УДК 338
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Решетов К.Ю. - д.э.н., доцент, заведующий кафедрой финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г. Москва, РФ;
профессор кафедры финансов и страхования ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, РФ
Konstantvip@yandex. ru https://orcid.org/0000-0003-4082-0903
Баранова С.В. - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и бухгалтерского учета АНО ВО «Национальный институт бизнеса», г.Москва, РФ
Svet- [email protected] https://orcid.org/ 0000-0002-2300-5600
Лесников И.И. - студент 4-го курса ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, РФ
l.ilya2103 @mail. ru
Абрамян А.Р. - студент 4-го курса ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, РФ
abo 13 8abram@mail .ru
Аннотация: Данная статья предполагает раскрытие сущности системы государственных закупок в Российской Федерации, основных форм их проведения. На основе изучения мирового опыта и выявленных недостатков в действующей структуре делаются выводы о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы осуществления государственных закупок в РФ.
Ключевые слова: государственные закупки, государственное регулирование, поставщик, аукцион, торги, конкурс, котировки, закупочная цена.
THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM IN THE RUSSIA: CURRENT STATE, PROBLEMS, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT
Reshetov Konstantin Yurievich - Doctor of Economics,
Associate Professor, Head of the Department of Finance and Accounting ANO VO «National Institute of Business», Moscow, Russia;
Professor of Finance and Insurance Department Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
[email protected] https://orcid.org/0000-0003-4082-0903
Baranova Svetlana Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor,
Department of Finance and Accounting ANO VO «National Institute of Business», Moscow, Russia
Svet- [email protected] https://orcid.org/ 0000-0002-2300-5600
Lesnikov Ilya Ivanovich - 4th year student Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
l.ilya2103 @mail .ru
Abrahamyan Abram Rubenovich - 4th year student Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
abo 13 8abram@mail .ru
Abstract: This article provides the disclosure of the essence of the system of public procurement in the Russian Federation, the main forms of their implementation. Based on the study of international experience and identified shortcomings in the current structure conclusions are made about the need for a set of measures aimed at improving the system of public procurement in the Russian Federation.
Key words: public procurement, government regulation, supplier, auction, bidding, tender, quotations, purchase price.
Важнейшей составной частью экономической жизни страны является система государственных закупок, обеспечивающая государственные предприятия необходимыми товарами и услугами, стоимость и качество которых оптимальным образом формируются за счет конкурентной борьбы исполнителей/подрядчиков.
За 2021 год суммарный объем государственных закупок превысил величину в 25 трлн. рублей, что составляет более четверти суммарного ВВП России за данный период. На рисунке 1 представлена динамика удельного веса государственных закупок в общей структуре ВВП.
40,0 35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рисунок 1 - Динамика удельного веса государственных закупок в структуре ВВП России в период 2014-2021 гг., %3
Большой удельный вес характеризуется обязанностью государственных и муниципальных компаний в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее 44-ФЗ), а также Федеральным законом от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) осуществлять приобретение любых товаров/услуг через единую организованную систему, характеризующуюся принципами открытости, доступности и конкурентности.
В соответствии с выше сказанным актуальность данного исследования заключается в важности выявления существующих недостатков функционирования системы государственных закупок с дальнейшим предложением конкретных мероприятий, в т. ч. с учетом международного опыта, в области совершенствования ее организации, что позволит повысить финансовую устойчивость и благосостояние России, обеспечить ее национальную безопасность в области эффективности реализации различных социально-значимых и инновационных проектов, осуществление которых не представляется возможной без участия в системе государственных закупок.
Дополнительным фактором, обосновывающим актуальной проведения данного научного исследования, является геополитическая ситуация, и,
3 На основании статистических данных Счетной палаты Российской Федерации
как следствие, дополнительная потребность в реализации качественного и ускоренного комплекса мер по импортозамещению, в проведении мероприятий, направленных на повышение деловой активности внутри страны, переориентации протекающих бизнес-процессов, что возможно только при условии наличия прозрачной системы государственных закупок.
Действующая система закупок, осуществляемых государственными и муниципальными организациями, полностью регулируется 44-ФЗ и 223-Ф3 и организуется через Единую информационную систему (ЕИС) в следующих формах [7, С. 126]:
- электронный аукцион;
- открытый конкурс;
- запрос котировок;
- закупка у единственного поставщика.
