Научная статья на тему 'СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ НА ОСНОВЕ ОТЧЕТА ОБ ИНЦИДЕНТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ НА ОСНОВЕ ОТЧЕТА ОБ ИНЦИДЕНТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Health Development
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / ИНЦИДЕНТ / ОТЧЕТ ОБ ИНЦИДЕНТЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Альжаксина Г.Б., Куренкеева Г.Т.

Цель исследования: Оценить существующую систему идентификации рисков на основе отчетности, а также изучить факторы, влияющие на структуру инцидентов в организации здравоохранения. Методы. В рамках настоящего исследования проведено анкетирование персонала на знание и использование системы отчетности об инциденте, связанного с оказанием медицинских услуг. Для сбора первичной информации нами была разработана анкета. Анализ результатов проводился с использованием статистической программы Stat Tech, путем расчета относительного риска (RR) и программы Exсell.Результаты. В опросе участвовали врачи, средний медицинский и вспомогательный персонал. Все сотрудники (100%) знали о системе отчетности об инциденте. По распознаванию событий, о которых необходимо сообщать у врачей и медицинских сестер одинаковый уровень знаний - 70% (RR - 1,0; ДИ 95%; С1 0,83 - 1,19). При этом средний медицинский персонал более активно участвовал в процессе подачи информации о инциденте, зачастую используя отчетность, как способ решения хозяйственных и организационных вопросов. Медицинские сестры в большей степени опасались нареканий в свой адрес, чем врачи (56% против 66%, RR - 1,18; ДИ 95%; С1 0,94 - 1,47). Приоритетность заполнения отчета врачи оценили ниже, чем медицинские сестры (52%, против 58%. RR - 0,89; ДИ 95%; С1 0,69 - 1,15). Ценность и удобство заполнения отчета врачи и медицинские сестры оценили одинаково (64%; RR - 1,0; ДИ 95%; С1 0,82 - 1,23). Выводы. Медицинский персонал позитивно относится к системе идентификации рисков, однако отсутствие знаний о конкретных сообщаемых событиях, слабая культура безопасности, отсутствие обратной связи являются основными факторами, препятствующими эффективной работе этой системы.Разработка перечня конкретных событий, о которых необходимо сообщать, позволят повысить эффективность системы идентификации рисков, как инструмента управления рисками в медицинской организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK IDENTIFICATION SYSTEM BASED ON AN INCIDENT REPORT IN A HEALTHCARE ORGANIZATION

The aim: To assess the risk identi cation system based on the incident report, the existing incident reporting system, and factors a ecting the structure of incidents in the healthcare organization.Methods. Within the framework of this study, personnel were questioned on the knowledge and use of the incident reporting system related to the provision of medical treatment and care. To collect primary information, a questionnaire was developed, statistical processing of the research results was carried out by the method of calculating the relative risk (RR) using the Stat Tech program, on the website "Medical statistics".Results. All employees (100%) are aware of the incident reporting system. Personnel were more likely to use the incident reporting system as a way to deal with business and organizational issues. The knowledge of events that must be reported were rated equally by the doctors and the nurse (70%; RR - 1.0; C1 0.83 - 1.19). The nurse was more afraid of criticism than doctors (56% versus 66%; RR - 1.18; CI 95%; C1 0.94 - 1.47). Doctors rated the priority of lling out a report lower than a nurse (52% versus 58%; RR - 0.89; CI 95%; C1 0.69 - 1.15). The value and convenience of lling out the report were assessed by the doctors and the nurse equally (64%; RR - 1.0; CI 95%; C1 0.82 - 1.23).Conclusion. Medical personnel have a positive view of the incident reporting system, however, lack of knowledge of speci c reported events, poor safety culture, and lack of feedback are the main factors hindering the e ectiveness of the system.Developing a list of speci c health care events to be reported will enhance the e ectiveness of incident reporting as a risk management tool

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКОВ НА ОСНОВЕ ОТЧЕТА ОБ ИНЦИДЕНТЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

https://doi.org/10.32921/2225-9929-2021-1-41-75-81 УДК: 614; 614.2; 614:33 МРНТИ: 76.75.75

Оригинальная статья

Система идентификации рисков на основе отчета об инциденте в организации здравоохранения

Альжаксина Г.Б.1, Куренкеева Г.Т.2

1 Клинический аудитор Службы внутреннего аудита АО «Национальный центр нейрохирургии», Нур-Султан,

Казахстан. E-mail: algaukhar55@mail.ru 2Декан Высшей Школы Бизнеса Almaty Management ип^ек^уАлматы, Казахстан. E-mail: kurenkeyeva@almau.edu.kz

Резюме

Цель исследования: Оценить существующую систему идентификации рисков на основе отчетности, а также изучить факторы, влияющие на структуру инцидентов в организации здравоохранения.

