Научная статья на тему 'Система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края'

Система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна, Киселева Мария Александровна

Рассматривается система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края, определены объект, субъект и механизм регулирования. В рамках обеспечения физической и экономической доступности продовольствия рассмотрены методы государственного регулирования, применяемые в Алтайском крае на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скурихина Татьяна Григорьевна, Киселева Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STATE REGULATION OF FOOD SAFETY OF THE ALTAI REGION

The system of state regulation of food safety of the Altai Region is considered, the object, subject and mechanism of such regulation are determined. The current methods of state regulation, applied in the Altai Region within the boundaries of providing physical and economic availability of food products are considered.

Текст научной работы на тему «Система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края»

УДК 351/354:338.439.001.25(571.15) Т.Г. Скурихина,

М.А. Киселева

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Проблема продовольственной безопасности в различных своих проявлениях начала существовать одновременно с появлением человечества. На каждом этапе развития цивилизации вопросы продовольствия, продовольственного обеспечения и роль государства в этом процессе рассматривались по-разному. В самом начале зарождения экономической мысли, а затем и в ее развитии центральное место в народном хозяйстве занимает сельскохозяйственное производство (земледелие). Более того, Аристотель впервые в «Никомаховой этике» указывает на то, что такие отрасли, как земледелие, ремесло и мелкая торговля, должны поддерживаться государством, так как они способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. В своем существе проблема продовольственной безопасности является важнейшим элементом благосостояния нации.

Мы рассматриваем продовольственную безопасность как состояние защищенности интересов населения страны в достижении удовлетворения потребности в основных продуктах питания по научно обоснованным нормам, гарантируемым государством через обеспечение функционирования и развития агропродоволь-ственного комплекса при обязательном, объективно необходимом уровне продовольственной зависимости.

Согласны с позицией Р. Гумерова, что для России суть продовольственной безопасности заключается в способности государства обеспечить населению достойный уровень потребления продовольственных товаров, используя наряду с собственным агроэкономическим потенциалом все имеющиеся в его (государства) распоряжении производственные, финансовые ресурсы, политические возможности и иные факторы [1]. Это приводит нас к выводу, что значительная роль в решении проблемы продовольственной безопасности должна быть отведена деятельности по формированию адекватной системы государственного регулирования.

Исходя из вышеизложенных положений цель данной статьи — рассмотреть практику государственного регулирования продовольственной безопасности в целях обеспечения физической и экономической доступности продовольствия на территории Алтайского края.

Объектом исследования является продовольственная безопасность Алтайского края. Предметом исследования выступает система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края в теоретическом и прикладном аспектах.

По нашему мнению, система государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края вклю-

чает в себя следующие элементы: объект, субъект и механизм регулирования (рис. 1). Субъектом в данном случае выступают органы государственной власти на федеральном и региональном уровнях, которые реализуют свою политику в области продовольственной безопасности совместно с органами местного самоуправления.

Объектами государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края являются:

- агропромышленный комплекс в части обеспечения физической доступности продовольствия;

- социально-экономическое положение населения региона в части обеспечения экономической доступности продовольствия;

- внешнеэкономическая деятельность в части обеспечения оптимального экспорта и импорта продовольствия.

Принципы, формы и методы воздействия на объекты регулирования в совокупности с технологией их применения образуют механизм государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края. Для более эффективного управления уровнем продовольственной безопасности важно наладить коммуникацию между субъектом и объектом

регулирования в прямом и, особенно, обратном направлении, что обеспечит выбор правильного сочетания принципов, форм и методов воздействия.

Воздействие на внешнеэкономическую деятельность в системе продовольственной безопасности региона возможно только на федеральном уровне, поэтому в рамках данной статьи механизм государственного регулирования этого объекта рассматриваться не будет.

Мировой опыт показывает, что основное внимание в решении проблемы продовольственной безопасности с точки зрения обеспечения физической доступности продовольствия для населения в большинстве стран было уделено регулированию развития аграрного производства. Алтайский край в этом случае не является исключением.

В настоящее время в Алтайском крае действует ПНП «Развитие АПК», основные направления которого: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе; обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Для реализации основных направлений ПНП в крае принято более 13 целевых программ, финансируемых из краевого бюджета.

Рис. 1. Структурная схема системы государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края

По всем этим направлениям основным элементом действующей системы управления является государственная поддержка, которая реализуется с помощью ряда экономических инструментов: прямого

финансирования сельхозтоваропроизводителей, лизинга, субсидирования части затрат на уплату банковских процентов, налога на имущество и налога на прибыль.

