Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЦИДИВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ОПЫТ ЯПОНИИ)'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЦИДИВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ОПЫТ ЯПОНИИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
322
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / ПРОБАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ МЕРЫ / СИСТЕМНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец П.Н.

Япония считается самой безопасной страной в мире. Непосвященные лица могут предположить, что высокий уровень общественной безопасности японских граждан обеспечивается жесткими мерами уголовной политики в обществе, а также нормами, которые не допускают свободы выражения мнений, или же тем, что японцы слишком боятся потерять свое лицо, чтобы совершить преступление, или потому что органы власти излишне сурово относятся к людям, которые выходят за рамки дозволенного. На самом деле, все эти предположения не соответствуют действительности. Особой мягкостью, по мнению многочисленных исследователей, отличается и японская уголовная политика, строящаяся на принципе, относительно которого суровость санкций не может сдержать рост преступности. Стабильно низкий уровень преступности на территории Японии во многом объясняется достигнутыми в настоящее время успехами в сфере профилактики, а также балансам ценностных ориентаций, реабилитационными мерами, универсализацией и пробацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE MEASURES TO COUNTERACT THE RECIDIVISM OF CRIMES (JAPANESE EXPERIENCE)

Japan is considered to be the safest country in the world. Uninitiated persons may assume that the high level of public safety of Japanese citizens is ensured by strict measures of criminal policy in society, as well as norms that do not allow freedom of expression, or by the fact that the Japanese are too afraid of losing their face to commit a crime, or because the authorities are too harsh on people who go beyond what is allowed. In fact, all these assumptions do not correspond to reality. According to numerous researchers, Japanese criminal policy is also particularly soft, based on the principle that the severity of sanctions cannot restrain the growth of crime. The consistently low crime rate in Japan is largely due to the current success in the field of prevention, as well as the balance of value orientations, rehabilitation measures, universalization and probation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЦИДИВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ОПЫТ ЯПОНИИ)»

УДК 343. 97:343.911(520)

П. Н. КОБЕЦ, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор (г. Москва)

Р. N. KOBETS, Chief Researcher of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor (Moscow)

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РЕЦИДИВУ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (ОПЫТ ЯПОНИИ)

THE SYSTEM OF STATE MEASURES TO COUNTERACT THE RECIDIVISM OF CRIMES (JAPANESE EXPERIENCE)

Аннотация. Япония считается самой безопасной страной в мире. Непосвященные лица могут предположить, что высокий уровень общественной безопасности японских граждан обеспечивается жесткими мерами уголовной политики в обществе, а также нормами, которые не допускают свободы выражения мнений, или же тем, что японцы слишком боятся потерять свое лицо, чтобы совершить преступление, ши потому что органы власти излишне сурово относятся к людям, которые выходят за рамки дозволенного. На самом деле, все эти предположения не соответствуют действительности. Особой мягкостью, по мнению многочисленных исследователей, отличается и японская уголовная политика, строящаяся на принципе, относительно которого суровость санкций не может сдержать рост преступности. Стабильно низкий уровень преступности на территории Японии во многом объясняется достигнутыми в настоящее время успехами в сфере профилактики, а также балансам ценностных ориентаций, реабилитационными мерами, универсализацией и пробацией.

Ключевые слова и словосочетания: рецидив преступлений, профилактика преступности, уголовная политика, законодательные основы, пробация, уголовное законодательство, зарубежный опыт, правовое воздействие, реабилитационные меры, системная основа.

Abstract. Japan is considered to be the safest country in the world. Uninitiated persons may assume that the high level ofpublic safety of Japanese citizens is ensured by strict measures of criminal policy in society, as well as norms that do not allow freedom of expression, or by the fact that the Japanese are too afraid of losing their face to commit a crime, or because the authorities are too harsh on people who go beyond what is allowed. In fact, all these assumptions do not correspond to reality. According to numerous researchers, Japanese criminal policy is also particularly soft, based on the principle that the severity of sanctions cannot restrain the growth of crime. The consistently low crime rate in Japan is largely due to the current success in the field ofprevention, as well as the balance of value orientations, rehabilitation measures, universalization and probation.