Методы. В рамках настоящего исследования проведено анкетирование персонала на знание и использование системы отчетности об инциденте, связанного с оказанием медицинских услуг. Для сбора первичной информации нами была разработана анкета. Анализ результатов проводился с использованием статистической программы Stat Tech, путем расчета относительного риска (RR) и программы Ехсе11.

Результаты. В опросе участвовали врачи, средний медицинский и вспомогательный персонал. Все сотрудники (100%) знали о системе отчетности об инциденте. По распознаванию событий, о которых необходимо сообщать у врачей и медицинских сестер одинаковый уровень знаний - 70% (RR - 1,0; ДИ 95%; С1 0,83 - 1,19). При этом средний медицинский персонал более активно участвовал в процессе подачи информации о инциденте, зачастую используя отчетность, как способ решения хозяйственных и организационных вопросов. Медицинские сестры в большей степени опасались нареканий в свой адрес, чем врачи (56% против 66%, RR - 1,18; ДИ 95%; С1 0,94 - 1,47). Приоритетность заполнения отчета врачи оценили ниже, чем медицинские сестры (52%, против 58%. RR - 0,89; ДИ 95%; С1 0,69 - 1,15). Ценность и удобство заполнения отчета врачи и медицинские сестры оценили одинаково (64%; RR - 1,0; ДИ 95%; С1 0,82 - 1,23).

Выводы. Медицинский персонал позитивно относится к системе идентификации рисков, однако отсутствие знаний о конкретных сообщаемых событиях, слабая культура безопасности, отсутствие обратной связи являются основными факторами, препятствующими эффективной работе этой системы.

Разработка перечня конкретных событий, о которых необходимо сообщать, позволят повысить эффективность системы идентификации рисков, как инструмента управления рисками в медицинской организации.

Ключевые слова: система здравоохранения, риск-менеджмент, безопасность пациентов, инцидент, отчет об инциденте.

Corresponding author: Gaukhar Alzhaxina, Clinical auditor of the Internal Audit Service of JSC "National Center for Neurosurgery", Nur-Sultan, Kazakhstan Postal code: Z05G9F9

Address: Turan Avenue 34/1, Nur-Sultan, Kazakhstan Phone: +7 (701) 330 02 91 E-mail: algaukhar55@mail.ru

J Health Dev 2021; 1 (41): 75-81 Recieved: 02-01-2021

-—-1 Accepted: 28-01-2021

1This wor|( ¡g licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

В здравоохранении развитых стран мира эффективно внедрена система идентификации рисков на основе отчета об инциденте, что дает возможность управлять рисками. Американская школа риск менеджмента в организациях здравоохранения для идентификации рисков предлагает использовать систему отчетности о конкретных неблагоприятных и экстремальных событиях, влияющих на конечный результат деятельности [1-3].

В 2009 году в рамках мероприятий по подготовке Национального центра материнства и детства к аккредитации международной объединенной комиссии JCI, в клиниках

Национального медицинского холдинга впервые внедрены отчеты об инцидентах. Это был первый опыт регистрации инцидентов в условиях медицинской организации страны. В дальнейшем и другие медицинские организации, в том числе, не аккредитованные иС1, активно внедряли регистрацию инцидентов [4,5].

Аккредитованные JCI медицинские учреждения выращивали «культуру безопасности», создавая условия для выявления и исправления причин сбоев в работе. Многие российские и зарубежные исследователи считают, что система мониторинга и выявления инцидентов является основным методом для сбора первичной информации [6-9].

Система идентификации рисков на основе отчетности об инциденте будет эффективна лишь в случае исключения обвинения или наказания лица, совершившего ошибку. Так, причины неэффективности системы отчетности об инциденте связаны с незнанием и/или с неэффективным использованием системы отчетности, особенно среди врачей.