По первой форме происходит до 60% всех закупок, исходя из его названия - посредством электронной торговой площадки. Особенность проведения электронного аукциона заключается в следующем: составляется заявка из двух частей. При проведении конкурса по первой заявке, посвященной предмету закупки, заказчик не располагает информаций об исполнителях, желающих принять участие. Данный фактор способствует повышению честности проведения торгов и не позволяет исключать на начальном из конкурсных списков нежелательных участников с целью продвижения конкретного. При проведении второй части анализу подвергаются потенциальные исполнители, их ценовые предложения. Победителем является участник, предложивший наименьшую цену. Несмотря на то, что к данной форме торгов допускаются только товары и услуги, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. №471-р, электронный аукцион не является наиболее оптимальным в силу нецелесообразности выбора победителя торгов только по ценовым предложениям, возникает высокий риск его некомпетентности, неопытности и т. д., в связи с чем одним из важнейших направлений совершенствования системы электронных аукционов является разработка широкого и конкретного списка четких критериев , предъявляемых при выборе поставщика на поставку конкретного товара или оказания какой-либо услуги.
Открытый конкурс является более совершенной формой проведения государственных закупок относительно электронного аукциона, так как включает в себя различные критерии, наибольшее соответствие к которым потенциальных исполнителей определяет победителя. К таким могут относить: качество продукции, опыт реализации подобных контрактов, квалификацию персонала и т. д. Данный тип проведения торгов является менее популярным в силу относительной сложности их проведения с точки зрения времени организации и трудозатрат на определение победителя. Проблемой является также нецелесообразность выбора определенных критериев, ограничивающих здоровую конкуренцию.
Наиболее простой формой проведения торгов является запрос котировок, характеризующийся единичным предложением цены со стороны поставщиков, на основе сопоставления которых определяется победитель. В этом случае временные затраты на организацию закупки минимальны, итоговая цена не всегда рыночная. Данный способ используется при закупке типовых товаров/услуг на общую сумму не более 3 млн. рублей, поэтому организация более сложного закупочного процесса не представляется целесообразной.
Последняя форма организации государственных закупок относится к неконкурентному типу, так как в этом случае происходит заключение договора на приобретение товаров/получение услуг у единственного исполнителя, зачастую являющегося единственным компетентным поставщиков на рынке. В этом случае может возникнуть множество рисков, связанных в первую очередь с необоснованным присвоением уникальных компетенций данному поставщику, нарушающих принципы свободной конкуренции.
Стоит отметить, что ранее существовал запрос предложений, когда заказчик заранее определял критерии и по результатам предложений поставщиков выбирал победителя, наиболее соответствующего выдвинутым требованиям. В этом случае аукционы и конкурсы не проводились, что влекло за собой риск коррупции и выбора неконкурентоспособных поставщиков. С 1 января 2022 года данная форма осуществления государственных закупок была упразднена. Также были исключены следующие неэффективные формы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс [8, С. 117].
Система государственных закупок в России характеризуется следующими недостатками:
- высокая доля заключенных договоров (до 60%) по форме проведения закупок, не подразумевающей конкурентную борьбу на основе неценовых критериев;
- сложность проведения отдельных видов конкурсных торгов, длительность их проведения;
- отсутствие централизованного контроля за формированием критериев при закупке определенных товаров/услуг со стороны заказчика;
- отсутствие системы оценки эффективности осуществляемых закупок;
- высокая степень бюрократизации при процессе проведения конкурсных процедур.
В целях определения дальнейших перспектив развития системы организации государственных торгов необходимо обратиться к международному опыту. В США процессу планирования госзакупок уделено большое внимание, существует специальный орган «Офис государственного заказа», который курирует данный процесс, обеспечивая стандартизацию правил и
процедур закупок в масштабах всего правительства, проводя исследования в области закупок и мониторинг частного сектора. Он также играет ключевую роль в оказании помощи государству в экономии средств при покупке товаров и услуг и тесно сотрудничает с другими отделами. В России этот процесс проходит хаотично.
Также американская система в отличие от российской значительно централизирована. Все государственные закупки разделяются на 2 вида: для выполнения государственных программ, проводимых соответствующим закупке министерством, а также закупки имущества и материалов для функционирования государственного аппарата [9, С. 142]. Российская система является децентрализованной: каждый орган сам занимается закупками для удовлетворения собственных потребностей и ведения дела. Управление единым органом позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, а также обосновывать целесообразность и необходимость проводимых закупок.
