11. Гейдар Алиев и национальная политика в Азербайджане. Баку. Международный день толерантности // Газета «Азербайджан». 2007. 16 нояб.
12. Петров С. Русские в новом Азербайджане - не чужие. URL: http://www.rosbalt.ru/ex-ussr/2014/n/27/1342003.html
13. В Азербайджане восстановлен пост советника президента по национальной политике. URL: http://www.iarex.ru/articles/45679.html
V.O. Samsonova The System of Government Allowances Granted to Families Bringing Up a Disabled Child: Practices of the Republic of Belarus
The article considers the system of government allowances to families bringing up a disabled child taking into account the analysis of beneficiaries, the allowance rate and the terms and conditions of payment. The author suggests borrowing the positive experience of Belarus legislators in this field to the Russian legislative base concerning social protection of families bringing up disabled children.
Key words and word-combinations: state allowances, a disabled child, Belarus, guardian (trustee) of a disabled child.
Рассматривается система государственных пособий в Республике Беларусь семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, с учетом анализа их получателей, размера и порядка выплаты. Положительный опыт белорусских законодателей в исследуемом вопросе предлагается автором для заимствования в российскую законодательную базу по социальной защите семей, имеющих детей-инвалидов.
Ключевые слова и словосочетания: государственные пособия, ребенок-инвалид, Беларусь, опекун (попечитель) ребенка-инвалида.
УДК 364.04 ББК 60.99
В.О. Самсонова
СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПОСОБИЙ СЕМЬЯМ,
ВОСПИТЫВАЮЩИМ
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА:
ОПЫТ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
с
^-довременное российское законодательство в области социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов, характеризуется высоким уровнем противоречивости и пробельности, что существенно снижает его эффективность и требует системного и комплексного подхода при организации нормотворческой работы в данном направлении. В связи с этим, на наш взгляд, весьма полезно изучение законодательных решений в указанной сфере в Республике Беларусь.
За более чем двадцатилетний период независимости Республики Беларусь сформировались определенные подходы к регулированию правоотношений в области социальной сферы, в частности в вопросах назначения государственных пособий семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Анализ положений белорусских норматив-
42 2015 • № 5 (50)
ных актов с целью отбора и заимствования наиболее удачных может быть плодотворным для российского правотворчества.
В условиях постоянного развития социальной сферы Республики Беларусь законодателем предоставлены широкие права на получение государственных пособий семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. По состоянию на февраль 2015 г. на учете в органах по труду и социальной защите Республики Беларусь состояли 27 693 ребенка-инвалида [1]. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы назначения и выплаты государственных пособий для семей, воспитывающих детей-инвалидов, является Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон № 7-З) [2].
На современном этапе в стране система государственных пособий, выплачиваемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, состоит из пособия по материнству; семейных пособий; пособий по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом. Предметом данной статьи является рассмотрение вопросов по семейным пособиям и пособиям по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом.
В белорусском законодательстве существует принципиально важное отличие от российского законодательства в том, что оно предусматривает выплату семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до трех лет и пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте от трех лет до восемнадцати (семейные пособия). В соответствии со ст. 13 Закона № 7-З на ребенка-инвалида в возрасте до трех лет пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет назначается и выплачивается в размере 45% среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал.
Динамика размера такого государственного пособия в 2015 г., составленная по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [3], представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика размера государственного пособия в 2015 г. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до трех лет
Существенно, что белорусский законодатель предусмотрел право на назначение и выплату указанного пособия не только биологическим родителям ре-
2015 • № 5 (50) 43
В.о. самсонова
бенка, но и мачехе (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну ребенка-инвалида, то есть лицам, которые в силу семейных связей или взятых на себя обязательств по отношению к ребенку, наравне с родителями, непосредственно участвуют в воспитании и материальном содержании ребенка-инвалида. Другие члены семьи или родственники ребенка-инвалида также имеют право на назначение такого пособия в случае нахождения их в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако, на наш взгляд, данная норма закона может быть расширена. Предлагается включить в этот перечень приемных родителей и родителей-воспитателей.
Анализ положений белорусского законодательства о приемной семье и детском доме семейного типа [4] позволяет говорить о возможности передачи им на воспитание детей-инвалидов в возрасте до трех лет и, соответственно, наравне с обозначенной в ст. 13 Закона № 7-З категорией граждан, могут фактически осуществлять уход за этой группой детей, что предполагает обеспечение со стороны законодателя тех же гарантий социальной защиты.