Key words and phrases: recidivism, crime prevention, criminal policy, legislative framework, probation, criminal legislation, foreign experience, legal impact, rehabilitation measures, system basis.

Многие годы исследуя состояние и особенности рецидивной преступности [1], а также другие аспекты, связанные с рецидивом в нашей стране [2], автор не случайно решил рассмотреть систему мер противодействия рассматриваемому феномену в Японии. Актуальность исследуемой

в работе проблематики по большей части обусловлена тем, что один из самых низких уровней преступности среди иностранных государств, в настоящее время отмечается в Японии. Так, начиная с 1996 г. уровень преступности в Японии ежегодно увеличивался, но с 2002 г. тенденция изменилась, и с

тех пор показатели преступности ежегодно снижаются. Также важно подчеркнуть, что в течение этого периода, с 2002 г. общее количество преступлений в Японии снизилось в 2,3 раза [3, с. 43].

Такое практически единственное в своем роде явление ученые объясняют рядом причин. В частности, в японском обществе отмечается сравнительно однородная национальная структура населения. В добавление к этому отмечается островное положение страны и единый язык. К тому же на протяжении многих веков правительством страны активно проводилась политика воспрепятствования притоку на территорию государства представителей других народностей [4, с. 59]. А также Япония отличается совершенным и эффективным законодательством в различных сферах: область возмещения вреда, собственные методы профилактической работы и профессиональность правоохранительных органов [5, с. 82].

После 1945 г. оккупационные власти начали реформу конституции и остальных законов в Японии. Уголовный кодекс был также реформирован, в него внесли изменения в 1947 г., но он оставался практически идентичным версии 1907 г. Однако уголовно-процессуальный кодекс был существенно пересмотрен с целью включения в него норм, гарантирующих права обвиняемого. Судья, хотя все еще мог допрашивать свидетелей, решал дело на основании доказательств, представленных обеими сторонами. Уголовное судопроизводство в Японии регулируют нормы Уголовно-процессуального кодекса 1948 г., а также ряд отдельных уголовно-процессуальных норм, которые содержатся в других законодательных актах, в том числе в Законе о прокуратуре 1947 г., в Законе о полиции 1954 г., и др. [6, с. 234]. В послевоенные годы в дополнение к уголовному правосудию были приняты законы о возмещении ущерба неправомерно обвиняемым, и законы о несовершеннолетних, тюрьмах, условно осужденных и мелких правонарушениях [7, с. 45].

Уголовный кодекс Японии 1907 г. устанавливает сроки наказания за преступления

с учетом различных обстоятельств каждого преступления и правонарушителя. Рецидивистам назначаются более суровые наказания. Вместе с тем в Японии при некотором ожесточении судебной практики в отношении особо опасных противоправных деяний идет активный процесс снижения общего уровня преступности и очевиден рост нетерпимости общества к ее проявлениям. Одновременно с этим некоторые отечественные специалисты отмечают, что данные сравнительного анализа противодействия преступности в одной из таких благополучных стран, как Япония, свидетельствуют о том, что даже и в этой стране процессы борьбы с преступностью имеют свои особенности и сложности [8, с. 8].

В целом снижению преступлений в Японии во многом содействует современная японская система уголовного правосудия. Эффективной деятельности современной японской системы уголовного правосудия способствуют три основные особенности. Во-первых, полиция, прокуратура, суды и исправительные учреждения поддерживают тесные отношения сотрудничества друг с другом. Во-вторых, граждане поощряются оказанием помощи в поддержании общественного порядка и активно участвуют в кампаниях по предупреждению преступности. Наконец, должностным лицам, осуществляющим уголовное правосудие, предоставляется значительная свобода действий в отношении правонарушителей [9, с. 124].

