Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ'

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / фискальная политика / налоговая система / налоговые поступления / источники доходов / инструмент государственного управления / принципы бюджетной системы / budget / fiscal policy / tax system / tax revenues / sources of income / instrument of public administration / principles of the budget system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г.Н. Юсупова, Н.А. Югай, Э.К. Чогулдурова

В статье представляется экономическая сущность системы государственного бюджета страны, которая позволяет государству влиять на потребление, инвестиции и экспорт, а также осуществлять перераспределение бюджетных средств в пользу наиболее нуждающихся секторов экономики. Определены инструменты государственного управления, как неотъемлемой части экономического регулирования социально-экономического развития Кыргызской Республики, а также основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и основные источники пополнения казны. Источником исследования послужили труды ученых, в которых рассматриваются вопросы государственного бюджета. Использован комплекс методов исследования с акцентом на теоретические и практические методы. Научная значимость исследования заключается в формировании выводов на основе анализа бюджетной политики государства по стабилизации экономики страны. Результаты исследования могут послужить основой для научно-методических исследований обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE BUDGET SYSTEM IS AN INTEGRAL PART OF REGULATING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article presents the economic essence of the state budget of the country, which in times of crisis allows the state to influence consumption, investment and export, as well as to redistribute budget funds in favor of the most needy sectors of the economy. The instruments of public administration as an integral part of economic regulation of the socio-economic development of the Kyrgyz Republic, as well as the main areas of use of state financial resources, financing methods and the main sources of replenishment of the treasury are determined. The source of the study was the works of scientists who consider issues of the state budget. A set of research methods with an emphasis on theoretical and practical methods was used. The scientific significance of the study lies in the formation of conclusions based on the analysis of the state budget policy to stabilize the country's economy. The results of the study can serve as a basis for scientific and methodological research of the identified problems.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ»

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СТРАНЫ

Г.Н. Юсупова1, канд. пед. наук, доцент

Н.А. Югай1, канд. экон. наук, доцент

Э.К. Чогулдурова2, и.о. доцента

1Международный университет Кыргызстана

2Бишкекский государственный университет им. К. Карасаева

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-290-295

Аннотация. В статье представляется экономическая сущность системы государственного бюджета страны, которая позволяет государству влиять на потребление, инвестиции и экспорт, а также осуществлять перераспределение бюджетных средств в пользу наиболее нуждающихся секторов экономики. Определены инструменты государственного управления, как неотъемлемой части экономического регулирования социально-экономического развития Кыргызской Республики, а также основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и основные источники пополнения казны. Источником исследования послужили труды ученых, в которых рассматриваются вопросы государственного бюджета. Использован комплекс методов исследования с акцентом на теоретические и практические методы. Научная значимость исследования заключается в формировании выводов на основе анализа бюджетной политики государства по стабилизации экономики страны. Результаты исследования могут послужить основой для научно-методических исследований обозначенных проблем.

Ключевые слова: бюджет, фискальная политика, налоговая система, налоговые поступления, источники доходов, инструмент государственного управления, принципы бюджетной системы.

Актуальность темы исследования

обусловлена тем, что политика бюджетной системы любой страны направлена на создание правового механизма налоговых поступлений в государственный бюджет. Для осуществления принципов бюджетной системы, Правительством КР неоднократно проводились реформы налоговой системы, которые затронули реальный сектор экономики. Ядром самостоятельности бюджетов является наличие установленных законодательством каждой страны собственных источников доходов у всех звеньев бюджетной системы. Вмешательство органов государственной власти в процесс составления и утверждения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, связанных с несоблюдением в местных бюджетах нормативов отчислений от общегосударственных налогов и иных доходов, а также размеров

трансфертов [2, с. 74-81; 7, с. 56-60; 8, с. 514-520; 9, с. 370-375.].