Основой государственной поддержки АПК является субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях. Высокий уровень банковской ставки кредитования к началу 2000 г. ограничивал включение банковского капитала в инвестиционные процессы, происходящие в агропромышленном комплексе края. В целях решения этой проблемы Алтайский край одним из первых среди регионов Российской Федерации ввел в практику субсидирование части банковской процентной ставки, которое возросло в 2007 г. в 23,4 раза по сравнению с 2000 г., в то время как сумма привлеченных кредитов за этот же период возросла в 5,5 раза. В настоящее время в Алтайском крае пересмотрены подходы к оказанию государственной поддержки: выбор сделан в пользу более крупных инвестиционных проектов производственного назначения с долговременной перспективой.

Динамика мер государственной поддержки агропромышленного производства в Алтайском крае за счет средств краевого бюджета представлена на рисунке 2.

Анализ используемых мер государственной поддержки АПК Алтайского края показывает, что большинство мер направлены в основном на поддержание сельского хозяйства во избежание его дальнейшего развала. На наш взгляд, основной функцией государства на современном этапе является не только сохранение жизнеобеспечивающих производств, но, прежде всего, создание, а затем контролирование адекватной конкурентной среды для их ускоренного развития на базе инвестиций и инноваций.

Считаем, что для реализации этих направлений в целях обеспечения продовольственной безопасности необходимо использовать и другие методы государственной поддержки, подробно рассмотренные Е.А. Назаровой и Н.В. Прониной: инвестиционный налоговый кредит, концессию, бюджетный кредит, муниципальную гарантию, муниципальный заказ, реструктуризацию долга несостоятельных организаций.

В настоящее время в крае разработана стратегия социально-экономического развития до 2025 г. Задачей является стабильный выход на объемы производства зерна до 7 млн т в год, молока — 2299 тыс. т, мяса скота и птицы на убой — 550 тыс. т [4]. Следует заметить, что такие высокие показатели могут быть достигнуты только при повышении уровня инновационности экономики края на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров, в частности агропромышленного кластера.

Субсидирование

___________налога на прибыль

Субсидирование части банковской процентной ставки участникам лизинговой дея________________________________тельности_________

________________Лизинг оборудования_______________

______________Лизинг племенного скота_____________

________Субсидирование налога на имущество________

Субсидирование части банковской процентной

__________ставки населению по кредитам на поддержку ЛПХ

Субсидирование части банковской процентной ставки через администрации муниципальных районов и городских округов Лизинг сельскохозяйственной техники

Субсидирование части банковской процентной ставки

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Рис. 2. Динамика мер государственной поддержки АПК в Алтайском крае

за период 2000-2007 гг. [2]

Увеличение объемов внутреннего производства, на наш взгляд, приведет к увеличению межрегионального обмена, увеличит возможность поставки продукции на экспорт, что положительно скажется на уровне жизни населения региона.

Как было отмечено ранее, объектом пристального внимания государства в целях достижения экономической доступности продовольствия должно быть социально-экономическое положение населения региона. В настоящее время в Алтайском крае происходят некоторые положительные сдвиги в этой области. Так, численность безработных составила в 2007 г. 84,8 тыс. чел. [5], что на 44,8% ниже по сравнению с 2003 г. и на 26,8% по сравнению с 2006 г. Тем не менее, наблюдаются негативные тенденции увеличения доли безработных, проживающих в сельской местности: она возросла с 49,2% в 2003 г. до 63,0% в 2007 г. Основными причинами такого положения вещей, на наш взгляд, являются снижение эффективности производства и закрытие в связи с этим рабочих мест, низкая самозанятость в ЛПХ, недостаточная образованность значительной массы населения, что не позволяет им создавать крестьянские (фермерские) хозяйства и пр. В то же время заработная плата работников сельскохозяйственных предприятий в 20032007 гг. вдвое ниже средней заработной платы в целом по Алтайскому краю и всего на 2,95% превышает величину прожиточного минимума для трудоспособного населения IV квартала 2007 г.

Несколько лучше дела обстоят в промышленности. Так, уровень заработной платы работников промышленности выше средней по Алтайскому краю на 14,438,7% в зависимости от отрасли. В некоторых видах отраслей (например, добыча полезных ископаемых) наблюдается тенденция усиления превышения заработной платы над средним уровнем по Алтайскому краю: если в 2003 г. заработная плата одного работника в этой отрасли составляла 75,9%, то в 2007 г. — уже 138,7% от среднего уровня. В отраслях бюджетной сферы доходы ниже среднего уровня находились в пределах 5-30%, кроме сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности. Особенно низкий уровень доходов в отрасли образования (устойчиво снижается с 83% в 2003 г. до 78% в 2007 г.) и коммунальной сфере (устойчиво снижается с

77% в 2003 г. до 70% в 2007 г.). В указанных отраслях средняя заработная плата выше прожиточного минимума в 1,5 и 1,7 раза соответственно.