По большей части, низкий уровень преступности, также связан и с тем, что Япония всегда считалась страной с самым жестким законодательством в мире относительно частного владения оружием. Эти традиции восходят к одиннадцатому веку, к временам, запрещающим японскому крестьянству владеть любыми видами оружия, в целях противодействия волнениям и восстаниям с их стороны. И сегодня в Японии традиционно действует самый строгий в мире Закон о контроле над огнестрельным и холодным оружием 1958 г., содержащий множество запретов. В последствии в него было внесено

десять различных поправок [10, с. 67], поэтому сегодня в Японии существуют жесткие запреты в сфере оборота огнестрельного оружия, в меньшей степени они касаются законных коллекционеров антикварного оружия и лицензированных стрелковых команд. Получение лицензии на оружие занимает в среднем четыре месяца. Также для этого необходим ряд специальных учебных курсов. Кроме того, покупка охотничьего ружья требует длительного периода ожидания и тщательной проверки анкетных данных. Зарегистрированные в Японии владельцы оружия обязаны хранить свое оружие в сейфах, которые раз в год проверяются полицией. Призывы японского гражданского общества ужесточить контроль над оружием не прекращаются и сегодня. В настоящее время японцы резко выступают против американской оружейной политики. Одно из предложений состоит в том, чтобы обязать владельцев оружия хранить приобретенные экземпляры у торговцев оружием, а не держать его дома [11, с. 25].

В стране восходящего солнца преступления редко совершаются с применением огнестрельного оружия. Японцам запрещается владеть даже имитационным или охолощенным оружием [12, с. 73]. Охотничьи ружья и церемониальные мечи в обязательном порядке регистрируются в полиции. Использовать гладкоствольное охотничье оружие для самообороны воспрещается. Не имея лицензию на такое оружие, гражданам запрещается брать его в руки. Лицами, занимающимися спортивной пулевой стрельбой, как правило, являются военнослужащие и полицейские. Производство и продажа боевых и холостых патронов также контролируются, как и транспортировка и импорт любого оружия. Согласно японскому законодательству, владеть и хранить оружие без лицензии строго запрещено. Эти действия подлежат наказною в виде лишения свободы до десяти лет и штрафом в один миллион японских иен. Единственные, кто законно владеет правом ношения боевого огнестрельного оружия, это полицейские и солдаты [13, с. 89].

Низкий в настоящее время уровень преступности объясняется японскими традициями и послушанием. Согласно анализу культуры вины, важным фактором, удерживающим преступность на низком уровне, является традиционный акцент на индивиде, как члене групп, репутацию которых он или она не должны запятнать в глазах своего окружения. В этих социальных группах, состоящих из членов семьи, друзей и коллег по работе или учебе японский гражданин имеет социальные права и обязанности, может получить эмоциональную поддержку и должен соответствовать всем ожиданиям, которые к нему предъявляются обществом [14, с. 16].

Существенно снижают преступления в Японии программы пробации (меры социально-правового воздействия на лиц, условно освобождённых, либо условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы), которые в условиях нового тысячелетия привлекают к себе особое внимание из-за эффективной профилактики рецидивизма. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся мер, не связанных с лишением свободы - «Токийские правила», подчеркивают важность принятия сообществом успешной реинтеграции правонарушителей в общество и участия в ней. В Японии волонтеры и другие добровольцы играют важную роль в содействии реинтеграции правонарушителей в общество [15, с. 39].

Одной из практик, способствующих вовлечению общин в перевоспитание правонарушителей, является система добровольного пробационного офицера. Общественные волонтеры, которые назначаются на неполный рабочий день государственными служащими для поддержки работы профессиональных сотрудников службы пробации, активно поддерживают работу профессиональных сотрудников службы пробации, осуществляя надзор и оказывая помощь правонарушителям в общинах, в которых они живут. Это ключевые фигуры, которые способствуют реабилитации рассматриваемой категории лиц, а также принятию правонарушителя сообществом. Однако в соответствии с

социальными и культурными изменениями японская система пробации сталкивается с рядом проблем. В ответ на это Реабилитационное бюро Министерства юстиции осуществило ряд мер, включая создание Центров реабилитации правонарушителей и создание новой схемы компенсации имущественного ущерба или телесных повреждений, причиненных добровольным сотрудникам службы пробации или членам их семей. Что касается лиц, освободившихся из мест заключения, то в отношении них на протяжении восьмимесячного срока предпринимаются мероприятия по поиску им жилого помещения, а также проводится работа по ограничению контактов с лицами противоправного поведения. Важно подчеркнуть о том, что в стране функционирует сеть органов по реабилитационной защите, среди которых в первую очередь необходимо отметить работу центральных и районных комиссий по реабилитационной защите населения, а также пунктов надзора, которые заняты оказанием помощи по ресоциализа-ции бывших преступников. Также в стране работают многочисленные общественные организации, активно предупреждающие рецидивную преступность [16, с. 86].