Ныне, налоговая служба демонстрирует значительный уровень приверженности развитию и модернизации налоговой системы для повышения эффективности деятельности налоговых органов. По результатам реализации стратегических целей прошлых лет реализован и внедрен ряд инициатив, таких как:

1) создание единой информационной базы администрирования Кыргызстана» (ИСНАК);

2) создание сервиса «Единое окно;

3) обеспечение стабильной работы Колл-центра Налоговой службы с бесплатным номером 116, для предоставления налогоплательщикам информации в режиме реального времени;

4) организация работы сайта Налоговой службы, на котором своевременно разме-

щается соответствующая справочная информация;

5)создание электронного сервиса «Кабинет налогоплательщика»;

6)внедрение дистанционного обучения сотрудников налоговой службы;

7) реализация функций по администрированию страховых взносов на государственное социальное страхование с 1 января 2019 года;

8) внедрение системы электронного документооборота при взаимодействии с министерствами и ведомствами;

9) определены мероприятия по расширению камеральных проверок, в рамках которой все процедуры, связанные с камеральными проверками, автоматизированы в строгом алгоритме в соответствии с требованиями налогового законодательства КР;

10) за счет внедрения компонентов фискализации налоговых процедур, достигнуто повышение качества налогового администрирования [1].

Важным фактором понижения доли теневой экономики, улучшение сбора налогов, увеличение прозрачности налогового администрирования и развития Налоговой службы, является Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 20232025 годы [6]. Тем не менее, в действующей фискальной системе страны продолжает иметь место быть:

Из анализа данных таблицы можно проследить, что самые высокие поступления в государственный бюджет по данным 2023 года отмечены в Чуйской области. На втором месте стоит Джалал-Абадская область и третье место занимает Ошская область.

1. Недостаточно эффективное государственное управление.

2. Неровное распределение налоговой нагрузки, сопровождающееся обширным и не всегда обоснованным перечнем освобождений от уплаты налогов и других обязательных платежей, значительным уровнем теневой экономики, существенной нагрузкой на работодателя по страховым взносам в Социальный фонд КР.

3. Наличие неясностей и пробелов в законодательстве, которое не в полной мере соответствует задачам по администрированию обязательных платежей, осуществляемых фискальными и правоохранительными органами, с одной стороны, и потребностям налогоплательщиков для обеспечения исполнения обязательств по ним, с другой.

4. Недостаточно эффективное, несмотря на явные позитивные изменения в последние годы, администрирование налогов и других обязательных платежей в бюджет, в первую очередь обусловленное низким кадровым потенциалом органов, отвечающих за разработку и реализацию фискальной политики в стране.

5. Отсутствие системы формирования налоговой культуры у налогоплательщиков в обществе в целом [4].

Фискальные поступления КР рассмотрим по нижеследующей таблице.

Для проведения анализа по реализации принципов государственного бюджета, рассмотрим бюджетную политику направленных на восполнение прогнозных показателей сбора налогов в государственный бюджет, налоговой службой Кыргызской

Таблица 1. Доходы государственного бюджета (млн. сом) за 2021-2023 гг. [5]

2021 2022 2023

Кыргызская Республика 209937.2 300741.6 392111.8

Баткенская область 1213.2 1602.5 1884.7

Джалал-Абадская область 3115.8 4245.7 6611.4

Иссык-Кульская область 1704.2 2962.8 3491.9

Нарынская область 960.6 1323.9 1942.8

Ошская область 2614.9 3400.4 4200

Таласская область 784.7 1205.9 1402.5

Чуйская область 3 355.4 4471.7 5376.6

г.Бишкек 10751 15420.6 21876.2

г.Ош 1567.5 2262.5 2868.

Республики на основе проведенных мероприятий.

Анализ фискальной политики Кыргызской Республики на 2021-2023 годы, включает основные макроэкономические показатели, утвержденные постановлени-

ем Кабинета министров КР «О республиканском бюджете КР», где взяты за основу макроэкономические показатели «Страте-гиия развития Налоговой службы при Министерстве финансов Кыргызской Республики на 2023-2025 годы» [1; 3].

Таблица 2. Структура доходов гос. бюджета Кыргызской Республики за 2021-2023 гг.

Наименование показателя Факт 2021г. Факт 2022г. Уточ. план 2023г. Факт 2023г. Откл. факта от уточ. плана 2022г. % исп. от плана

1 2 3 4 5 6=5-4 7

Совокупные доходы 187442,7 270427,3 352807,9 357747,6 4939,7 101,4

Налоговые доходы 132135,5 203 432,0 261968,6 266082,9 4114,3 101,6

в т. ч. ГНС 85247,2 129 121,2 154369,7 154574,8 205,1 100,1

в т. ч. ГТС 46888,3 74310,8 107598,9 111508,1 3909,2 103,6

Неналоговые доходы 41565,7 47499,4 74112,7 75456,9 1344,2 101,8

Офиц. трансферты 13738,5 19492,1 16726,7 16206,3 -520,4 96,9

Поступл. от продажи 3,0 3,8 1,5

За отчетный период Государственной налоговой службой при Министерстве финансов Кыргызской Республики собрано доходов в сумме 156339,5 млн.сом, плановый показатель выполнен на 100,5%. По сравнению с соответствующим уровнем предыдущего года доходы, администриру-емые налоговой службой, выросли на 47,9% или на 50 625,5 млн.сом.

