СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Разу М.Л. Управление проектом. Основы проектного управления [Книга]. - Москва : КноРус, 2012. - 4-е изд. : стр. 760.
М.М. Максимцова М.А. Комарова Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономичесикм специальностям [Книга]. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 3-е изд., перераб. и доп. : стр. 302. - 978-5-238-01288
Крюков Б.В.1
Московский гуманитарный университет Система государственной и муниципальной поддержки
многодетных семей
Аннотация: в статье рассматривается система органов государственной власти и местного самоуправления, оказывающих поддержку многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в социальной защите.
Ключевые слова: многодетные семьи, социальная поддержка, социальная защита.
Многодетные семьи относятся к категориям населения повышенного социального риска и в связи с этим становятся в ряде государств объектом государственной социальной поддержки. Для подобных категорий социальная защита представляет собой систему гарантированных государством постоянных или долговременных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены, прежде всего, на обеспечение защищаемых категорий населения равными с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
1 Крюков Борис Викторович- магистрант первого курса, направление «Государственное и муниципальное управление» Московского гуманитарного университета.
40
В Российской Федерации содействие в решении проблем, возникающих у многодетных семей, относится к сфере совместного ведения федеральной исполнительной власти и субъектов федерации, принимающих соответствующие нормативные акты на основе положений Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
На федеральном уровне органом, отвечающим за проведение государственной политики и управление в области социальной защиты и поддержки населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Общие принципы и правила оказания социальной поддержки разным категориям населения установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ ("Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").На уровне субъектов федерации органы социальной защиты населения могут иметь различные наименования - Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, имея при этом одинаковые задачи и функции. В областях и краях органы социальной защиты находятся в двойном подчинении - Министерства труда и социального развития Российской Федерации, а также краевой или областной администрации. Органы социальной защиты субъектов РФ осуществляют свою деятельность через территориальные подразделения, взаимодействуя как с федеральными и региональными органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и некоммерческими организациями.
Органы социальной защиты субъекта федерации отвечают среди прочего за разработку программы социальной поддержки семьи, в том числе многодетной, материнства, отцовства и детства, выработку предложений
по формированию содержания социальной помощи, осуществление контроля над реализацией социальных гарантий, установленных действующим федеральным и региональным законодательством.
На примере Департамента труда и социальной защиты города Москвы рассмотрим структуру территориальных органов социальной защиты. В подчинении Департамента находятся Управления социальной защиты населения в каждом административном округе г. Москвы, а также ряд специализированных государственных бюджетных учреждений, среди которых проблемами многодетных семей могут заниматься: Московская служба психологической помощи населению, Кризисный центр помощи женщинам и детям, а также Центры социальной помощи семье и детям и их районные филиалы (всего 39). Последние органы играют существенную роль в оказании непосредственной социальной поддержки и адаптации многодетных и других типов семей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Так, районные филиалы Центров социальной помощи семье и детям реализуют вышеназванные задачи, имея в своей структуре, как правило, отделение социальной диагностики; отделение срочного социального обслуживания; отделение ранней профилактики семейного неблагополучия и др.
На муниципальном уровне функционируют районные отделы труда и социальной защиты населения, подчиняющиеся одновременно окружным управлениям Департамента и органам местного самоуправления района. На данные органы возложена задача реализация региональных программ по улучшению положения семьи, женщин и детей, направленных, в первую очередь, на оказание поддержки наиболее нуждающимся в ней; осуществление в пределах своей компетенции контроля над реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей; назначения и вы-
платы ежемесячных пособий на детей и единовременных денежных выплат, компенсации трудового стажа многодетным матерям и реализация доступа к другим льготам, предусмотренным законодательством в отношении семей с детьми. Именно районные отделы подтверждают статус многодетной семьи по месту ее жительства, выдавая удостоверение установленного образца.
Ряд функций по социальной поддержке многодетных семей выполняют и иные органы государственной власти и местного самоуправления. Например, налоговые органы предоставляют налоговые вычеты на 3-го и последующего ребенка. Администрация муниципального образования принимает решение о предоставлении земельных участков многодетным семьям. Условия подобной меры социальной поддержки регулируются Федеральным законом от 14 июня 2011 г. № 138-ФЗ, в соответствии с которым, правом бесплатного приобретения участка (площадью от 6 до 15 соток) имеют право семьи, имеющие трех и более детей. Участки могут выдаваться под индивидуальное жилищное строительство, под дачное строительство, а также для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства.