Цель исследования: Оценить существующую систему идентификации рисков на основе отчетности, а также изучить факторы, влияющие на структуру инцидентов в организации здравоохранения.

Материалы и методы

Источниками для изучения эпидемиологии инцидентов явились реестр событий, по которым были заполнены отчеты об инцидентах в аккредитованных JCI клиниках г Нур-Султан за 20172019 годы.

Для изучения причин, влияющих на структуру инцидентов и общую структуру рисков, а также для оценки существующей системы отчетности по инцидентам в рамках настоящего исследования был проведен опрос медицинского персонала аккредитованных JCI клиник.

Основными параметрами для измерения были: знание и использование медицинским персоналом существующей системы отчетности об инциденте; изучение причин низкой эффективности системы отчетности об инцидентах, связанных с лечением и уходом за пациентами (барьеры, препятствующие сообщению).

В опросе могли участвовать как медицинский, так и немедицинский персонал, независимо от стажа работы.

Всего в анкетировании приняли участие 120 человек, из них врачей - 35 (29%), средний медицинский персонал (СМП) - 55 (46%), младший медицинский персонал (ММП) - 14 (12%), административно-хозяйственный персонал - 16 (13%).

Анкета состояла из 15 пунктов и включала следующие вопросы:

1) степень опасности выполняемых работ;

2) степень обеспечения безопасности работ;

3) степень важности заполнения отчета об инциденте;

4) степень безопасности сообщения о допущенной в процессе работы ошибке;

5) степень важности системы отчетности об инциденте для сотрудника;

6) степень важности системы отчетности об инциденте для руководства;

7) степень удобства заполнения формы «Отчет об Инциденте»;

8) сколько раз в месяц вы заполняете отчет об инциденте?;

9) оцените систему управления рисками в организации;

10) оцените систему обеспечения безопасности пациентов;

11) оцените приоритетность заполнения Отчета об инциденте в процессе ежедневной работы;

12) оцените ценность систематического выявления и решения проблем, связанных с уходом за пациентами;

13) оцените степень комфортности, если сообщите об ошибке, допущенной коллегой;

14) оцените степень знаний событий, о которых необходимо сообщать;

15) оцените эффективность системы отчетности об инциденте.

Оценка проводилась по 5-балльной шкале, в зависимости от контекста задаваемого вопроса:

1-0 балла - отрицание, «без комментариев»;

2-1 балла - неудовлетворительно или очень опасно, или вообще не важно;

3-2 балла - удовлетворительно, или опасно, или менее важно;

4-3 баллов - хорошо, или менее опасно, или

важно;

5-4 баллов - отлично или не опасно, очень

важно.

Расчет относительного риска с 95% доверительным интервалом проведен с использованием программы StatTech на сайте «Медицинская статистика».

Данное исследование было проведено в рамках диссертационной работы автора на тему «Совершенствование системы управления рисками в организации здравоохранения».

Результаты

Всего 30% от общего количества инцидентов, зарегистрированных за период 2017-2019 гг. составили инциденты, связанные с хозяйственными вопросами; 25% инцидентов - с различными организационными вопросами, в том числе с вопросами закупа; 13% - с медицинским оборудованием и изделиями

медицинского назначения; 12% инцидентов - с пациентом и/или сотрудником во время лечения; инциденты, связанные с хирургическими событиями -7%, 4% - по событиям с медикаментами; 1% случаев связано с конфликтными ситуациями;13% - прочее составило (рисунок 1).

4,01,0 ■ хозяйственные вопросы

5,0 ■ организационные вопросы

J 10,0 30.&1 • медицинское оборудование

12,0 прочее

■ уход за пациентом

25,0 ■ операции, процедуры ■ медикаменты ■ конфликты

Рисунок 1 - Структура зарегистрированных инцидентов (доля категорий сообщаемых событий)

Инциденты, связанные с основной деятельностью (события, связанные с уходом за пациентами, с операциями и процедурами, а также использованием медикаментов) составили не более 16% , что также отражено в регистре ключевых рисков, где доля медицинской деятельности составила в среднем 14%.

