5. Салык Н. А Примерная программа патриотического воспитания учащихся. — Режим доступа: www.tiuu.ru/upload/salik91.doc.
6. Щуркова Н. Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте». — Режим доступа: |-|йр:/Л^ро|1а1.ш^11ко1а/.ш/.
7. Воронов В. П. Разнообразие форм воспитательной работы // Классному руководителю. — 2011. — № 1. — С. 21-24.
8. Булгакова Т. В. Программа развития социокультурной среды ГОУ СПО «Беловский педагоги-
ческий колледж»: программа формирования социокультурной среды ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж» на 2013-2017 гг. — Белово, 2013. — 43 с.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). — Режим доступа: http://www.garant.ru/.
СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
И. В. Киселева, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж» Ю. С. Коровкина, преподаватель
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами к Родине, а человеческое достоинство - силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений [1, 2].
Патриотизм понимается как одна из значимых, непреходящих ценностей, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности, понимании сущности и социальной значимости своей будущей профессии, самореализации на благо Отечества.
В Беловском педагогическом колледже граж-данско-патриотическое воспитание студентов — одно из приоритетных направлений деятельности. На протяжении многих лет в колледже складывалась система гражданско-патрио-тического воспитания, в которой участвуют все структурные подразделения колледжа, в том числе музей и библиотека. У каждого преподавателя, классного руководителя есть целевая ориентация на развитие у студентов чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбы Отечества и народа.
Лй^
Ю. С. Коровкина
Для целенаправленной и планомерной работы по данному направлению в колледже разработана и реализуется программа граждан-ско-патриотического воспитания. Задача классного руководителя — консолидировать усилия всех педагогов и специалистов колледжа, семьи и общественных организаций с целью формирования установки студентов на потребность в ценностях патриотизма как базового условия воспроизводства мотивов и смыслов защиты и созидания Отечества.
Воспитание патриота России немыслимо без развития его духовно-нравственной культуры. Формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов колледжа реализуется не только через аудиторную деятельность, но и через систему внеурочных мероприятий, посвященных всероссийским праздникам: День России, День города были отмечены участием студентов в городском флешмобе; в День народного единства студенты участвовали в городской акции под девизом «Пока мы
И. В. Киселева
едины — мы непобедимы!». Совместно с родителями студентов проводятся литературные чтения, защита исследовательских работ по актуальным проблемам. Ежегодно в День памяти и скорби студенты традиционно принимают участие в митинге и возложении цветов к мемориалу, посвященному воинам-защитникам, сражавшимся на фронте в годы Великой Отечественной войны.
От курса к курсу меняется позиция студентов в данных мероприятиях: от слушателя и участника на первом курсе к организатору и активному деятелю на четвертом. Самостоятельное проведение классных часов, акций способствует формированию у студентов стойких моральных качеств: добросовестности, честности, коллективизма, дисциплинированности, мужества, уважения к старшему поколению, любви к Родине и своему народу, уважения к семье, родителям, семейным традициям. Участие в городских и внутриколледжных акциях «Голубь мира», «Я — Гражданин России», «Весенняя неделя добра», «Я — наследник Победы», «Георгиевская ленточка», «Ветеран живет рядом», «Доброе дело от чистого сердца» повышают социальную активность студентов, воспитывают у них отношение к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни.
Решение задачи формирования патриотического мировоззрения осуществляется через развитие патриотически ориентированных знаний студентов о своей малой родине, ее замечательных людях, через вовлечение их в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы, формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. Все перечисленные качества формируем через участие студентов всех групп в городских и областных конкурсах «Энергия великой победы», «Красная рябина», «Чудеса родного края», встречи с выдающимися людьми города, работу в музее колледжа, изучение экспозиций городского краеведческого музея, этнографического музея «Чолкой», исторических мест города и района. Эта работа дает положительные результаты: студенты становятся лауреатами и призерами областных конкурсов «Чудеса родного края» в номинациях «Кузбасс многонациональный» (2013 г.) и «Жемчужины Кузбасса» (2014 г.).
В целях развития у подрастающего поколения гордости, глубокого уважения и почитания
символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, воинской символики и исторических святынь Отечества — проводим систематическую работу, которая включает в себя конкурсы на лучший гимн и герб Беловского педагогического колледжа, акцию «Знай свои права и обязанности», конференцию «Гражданская и правовая ответственность», встречи с юрисконсультом «Вопрос — ответ»; диспуты «Проблемы государства — мои проблемы», радиопередачи «Моя позиция», беседы «Русские народные традиции», «О долге, чести, совести», «О красоте внутренней и внешней».
