Научная статья на тему 'Система индикаторов и направляющее управление в здравоохранении'

Система индикаторов и направляющее управление в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
838
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / КОНТРАКТАЦИЯ / НОРМИРОВАНИЕ / ИНЖИНИРИНГ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИ-РОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шам Юлия Митрофановна

В статье рассматриваются сущность, функции и инструменты индикативного подхода к управлению, приводится система индикаторов здравоохранения, анализируется совокупность конкретных характеристик состояния и развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система индикаторов и направляющее управление в здравоохранении»

Система индикаторов и направляющее управление в здравоохранении

Шам Юлия Митрофановна,

аспирант

Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса abcd8507@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются сущность, функции и инструменты индикативного подхода к управлению, приводится система индикаторов здравоохранения, анализируется совокупность конкретных характеристик состояния и развития отрасли.

Ключевые слова

Индикаторы, функции, управление, отрасль, бюджетирование, контрактация, нормирование, инжиниринг, инвестиционное проектирование, планирование, показатели.

Стратегическое управление, начавшее формироваться с 70-х годов ХХ столетия, в процессе эволюционного развития трансформируется от чисто идеологического видения направлений движения до конкретизации параметров, от абсолютизации перспектив до интеграции с тактическими целями, фундаментом которых является наличие и предвидение индикаторов

- основных указателей социально-экономического развития, характеризующихся системой конкретных показателей.

Индикативный подход характерен для всех этапов развития (начиная от тактических решений до закономерностей стратегического видения), для реализации всех базисных функций системы соответствующего управления: учета и анализа, планирования, организации, регулирования, мотивации, мониторинга [1, 5, 9].

Обязательными условиями, необходимыми чертами, индикативного, направляющего подхода являются: сочетание тактики и стратегии,

формирование планов и организация деятельности в рамках стратегической императивы; предвидение и развитие по основным, базисным указателям; непрерывность и скользящий характер принятия, реализации и мониторинга управленческих решений.

В реальной экономике индикативный подход реализует три основные функции: направляющую, сущность которой в определении ориентиров и реализации основных императивов стратегического развития; информационную, для выявления потребностей и возможностей, знания состояния рынка; координирующую, в направлении взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов (что является результатом реализации принципа паритета интересов).

О сущности и значении индикативного подхода к планированию и организации процессов социального и экономического развития свидетель-

ствует его широкое применение во многих зарубежных странах (особенно, во Франции, Канаде, США и Японии) на протяжении длительного периода времени, с использованием разнообразных, изменяющихся и усложняющихся в динамике, инструментов и методов.

Так, исторически первой формой индикативного планирования была конъюнктурная, связанная с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста. Структурная форма индикативного планирования, являясь продолжением первой, появляется с подключением к выполнению индикативных планов частных предприятий и территориальных властей с использованием различных мер господдержки в рамках селективной структурной политики.

Наиболее зрелой эволюционной формой индикативного планиро-вания, отличающейся большей мерой отлаженности взаимодействия всех соответствующих институтов регулирования является стратегическая, по существу интегрирующая предыдущие формы с более совершенными процедурами непосредственного (а не через политические институты) согласования частных и общих направлений развития экономических систем.

В совокупности инструментов индикативного подхода выделяются бюджетирование, контрактация, нормирование, экономический инжини-ринг и инвестиционное проектирование. Бюджетирование связано с усилением влияния бюджета на темпы и пропорции экономического роста по мере увеличения государственных расходов в валовом внутреннем продукте.

Контрактация обеспечивает координацию интересов и действий хозяйствующих субъектов и государства на основе соответствующей системы взаимосвязанных микропланов. На основе нормирования формируется совокупность норм и нормативов (как обязательных, так и рекомендательных для экономических субъектов), обеспечивающих взаимоувязку факторов производства, расходуемых ресурсов и ожидаемых результатов, сбалансированность натурально-вещественных и финансовостоимостных потоков.

Сущность экономического инжиниринга заключается в проектировании экономических институтов и систем с точки зрения институционально-новационных изменений экономических систем. Инвестиционное проектирование обеспечивает создание благоприятного инвестиционного климата, разработку инвестиционных программ и заключение соответствующих соглашений.