Многие события, по которым заполнены отчеты, не были отнесены ни к одной категорий рисковых событий и оценивались как «другое», доля которых составила в среднем 13%.

По результатам анкетирования сложилась картина, которая отражена на рисунке 2.

вреии СМП ммп нмл

Рисунок 2 - Оценка системы отчетности об инциденте

Общий средний балл, среди разных групп респондентов составил: врачи - 2,6 (52%), средний медицинский персонал - 3,1 (62%), младший персонал - 2,8 (56%), административно-хозяйственный персонал - 2,3 (46%). В разрезе изучаемой в данном разделе вопросов идентификации событий, связанных с оказанием медицинских услуг, получены следующие результаты:

- Важность системы отчетности об инциденте врачи оценили на 3,2 балла (64%), медицинские сестры на 3,6 балла (72%). ^ составил 0,89; ДИ 95%; С1 от 0,73 до 1,07).

- Безопасное сообщение о допущенной ошибке в работе, или «не быть наказанным за ошибку», врачи оценили на 3,0 балла (66%), и медицинские сестры на 2,8 балла (56%). (RR составила 1,18; ДИ 95%; С1 от 0,94 до 1,47);

- Удобство заполнения формы и системы подачи инцидентов, в среднем все сотрудники оценили на 3,1 балла (62%). ^ 1,0; ДИ 95%; С1 от 0,80 до 1,24);

- Приоритетность заполнения отчета об

инциденте врачи оценили на 2,6 балла (52%), СМП

- 2,9 балла (58%). RR составила 0,89 ДИ 95%; С1 от 0,69 до 1.15;

- Ценность систематического выявления и решения проблем, связанных с уходом за пациентами одинаково оценили все респонденты на 3,2 балла (64%). ^ - 1,0; ДИ 95%; С1 от 0,82 до 1,23);

- Комфортное состояния после сообщения об ошибке, допущенной коллегой наиболее низкий балл у врачей - 2,0 балла (40%), медицинские сестры оценили на 2,3 балла (46%). (RR составила 1,15; ДИ 95%; С1 от 0,83 до 1,15);

- Знание событий, связанных с лечением и уходом за пациентами, о которых необходимо сообщать, у врачей - 2,0 балла (40%), СПМ - 2,3 балла (46%). ^ составила 1,15; ДИ 95%; С1 от 0,83 до 1,15);

- Эффективность системы отчетности об инцидентах, врачи оценили на 2,2 балла (44%), СМП

- 2,4 балла (48%); ^ - 0,91; ДИ 95%; С1 от 0,67 до 1,23);

- Оценка системы отчетности об инциденте составил: врачи - 2,6 балла (52%), СМП - 3,1 балла

Обсуждение

По результатам опроса установлены факторы, повлиявшие на структуру сообщаемых событий:

• Персонал рассматривает систему отчетности об инциденте в большей степени, как способ сообщения о неклинических инцидентах.

• Сотрудники бывают слишком заняты, когда требуется заполнить описательную часть формы;

• Персонал считает, что отчетность не имеет большого значения из-за отсутствия обратной связи;

• Персонал опасается дисциплинарных мер и скептически относится к «культуре безопасности»;

• Медицинский персонал неохотно сообщает об инцидентах с участием коллег;

• Персонал не знает о каких медицинских событиях нужно сообщать;

• Персонал не смог распознать инцидент.

Результаты статистического анализа по

каждому исследуемому критерию показал, что риск неэффективного использования системы отчетности об инциденте выше в группе врачей (RR превысил уровень 1,0), медицинские сестры в большей степени не знают о каких конкретных событиях необходимо сообщать, или не смогут распознать инцидент (RR - 1,15), средний медицинский персонал в большей степени опасался наказания за совершенную им или коллегой ошибку (RR - 1,18).

В исследовании, проведенном зарубежными авторами об эффективности отчетности о инциденте установлено, что сообщение об инцидентах оказало очень сильное положительное влияние на безопасность пациентов, не только приводя к изменениям в процессах оказания помощи, но и изменяя отношение и знания персонала [10]. Наибольшая оценка системы отчетности об инциденте средним медицинским работником в рамках настоящего исследования доказывает, что медицинские сестры проявляют большую активность в заполнении отчетов об инциденте.

