УДК 339.138
СИСТЕМА ГЛОНАСС И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОМ ЯНДЕКС.ПРОБКИ
М. В. Бушуев, С. И. Красицкая Научный руководитель - Н. В. Федорова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Каждый день множество россиян стоят в пробках. Как новые технологии могут решить эту проблему? Проблема решается сервисом Яндекс.Пробки, который использует систему ГЛОНАСС. В нашей статье мы бы хотели объяснить, как система ГЛОНАСС интегрируется с сервисом Яндекс.Пробки и как работает в повседневной жизни.
Ключевые слова: ГЛОНАСС, Яндекс.Пробки, пробки.
GLONASS SYSTEM AND IT'S APPLICATION IN YANDEX.PROBKI SERVICE
M. V. Bushuev, S. I. Krasitskaya Scientific supervisor - N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Every day a lot of people in Russia stuck in traffic jams. How can new technologies solve this problem? The problem solve by Yandex.Probki service which use GLONASS system. In our article we'd like to describe how GLONASS system integrates with Yandex.Probki service and how it works in everyday life.
Keywords: GLONASS, Yandex.Probki, traffic jam.
Наши красноярские автомобилисты уже, наверное, не мыслят себя без такого сервиса как Яндекс.Пробки, которые показывают им картину загруженности автомобильных дорог. Но мало кто задумывался о том, как и откуда сервис Яндекс.Пробки получает информацию о дорожной ситуации, как происходит анализ и что является источником. Сейчас мы покажем, как именно работает сервис Яндекс.Пробки и откуда берется информация.
Информация берется из системы ГЛОНАСС. Что это такое? Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) - советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году.
Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение. Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.
Основная цель ГЛОНАСС - определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра.
То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.
Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приемники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных.
Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических
Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»
условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.
Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника [1].
Именно система ГЛОНАСС используется в сервисе Яндекс .Пробки. Далее мы объясним, как Яндекс. Пробки используют систему ГЛОНАСС для определения загруженности улиц больших городов.
Для наглядности представим, что мы с вами - ДТП на ул. Мичурина (небольшое и без жертв). Своим появлением мы перегородили, допустим, два ряда из существующих трех. Автомобилисты, которые двигались по нашим рядам, вынуждены объезжать нас, а водители, перемещавшиеся по третьему ряду, - пропускать объезжающих. Некоторые из этих автомобилистов - пользователи приложений Яндекс.Карты и Яндекс.Навигатор, и их мобильные устройства передают Яндекс .Пробкам данные о движении автомобиля. По мере приближения машин пользователей к нашему ДТП их скорость будет уменьшаться, и устройства начнут «сообщать» сервису о заторе [2].
Чтобы участвовать в сборе данных, автомобилисту необходимы: подключенный к Интернету телефон или планшет с ОР8-приемником и установленное на этом устройстве приложение Яндекс.Навигатор или Яндекс.Карты с включенным режимом «сообщать о пробках». Каждые несколько секунд устройство передает свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему Яндекс.Пробок. Все данные обезличены, то есть не содержат никакой информации о пользователе или его автомобиле. Затем программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения - трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнеров Яндекса (организации с большим парком автомобилей, курсирующих по городу) [2].
Помимо своих координат автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях. Например, какой-нибудь сознательный водитель, увидев наше ДТП, предупредил о нём других автолюбителей, поставив соответствующую точку в мобильных Яндекс.Картах.
Чтобы правильно воссоздать картину загруженности дорог, необходимо проверять, соответствует ли трек ситуации на своем участке. Пользователи мобильных Яндекс.Карт могут иногда останавливаться или замедлять движение не из-за пробки, а, например, чтобы купить что-нибудь в киоске или не пропустить малозаметный поворот. И если мимо свободно едут еще несколько автомобилей с мобильными устройствами, такой трек будет отсеян алгоритмом, потому что не отображает реальную загруженность участка. Поэтому, чем больше пользователей у сервиса, тем точнее информация о дорожной ситуации.
После объединения проверенных треков алгоритм анализирует их и выставляет «зеленые», «желтые» и «красные» оценки соответствующим участкам дорог.
Каждые две минуты программа-агрегатор собирает информацию, полученную с камер, детекторов и от пользователей. Полученная картинка отображается Яндекс.Карте - как в мобильном приложении, так и на веб-сервере. Если данные для одного участка противоречат друг другу, программа выбирает наиболее достоверное значение, исходя из количества треков и их свежести.
В Красноярске и других крупных городах сервис Яндекс.Пробки оценивает ситуацию по 10-балльной шкале (где 0 баллов - свободное движение, а 10 баллов - город «стоит»). С помощью этой оценки водители могут быстро понять, сколько примерно времени они потеряют в пробках. Например, если средний балл равен семи, то дорога займет приблизительно в два раза больше времени, чем при свободном движении.
Шкала баллов настроена по-разному для каждого из городов: то, что в Москве - небольшое затруднение, в другом городе - уже серьезная пробка [1].
Баллы рассчитываются следующим образом. По улицам каждого города заранее составлены маршруты, включающие в себя основные шоссе и проспекты. Для каждого маршрута есть эталонное время, за которое его можно проехать по свободной дороге, не нарушая правил. После оценки общей загруженности города программа-агрегатор рассчитывает, на сколько отличается реальное время от эталонного. На основе разницы по всем маршрутам и вычисляется загруженность в баллах [2].
Как же окупается работа персонала и техники, ведь казалось бы, услуга эта предоставляется совершенно бесплатно. Оказывается, вполне окупается сервис благодаря контекстной рекламе. По оценкам, бюджет такого сервиса составляет десятки миллионов долларов в год. Но, согласитесь, эти деньги честно заработаны!
В заключение можно сказать, что работа системы ГЛОНАСС значительно облегчает повседневную жизнь крупных городов. Благодаря сервису Яндекс.Пробки мы теперь можем без труда объезжать затрудненные маршруты и правильно корректировать свое время.
Библиографические ссылки
1. КИ Системы. Что такое ГЛОНАСС [Электронный ресурс]. URL: http://new.c-i-systems.com/about_glonass/what_is_glonass/ (дата обращения: 01.04.2015).
2. Company Yandex technology [Электронный ресурс]. URL: https://company.yandex.ru/ technologies/yaprobki/ (дата обращения: 01.04.2015).
© Бушуев М. В., Красицкая С. И., 2015