Таким образом в Японии функционирует уникальная система пробации, в результате которой привлекаются гражданские добровольцы в целях поддержки деятельности профессионалов. Работа службы пробации пользуется поддержкой государства и японского общества. Ее задача состоит не только в постоянном надзоре, но и в осуществлении профилактической работы. В результате низкий уровень рецидива преступлений объясняется не только эффективной работой правоохранительных органов по профилактике преступлений, но результатами деятельности по реабилитации правонарушителей, поскольку такая работа строится на системной, непрерывной и комплексной основе при непосредственном вовлечении в нее частных лиц, общественности, волонтерского движения.

Следует подчеркнуть, что в Японии профилактика преступности осуществляется не

только уголовно-правовыми мерами воздействия, но также активно используются и меры предупредительного характера. Они сводятся к тому, что лица, совершившие преступления, не сразу направляются в исправительные учреждения, так, например, деликвенты направляются в исправительные заведения для несовершеннолетних [17, с. 67].

Мероприятия по предупреждению преступности в Японии разделяют на те, которые непосредственно направлены в целом на общество либо его отдельные группы (эти меры никак не являются индивидуальными). А также на меры, с адресуюемые конкретной категории лиц, которая в силу своих личностных характеристик, образа жизни и других причин, и условий, может быть склонна к совершению преступлений. В процессе осуществления общесоциальных профилактических мер полицейские силы, учреждения системы образования, общественные организации, проводят широкую пропаганду законопослушности посредством распространения прекрасно прокомментированной законодательной и иной правовой литературы, издаваемой крупным тиражом.

Кроме того, нельзя не сказать и о вик-тимологической профилактике, которая в Японии находится на высоте. Так в стране повсюду можно встретить множество рекламных щитов, на которых население предупреждают о том, что, даже если вы живете в относительно безопасном районе, правила безопасного поведения должны соблюдаться для вашей же защиты. Также эти информационные стенды предупреждают о том, чтобы население не ходило в одиночку по темным улицам и не задерживалось допоздна в районах, где преступления часто совершаются в ночное время суток, а также следило за своими личными вещами, особенно за предметами, содержащими личную информацию, такими как карта проживания и телефон, и было в курсе существования вредоносных интернет-сайтов, а также владело информацией о лицах, с которыми общается на интернет-ресурсах. Японцам постоянно внушают информацию о том, что что если

ими будет ослаблена бдительность хотя бы на мгновение, то они могут столкнуться с неприятной или опасной ситуацией. Кроме того, все без исключения японские граждане должны проявлять осторожность в своей повседневной жизни и постоянно осознавать потенциальные опасности [18, с. 72].

В целях вовлечения широких слоев общественности в работу по профилактике противоправных деяний различными государственными и муниципальными органами, Министерством юстиции, Главным полицейским управлением проводится энергичная и действенная пропагандистская деятельность. К примеру, каждый год в стране проводят кампании, повышающие правовую грамоту общества и общественное обеспечение государственных мер по противодействию преступности. К тому же, публикуя различные материалы, освещающие проблематику борьбы с преступностью, органы государственной власти тем самым стремятся к поддержанию с населением тесного диалога в целях выявления больших недостатков в деятельности государства, направленной на борьбу с преступностью.

Основную часть работы по предупреждению преступности берут на себя сотрудники полиции, особенно занимаясь индивидуальной профилактикой первичной преступности, осуществляя пристальное наблюдение за лицами, склонными к ведению противоправного поведения. В первую очередь, со стороны полицейских осуществляется индивидуальная воспитательная работа с трудными подростками в условиях образовательной среды, а также во время проведения других мероприятий [19, с. 9].

Осуществляя практические мероприятия, связанные с воспитанием подрастающего японского поколения в рамках за-конопослушания, сотрудники японских правоохранительных органов пользуются терминологией делинквентного поведения. Целью нейтрализации делинквентного поведения несовершеннолетних правонарушителей, является принятие различных мер воспитательного воздействия для скорейшего перевоспитания подростков и молодежи.