Другие исследователи также отмечают, что медицинские сестры чаще заполняли отчет об инциденте, чем врачи [11]. При этом, как показывает практика в исследуемой организации, сотрудники используют систему отчетности об инциденте в большей степени в качестве способа решения хозяйственных и организационных вопросов, что подтверждает статистика зарегистрированных инцидентов. Система отчетности об инцидентах, как и система регистрации медицинских ошибок представлена в работах многих исследователей [811].

Так, анализ структуры произошедших и потенциальных ошибок, на примере отдельной медицинской организации показал, что из 95 сообщений, зарегистрированных в больнице, 25% связаны с инфекционным контролем, 22% -ошибки идентификации пациентов, 17,5% - ошибки звена среднего медицинского персонала, 17,5% -небезопасное окружение, 10% - ошибки лекарственной терапии, 5% - ошибки при проведении инвазивных процедур [8].

(62%). RR составила 1,19; ДИ 95%; С1 от 0,93 до 1,52.

Теоретически ожидается, что там, где медицинские работники более осведомлены о медицинских инцидентах, и практика должна быть высокой. Однако, мы считаем, что для улучшения работы системы в целом, необходимо составить конкретный список регистрируемых событий для использования в работе медицинских работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Немаловажную роль в регистрации неблагоприятных событий имеет и опыт пациента. Группа исследователей Jansma и другие (2011) полагают, что обучение пациентов по вопросам безопасности может иметь влияние на регистрацию таких событий [10].

По данным института медицины США, в структуре ошибок и неблагоприятных событий, 35% были связаны с хирургическими и инвазивными процедурами, медикаментозные ошибки составили 9%, ошибки диагноза - 14%, события, связанные с невыполнением политик и процедур - 22%, а также связанные с окружающей средой - 18%, в категории «другое» - 2% [12]. В структуре событий, связанных с лечением и уходом за пациентами, сотрудники сообщали о менее значимых событиях, такие, как падение, почти-ошибки в использовании лекарственных средств, уколы иглами от шприцев. О более значимых событиях, таких как ошибки идентификации, медикаментозные ошибки, пролежни, и других событиях, которые зачастую являются основанием для претензий пациентов не сообщалось. Для того, чтобы система добровольной отчетности об инциденте была действительно эффективной, руководство организации здравоохранения должно внедрить в больнице «культуру безопасности». Суть культуры безопасности заключается в том, что работники сообщают о любых ошибках и неблагоприятных событиях с целью изучения причины ее возникновения через отчеты об инциденте без боязни быть наказанными [6,9]. Для того, чтобы отчет об инциденте не использовался ни в качестве карательной меры при дисциплинарном взыскании сотрудников, ни в качестве средства передачи межличностных разногласий, риск менеджер и руководство должны обеспечить атмосферу вышеуказанной культуры. Однако, медицинский персонал неохотно сообщает об ошибке, допущенной им, его или коллегой. По нашему мнению, причиной этого является слабая «культура безопасности». Как только сотрудники увидят ценность систематического выявления и решения проблем, связанных с уходом за пациентами, они становятся более мотивированными для своевременного информирования об инцидентах.

Зарубежные исследования показывают, что система пассивного добровольного сообщения о любых, в том числе неблагоприятных событиях гораздо меньше выявляет нежелательные явления, нежели другие способы идентификации таких событий [13]. Так, исследования, проведенные американскими учеными выявили, что показатель инцидентов, связанных с использованием наркотических средств, гораздо ниже, чем показатель, установленный в процессе обзора

назначений наркотических препаратов [2,13,14]. Такая же тенденция установлена в клиниках, внедривших системы отчетности об инциденте в JCI аккредитованных клиниках г. Нур-Султан. Так, количество инцидентов с лекарственными средствами, выявленные с помощью отчета об инциденте значительно ниже, чем количество медикаментозных ошибок и почти-ошибок, выявленные в процессе текущей и ретроспективной экспертизы листов назначений.

Создание системы «добровольного сообщения о любых ошибках», является ключевым компонентом культуры безопасности в медицинской организации [1,5,6]. Вместе с тем, если Отчеты об инциденте являются добровольным сообщением, но есть определенные категории событий, которые подлежат рассмотрению и о которых необходимо сообщать - это неблагоприятные и экстремальные события [11,15,16].

