Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН)'

СИСТЕМА ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОНОМИКА / ПРИНЦИПЫ / ПОДХОДЫ / ЗАКОНЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКИ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ОТРАСЛИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раджабов Аслан Алиевич

В статье рассмотрена система геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона. Дается обзор геоэкономического аспекта устойчивого развития приграничного региона. Отмечается, что региональная экономика функционирует эффективно при полноценном и оптимальном использовании инвестиционной политики, которая содержит в себе общенаучное, специальное и частное научное содержание. Рассматриваются этапы самоорганизации системы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Раджабов Аслан Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF GEO-ECONOMIC PRINCIPLES AND APPROACHES IN THE REGULATION OF INVESTMENT POLICY IN THE ECONOMY OF THE BORDER REGION (REPUBLIC OF DAGESTAN)

The article considers the system of geo-economic principles and approaches in the regulation of investment policy in the economy of the border region. An overview of the geo-economic aspect of the sustainable development of the border region is given. It is noted that the regional economy functions effectively with the full and optimal use of investment policy, which contains general scientific, special and private scientific content. The stages of self-organization of the system of geo-economic principles and approaches in the regulation of investment policy in the economy of the border region are considered.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН)»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_4_75 УДК 332.146.2

СИСТЕМА ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ И ПОДХОДОВ ПРИ РЕГУЛИРОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА (РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН)

Раджабов Аслан Алиевич,

кандидат педагогических наук, начальник учебно-методического управления, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена система геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона. Дается обзор геоэкономического аспекта устойчивого развития приграничного региона. Отмечается, что региональная экономика функционирует эффективно при полноценном и оптимальном использовании инвестиционной политики, которая содержит в себе общенаучное, специальное и частное научное содержание. Рассматриваются этапы самоорганизации системы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона.

Ключевые слова: геоэкономика; принципы; подходы; законы; инвестиционная политика; устойчивое развитие; экономики; приграничные регионы; отрасли; самоорганизация; механизм.

UDC 332.146.2

THE SYSTEM OF GEO-ECONOMIC PRINCIPLES AND APPROACHES IN THE REGULATION OF INVESTMENT POLICY IN THE ECONOMY OF THE BORDER REGION (REPUBLIC OF DAGESTAN)

Radjabov Aslan Alievich,

Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Educational and Methodological Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

The article considers the system of geo-economic principles and approaches in the regulation of investment policy in the economy of the border region. An overview of the geo-economic aspect of the sustainable development of the border region is given. It is noted that the regional economy functions effectively with the full and optimal use of investment policy, which contains general scientific, special and private scientific content. The stages of self-organization of the system of geo-economic principles and approaches in the regulation of investment policy in the economy of the border region are considered.

Keywords: geoeconomics; principles; approaches; laws; investment policy; sustainable development; economy; border regions; industries; self-organization; mechanism.

Геоэкономика приграничного региона должна функционировать и развиваться, базируясь на объективных экономических законах, закономерностях, принципах и подходах, которые объединены в систему. Их действие проявляется в функционировании отраслей экономики таких регионов с уче-

том текущего состояния социально-экономической сферы и ее главных составляющих человеческих индивидуальностей и их объединения в общество, обладающих такой степенью свободы выбора, которая заложена в уже сформировавшейся системе. В своем перспективном развитии как системы

геоэкономической среды должно опираться на весь спектр экономического инструментария исходя из традиционных, исторически сложившихся подходов в экономике приграничных регионов.

Вопросы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона исследовались в работах В. Г Афанасьева, И. К. Бабста, Д. К. Бейбалаевой, А. Билимовича, А. А. Богданова, В. Кинга, Д. Клиланда, В. Н. Садовского, М. И. Сетро-ва, Б. М. Штульберга

Все вышеизложенное обусловливает актуальность темы данного исследования, посвященного проблемам системности геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона.

Цель исследования - изучение влияния геоэкономических аспектов и подходов при регулировании инвестиционной политики в приграничных регионах.

В ходе исследования применялись методы диалектики для установления геоэкономических подходов регулирования инвестиционной политики приграничных регионов; синтеза, индукции, синергии; системного и функционального анализа и др.