Следует отметить, что целостная система общегосударственного индикативного управления должна органично складываться из отдельных регионально-отраслевых подсистем, для функционирования которых необходим анализ совокупности показателей, в том числе, реального и потенциального размера или значимости экономических систем, перспектив их роста и стадий жизненного цикла, наличия и масштабов конкуренции, объёма и структуры отраслевых издержек, рыночной среды и системы сбыта продукции, тенденций развития, ключевых факторов успеха и др.

Указанные характеристики создают информационную базу, на основе которой формируется система территориально-отраслевого индикативного управления. Так, определение существующих размеров отрасли, состояния (с определением стадии жизненного цикла) и потенциала роста позволяют выявить необходимость, масштаб и характер регулирующего воздействия на неё с целью стимулирования развития.

Информация о структуре и масштабах конкуренции характеризует концентрацию профильных экономических субъектов в регионе или отрасли, регламентацию отношений между ними на рынке, необходимость и достаточность барьеров входа в отрасль и т.д.

Важными показателями являются характеристики объёмов и структуры затрат. Возможность уменьшения или, напротив, необходимость их увеличения диктуется спецификой развития экономи-ческих систем. Г осударственными инструментами воздействия здесь, прежде всего, являются стандарты, нормы и нормативы, как обязательного, так и рекомендательного характера.

Параметры системы сбыта продукции по субъектам хозяйствования, отраслям и регионам дают информацию для рассмотрения вопросов о необходимости контроля каналов реализации, обеспечения или закрытия доступа к ним, поиска и установления альтернативных направлений сбыта и т.д.

Тенденции развития территориально-отраслевых систем определяются на основе анализа динамических трансформаций экономических показателей, с учётом наличия и масштабов конкуренции, изучения разнообразных факторов макро- и микросреды с целью выявления возможных изменений в перспективе.

Ключевые факторы успеха выявляются в итоговом анализе, необходимом для прогнозирования стратегического поведения

хозяйствующих субъектов, отраслей и регионов. К примеру, ключевыми факторами успеха для фармацевтической отрасли могут быть, прежде всего, инновации и сбытовая сеть.

В здравоохранении [2, 6] размеры отрасли обширны, так как оно обслуживает практически все население страны, как в период болезни, так и в период относительного здоровья (для профилактики заболеваний, поддержания трудоспособной формы). Поэтому, увеличение (уменьшение) размера отрасли прямо связано с ростом (сокращением) численности населения.

С точки зрения спектра оказываемых услуг, система здравоохранения имеет значительный потенциал роста, который может быть реализован посредством внедрения новых технологий, развития маркетинговых служб и т.д. Влияние здравоохранения на другие отрасли и сферы экономики проявляется в обеспечении социальных потребностей трудовых ресурсов, создании условий для их жизнедеятельности.

С позиций принципов становления рыночных отношений (наличия и многообразия форм собственности и видов хозяйствования; неограниченного

число участников конкуренции, равного свободного доступа на рынок и выхода из него; равного доступа всех участников к имеющимся ресурсам; наличия у каждого участника конкуренции возможностей обладания полного объема рыночной информации - о спросе, предложениях и т.д.), следует отметить здравоохранении, что отношения между хозяйствующими субъектами в здравоохранении в большинстве случаев отвечают указанным принципам.

При этом, специфика рынка здравоохранения определяется, прежде всего, особенностями отрасли, то есть, продукцией - оказываемыми населению медицинскими услугами, которые могут относиться как к общественным, так и частным благам.

Общественный характер благ означает их неконкурентность (одинаковую доступность для пользователей), возможную выгодность не только для отдельных лиц, но и для общества в целом. Для частных услуг характерны конкурентность и ряд других свойств товара, который может продаваться и покупаться на рынке. Здесь имеет место сужение государственного регулирующего воздействия, которое в большей степени опирается на установление стандартов медицинских услуг как обязательного, так и рекомендательного характера.

Учитывая особенности общественного и частного характера медицинской услуги, следует отметить, что составляющие эффективности функционирования здравоохранения должны быть ранжированы по степени значимости: на первом место выступает социальная эффективность, на втором - медицинская, на третьем - экономическая.

Отсюда явствует различная значимость факторов, влияющих на каждый элемент эффективности, а, следовательно, на возможность роста отрасли и отраслевого рынка. Это значит, что для повышения социальной эффективности, в первую очередь, важно совершенствование государственного регулирования здравоохранения, для медицинской - развитие научных исследований, внедрение новых технологий и техники, для экономической - соблюдение требования: результаты должны быть не ниже затрат.