К ведению органов местного самоуправления относится также постановка на учет многодетных семей, претендующих на право улучшения жилищных условий в соответствии с нормами, закрепленными рядом федеральных нормативных актов: ФЗ №487-ФЗ от 29.12.2014, постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1204, федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 гг. и рядом региональных программ. По статистическим данным, на учете в муниципальных учреждениях продолжают состоять 135,7 тысяч многодетных семей.
На сегодняшний день в Москве живут 116,9 тысячи многодетных семей (трое и более детей до 16 лет, в случае, если они учатся - до 18 лет), в
43
которых воспитывается 290,6 тысячи детей. 85 матерей растят по 10 и более детей (в двух семьях растёт по 16 детей и в трёх семьях — по 15). При этом шесть лет назад таких семей было почти вдвое меньше — всего 65,7 тысячи.
Перед системой органов социальной защиты, выполняющих в числе прочих функции поддержки многодетных семей, встает немало проблем, связанных, как с недостаточным финансированием, организационными трудностями, неразвитостью информационного обеспечения нуждающихся в защите категорий населения, так и с пополнением квалифицированными кадрами. Необходимо дальнейшее развитие сети учреждений социальной защиты, стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг. Перспективным направлением работы по совершенствованию механизмов государственной и муниципальной поддержки многодетных семей следует признать перевод государственных услуг в электронный вид и создание единых центров предоставления социальных услуг в режиме «одного окна».
Опыт города Москвы свидетельствует об упрощении доступа многодетных семей к получению полагающихся законодательством мер социальной помощи и поддержки в связи с открытием единых центров госуслуг «Мои документы». Если ранее многодетным родителям приходилось заказывать необходимые документы в различных организациях, то теперь весь необходимый пакет документов, возможно, оформить при однократном обращении в центр госуслуг. Сразу же в день обращения можно получить удостоверение многодетной семьи и оформить субсидии на оплату коммунальных услуг, а также заказать социальную карту москвича, оформить парко-вочное разрешение, льготы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам, сертификат на материнский капитал. Как свидетель-
ствует статистика, с конца ноября 2016 г. по январь 2017 г., услугой оформления единого пакета документов через центры госуслуг воспользовались 3,4 тысячи многодетных семей.
Информационная обеспеченность нуждающихся в социальной защите граждан сегодня активно развивается за счет ресурсов сети интернет. Как федеральное Министерство труда и социального развития, так и каждый орган социальной защиты субъекта федерации, а также большинство территориальных управлений и районных отделов имеют собственные информационные страницы, содержащие сведения о графике работы, оказываемых услугах, перечне необходимых документов для их получения. Попытка создания единого информационного пространства в области социальной защиты населения реализуется с помощью портала «Все о социальной поддержке». Отдельный раздел портала посвящен подробному описанию всех существующих на сегодня мер социальной поддержки многодетных семей в России вместе с рекомендациями о механизмах ее получения.
Таким образом, решение проблем, существующих в социальной сфере, требует скоординированной целенаправленной деятельности всех ветвей власти - как федерального и регионального, так и муниципального уровня, что может быть достигнуто путем использования программно-целевого метода планирования. В настоящее время Министерство труда и труда и социального развития РФ участвует в реализации более 15 федеральных и региональных программ, в том числе федеральной программы «Дети России», «Обеспечение жильем молодых семей» и др.Необходимо совершенствование механизма взаимодействия министерства и территориальных органов социальной защиты в вопросах реализации государственной политики в сфере поддержки многодетных семей, формирование цельной системы их координации с подведомственными и муниципальными учреждениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. 124 с.;
Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М.: Академия, 2009. 336 с.;
Официальный сайт мэра Москвы. 9.01.2017 / URL: https://www.mos.ru/news/item/19613073/ (дата обращения 1.05.2017);
Портал «Все о социальной поддержке» / URL: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/(дата обращения 1.05.2017);
Социальная поддержка многодетных семей по обеспечению жильем / URL: http://www.socialnaya-podderzhka.ru/mery socialnoj pod-derzhki/mery socialnoj podderzhki mnogodetnyh semej/socialnaja pod-derzhka mnogodetnyh semej po obespecheniju zhilem/(дата обращения 1.05.2017)
Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации»;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».