Таким образом, система отчетности об инциденте используется как основной

источник идентификации потенциально рисковых событий, с которыми сталкиваются сотрудники в процессе ежедневной деятельности. Изучение системы идентификации рисков в организации здравоохранения выявила, что сотрудники зачастую не знают о каких событиях следует

сообщать и ограниченно используют другие методы идентификации потенциально рискованных

событий, рекомендованные зарубежными школами риск-менеджмента в системе здравоохранения. Причиной такого положения является то, что система идентификации рисков, связанных с лечением и уходом за пациентами, равно, как и форма отчета об инциденте не включает все виды деятельности, являющиеся основой для эффективного управления рисками, связанных с основной операционной деятельностью:

• деятельность, связанная с подтверждением квалификации и присвоением привилегий медицинскому персоналу;

• мониторинг неблагоприятных событий;

• отслеживание экстремальных событий;

• мониторинг и отслеживание жалоб;

• инфекционный контроль;

• проверка медицинской документации.

События, идентифицированные в этих

областях, наряду с другими событиями, по которым заполнены отчеты об инцидентах, влияют на деятельность организации здравоохранения, и требуют непрерывного мониторинга и улучшения.

Выводы

Таким образом, система отчетности об инциденте в организации здравоохранения недостаточно эффективна, что связано с ограниченным использованием отчета в клинических областях, из-за незнания событий, подлежащие отчетности.

В этой связи необходимо обучить и рекомендовать персоналу сообщать о конкретных

событиях, которые могут нанести ущерб пациенту, персоналу и организации здравоохранения в целом, и что возникновение любого нежелательного события, должно спровоцировать заполнение формы отчета для передачи в отдел управления рисками.

Литература

1. Kizito O. Knowledge, Attitude and Practice of Medical Incident Reporting Among Healthcare Professionals: A Study of Midigo Health Centre IV. Texila International Journal of Medicine. 2016; 4(2): 1-20. https://doi.org/10.21522/ TIJMD.2013.04.02.Art004.

2. Bryant J.M., Hagg-Rickert S. Development of a risk management program Carroll R, editor. Risk management handbook for health care organizations 3rd edition San Francisco. Jossey-Bass. 2001. 46.

3. Brown S.M. High-Risk Clinical Areas. Risk Management Handbook. Chicago. 2014; 345-368.

4. University Medical Center. Website. [Cited 20 Dec 2020]. Available from URL: www. umc.org.kz.

5. Айыпханова А.Т., Каупбаева Б.Т., Оспанов Д.М., Туманова Р.Т. и др. Руководство по интерпретации обновлённых стандартов аккредитации для медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь (3 пересмотр). Республиканский центр развития здравоохранения. Астана. - 2017.

Ajyphanova A.T., Kaupbaeva B.T., Ospanov D.M., Tumanova R.T. i dr. Rukovodstvo po interpretacii obnovlyonnyh standartov akkreditacii dlya medicinskih organizacij, okazyvayushchih stacionarnuyu pomoshch' (3 peresmotr) (Guidelines for the interpretation of updated accreditation standards for inpatient medical organizations (revision 3)) [in Russian]. Respublikanskij centr razvitiya zdravoohraneniya. Astana. 2017.

6. Бурыкин И.М., Алеева Г.Н., Хафизьянова Р.Х. Управление рисками в системе здравоохранения как основа безопасности оказания медицинской помощи // Современные проблемы науки и образования. - 2013. -№1. - С. 3-18.

Burykin I.M., Aleeva G.N., Hafíz'yanova R.H. Upravlenie riskami v sisteme zdravoohraneniya kak osnova bezopasnosti okazaniya medicinskoj pomoshchi (Risk management in the health care system as the basis for the safety of health care delivery) [in Russian]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 1: 3-18.

7. Сыздыкова А.М., Тургамбаева А.К., Карибеков Т.С. Управление рисками в системе здравоохранения // Клиническая медицина Казахстана. - 2014. - № 3(33). - С. 13-16.

Syzdykova A.M., Turgambaeva A.K., Karibekov T.S. Upravlenie riskami v sisteme zdravoohraneniya (Risk management in the healthcare system) [in Russian]. Klinicheskaya medicina Kazahstana. 2014; 3(33): 13-16.