Дополнительной особенностью, внедренной на Западе, но отсутствующей на российском рынке, является наличие развитой системы предоставления актуальной информации о поставщиках и прошлых результатов их деятельности (PPIRS) и система отчетности по оценке их работы (СРАЕЗ) для обоснованного выбора источника закупок. Данные системы оценивают по техническим показателям, графикам, соблюдению нормативным требованиям, привлечению малого бизнеса и по ходу исполнения контракта поставщикам ежегодно присваивается рейтинг CPARS4.
На основе изучения основных особенностей системы государственных закупок в Российской Федерации, а также мирового опыта, предлагаются следующие пути ее совершенствования:
1. Унификация критериев помимо ценовых с расчетом удельного веса каждого из них при закупке конкретного товара услуги. В целях объективности предполагается организация специальной комиссии, которая будет заниматься установлением принципов, процедур, юридических норм, как на общефедеральном уровне, так и на местном, в виде отдельных контрактов и информационного обеспечения при закупке определенных товаров или услуг из разных отраслей экономики. Данная комиссия также будет противодействовать необоснованному установлению критериев при конкурсе на проведение закупки, которые способствуют получению контракта определенным поставщикам. В целях повышения прозрачности и объективности конкурсных процедур предполагается их внедрение в том числе и в систему электронных аукционов, ранее предполагавшую отбор победителя только по наименьшим ценовым предложениям.
2. Необходимо разработать требования к оценке осуществления эффективности деятельности закупочных процессов со стороны
4 C 2019 года система PPIRS слилась с SPARS.
государственных организаций, определить ответственных лиц за их осуществление, осуществлять более полный контроль за обоснованием выбора конкретного поставщика, обоснованности его ценового положения, тщательно изучать предоставляемые им калькуляции цены работ, на основе формирования единой базы данных осуществлять сопоставление трудозатрат, фонда оплаты труда с похожими контрактами. В случае выявления каких-либо серьезных отклонений отправлять на рассмотрение специальной сформированной централизованной комиссии по противодействию мошенническим действиям в сфере государственных закупок, в дальнейшем применяя определенные санкции к данному поставщику и ограничивая ему доступ к будущим закупкам.
3. Важным мероприятием, направленным на совершенствование прозрачности системы государственных закупок, является также структурирование информации о поставщиках в ЕИС, что позволит эффективно осуществлять контроль за их деятельностью, анализировать статистику, присваивать определенные рейтинги конкретным поставщикам.
4. Создание централизованной системы госзакупок, в которой размещением заказа будет заниматься конкретное министерство. Большой объем закупок, их централизация, ведет к созданию более эффективной системы, которая позволит сократить затраты, а также снизить объемы проводимых необоснованных и нецелесообразных закупок, периодически возникающих с целью выполнения плана отдельных руководителей структурных подразделений государственных компаний.
6. Содействовать рыночным принципам проведения закупок. Проводить больше открытых закупок и электронных аукционов, меньше закупок у единственного поставщика. Данное мероприятие позволит повысить привлекательность и открытость системы государственных закупок, а также будет являться драйвером для прихода новых компаний.
7. Ужесточить контроль за коррупцией, проводить мероприятия по противодействию ей. Возникает целесообразность в создании упрощенной системы с минимальным уровнем бюрократизации по приему и обработке заявок в подозрении недобросовестности потенциальных поставщиков или заказчиков. В мировом опыте существует практика, где государственные служащие обязаны отчитываться при подозрениях в нарушении, хищении, коррупции или существуют реальные возможности анонимно информировать об этом.
8. Важной мерой, направленной на повышение деловой активности внутри страны и привлекательности системы государственных закупок, является совершенствование государственного регулирования, в частности, в области систематизации и упрощения порядка основных конкурсных процедур.