Практическая деятельность по перевоспитанию несовершеннолетних имеет различные формы и методы, характер которых регулярно обновляется [20, с. 70].

В мероприятиях по воспитанию населения по обеспечению собственной безопасности в рамках национальных традиций участвует ряд специализированных органов и организаций. В том числе с этой целью издается различная литература, предназначенная для стимулирования граждан обеспечивать в случаях необходимости их собственную самозащиту [21, с. 35].

Нельзя не сказать о том, что в условиях начала нового тысячелетия в Японии наблюдается бум добровольных помощников в области предупреждения преступности, и он в значительной степени концептуализирован и организован японской полицией в тесном сотрудничестве с местными властями и различными общественными формированиями граждан и ассоциациями. Деятельность общественности в работе по предупреждению преступлений широко информируется и находится под влиянием криминологических теорий, концепций и исследований, а также встроена в более общие (местные) усилия правительства направленные на создание жизненной среды, в которой люди могут вести здоровый образ жизни, чувствуя себя в безопасности. Хотя влияние общественности деятельности на уровень преступности трудно оценить, эта деятельность в любом случае предоставляет возможности для расширения социального взаимодействия правоохранительных структур, органов государственной власти и населения, а также приводит к созданию пространства, в котором представители населения всегда готовы прийти на помощь или поучаствовать в работе по профилактике преступности [22, с. 16].

В этой связи следует отметить, что серьезнейшим направлением в процессе взаимодействия власти и общества является противодействие рецидиву преступлений, поскольку на фоне общего снижения преступности ощутим рост преступности рецидивной. Как правило, рецидивная преступ-

ность представлена многократно судимыми за совершение различных краж лицами старших возрастных групп, одиноких, не имеющих постоянного места жительства. В этой связи японским правительством была сформулирована и принята «Стратегия по предупреждению рецидивной преступности» [23, с. 118]. В том числе в этих целях в 2014 г. принята правительственная декларация «Don't Let Them Go Back To Crimes», цель которой не изоляция преступников от общества, а возвращение их общими усилиями государственных структур общественности к нормальной жизни. Для этого в местах лишения свободы с 2014 г. работает около двух тысяч добровольных капелланов и тысяча семьсот волонтеров, которые заняты посещением лиц, отбывающих наказание. Такая деятельность считается весьма необходимой в стране, поскольку в соответствии со статистическими данными места лишения свободы ежегодно покидает более шести тысяч человек, которым негде жить, и в этой связи в течение двух лет каждый третий из них возвращается в места заключения. Кроме того, как показывают статические данные, около 70 % осужденных к лишению свободы в момент совершения противоправных деяний были безработными либо проживали без постоянного источника дохода. Ими в четыре раза чаще совершается рецидив пре-

ступления, чем лицами, имеющими работу [24, с. 118].

Японским правительством реабилитация рассматривается, как система, предотвращающая повторные преступления лиц, ранее совершавших противоправные деяния, посредством подобающего отношения к ним общества. Правительство оказывает всяческую помощь рассматриваемой категории граждан, чтобы они смогли измениться, исправиться и интегрироваться в японское общество, тем самым повышая индивидуальное и общественное благосостояние. В том числе рассмотренные меры способствуют тому, что в настоящее время Япония одной из самых безопасных стран в мире.

Проведенное исследование японского положительного опыта по предупреждению рецидива преступлений дает основание утверждать о том, что планомерная работа в рассматриваемом направлении делает возможным постепенно искоренить многие факторы и предпосылки возникновения рецидива преступлений. Сравнение и изучение подходов зарубежных стран, в том числе и Японии, по профилактике рецидива преступлений являются важными аспектами для повышения эффективности предупреждения рассматриваемой преступности в нашей стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобец П. Н. Понятие, состояние и особенности рецидивной преступности в Российской Федерации. В сборнике: Организационно-правовые проблемы борьбы с преступностью в регионах России. Сборник научных трудов. Редколлегия: Борбат А. В. (ответственный редактор), Дугенец А. С. (ответственный секретарь), Гладких В. И., Могачев М. И., М., 2001. С. 120 - 129.