8. Кондратова Н.В. Риск-менеджмент в медицинской организации: как извлечь пользу из медицинских ошибок // В мире научных открытий. - 2016. - №4(76). - С. 52-62. https://doi.org/10.12731/wsd-2016-4-4

Kondratova N.V. Risk-menedzhment v medicinskoj organizacii: kak izvlech' pol'zu iz medicinskih oshibok (Risk

Management in a Medical Organization: How to Benefit from Medical Errors) [in Russian]. V mire nauchnyh otkrytij. 2016; 4(76): 52-62. https://doi.org/10.12731/wsd-2016-4-4.

9. Восканян Ю.Э., Шикина И.Б. Управление безопасностью медицинской помощи в современном здравоохранении. Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2019. - №1(35). - С. 18-31. https://doi. org/10.31556/2219-0678.2019.35.1.018-031.

Voskanyan YU.E., SHikina I.B. Upravlenie bezopasnost'yu medicinskoj pomoshchi v sovremennom zdravoohranenii (Health care safety management in modern healthcare) [in Russian]. Medicinskie tekhnologii. Ocenka i vybor. 2019; 1(35): 18-31. https://doi.org/10.31556/2219-0678.2019.351.018-031.

10. JansmaJ. D., Cordula W, Reinier W.K., Arnold B.B. Effects on incident reporting after educating residents in patient safety: a controlled study. BMC Health Services Research. 2011; 11: 335. https://doi.org/10.1186/1472-6963-11-335.

11. Федосюк Р.Н., Ковалева Е.М., Похилько В.И. Основные методы детекции инцидентов с безопасностью пациентов в медицине // Современная стоматология. - 2018. - №1. - С. 38-42.

Fedosyuk R.N., Kovaleva E.M., Pohil'ko V.I. Osnovnye metody detekcii incidentov s bezopasnost'yu pacientov v medicine (Basic methods for detecting incidents with patient safety in medicine) [in Russian]. Sovremennaya stomatologiya. 2018; 1: 38-42.

12. Kohn L.T., Corrigan J.M., Donaldson M.S. To Err is Human: Building a Safer Health System. Institute of Medicine. Washington. 2000; 8. ISBN-10: 0-309-06837-1 https://doi.org/10.17226/9728.

13. McDonough W.J. Systems for Risk Identification. Risk Management Handbook. Chicago. 2014; 171-190.

14. Brown S.M. High-Risk Clinical Areas. Risk Management Handbook. Chicago. 2014; 345-368.

15. Brennan T., Leape L., Laird N., Hebert L. et al. Incidence of adverse events and negligence in hospitalized patients. Results of the Harvard Medical Practice Study I. N Engl J Med. 1991; 324: 370-376. https://doi.org/10.1056/ NEJM199102073240604.

16. Vincent C., Neale G., Woloshynowych M. Adverse events in British hospitals: preliminary retrospective record review. BMJ. 2001; 3(322): 517-9. https://doi.org/10.1136/bmj.322.7285.517.

Денсаулык сактау уйымындагы окигалар туралы есепке непзделген тэуекелдi аныктау ЖYЙесi

Альжаксина Г.Б.1, Куренкеева Г.Т.2

1«¥лттыц нейрохирургия орталыгы» АЦ ¡шк1 аудит н^1змет1н1ц клиникалыц аудиторы, Нур-Султан, Цазацстан.

E-mail: algaukhar55@mail.ru 2 Алматы Менеджмент Университетi Жогары бизнес мектебшщ деканы, Алматы, Цазацстан.

E-mail: kurenkeyeva@almau.edu.kz

Тушндеме

Зерттеудщ мацсаты: Денсаулыц сацтау уйымындагы тэуекелдi аныцтау ж^йеан оцига туралы есептih| негiзiнде багалау жэне оцига туралы есептih| цазiргi ж^йеан, оцигалардыц цурылымына эсер ететiн факторларды саралау.

ddicmepi. Осы зерттеу шеh|берiнде медициналыц уйым цызметкерлерiнiц медициналыц кврсетуге байланысты оцигалар туралы есеп беру щйеа мен оны пайдалануды блуi туралы сурацтар цойылды. Бастапцы ацпаратты жинау Yшiн сауалнама жасалды. «Медициналыц статистика» веб-сайтында StatTech багдарламасын цолдану арцылы салыстырмалы тэуекелдi (RR) есептеу эдiсiмен зерттеу нэтижелерiн статистикалыц вцдеу ЖYргiзiлдi.