9. Также стоит обратить внимание на проведение мероприятий, направленных на упрощение процедур получения малым бизнесом,
являющимся в российской экономике необходимым драйвером для дальнейшего повышения благосостояния и финансовой устойчивости, небольших по стоимости заказов, что позволит повысить деловую активность внутри страны. Также рекомендуется в государственных и муниципальных учреждениях проводить целенаправленную политику по привлечению субъектов малого бизнеса в систему осуществления закупок, вести статистику по их удельному весу. На данный момент существует квота закупок государственных компаний у субъектов МСП, составляющая 20% от годового объема закупок, тем не менее данный критерий является условным и не соблюдается в полной мере [4, С. 596].
Таким образом на основе изученного текущего состояния системы государственных закупок в России, а также мирового опыта, были выявлены основные слабые стороны действующей структуры и предложен комплекс мер, направленный на ее совершенствование, в том числе посредством внедрения лучших практик из-за рубежа на отечественный рынок.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, №30 (часть 1), Ст.4571.
2. Федеральный закон РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, №14, Ст.1652.
3. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) и признании утратившими силу отдельных распоряжений Правительства РФ» (в ред. от 27.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 28.03.2016, №13, Ст.1880.
4. Белокрылов К.А., Висицкий Н.Н. Воздействие цифровизации на доступность государственных закупок для малого бизнеса // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. №17-1. С.595-598.
5. Кудусов Л. Правовое регулирование государственных закупок: тенденции развития законодательства и возможности использования зарубежного опыта // Умаровские чтения-2021: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Грозный, 11 октября 2021 года. - Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. С. 259-270.
6. Проданова Н. А. Особенности системы государственных закупок США // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 2. С.353-357.
7. Серебриников А.В. Способы проведения государственных закупок // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. №3-2. С. 126-128.
8. Соколовская Ю.Г. Система способов государственных и муниципальных закупок // Вестник Университета «Кластер». 2022. №1 (1). С.113-126.
9. Тукмаков В. П. Сравнение системы государственных закупок в РФ и США // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7-2. С. 141-143.
10. Alanzi Awad. (2021). The USA government procurement system: the power of the contracting personnel. №24. P.1-11.
References
1. Federal'nyi zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ «O zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskikh lits» (v red. ot 16.04.2022), So-branie zakonodatel'stva RF, 25.07.2011, №30 (chast' 1), St.4571.
2. Federal'nyi zakon RF ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i mu-nitsipal'nykh nuzhd» (v red. ot 26.03.2022), Sobranie zakonodatel'stva RF, 08.04.2013, №14, St.1652.
3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21.03.2016 № 471-R «Ob utverzhde-nii perechnya tovarov, rabot, uslug, v sluchae osushchestvleniya zakupok kotor-ykh zakazchik obyazan provodit' auktsion v elektronnoi forme (elektronnyi auk-tsion) i priznanii utrativshimi silu otdel'nykh rasporyazhenii Pravitel'stva RF» (v red. ot 27.01.2022), Sobranie zakonodatel'stva RF, 28.03.2016, №13, St.1880.
4. Belokrylov K.A., Visitskii N.N. Vozdeistvie tsifrovizatsii na dostupnost' gosudarstvennykh zakupok dlya malogo biznesa, Rossiya: tendentsii i perspek-tivy razvitiya. 2022. №17-1. S.595-598.
5. Kudusov L. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennykh zakupok: ten-dentsii razvitiya zakonodatel'stva i vozmozhnosti ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta, Umarovskie chteniya-2021: Materialy Vserossiiskoi nauchno-praktich-eskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Groznyi, 11 oktyabrya 2021 goda. - Makhachkala: Chechenskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet; IP Ovchinnikov Mikhail Arturovich (Tipografiya Alef), 2021. S. 259-270.
6. Prodanova N. A. Osobennosti sistemy gosudarstvennykh zakupok SShA, Audit i finansovyi analiz. 2016. № 2. S.353-357.
7. Serebrinikov A.V. Sposoby provedeniya gosudarstvennykh zakupok, Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2022. №3-2. S.126-128.
8. Sokolovskaya Yu.G. Sistema sposobov gosudarstvennykh i munitsi-pal'nykh zakupok, Vestnik Universiteta «Klaster». 2022. №1 (1). S.113-126.
9. Tukmakov V. P. Sravnenie sistemy gosudarstvennykh zakupok v RF i SShA, Mezhdunarodnyi zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019. № 7-2. S.141-143.
10. Alanzi Awad. (2021). The USA government procurement system: the power of the contracting personnel. №24. P.1-11.