Налоговые доходы, администрируемые налоговой службой, составили

154650,7 млн.сом или 100,4% от плана, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года выросли на 48,3% или на 50353,8 млн.сом.

Поступления по налогам в целом составили 3188,2 млн.сом, плановый показатель выполнен на 112,2%. Относительно соответствующего уровня предыдущего года поступления выросли на 3,5% или на 107,6 млн.сом.

Таблица 3. Сравнительный анализ неналоговых поступлений в государственный бюд-

Наименование Факт 2021 уд. вес в ВВП Факт 2022 уд. вес в ВВП темп к факту 2021 г (%)

ВВП 739818,5 919444,6

Неналоговые доходы 44903,2 6,1 52168,7 5,7 116,2

Проценты по выданным бюдж. ссудам и кред. 1834,2 0,2 1754,5 0,2 95,7

Дивиденды 2704,8 0,4 6269,3 0,7 231,8

Прибыль Национального банка 8136,3 1,1 5773,3 0,6 71,0

Прибыль гос. предприятий 794,8 0,1 345,0 0,0 43,4

Арендн.плата и сборы за разработку и ис-польз. ресурсов 2054,2 0,3 3230,5 0,4 157,3

Плата за аренду 2046,4 0,3 1036,5 0,1 50,6

Сборы и платежи 2895,1 0,4 3709,8 0,4 128,1

Поступл.от оказания плат. усл. 14336,3 1,9 17406,5 1,9 121,4

Штрафы, пени, санкции и конфискации 2 074,5 0,3 2533,9 0,3 122,1

Добр.трансферты и гранты единицам гос. сектора 1504,0 0,2 2203,6 0,2 146,5

Прочие неналоговые доходы 6522,6 0,9 7905,7 0,9 121,2

Общий объем доходов республиканского бюджета за 2022 год составил 270423,5 млн.сом или 98,8% от плана. В сравнении с аналогичным периодом предыдущего года доходы выросли на 44,3% или на 82983,8 млн.сом.

Объем налоговых доходов республиканского бюджета за отчетный период составил 203432,0 млн.сом или 99,7% от плана. В сопоставлении с соответствующим уровнем предыдущего года налоговые доходы выросли на 54,0%.

Сумма налоговых поступлений по отраслевой структуре бюджета составила 11256,7 млн. сом, которая по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 2706,3 млн.сом или темп рост составил 131,7%.

По структуре сбора налогов и платежей сборы ГНС по видам налогов наглядно рассмотрим по ниже следующему рисунку (рис. 1).

Рис. 1. Сборы ГНС по видам налогов [1]

Из анализа следует, что в структуре сбора налогов и платежей доля подоходного налога с физических лиц-резидентов Кыргызской Республики составила - 12%, налога на доходы лиц-нерезидентов - 4%, налога на прибыль - 5%, налога на основе патента - 1%, налога на недвижимое имущество - 1%, НДС на товары и услуги, производимые на территории КР - 20%, налога с продаж - 5%, акцизного налога на товары, производимые на территории Кыргызской Республики - 1%, налога за пользование недрами - 2%, земельного налога - 1%, неналоговым поступлениям -1%, НДС на импорт из ЕАЭС - 21%, Акциз на импорт из ЕАЭС - 7%.

Исполнение доходной части бюджета обеспечено за счет выполнения плановых показателей по следующим видам налогов и платежей: по подоходному налогу (122,3%), по налогу на доходы лиц-нерезидентов КР (161,3%), земельному налогу (118,2%), налогу на движимое имущество (153,3%), единому налогу (215,7%), акцизный налог на товары и услуги, производимые на территории КР (145,9%), налогу на прибыль (252,0%), налогу на недвижимое имущество (125,0%), НДС на товары и услуги, производимые на территории КР (114,1%), акциз на импорт из ЕАЭС (105,8%), земельному налогу (118,2%).