В связи с тем, что система государственного регулирования здравоохранения имеет множество погрешностей, технико-технологическая база в целом не отвечает международным стандартам, выполнение основного требования экономической эффективности также не всегда возможно, можно сделать вывод о том, что отраслевой рынок здравоохранения России находится в затянувшейся стадии переходного периода.

Структура и масштабы конкуренции в здравоохранении могут рассматриваться с различных позиций. Их можно анализировать, например, с точки зрения разнообразия организационно-правовых форм субъектов -производителей медицинских услуг.

Движение финансовых потоков в здравоохранении также имеет ряд особенностей. К примеру, лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), наряду с бесплатными, могут оказывать и платные медицинские услуги, имея

три источника финансирования: бюджетные средства, средства

обязательного медицинского страхования и доходы от платных медицинских услуг, цены на которые регулируются государством. В этом случае, возникает неравная конкуренция, так как по сравнению с платными лечебными учреждениями, ЛПУ ограничены не только в установлении цены, но и в использовании доходов.

В этой связи на первый план, с позиций функционирования в здравоохранении различных по формам собственности и предпринимательства организаций, выходит задача выработки механизма выравнивания условий конкуренции, стимулирования более прогрессивных и эффективных (с точки зрения социальных и экономических критериев) форм организации бизнеса. Здесь, для выравнивания условий конкуренции возможно введение налоговых льгот.

Существуют и другие критерии, по которым можно исследовать конкуренцию в здравоохранении. С позиций индикативного подхода, больший интерес представляют те из них, которые поддаются регулирующему воздействию с точки зрения регламентации отношений между субъектами рынка и установления барьеров входа на рынок.

Характеристики объёмов и структуры отраслевых издержек корректней рассматривать с позиций механизма ценообразования, сложность которого в здравоохранении обусловлена спецификой отрасли. При этом, выделяются четыре вида цен на медицинские услуги: бюджетные (нормативные); тарифы в системе обязательного медицинского страхования (ОМС); договорные цены (в том числе, в системе добровольного медицинского страхования, ДМС); свободные рыночные цены на платные медицинские услуги.

Государственное индикативное регулирование ценообразования санаторно-курортных услуг может осуществляться через фиксированные размеры дотаций на путевки, изменение условий закупки внебюджетными фондами, колебания налоговых льгот и т.д.

Система сбыта продукции непосредственно влияет на реализацию медицинских услуг, с учётом специфических особенностей отрасли здравоохранения: совпадения производства и потребления медицинских услуг во времени и пространстве; возможностей оценки результатов медицинской деятельности только после потребления услуг; влияния фактора сезонности на динамику спроса на медицинские услуги.

Информация «сбытового» характера может быть использована в индикативном планировании. Так, при увеличении численности населения, имеющего сердечнососудистые заболевания, могут предусматриваться: увеличение дотаций на путевки в санатории соответствующего профиля, объемов финансирования инвестиционных проектов, предусматривающих строительство санаториев указанного профиля и т. д.

В индикативных планах также могут действовать механизмы, нейтрализующие дифференциацию цен по сезонам (в рамках использования соответствующей дифференциации налогов на прибыль или тарифов на услуги вспомогательных структур в системе сбыта).

Тенденции развития отрасли проявляются в направлениях изучения, с одной стороны, потребностей в медицинских услугах, с другой стороны, потенциала системы здравоохранения, способного удовлетворить предполагаемые потребности.

Очевидно, что величина спроса, по отношению к бесплатным общественным услугам, зависит от ряда факторов, которые в большей степени не имеют денежного характера. С позиций платных медицинских услуг, она определяется, прежде всего, ценой. Здесь имеет место следующая тенденция: величина спроса снижается по мере возрастания цен на услуги. Однако, в этой сфере на величину спроса влияют и другие факторы, в том числе, изменения структуры потребностей. К примеру, мода на косметические операции может привести к общему увеличению спроса на такие услуги. Важной тенденцией является тот факт, что демонстративное потребление сменяется функциональным, массовое производство -уникальным предложением.

Тенденции, характеризующие изменения спроса и предложения услуг здравоохранения, служат наиболее общими ориентирами, позволяющими выявить направления развития отрасли. К числу других факторов, влияющих на развитие здравоохранения, можно отнести: изменения в международных стандартах, появление новых форм организации медицинских услуг, развитие маркетинговых служб, динамизм рекреационного потенциала, совершенствование системы сбыта, экономические и политические факторы, изменения нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования в отрасли.