В целях военно-патриотического воспитания студентов организуем встречи с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций, традиционные соревнования по пулевой стрельбе, митинги и возложения цветов, посвященных годовщине со дня начала контртеррористической операции на территории Чеченской республики, лектории о беловских курсантах, участниках Великой Отечественной войны, беловских интернационалистах, участниках войны в Афганистане. Команда колледжа принимает ежегодное участие в традиционном городском турнире по военно-прикладным видам спорта памяти капитана ФСБ Льва Викторовича Ковылина, городских военно-спортивных играх «Славные сыны Отечества», военно-патриотической игре «Зарница».
В колледже на постоянной основе действует выставка о 22-й Сибирской Гвардейской добровольческой дивизии, которая воевала в годы Великой Отечественной войны. Материалы выставки ежемесячно обновляются студентами колледжа, входящими в актив музея колледжа.
Кроме того, ведется большая работа по развитию студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление колледжа является элементом общей системы воспитательно-образовательного процесса, позволяющим студентам участвовать в управлении колледжа и организации своей жизнедеятельности в нем. Развитие студенческого самоуправления направлено в том числе на усиление роли студенческих общественных объединений в гуманистическом воспитании студентов, воспитание в духе толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма; утверждение демократического образа жизни, взаимной требовательности, чувства социальной справедливости, здорового морально-психологического климата, укреп-
ление нравственных основ молодой студенческой семьи. Система самоуправления в колледже способствует превращению студента в субъект педагогического процесса, формированию его активной общественной и профессиональной позиции.
Большой вклад в дело гражданско-патриоти-ческого воспитания вносит библиотека колледжа. Здесь проводятся тематические выставки научно-популярной литературы, посвященные памятным датам отечественной истории и истории колледжа.
Таким образом, работа по гражданско-па-триотическому воспитанию не только формирует общие и профессиональные компетенции, моральные и личностные качества у студентов, но и воспитывает студента, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, социальной активностью, способного проявить их
в созидательном процессе в интересах общества.
1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 317 с.
2. Генишер Э. З. Педагогические условия развития гражданско-правовой культуры студентов : авто-реф. дис. канд. пед. наук. — Оренбург, 2005. — 18 с.
3. Варщиков А. Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. — Волгоград: Издатель, 2009. — 264 с.
4. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. — М.: АПКиПРО, 2011. — 420 с.
5. Программа патриотического воспитания студентов / сост.: А. А. Ищенко, Н. В. Чиркова, В. М. Те-рентьева. — Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж», 2012. — 19 с.
6. Субботин О. А. Концепция формирования гражданской позиции специалиста в высшей школе в условиях рыночной экономики. — Орел: Академия ФСО России, 2008. — 28 с.
МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!
Т. С. Калугина, преподаватель ГОУ СПО «Кемеровский коммунально-строительный техникум»
имени В. И. Заузелкова
Семьдесят десятилетий отделяют нас от событий самой кровавой, беспощадной и страшной войны в истории всего человечества — Великой Отечественной войны 19411945 годов. Только советских людей в этой войне погибло более 20 миллионов. А сколько горя и страданий стоит за этими цифрами! Великая Отечественная велика и безмерна горем, выпавшим на долю советских людей и беспримерным подвигом нашего народа. Невозможно из памяти вычеркнуть эти страшные годы, ведь все живущие в сегодняшней России — это дети, внуки и правнуки тех, кто воевал, кто помогал фронту, кто получал похоронки на своих родных, кто сам мучился в фашистском плену или голодал в русских городах и деревнях. Рассказы об этой войне впитаны каждым из нас с раннего детства, воспоминания ветеранов стали для нас первым переживанием и состраданием, первым уроком мужества и патриотизма.
На протяжении десятилетий День Победы оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Ветеран в орденах, ведущий за руку внука, — символ силы Отечества,
прочной связи поколений. Именно 9 мая мы как-то особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все беды. Ведь у нашей страны великая история и великие победы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач системы образования. Юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у студентов любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотическое воспитание обучающихся предполагает неустанную работу по воспитанию у студентов чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Кемеровский коммунально-строительный техникум