Распространение на данных граждан трудовых обязанностей, по нашему мнению, не может служить основанием для лишения их права на указанное пособие, тем более что по смыслу норм Закона № 7-З оно является помощью, дополнением к основному источнику средств к существованию. В то же время, полагаем, российский законодатель должен перенять положение белорусского закона о выплате пособия по уходу за ребенком-инвалидом до достижения им возраста трех лет родителям, мачехе (отчиму), усыновителю (удочерителю), опекуну ребенка и другим членам семьи или родственникам ребенка в случае нахождения их в отпуске по уходу за этим ребенком до достижения им возраста трех лет.
Введение данного вида пособия в российском праве будет служить дополнительной материальной помощью семье, которая, в связи с появлением в ней ребенка-инвалида, испытывает проблемы не только психологического характера (переживания родителей и родственников в связи с заболеванием ребенка и тревогой за его судьбу, трудности в общении с ребенком и т.д.), но и медицинского (участие семьи в программе реабилитации), экономического (часто семьи, имеющие ребенка-инвалида, имеют уровень доходов ниже, чем семьи, воспитывающие здоровых детей), педагогического (воспитание обучение и уход за больным ребенком) и т.п. В свою очередь, в случае воспитания в семье ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет со стороны белорусского государства происходит также выплата пособия на детей старше трех лет.
Важно, однако, подчеркнуть, что при назначении указанного пособия уровень дохода семьи не имеет значения, но важна занятость трудоспособного отца (отчима), усыновителя, опекуна (попечителя) в полной семье или трудоспособного родителя, усыновителя (удочерителя), опекуна (попечителя) в неполной семье. В частности, пособие на детей старше трех лет назначается, только если трудоспособный родитель в семье на дату обращения за пособием и не менее шести месяцев в году, предшествовавшем году обращения, был трудоустроен или не работал по ряду указанных в Законе № 7-З уважительным причинам, а именно:
44 2015 • № 5 (50)
— работает или осуществляет иной вид деятельности в Республике Беларусь, приносящий заработок (доход), либо работает в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Республики Беларусь;
— является военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
— получает образование: профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
— проходит подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
— зарегистрирован в качестве безработного в органах по труду, занятости и социальной защите с выплатой пособия по безработице;
— проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или обучающие курсы по направлению данных органов;
— осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет;
— является получателем пенсии или ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— является получателем ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе;
— является получателем пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до восемнадцати лет, инфицированного ВИЧ.
При этом условие о занятости не менее шести месяцев в году, предшествовавшем году обращения за пособием на детей старше трех лет, не распространяется на отца (отчима), усыновителя (удочерителя), проходящего срочную военную службу, а также на трудоспособного отца (отчима) в полной семье или трудоспособного родителя в неполной семье, усыновителя (удочерителя) опекуна (попечителя), который в год обращения за пособием является получателем пенсии, ежемесячной страховой выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания как государственный служащий, пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет, инвалидом I группы, лицом, достигшим 80-летнего возраста, пособия на ребенка в возрасте до восемнадцати лет, инфицированного ВИЧ. Матери (мачехе) в полной семье, в которой отец (отчим) проходит срочную военную службу, пособие на детей старше трех лет назначается, если она удовлетворяет одному из указанных условий о занятости на дату обращения за таким пособием.
Согласно ст. 14 Закона №7-З государством производится ежемесячная выплата такого пособия в размере 70% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Изменение суммы указанного пособия в 2015 г., по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [3], представлено на рис. 2.
2015 • № 5 (50) 45
Рис. 2. Изменение суммы государственного пособия в 2015 г. семьям, воспитывающим ребенка-инвалида до трех лет
В то же время в Республике Беларусь выплачивается пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет. Данное ежемесячное пособие устанавливается в размере 100% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума.
Повышение в 2015 г. размера пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет, по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [3], представлено на рис. 3.
1500000 1480000 1460000 1440000 1420000 140000^-^395000" 1380000 1360000 1340000
1474900
бел и рус с кий рубль
c01.0l.2015 г. по31.01.2015 г.
с 01.02,2015 г. no30.04.2015 г.
с 01.05.2015 г. no3l.07.20l5 г
Рис. 3. Повышение в 2015 г. размера пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет
Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочери-тель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним (ст. 17 Закона 7-З).
Между тем не назначается и не выплачивается данное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет следующей категории граждан:
— гражданам, работающим по трудовым договорам (контрактам);
46
2015 • № 5 (50)
— гражданам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
— гражданам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;
— гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами;
— гражданам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей;
— гражданам, получающим профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;
— гражданам, проходящим подготовку в клинической ординатуре в очной форме;
— гражданам, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящим профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и обучающие курсы по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
— гражданам, получающим пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (за исключением неработающих матери (мачехи) или отца (отчима), усыновителя (удочери-теля), опекуна (попечителя) ребенка-инвалида, являющихся инвалидами, получающими пенсию либо ежемесячную страховую выплату), ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.