Ключевыми факторами развития здравоохранения [3, 4, 7, 8, 10] являются, прежде всего, внедрение новых технологий лечения и обслуживания населения, расширение ассортимента медицинских услуг. То есть, адекватность изменений отрасли трансформациям потребностей населения является базовым условием организации эффективного здравоохранения, нацеленного на:

- доступность медицинской помощи, то есть, возможность её получения каждым членом общества, независимо от его социального положения и финансовых возможностей;

- качество медицинской помощи (технологическое и социальное, с учётом степени охвата населения соответствующими услугами);

- права пациента (информационное согласие на лечение, свобода выбора врача, отказ от лечения, добровольность лечения, конфиденциальность информации об его здоровье);

- ответственность медперсонала за свои профессиональные действия (врачебная ошибка, неправильное лечение, разглашение врачебной тайны и др.);

- автономию врачей (кроме проблем врачебной этики) и ответственность пациента за состояние своего здоровья.

В целом, система индикативного управления здравоохранением, в основе которой лежат концептуальные разработки эффективного

распределения и использования ресурсов, а также основных направлений развития, предназначена для достижения стратегических целей в рамках реализации ряда важных императивов [3, 4]:

- выявления потребности населения в лечении и оздоровлении, возможностей финансирования общественного здравоохранения (то есть, тех объемов средств, которые могут быть направлены на бесплатное обслуживание населения);

- создания информационного обеспечения о состоянии рынка здравоохранения, в том числе, санаторно-курортных услуг, о механизмах его регулирования (с позиций регламентации для субъектов, действующих на рынке);

- формирования и реализации системы взаимодействия государственных, региональных и местных органов управления, а также субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере здравоохранения;

- выделения и учёта ориентиров развития сферы здравоохранения, в том числе, санаторно-курортных услуг с точки зрения правовых, социальных и экономических аспектов.

Первые две выделенные задачи позволяют в большей мере реализовать информационную функцию индикативного управления в здравоохранении, вторая и третья - координирующую, третья и четвертая - направляющую функцию.

Анализируя предложенную систему, следует отметить, что экономическая ситуация, наблюдающаяся в здравоохранении, свидетельствует о возможности и необходимости использования для всех эволюционных форм (конъюнктурной, структурной и стратегической) инструментов индикативного управления в составе бюджетирования, контрактации, нормирования, экономического инжиниринга и инвестиционного проектирования.

В условиях трансформирующейся системы управления здравоохранением (как на макро-, так и на микро-уровне), разнообразие применяемого инструментария позволяет в итоге формировать оптимальные индикативные планы, как с точки зрения организации экономических отношений в данной сфере, так и с позиций рационального использования ресурсов.

Таким образом, неотъемлемым условием воспроизводственного процесса является индикативный подход, с позиций организации деятельности в рамках стратегической императивы, предвидения ориентиров и развития по базисным указателям экономического роста, непрерывности скользящего характера принятия и реализации управленческих решений.

Функционирующий в России рынок услуг сферы здравоохранения - это объективный факт, который стал возможным в результате реформирования данной отрасли за последние годы. Специфика указанного рынка определяется, прежде всего, особенностями отрасли, а именно ее продукцией

- оказываемыми медицинскими услугами, которые могут относиться как к общественным, так и к частным благам.

Следует отметить, что с позиций развития и использования общих и частных услуг в сфере здравоохранения в последние годы в стране наблюдается превалирование частных. Таким образом, в анализируемой сфере активно применяются рыночные отношения, что, не должно, во-первых, нарушать их социальную направленность, во-вторых, сопровождаться развитием общих услуг на основе индикативного подхода.

Индикаторами являются указатели, свидетельствующие о сущности и направлениях функционирования и развития той или иной экономической системы. В здравоохранении можно выделить семь основных индикаторов (макроэкономические характеристики; демографическую ситуацию; состояние здоровья населения; ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения; отдых, физическую культуру и спорт; условия жизни населения; экономические показатели в здравоохранении, включающие потребительские рынки товаров и услуг), каждый из которых характеризуется многочисленной системой конкретных показателей [2, 6].

Индикатор «макроэкономических характеристик» включает конкретные показатели валового выпуска, промежуточного потребления, валовой добавленной стоимости, оплаты труд наемных работников, текущих расходов (как суммы промежуточного потребления и оплаты труда), валовой прибыли экономики и смешанных доходов. На основе этих базисных показателей рассчитываются относительные, в том числе, структурные.