В условиях трансформации экономического пространства в приграничных регионах формируются в достаточно свободной мере функционирующие хозяйствующие субъекты геоэкономики. Их развитие в полном объеме должно быть согласовано с объективными экономическими законами, и тем эффективнее будет действовать сама геоэкономическая система, с уменьшением несбалансированности, неудовлетворенности спроса, дефицита, инфляции, кризисных явлений. Данный факт отражен в исследованиях И. К. Бабста, определивших положение об экономике как живом организме, который регулируются «разумными законами» и «личной выгодой» и подчиняется «в хозяйстве народном благу общему, общему делу» [2]. Помимо этого, им дается историческая трактовка постоянно изменяющейся экономики. Он приходит к выводу о том, что «каждая форма народного хозяйства соответствует потребностям известного народа в данное определенное время... Каждая, следовательно, эпоха исторической жизни необходимо имеет и

свои формы народного хозяйства» [2]. Эта итоговая мысль отражает состояние системы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики, особенно в экономике приграничного региона.

Для эффективного регулирования инвестиционной политики в приграничном регионе значительный процесс представляет организация геоэкономической системы [5].

С этих позиций организацию эффективного регулирования инвестиционной политики приграничных регионов следует осуществлять с учетом следующих объективных условий:

- внутрисистемная упорядоченность, согласованность при взаимодействии дифференцированных в разной мере в то же время автономных структур экономики, что напрямую связано с ее ранее сложившимся строением;

- единство финансово-экономических процессов, формирующих и совершенствующих развитие экономических структур во взаимосвязи со составляющими структурами;

- единство людей, которые объединены для реализации программ инвестиционного развития в соответствии с их целями и работающих базируясь на заданных нормах.

Первые два условия взаимно дополняемы и определяют геоэкономические процессы в приграничном регионе как единое явление. Следовательно, под ее организацией понимается упорядоченное состояние ее структурных элементов и процессов их упорядочения в оптимальное единое состояние. Данный факт следует исследовать в статике и динамике.

Последний пункт из этих двух представляет собой все разнообразие процессов упорядочения структурных элементов, по их формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых и уже функционирующих в экономике приграничного региона хозяйственных субъектов, которые состоят из действий, нацеленных на организацию, регулирование и самоорганизацию как функций управления.

Реализация всех процессов организации регулирования инвестиционной политики в приграничных регионах базируется на развитии гармоничных и оптимальных взаимо-

отношений в экономике. Важным моментом при этом следует выделить следующие типы самоорганизации инвестиционной политики при ее регулировании:

- самозарождение, возникновение сформированных из совокупности объектов в качественно новое целостное;

- сохраняющие достигнутый уровень применения как внешних, так и внутренних ситуаций;

- совершенствование процесса саморазвития, способствующее накоплению и использованию ретроспективного опыта.

Основными характеристиками самоорганизации системы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона выступает необратимость, которая отражается в самоорганизации и определенной направленности. Это формирует и укрепляет кооперативные процессы в экономике приграничного региона. Весь спектр хозяйственный отношений в экономике достаточно наглядно раскрывается в исследованиях А. А. Богданова посредством действия регулирующих механизмов [5]:

- конъюгации (единство элементов между собой);

- ингрессии (вступление, образование связки между разнородными элементами единой структуры при формировании нового единения);

- дезингрессии (вступление, создание нейтрализующей структуры при дезорганизации единого целого);

- цепной связи (объединение общих структур) и др.

В своем развитии система геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона подчиняется объективным историческим и экономическим закономерностям и базируется на отношениях, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Их развитие находится в зависимости от целей и задач, которые стоят перед органами государственной власти, отраслями экономики, хозяйствующими субъектами и регионами в условиях трансформации. Каждый из них влияет на регулирование инвестиционной политики и в целом на экономическое развитие регионов в разной степени [3; 7].

Именно исходя из этого можно сказать, что в хозяйственных субъектах различных уровней, отраслях экономики и территориально-административных образованиях можно выделить управляющую (субъект) и управляемую (объект) структуры, а также систему их взаимосвязей, что и выступает системой регулирования. Объектом регулирования при этом выступает геоэкономика, которая выполняет регулирующую функцию инвестиционной политики приграничного региона, а субъект поддерживает выходы ее на более высокий и эффективный уровень функционирования [3; 6; 10].

Развитие системы этих отношений в геоэкономике можно представить как функционирование рыночного механизма при наличии безграничного количества правил отбраковки при абстрагировании организационных структур и формировании направлений дальнейшего развития. Это возможно при действии такого рыночного механизма, как самоорганизация. При этом дальнейшее развитие структур экономики и ее самой как целостной системы связано с возрастанием конкуренции внутри системы, что связано с общими принципами стабильности, сохранения их гомеостаза [1; 9].

