борьбу с коррупцией и пре-ступностью,13,8% - поддержка молодым семья (рис. 6).
100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
>
„ti0
1
I причины склоности к эстремизму в молодежной среде- Reasons for Lhc propensity to extremism in the youth environment
v
-'
Рис. 4. Результаты опроса респондентов по анализу причин склонности к экстремизму среди молодежи Fig. 4. Results of a survey of respondents on the analysis of the reasons for the propensity to extremism among young people
100,0%
80,0%
.. в!«11
] Предпочтение вицу образован им и воспитания (Preference for Lhc kind of education and upbrirging)
0,0%
«VO^
Рис. 5. Результаты опроса респондентов по анализу предпочтительности вида
образования и воспитания Fig. 5. Results of a survey of respondents on the analysis of the preferences of the type
of education and upbringing
30,0% В 0,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%
I Проблемы молодежи, котоэые должны быть решены государством з первую очередь (Problems of youth, which must be solved by the state in the rirst plice)
О
л*
IIII
fh
K.M ?c'
w
Рис. 6. Результаты опроса респондентов по анализу проблем молодежи Fig. 6. Results of a survey of respondents on the analysis of youth problems
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этот комплекс объективных и субъективных факторов порождают и особое состояние индивидуального сознания, социальную почву для проявлений экстремизма, суть которого в ощущении личностью своей социальной дезинтеграции, ненужности и чуждости собственному государству и социальной группе, с которыми она прежде себя интегрировала, в ощущении социального дискомфорта, вызванного нищетой и социальной бесперспективностью личной жизни в современном российском обществе, в мировоззрен-
ческой дезориентации при одновременном ощущении полной социальной беспомощности и утрате жизненного оптимизма, позитивной жизненной перспективы в существующей социальной системе.
Наиболее частой является попытка объяснить ситуацию спецификой этнической или конфессиональной психологии. В российской периодике стало традиционным объяснять причины террористических деяний этническими особенностями народов Северного Кавказа. Однако наличие среди террористов мусульман -
неофитов славянского происхождения привело к тому, что теракты стали объяснять агрессивной сущностью ислама. Одна и та же публикация может содержать в себе утверждения о высоком уровне агрессивности представителей Северного Кавказа и мусульман и дежурные утверждения о том, что нет плохих народов и религий, что в каждом народе или конфессии есть плохие и хорошие отдельные представители.
Следующая объяснительная модель близка по содержанию к предыдущей. К этнической и конфессиональной ситуации здесь добавляются экономические и политические факторы. Известно, что Северный Кавказ является экономически депрессивным регионом. Отчуждение человека от возможности влияния на политический процесс становиться тотальным. Экономическая политика, проводимая в северокавказских республиках, также направлена на обеспечение экономических запросов кланов и элит и все больше отчуждает рядовых граждан от возможности экономически активной жизни. Но только лишь экономическими проблемами терроризм не объяснить. Северокавказские реалии свидетельствуют о том, что в числе террористов не самые бедные люди, а экономическую основу деятельности «лесных братьев» поддерживали люди достаточно обеспеченные.
Одна из самых популярных объяснительных моделей терроризма - сугубо психологическая. Первоначально она обозначалась как модель фрустрации - агрессии. Обращение к терроризму в этой модели объясняются длительным блокированием базовых ценностей личности (отсутствие работы, невозможность получить достойное образование, блокирование карьерных возможностей и т.д.).
Однако исследователи были несколько озабочены упрощенностью подобной модели. В последние годы появилось более адекватное объяснение модели - причиной психологической готовности к террористической деятельности была заявлена негативная личностная идентификация. Негативная идентификация возникает по предположению в силу того, что группа, к которой принадлежит личность (этнос, конфессия, социальная прослойка) как правило, отнесенная к меньшинству, отчуждена от базовых жизненных ценностей. В силу этого личность избирает негативные формы идентификации. Разочарование в своих социальных перспективах формирует у такой личности мотивы к отрицанию ценностей, к которым она так сильно стремилась. Такое отрицание может стать основой к переходу от мысли к агрессивным действиям по отношению к тому или иному социальному институту [8].