Индикатор «демографической ситуации» включает группы показателей численности родившихся, умерших, естественного прироста населения, численности населения. При этом группы характеризуется совокупностью конкретных показателей. Например, смертность определяется возрастными коэффициентами, коэффициентами смертности населения в трудоспособном возрасте по полу и основным классам причин смерти, показателями количества умерших в трудоспособном возрасте по полу и основным классам причин смерти, показателями младенческой смертности по основным классам причин смерти, показателями материнской смертности по причинам смерти, показателями перинатальной смертности.

Индикатор «состояния здоровья населения» включает группы показателей заболеваемости, состояния здоровья населения, здоровья женщин, детей, подростков, а также показатели инвалидности. Каждая группа является совокупностью отдельных показателей. Так, заболеваемость населения включает в себя показатели заболеваемости населения по различным классам, группам и отдельным болезням, в том числе, отравлениям, наркоманией, социально-значимым болезням, токсикоманией, а также структуру заболеваемости населения.

Индикатор «ресурсов и деятельности учреждений» характеризует состояние сети и материально-технической базы лечебно-профилак-тических учреждений, оказание лечебно-профилактической помощи и предоставления санаторно-курортного лечения населению на основе групп соответствующих показателей, которые определяются совокупностью конкретных показателей. Например, группа показателей состояния сети и материально-технической

базы ЛПУ включает численность больничных, амбулаторнополиклинических учреждений, больничных коек по специализации, диспансеров, домов ребенка, мощность учреждений, состояние ЛПУ и другие показатели.

Индикатор «занятости и оплаты труда в здравоохранении» состоит из групп показателей занятости и показателей оплаты труда в целом, в том числе, по категориям работников.

Индикатор «отдыха, физической культуры и спорта» включает в себя составные группы показателей организации отдыха и физкультуры и спорта. Первая группа определяется совокупностью показателей, определяющих функционирование организаций отдыха и туристских баз, численность размещенных в них лиц, численность оздоровительных учреждений и других, вторая - показателями численности спортивных сооружений, численности занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах.

Индикатор «условий жизни населения» определяется следующими группами показателей: природно-климатических условий (состоит из

конкретных показателей лесных, водных ресурсов и среднемесячной температуры воздуха, а также количества осадков), экологических условий (включает показатели воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, охраны лесов, выбросов загрязняющих атмосферу веществ и сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, показатели санитарного состояния почвы, водоснабжения, пищевых продуктов, атмосферного воздуха и др.), социально-бытовых условий и уровня жизни населения (включает такие показатели, как показатели благоустройства жилищного фонда, потребления основных продуктов питания, денежных расходов домашних хозяйств на платные услуги здравоохранения и отдыха), условий труда и производственного травматизма (в том числе, включает показатели профессиональных заболеваний и отравлений), и общественного порядка.

Индикатор «основных экономических показателей здравоохранения» состоит из группы показателей финансов (включает показатели расходов бюджета РФ и других на здравоохранение, физическую культуру и спорт, поступления и расходования средств Федерального и территориальных фондов обязательного страхования, показатели выплат по договорам страхования по субъектам Российской Федерации и другие), группы показателей основных фондов и инвестиций (включает такие показатели, как инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения, поступление иностранных инвестиций в здравоохранение, наличие и ввод в действие основных фондов в здравоохранении, ввод в действие объектов здравоохранения, санаториев и домов отдыха, больничных учреждений и т.п.), показатель потребительского рынка товаров и услуг (производство лекарственных средств по важнейшим фармакологическим группам, количество аптек и аптечных киосков, объем

платных услуг в области здравоохранения и отдыха на душу населения, объем платных медицинских услуг населению и др.).

Конкретная система показателей здравоохранения, используемых для отражения специфики и состояния отрасли в региональной экономике Российской Федерации, сформированная на основе соответствующей статистики [6], включает множество характеристик:

1. Численность населения на конец года, тыс. чел.

2. Удельный вес городского населения в общей численности населения на конец года, %.

3. Общие коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1000 чел. населения).

4. Общие коэффициенты смертности (число умерших на 1000 чел. населения).

5. Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения.

6. Среднегодовая численность занятых в здравоохранении, тыс. чел.

7. Уровень безработицы (в процентах).

8. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц; руб.).

9. Величина прожиточного минимума, установленная в субъектах РФ, руб./чел.

10.Соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума, %.

11. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года, квадратных метров).

12. Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищнокоммунальных услуг, в процентах от общей суммы потребительских расходов.

13. Число больничных коек на конец года, тысяч.

14. Число больничных коек на 10000 человек населения на конец года.

15. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, на конец года, тысяч посещений в смену.

16. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения, на конец года, посещений в смену.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Численность врачей всех специальностей на конец года, тысяч человек.

18. Численность врачей на 10000 человек, на конец года, человек.

19. Численность среднего медицинского персонала на конец года, тысяч человек.

20. Численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения, на конец года, человек.

21. Заболеваемость на 1000 человек населения, зарегистрированная с диагнозом, установленным впервые в жизни.

22. Число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения.

23. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников (тыс. тонн).

24. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (млн. кубических метров).

25. Стоимость основных фондов в здравоохранении, на конец года (по полной учетной стоимости, млн. руб.).

26. Степень износа основных фондов в здравоохранении, на конец 2009 года, в процентах.

27. Число предприятий и организаций в здравоохранении, на конец года.

28.Оборот организаций по видам экономической деятельности, в 2009 году (млрд. руб.).

29. Инвестиции в основной капитал в здравоохранении в 2009 году (без субъектов малого предпринимательства, млн. руб.).

30. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг на конец года, руб./чел.

31. Средний медперсонал на одного врача, человек.

32. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, кг/чел.

33. Сбросы загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, м3/чел.

34. Оборот организаций на одно предприятие, тыс. руб.

35. Занятость в здравоохранении, чел. на одно предприятие.

36. Инвестиции в основной капитал в здравоохранении, тыс. руб. на одно предприятие.

37. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения).

38. Удельный вес семей, получавших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, %.

39. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью, руб.

40.Средняя месячная температура воздуха в январе.

41. Средняя месячная температура воздуха в июле.

42. Количество осадков в январе.

43. Количество осадков в июле.

44. Потребление населением мяса, кг/чел.

45. Потребление населением овощей и бахчевых, кг/чел.

46. Потребление населением молока, кг/чел.

47. Валовой выпуск здравоохранения, млн. руб.

48. Промежуточное потребление в здравоохранении, млн. руб.

49. Валовая добавленная стоимость здравоохранения, млн. руб.

Кроме того, на основе исходной информации, рассчитываются дополнительные относительные характеристики, как удельные (в расчёте на 10 тыс. чел. и т.п.), так и структурные, свидетельствующие о составе и

соотношении частных элементов единого целого, например, валовой добавленной стоимости.

Валовым выпуском является стоимость продуктов, услуг (рыночных и нерыночных), а также косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые произведены в отчетном периоде и служат исходными параметрами для расчета валового внутреннего продукта на стадии производства.

Промежуточное потребление включает в себя стоимость всех потребленных благ (кроме основных фондов) и рыночных услуг в процессе производства новых товаров и услуг. Промежуточное потребление, а также оплата труда наемных работников формируют текущие затраты, расходуемые в процессе производственной деятельности.

Валовая добавленная стоимость рассчитывается как разница между валовым выпуском и промежуточным потреблением. Она характеризует конечные результаты экономической деятельности, является основой для расчёта других разнообразных экономических характеристик, в том числе, эффективности производства.

Литература

1. Дудкин В., Петров Ю. Индикативное планирование. Механизм координации деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой//Российский экономический журнал. - 1998. - № 6, 7, 8.

2. Здравоохранение в России. - М.: Росстат. - 2005, 2007, 2009.

3. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации/Постановление правительства РФ. - №1387. -5.11.1997.

4. Концепция развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года (проект). - www.zdravo.ru

5. Муратова Л.И., Шам Ю.М. Содержание, функции и структурные элементы индикативного управления в региональных экономических системах/Управление региональными системами. - Волгоград: ЦПНИ. -2008.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. - М.: Росстат. -2010.

7. Управление и экономика здравоохранения /Под ред. Вялкова А.И., Кучеренко В.З. и др. - М. ГЭОТАР-МЕД. - 2009.

8. Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. -М.: ИЭ РАН. - 2008.

9. Шам Ю.М., Шумская А.И. Индикативное планирование в здравоохранении. - Шахты: ЮРГУЭС. - 2007.

10. Яковлев Е.П., Лучкевич В.С., Винокуров Б.А. Экономика, управление и реформы в региональном здравоохранении. - СПб: СПбГМА. - 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.