Из проведенного анализа следует, что наиболее уязвимыми с точки зрения экономической доступности продовольствия являются аграрное население и работники бюджетной сферы, кроме сферы государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Методы государственного регулирования социально-экономического положения населения, применяемые в Алтайском крае, следующие: политика доходов, политика занятости, адресная помощь социально незащищенным слоям населения и пр.

Таким образом, уровень продовольственной безопасности региона является итогом четко продуманной и зафиксированной законодательно политики в области агропромышленного комплекса, регулирования социально-экономического положения и внешнеэкономической деятельности. Принципы, формы и методы, применяемые субъектами государственного регулирования продовольственной безопасности, должны строиться с учетом и на основе обратной связи от объекта регулирования, причем качественно эта связь должна отражать реальные процессы, происходящие внутри объекта. В настоящее время возможно увеличение применяемых методов государственного регулирования продовольственной безопасности Алтайского края с усилением роли органов местного самоуправления.

Библиографический список

1. Гумеров Р. К разработке методо-лого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России / Р. Гумеров // Российский экономический журнал. 2003. № 7. С. 9-25.

2. Алтайский край: юбилейный сборник к 70-летию Алтайского края. Электрон. текст. дан. (463 мб). Барнаул, 2007.

3. Назарова Е.А. Формы и методы

финансирования инвестиционных проектов органами местного самоуправления / Е.А. Назарова, Н.В. Пронина // Молодежь Сибири — науке России: матер.

межрегион. науч.-практ. конф. / сост. Т.А. Кравченко. Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. Красноярск, 2008. Ч. II. 440 с.

4. Доклад «Об итогах работы агропромышленного комплекса в 2007 году, задачах по реализации ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства в Алтайском крае» на 20082012 годы» [Электронный ресурс]: официальный сайт Алтайского края. Режим доступа: http://www.altairegion22.ru

/ms/regюn_news/?news_id=32591. Загл. с экрана.

5. Алтайский край. 2003-2007: крат. стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2008. 96 с.

+ + +

УДК 631.15/16:334.75:633.1 (571.15) Е.И. Роговский,

Ю.А. Бугай

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕСУРСНАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗЕРНА

Зерновой рынок по масштабам и важности занимает ведущие позиции в Алтайском крае. Цены, условия торговли, развитие рыночной инфраструктуры оказывают заметное влияние на эффективность зернового производства. Сегодня рынок зерна находится в стадии формирования. Среди основных факторов, сдерживающих его развитие, можно отметить низкие объемы закупки зерна в региональные и федеральные фонды, недостаточную поддержку органами государственной власти ввиду ограниченности бюджетов, присутствие на рынке избыточного количества рыночных посредников и т.д.

Как показывают проведенные исследования по проблеме формирования и устойчивого развития зернового рынка, неотъемлемым элементом высокоэффективного рынка является его государственное регулирование.

Главное значение при изучении вопросов государственного регулирования рынка зерна имеет исследование принципов функционирования рынка зерна в развитых капиталистических странах. В отечественной литературе достаточно широко и полно отражен зерновой рынок США, Канады и ЕС.

В первую очередь следует отметить особенности сбыта зерна, который непосредственно регулируется органами государственной власти.

К основным формам организованного оптового сбыта зерна в зарубежных странах относятся реализация через сис-

тему сбытовых организаций, товарных бирж, собственных кооперативов, продажа зерна в залог государству.

В Канаде основными элементами аграрной политики выступают:

- регулирование рынков сельскохозяйственной продукции;

- стабилизация доходов фермеров;

- субсидирование транспортировки и хранения зерна.

Одна из отличительных характеристик канадской политики — развитие системы сбытовых организаций производителей (marketing boards) с начала 20-х годов с целью стабилизации продовольственных рынков и поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Этим организациям были даны широкие полномочия осуществлять полный или частичный контроль за сбытом продукции, в том числе с установлением квот производства и сбыта, регулированием цен. Со временем появились организации федерального уровня, юридически полномочные регулировать межправительственную и внешнюю торговлю. Так, было создано Канадское пшеничное управление (CWB — Canadian Wheat Board), которое стало единоличным агентством по сбыту зерновых, произведенных в степных провинциях.

Канадское пшеничное управление — правительственная организация, созданная в 1935 г. Управление является национальным агентством в западных провинциях Канады по закупкам пшеницы и ячменя, их хранению, транспортировке, продаже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.