В известной мере примыкает к этой модели и попытка объяснить террористическую деятельность блокированием доступа к информационному процессу. Имеется в виду не только доступ к информации, но и возможность презентации собственных проектов социального устройства. В современной истории Дагестана была организована целая сеть мероприятий, которые обеспечили широкий доступ радикальной оппозиции к СМИ, в том числе были организованы дискуссии, где представители противоборствующих религиозных группировок имели возможность открыто высказывать свои мнения. В течение определенного времени эти меры стабилизировали ситуацию в республике. К сожалению, информационная открытость не сопровождалась масштабными акциями социально-экономического плана [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема профилактики терроризма и экстремизма решается подготовкой и реализацией государственными органами системы комплексных политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных,
оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, которые направлены на процессы предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности, минимизации ее последствий, уста-
новление и устранение способствующих ей причин и условий.
Проведение профилактики экстремизма и терроризма является не только задачей государственной, но и задачей общества в целом, его представителей. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала, воспитания толерантного сознания молодежи с целью устойчивого развития общества [10].
В этой ситуации есть необходимость в организации масштабных экономических акций, результаты которых могли бы если не полностью разрешить противоречия между личностью и обществом, то хотя бы снять остроту и напряженность противостояния.
Благодарность: Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки в рамках Госзадания 27.6618.2017/8.9.
1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 01.03.2017).
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 20 ноября 2013 г.) 5 декабря 2013. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/ #ixzz4dMXtngvt (дата обращения: 25.03.2017).
3. Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. О состоянии религиозного и светского образования в полиэтническом социуме Дагестана // Научная мысль Кавказа. 2016. N2(86). С. 93-99. DOI: 10.18522/2072-0181-2016-82-2-93-100
4. Центр Исламских исследований Северного Кавказа. URL: http://islam-kavkaz.umi.ru/about/islamskoe_obrazovanie/. (дата обращения: 15.02.2017).
5. Официальный сайт islamdag.ru / Система исламского образования в Дагестане: проблемы и перспективы. URL: http://www.islamdag.ru/analitika/5990. (дата обращения: 02.02.2017).
Очень важно уметь общаться, слушать и слышать молодых людей. Проводить встречи, круглые столы, семинары, конференции и симпозиумы с приглашением грамотных политологов, социологов, политических психологов, практикующих верующих различных конфессий для обсуждения и грамотного развенчания истинных целей и задач информации и деятельности агрессивных религиозных движений.
Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению в качестве профилактических мероприятий в школах, а также в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях. Необходимо проводить встречи, круглые столы, семинары, конференции и симпозиумы с приглашением грамотных политологов, социологов, политических психологов, практикующих верующих различных конфессий для обсуждения и грамотного развенчания истинных целей и задач информации и деятельности агрессивных религиозных движений.
Acknowledgement: Work is performed with financial support of the Ministry of Education and Science within Goszadaniya 27.6618.2017/8.9.
СКИЙ СПИСОК
6. Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. Факторы, усиливающие экстремистские настроения у молодежи в социально-напряженной среде // Педагогика. 2013. N9. С. 59-62.
7. Омарова Н.О., Исмиханов З.Н. Структурирование знаний и разработка когнитивной карты для сценарного прогнозирования ситуации в регионе // Journal of Economics and Financial. 2016. N6. С. 110115.
8. Omarova N.O. The development of information-educational environment (IEE) in the regions of Russia. «East West» (Austria), Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH Vienna. 2016, N 9-10 (6). P.13-15.
9. Гаджимурадова З.М., Курбанова Ж.Т., Омаров О.А. Трансформации религиозного самосознания молодёжи Дагестана и Чечни под влиянием идей радикального ислама // Педагогика. 2017. N2. С. 6975.
10. Omarova N.O., Omarov O.A., Dzhahparaeva D.Yu. Modern Russian innovative continuous education system in the regions of Russia. «East West» (Austria), Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH Vienna. 2016. N5-6. P. 12-14.
REFERENCES
1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 31.12.2015 g. № 683. O Strategii natsional'noi be-zopasnosti Rossiiskoi Federatsii [Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015. On the National Security Strategy of the Russian Federation]. Available at: http://base.garant.ru/71296054/ (accessed 01.03.2017)
2. Kontseptsiya obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii (utv. Prezidentom RF 20 noyabrya 2013 g.) 5 dekabrya 2013 [The concept of public safety in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on November 20, 2013) December 5, 2013]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70425172/ #ixzz4dMXtngvt (accessed 25.03.2017).
3. Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparayeva J.O. On the Status of Religious and Secular Education in a Multi-Ethnic Society of Dagestan. Scientific thought of the Caucasus. 2016. no. 2(86). pp.93-99. (In Russian) DOI: 10.18522/2072-0181-2016-82-2-93-100
4. Tsentr Islamskikh issledovanii Severnogo Kavkaza [Center for Islamic Studies of the North Caucasus]. Available at: http://islam-kavkaz.umi.ru/about/islamskoe_obrazovanie/ (accessed 15.02.2017).
5. Ofitsial'nyi sait islamdag.ru. Sistema islamskogo obrazovaniya v Dagestane: problemy i perspektivy [Official site islamdag.ru. The system of Islamic educa-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Омар А. Омаров* - д.ф.-м.н., действительный член РАО, зав. каф. физической электроники ФГБОУ ВО «ДГУ», Россия, 367000, г. Махачкала, ул. Дзержинского 12 «а», каб. 2.5. Е-mail: inporao@mail.ru
Наида О. Омарова - д.ф.-м.н., член-кор. РАО, зав. каф. математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ «ДГУ», г. Махачкала, Россия.
Джамиля Ю. Джахпараева - научный сотрудник ФГБОУ ВО «ДГУ» ИНПО, магистрант, г. Махачкала, Россия.
Заур Н. Исмиханов - к.э.н., доцент каф. математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ «ДГУ», г. Махачкала, Россия.
Критерии авторства
Омаров О.А., Омарова Н.О., Джахпараева Д.Ю. собирали материал по исследованию; написали рукопись и несут ответственность за плагиат, Исмиханов З.Н. проанализировал результаты исследования и представил их.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Поступила в редакцию 21.04.2017 Принята в печать 01.06.2017
tion in Dagestan: problems and prospects]. Available at: http://www.islamdag.ru/analitika/5990 (accessed 02.02.2017).
6. Omarov O.A., Omarova N.O., Dzhakhparaeva D.U. Factors of strengthening of extremist mood at young generation in the social and intense environment. Ped-agogika [Pedagogika]. 2013. no. 9. pp. 59-62. (In Russian)
7. Omarova N.O., Ismikhanov Z.N. Structuring knowledge and developing a cognitive map for scenario forecasting of the situation in the region. [Journal of Economics and Financial]. 2016. no. 6. pp.110-115. Omarova N.O. The development of information-educational environment (IEE) in the regions of Russia. «East West» (Austria), Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH Vienna. 2016. no. 9-10(6). pp.13-15.
9. Gadzhimuradova Z.M., Kurbanova Zh.T., Omarov O.A. Transformations of the religious consciousness of the youth of the North Caucasus under the influence of radical Islam ideas (on the material of research with respect to Dagestan und Chechnya). Pedagogika [Pedagogika]. 2017. no. 2. pp.52-56. (In Rusian)
10. Omarova N.O., Omarov O.A., Dzhahparaeva D.Yu. Modern Russian innovative continuous education system in the regions of Russia. «East West» (Austria), Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH Vienna. 2016. no. 5-6. pp. 12-14.
AUTHORS INFORMATION Affiliations
Omar A. Omarov* - Doctor of physical and mathematical sciences. Full member of RAE, lead of the sub-department of physical electronics, FSBEI of Higher Education Dagestan State University, Russia, 367000, Makhachkala, 12 "a" Dzerzhinskogo street, room 2.5. E-mail: inporao@mail.ru Naida O. Omarova - Doctor of physical and mathematical sciences. Corresponding member of RAE, lead of the subdepartment of mathematical and natural science disciplines, FSBEI of Higher Education, Dagestan State University, Makhachkala, Russia.
Dzhamilya Yu. Dzhakhparaeva - Research Fellow of FSBEI of Higher Education Dagestan State University, Master of Arts, Makhachkala, Russia. Zaur N. Ismikhanov - Candidate of economic sciences, associate professor at the sub-department of mathematical and natural science disciplines, FSBEI of Higher Education Dagestan State University, Makhachkala, Russia.
Contribution
Omarov O.A., Omarova N.O., and Dzhakhparaeva D.Yu. collected materials for the study, wrote a manuscript and are responsible for avoiding the plagiarism. Z.N. Ismikhanov made an analysis of the results of the study.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Received 21.04.2017 Accepted for publication 01.06.2017