Нэтижеа. Барлыц цызметкерлер (100%) оцигалар туралы хабарлау ж^йеан бiледi. Цызметкерлер оцигалар туралы есеп беру ж^йеан iскерлiк жэне уйымдастырушылыц мэселелердi шешудiц эдiсi ретiнде цолдануы ыцтимал. Дэрiгерлер мен мешрбикелер вздертц хабарлауы тшс оцигалар туралы бiлiмдi бiрдей дэрежеде багалады (70%; RR 1,0; C1 0,83 - 1,19). Дэ^герлерге цараганда мейiрбикелердih| сыннан квбiрек цорцатыны белгл болды (56% -дан 66% -га, RR - 1,18; СИ 95%; C1 0,94 - 1,47). Дэрiгерлер хаттама толтырудыц басымдылыгын мейiрбикелерге цараганда твмен деп багалады (52% - 58%; RR - 0,89; СИ 95%; C1 0,69 - 1.15). Есептi толтырудыц цундылыгы мен ыцгайлылыгын дэрiгерлер мен мешрбикелер бiрдей децгейде багалады (64%; RR - 1.0; СИ 95%; C1 0,82-1,23).

Цорытынды. Медициналыц цызметкерлер оцига туралы хабарлау щйеане оц квзцараспен царайды. Алайда нацты хабарланган оцигалар туралы б^мде^шц жеткiлiксiздiгi, цауiпсiздiк мэдениетiнiц твмендiгi жэне керi байланыстыц болмауы ЖYйенiц тиiмдiлiгiне кедергi болатын нег'1зг'1 факторлар болып табылады.

Хабарланатын нацты денсаулыц сацтау iс-шараларыныц тiзiмiн жасау тэуекелдердi басцару цуралы ретiнде оцигалар туралы хабарлаудыц тиiмдiлiгiн арттырады.

Тушн свздер: денсаулыц сацтау ж^йеа, тэуекелдердi басцару, науцастардыц цауiпсiздiгi, инциденттер, оцигалар туралы есеп.

Risk Identification System Based on an Incident Report in a Healthcare Organization

Gaukhar Alzhaxina 1, Gulnar Kurenkeyeva 2

1 Clinical Auditor of the Internal Audit Service of the National Center for Neurosurgery JSC, Nur-Sultan, Kazakhstan.

E-mail: algaukhar55@mail.ru 2 Dean of the Higher School of Business Almaty Management University, Almaty, Kazakhstan.

E-mail: kurenkeyeva@almau.edu.kz

Abstract

The aim: To assess the risk identification system based on the incident report, the existing incident reporting system, and factors affecting the structure of incidents in the healthcare organization.

Methods. Within the framework of this study, personnel were questioned on the knowledge and use of the incident reporting system related to the provision of medical treatment and care. To collect primary information, a questionnaire was developed, statistical processing of the research results was carried out by the method of calculating the relative risk (RR) using the Stat Tech program, on the website "Medical statistics".

Results. All employees (100%) are aware of the incident reporting system. Personnel were more likely to use the incident reporting system as a way to deal with business and organizational issues. The knowledge of events that must be reported were rated equally by the doctors and the nurse (70%; RR - 1.0; C1 0.83 - 1.19). The nurse was more afraid of criticism than doctors (56% versus 66%; RR -1.18; CI 95%; C1 0.94 - 1.47). Doctors rated the priority of filling out a report lower than a nurse (52% versus 58%; RR - 0.89; CI 95%; C1 0.69 - 1.15). The value and convenience of filling out the report were assessed by the doctors and the nurse equally (64%; RR - 1.0; CI 95%; C1 0.82 - 1.23).

Conclusion. Medical personnel have a positive view of the incident reporting system, however, lack of knowledge of specific reported events, poor safety culture, and lack of feedback are the main factors hindering the effectiveness of the system.

Developing a list of specific health care events to be reported will enhance the effectiveness of incident reporting as a risk management tool.

Keywords: healthcare system, risk management, patient safety, incident, incident report.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.