2. Кобец П. Н. Дифференциация рецидива преступлений по уголовному праву Российской Федерации. В сборнике: Наука, общество, государство: проблемы, опыт, исследования: Сборник научных трудов. Редколлегия: Галкин В. В. научный редактор, Фефелов В. М. зам. научного редактора, Савинкова О. Н., Юрьева И. Ф. ответственный секретарь. Воронеж, 2001. С. 43 -45.

3. Квашис В. Е. Преступность в Японии: вчера, сегодня и завтра // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1 (59). С. 39 - 45.

4. Кобец П. Н. Влияние демографического кризиса в Японии на экономическое развитие страны и безопасность бизнеса // Безопасность бизнеса. 2019. № 5. С. 58 - 64.

5. Кобец П. Н. Правовое регулирование возмещения преступного вреда в государствах англосаксонской правовой системы и необходимость использования их опыта в отечественной законотворческой деятельности // Виктимология. 2021. Т. 8, № 1. С. 79 - 88.

6. Реховский А. Ф. О роли прокурора в процессе предварительного расследования в Японии. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 2 (21). С. 234 - 238.

7. Еремин В. Н. История правовой системы Японии. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.293 с.

8. Морозов Н. А. Преступность и борьба с ней в современной Японии: Дне. ... канд. юрид. наук. Владивосток: ДВГУ, 2000. С. 11.

9. Квашис В. Е., Морозов Н. А. Полиция Японии: организация, функции, эффективность // Научный портал МВД России. 2015. № 1 (29). С. 120 - 126.

10. Шадрин О. Ю. Об опыте противодействия организованной преступности в соответствии с «Законом по борьбе против незаконных действий челнов преступных организаций» в Японии // Вестник Международного юридического института. 2014. № 4 (51). С. 67-71.

11. Ставропольский Ю. В. Философия культуры владения оружием в Японии // Правовая культура. 2018. № 1 (32). С. 22-28.

12. Морозов Н. А. Законодательное регулирование оборота огнестрельного оружия в Японии, Китае и Филиппинах // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2011. Т. 13. № 2. С. 71-78.

13. Николаев А. М. Роль японской таможни в пресечении контрабанды оружия в страну. Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 3 (92). С. 88 - 92.

14. Кобец П. Н. Особенности и проблемы генезиса современного гражданского общества Японии // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 15 - 17.

15. Варламова О. Ф. Особенности института пробации в Японии // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2019. № 4. С. 38 - 40.

16. Андреева Ю. В. Государственная политика Японии в области исправления осужденных и их постпенитенциарной адаптации. // Инновационные тенденции развития российской науки : материалы IX Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 85 - 87.

17. Майоров А. В., Хашимов А. А. Общество и преступность: зарубежный опыт виктимологиче-ского воздействия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2017. № 1(38). С. 62-72.

18. Уэда Кан. Преступность и криминология в современной Японии; Пер. с яп. О. А. Белявской ; под общ. ред. и с вступ. ст., с. 3 - 20, Н. Ф. Кузнецовой, В. Н. Еремина. М. : Прогресс, 1989. 253 с.

19. Квашис В. Е. Полиция Японии : организация и эффективность // Общество и право. 2018. №2(64). С. 9- 14.

20. Кочин А. А. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних: зарубежный опыт // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций : материалы международной научно-практической конференции. 2006. С. 65-71.

21. Белявская О. А. Уголовная политика Японии ; редкол. : Ананиан Л. Л. (отв. ред. и отв. за вып.), Кондрашков Н. Н. (гл. ред.), Мясоедов Н. Н. М. : изд-во ИНИОН РАН, 1992. 56 с.

22. Гордеев А. Ю. К вопросу о положительном опыте предупреждения преступлений в зарубежных странах // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 11А. С. 115 - 121.

23. Квашис В. Е. К проблеме культуры противодействия преступности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 2 (32). С. 13 - 20.

24. Квашис В. Е., Генрих Н. В. Сравнительный анализ преступности, уголовной политики и правоприменительной практики в России и Японии // Общество и право. 2016 №» (56). С. 108 - 120.

©Кобец П. Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.