Данное пособие не может быть назначено также приемным родителям и родителям-воспитателям, поскольку их деятельность по воспитанию детей-инвалидов подразумевает заключение трудового контракта и получение за это вознаграждения. На наш взгляд, уместно дополнить ст. 17 Закон № 7-З указанной категорией лиц. Отметим также, что с 1 января 2015 г. введено новое ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от трех до восемнадцати лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет. Такое пособие установлено Указом Президента Республики Беларусь от 9 декабря 2014 г. № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» (далее — Указ).
Право на пособие имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель), воспитывающие одновременно детей в возрасте до трех лет и от трех до восемнадцати лет. Опекун (попечитель) имеет право на пособие, если опека (попечительство) установлена над ребенком (детьми) в возрасте до трех лет и ребенком (детьми) в возрасте от трех до восемнадцати лет, при условии, если ребенок (дети) в возрасте от трех до
2015 • № 5 (50) 47
восемнадцати лет не находится (не находятся) на государственном обеспечении. Право на назначение данного пособия не зависит от даты рождения ребенка в возрасте до трех лет (до 1 января 2015 г. или после этой даты), от занятости (незанятости) и доходов родителей, опекуна (попечителя).
Однако лицам, одновременно имеющим право на пособие, предусмотренное Указом, и на пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей в соответствии со ст. 14 Закона № 7-З, назначается и выплачивается один вид пособия по их выбору. При воспитании двоих и более детей назначается и выплачивается одно пособие на семью. Размер пособия составляет 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, поскольку размер пособия по ст. 14 Закона № 7-З является выше, то семьям, воспитывающим ребенка-инвалида старше трех лет, выгоднее выбирать пособие по закону, а не Указу.
Нельзя не отметить, что в законодательстве Республики Беларусь предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком и пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации, при этом пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет, в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, назначается при оказании медицинской помощи в стационарных условиях ребенку-инвалиду в возрасте до восемнадцати лет, нуждающимся по заключению врача в дополнительном уходе, — на весь период нахождения с ребенком в государственной организации здравоохранения, в течение которого он нуждается в уходе или на весь период, когда указанные лица по заключению врача не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом (ст. 18 Закона № 7-З).
Право на пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации имеют мать (мачеха) или отец (отчим), усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, на которых распространяется государственное социальное страхование, и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, если уход за ребенком-инвалидом в возрасте не осуществляется другим лицом с выплатой государственного пособия.
При этом пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае его санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации назначается на весь период (с учетом времени на проезд туда и обратно) ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в санаторно-курортных организациях Республики Беларусь по перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь, или медицинской реабилитации в центрах медицинской или медико-социальной реабилитации, но не более чем на один срок санаторно-
48 2015 • № 5 (50)
курортного лечения, медицинской реабилитации в календарном году (ст. 19 Закона № 7-З).
В российском законе такого рода пособий не предусмотрено и данный пробел, на наш взгляд, в целях соблюдения прав и обеспечения достойной социальной защиты семей, воспитывающих ребенка-инвалида, следует ликвидировать путем введения соответствующих видов пособий в Российской Федерации. Изучение норм белорусского законодательства показало, что правам детей-инвалидов и семей, воспитывающих их, в последние несколько лет в государстве уделяется особое внимание, и они становятся предметом нормотворчества.
Таким образом, с учетом приведенного опыта Республики Беларусь систему социальных пособий в России для членов семей, воспитывающих ребенка-инвалида, следует расширить по предложенным направлениям. В свою очередь, представленный материал дает основания предложить такую дефиницию понятия «пособия, выплачиваемого семье, воспитывающего ребенка-инвалида»: это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые государством членам семьи ребенка-инвалида, осуществляющим фактический уход за ним с целью оказания дополнительной материальной поддержки в связи с воспитанием такого ребенка.
Библиографический список
1. Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http:// mintrud.gov. by/ru/chislinv
2. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Республики Беларусь от 29 дек. 2012 г. № 7-З (в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 г. № 148-3; 1 янв. 2015 г. № 232-3). URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=56798
3. Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. URL: http:// mintrud.gov. by/ru/dannye2
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г № 278-3 (с изм. и доп. от 12 дек. 2013 г). URL: http://www/pravo.by
2015 • № 5 (50) 49