Рис. 2. Динамика налоговых поступлений в разрезе основных источников

за 2022-2023 гг. (млн.сом) [5]

Из анализа диаграммы следует, что поступления подоходного налога составили 1521,8 млн. сомов при прогнозе 1244,2 млн.сом исполнен на 122,3% или перевыполнено на 277,6 млн.сом, по сравнению с прошлогодним периодом поступления увеличились на 486,3 млн.сом или темп роста составил 147,0%. Доля налога к ВВП увеличился на 0,80% и составила 3,14%.

Поступления по единому налогу составили 644,9 млн.сом при прогнозе 299,0 млн.сом или перевыполнено на 345,9 млн.сом или исполнен на 215,7%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сборы увеличились на 557,8 млн.сом или темп роста составил 740,1%. Объем неналоговых поступлений составил 98,9 млн. сом при прогнозе 149,6 млн.сом или недобор составил 50,7 млн.сом или исполнен на 66,1%.

В заключении следует подчеркнуть, что осуществление принципов бюджетной системы необходимо развивать и главная роль в этом процессе принадлежит правовому регулированию государства. Политика реализации принципов бюджетной системы в КР имеет цель создание правового механизма поступления налогов в государственный бюджет. Данная задача решаема при решении проблем, возникающих в системе реального сектора экономики страны, где присутствовали такие явления как:

- значительный рост теневой экономики, угрожающий экономической безопасности;

- возрастающее стремление к массовому уклонению от уплаты налогов юридическими и физическими лицами;

- сокращение налогооблагаемой базы.

Библиографический список

1. Аналитический обзор исполнения доходной части госбюджета за 2023 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sti.gov.kg/docs/default-source/otchet/B1-

2. Биримкулова К.Д. Реформирования налоговой системы Кыргызской республики и приоритеты налоговой политики / К.Д. Биримкулова, А.П. Дооранов, Ж. Боркоев //Наука и инновационные технологии. - 2022. - № 2 (23). - С. 74-81.

3. Доходы государственного бюджета КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stat.kg/ru/opendata/category/37/.

4. Об основных принципах бюджетного права в КР (от 22 июня 2016 год N 85). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ud.gov.kg/index.php/ru/normativnye-dokumenty/24-spisok-dokumentov/135-ob-osnovnykh-printsipakh-byudzhetnogo-prava-v-kr.

5. Отчет об исполнении госбюджета КР за 2023 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minfin.kg/ru/novosti/godovoy-otchet-ob-ispolnenii-byudzheta/otchet-ob-ispolnenii-gosbyudzheta-kr-za-2023 -god-.html.

6. Стратегия развития Налоговой службы при Министерстве финансов Кыргызской Республики на 2023-2025 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stidocument_d7ad213f-6a1c-4440-bba3-4954dc5a575f.

7. Турбина Н.М., Мялкина А.Ф. Особенности налоговой политики в периоды финансовой нестабильности //Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9, № 6. -С. 56-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Юсупова Г.Н. Проблемы управления фискальной политикой в условиях кризиса в экономике / Г.Н. Юсупова //Вестник Международного Университета Кыргызстана. - 2021. - № 2(43). - С. 514-520.

9. Юсупова Г.Н., Чогулдурова Э.К. Фискальная политика как инструмент государственного управления экономикой в условиях экономического кризиса // Вестник МУК. -2023. - № 4(52). - С. 370-375.

THE STATE BUDGET SYSTEM IS AN INTEGRAL PART OF REGULATING THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

G.N. Yusupova1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

N.A. Yugai1, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

E.K. Choguldurova2, Acting Associate Professor

international University of Kyrgyzstan

2Bishkek State University named after K. Karasaeva

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. The article presents the economic essence of the state budget of the country, which in times of crisis allows the state to influence consumption, investment and export, as well as to redistribute budget funds in favor of the most needy sectors of the economy. The instruments of public administration as an integral part of economic regulation of the socio-economic development of the Kyrgyz Republic, as well as the main areas of use of state financial resources, financing methods and the main sources of replenishment of the treasury are determined. The source of the study was the works of scientists who consider issues of the state budget. A set of research methods with an emphasis on theoretical and practical methods was used. The scientific significance of the study lies in the formation of conclusions based on the analysis of the state budget policy to stabilize the country's economy. The results of the study can serve as a basis for scientific and methodological research of the identified problems.

Keywords: budget, fiscal policy, tax system, tax revenues, sources of income, instrument of public administration, principles of the budget system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.