Научная статья на тему 'Система и методы оценки детских способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте'

Система и методы оценки детских способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1555
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СПОСОБНОСТИ / ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солодников Александр Вячеславович, Губа Владимир Петрович

Проблема изучения детской одаренности, поиска талантливых детей в различных видах деятельности как необходимое условие прогресса, основываясь на современных научнометодических системах современных исследований. Цель исследования оценка эффективности экспериментальных данных в проблематике одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы исследования. Существуют основные требования к составлению и проверке методик тестирования одаренности: стандартная, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых; валидность пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении. Даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют невозможность ошибок [5]. Установлено, что 89 % преподавателей по физическому воспитанию используют для диагностики способностей дошкольников тесты, взятые из программы по физическому воспитанию начальной школы (челночный бег, прыжки в длину с места, метание предметов на дальность и точность попадания в цель и т. п.). Причем 74 % из них делают вывод об уровне развития способностей детей на основании 2-3 тестов, а 11 % только одного теста (что просто недопустимо!), забывая о том, что с помощью одного, даже весьма сложного, комплексного теста, включающего несколько двигательных заданий, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития конкретных способностей. Поэтому нами предложена программа по анализу способностей детей за счет возможно большего числа двигательных тестов, отражающих конкретную двигательную способность с последующей их экспериментальной проверкой. Достижение успехов в спортивной и творческой деятельности во многом лимитируется наследственными факторами и обеспечивается за счет эффективного определения «модели таланта», у детей и подростков [1, 6]. К лимитирующим факторам относятся генетические полиморфизмы и психофизиологические способности, которые в условиях интенсивной физической и творческой деятельности ограничивают обмен веществ и психическую активность, тем самым снижая эффективность конечного полезного результата. Нами был проведен социологический опрос родителей и детей, занимающихся различными видами деятельности, как в условиях дополнительного школьного образования, так и на профильной основе в секциях, кружках, творческих студиях, который убедительно подтвердил, что достижения детей в большей степени связаны с успехами родителей в данной области. Заключение. Исследование по выявлению детской одаренности показало необходимость создания универсальной, эффективной, научно обоснованной технологии диагностики детской одаренности, особенно в сенситивные периоды ее развития, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; а также, что немаловажно, профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов, управленцев образования, родителей для идентификации одаренных детей, развития природных возможностей детей с как можно более раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система и методы оценки детских способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте»

Система и методы оценки детских способностей в дошкольном и младшем школьном

возрасте

Солодников Александр Вячеславович, Губа Владимир Петрович

СмолГУ, г.Смоленск

Ключевые слова:

одаренность, талант, младшие школьники, способности, диагностика

Введение. Проблема изучения детской одаренности, поиска талантливых детей в различных видах деятельности как необходимое условие прогресса, основываясь на современных научно-методических системах современных исследований.

Цель исследования - оценка эффективности экспериментальных данных в проблематике одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Материалы исследования. Существуют основные требования к составлению и проверке методик тестирования одаренности: стандартная, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении опыта на одних и тех же испытуемых; валидность — пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении. Даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не гарантируют невозможность ошибок [5].

Установлено, что 89 % преподавателей по физическому воспитанию используют для диагностики способностей дошкольников тесты, взятые из программы по физическому воспитанию начальной школы (челночный бег, прыжки в длину с места, метание предметов на дальность и точность попадания в цель и т. п.). Причем 74 % из них делают вывод об уровне развития способностей детей на основании 2-3 тестов, а 11 % — только одного теста (что просто недопустимо!), забывая о том, что с помощью одного, даже весьма сложного, комплексного теста, включающего несколько двигательных заданий, нельзя получить точные, дифференцированные оценки уровня развития конкретных способностей. Поэтому нами предложена программа по анализу способностей детей за счет возможно большего числа двигательных тестов, отражающих конкретную двигательную способность с последующей их экспериментальной проверкой.

Достижение успехов в спортивной и творческой деятельности во многом лимитируется наследственными факторами и обеспечивается за счет эффективного определения «модели таланта», у детей и подростков [1, 6]. К лимитирующим факторам относятся генетические полиморфизмы и психофизиологические способности, которые в условиях интенсивной физической и творческой деятельности ограничивают обмен веществ и психическую активность, тем самым снижая эффективность конечного полезного результата.

Нами был проведен социологический опрос родителей и детей, занимающихся различными видами деятельности, как в условиях дополнительного школьного образования, так и на профильной основе в секциях, кружках, творческих студиях, который убедительно подтвердил, что достижения детей в большей степени связаны с успехами родителей в данной области.

Заключение. Исследование по выявлению детской одаренности показало необходимость создания универсальной, эффективной, научно обоснованной технологии диагностики детской одаренности, особенно в сенситивные периоды ее развития, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; а также, что немаловажно, профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов, управленцев образования, родителей для идентификации одаренных детей, развития природных возможностей детей с как можно более раннего возраста.

Список литературы:

1.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. — М. : Просвещение, 1991. — С. 43-47.

2.Губа В.П. Актуальные проблемы современной теории и методики определения раннего спортивного таланта / В. П. Губа // Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 9. — С. 28.

3.Губа В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учебн. пособ. / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.

4.Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М.: Человек, 2015. - 288 с.

5.Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта: монография / В.П. Губа. — М.: Терра-Спорт, 2003. — 224 с.

6.Губа В.П. Детская одаренность и талант: интегральная оценка, анализ диагностических методов / В.П. Губа, А.В. Солодников // Известия РАО. — 2015. — №3. — С. 71-78.

7.Николаева Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как? / Е.И. Николаева. — СПб.: Питер, 2013. — 176 с.

8.Панов В. С. Одаренность, диагностика, тренинг / В.С. Панов // Психологический тренинг для выявления одаренности. — М., 1997. — С. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.