Для решения вышеуказанных задач важно применять комплексный подход, предполагающий учет всего разнообразия факторов, оказывающих влияние на результат геоэкономического развития в приграничном регионе. Этот подход позволяет значительно расширить представление о сущности и тенденциях инвестиционной политики, раскрыть содержание происходящих в этом экономическом явлении процессов, выявить объективные закономерности формирования условий для ее эффективности. Применяя этот подход, надо учитывать, что он имеет свои ограничения. Такое понятие, как комплекс, заключает в себе объединение различных компонентов, их взаимосвязь в статике. А в динамическом подходе «статика, относительная неподвижность, самостоятельность уступают место динамике, движению, в результате которого комплекс поначалу статический, количественный превращается в новое, качественное образование, в систему» [5].

Использование комплексного подхода в регулировании инвестиционной политики приграничного региона позволяет предпо-

ложить, что исследуемая проблема может отобразиться на состоянии с множеством элементов и связей. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания о системе геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона посредством изучения этого явления на стыке различных наук.

Объединение этих частей позволяет увидеть нечто новое взамен комплекса, называемого организацией. Увидеть это можно только при помощи специального метода познания, получившего название «системный подход», который очень подробно изучил В. Н. Садовский [8]. Этот подход при исследовании свойств инвестиционной политики позволяет установить их целостность, системность и организованность. Установление же в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого [9]. Исследование инвестиционной политики в приграничном регионе с позиций системного похода дает возможность раскрыть такие свойства экономики, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между структурными элементами, внутриор-ганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими, более высокого уровня. Но для познания сущности инвестиционной политики в приграничном регионе надо знать не только то, как она внутренне устроена, но и то, как она функционируют. Этого можно достичь при использовании функционального подхода в системе геоэкономических аспектов.

Функциональный подход создает условия для исследования целенаправленности и активности деятельности отраслей и административно-территориальных образований, их функций по отношению к системе более высокого уровня, взаимодействие рассматриваемой системы с другими объектами системного и несистемного порядка, зависимость между отдельными компонентами данной системы [8].

Все перечисленные выше подходы характеризуют инвестиционную политику «как данную качественную определенность, обладающую интегративными системными качествами» [8]. Применение функционального

подхода при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона позволит:

- изучить проявление целенаправленности и активности инвестиционной деятельности в отраслях экономики приграничного региона;

- выявить истинное место, занимаемое отраслями в экономических процессах приграничного региона;

- установить взаимодействие и взаимосвязь отраслей экономики с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри экономики как системы.

Равновесие и порядок при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона может быть достигнут с помощью механизма рынка. В результате конкурентной борьбы экономических субъектов за те ресурсы или условия, уравновешивающих экономику как систему, часть структурных элементов в итоге гибнет, а затем замещается все время создающимися новыми, более соответствующими существующим условиям.

В системе геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона значительное внимание следует уделить системно-историческому подходу, который предполагает рассмотрение инвестиционной политики в ретроспективе. При этом он способствует интеграции существующего положения и развития с их историей возникновения с учетом всеобщего и специфичного развития, увеличению темпов развития, позволяет установить факт преемственности между объектами или различными его структурами одного и того же объекта, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов экономики приграничного региона.

Важно при изменении системы инвестиционной политики экономики приграничного региона применение и статистического подхода. Значимость этого подхода трудно переоценить [4].

Для эффективного регулирования инвестиционной политики в экономике приграничного региона необходимо учитывать такое важное свойство рынка товаров, как способность формировать петлю отрицательной

связи, определяющую стремление цены товара к его стоимости. Это и есть характеристика принципа отрицательной обратной связи, который показывает, как поддерживается спонтанно возникающий порядок в экономике приграничного региона, но при этом не позволяющий раскрыть механизм возникновения такого порядка, а также перехода от одной стадии к другой в своем развитии. Для этого необходимо обратить внимание к принципу положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются. Экономика приграничного региона подвержена флуктациям, или случайным отклонениям от равновесия. При ее неустойчивом состоянии, вследствие взаимодействия с внешней средой, такие колебания усиливаются и приводят к ликвидации прежнего порядка. Однако такой деструктивный факт должен дополняться далее конструктивным, заключающимся в том, что в результате взаимодействия структурного элемента старой системы приходят к согласованному поведению, что приводит к тому, что в геоэкономической системе возникают кооперативные процессы и спонтанно формируются новый порядок и новое равновесие, что приводит к росту инвестиционно-привлекательных производств [8].

Необходимо учесть возникновение кооперативных процессов как формирование и развитие новых экономических субъектов.

Следует отметить, что любое развитие начинается с случайных изменений, приводящих постепенно к неустойчивости проведения инвестиционной политики. Результатом воздействия большого количества случайных факторов в экономике приграничного региона выступает их взаимное согласование, возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов образующейся структуры. Каким образом будет развиваться инвестиционная политика, какая альтернатива будет выбрана экономикой при их регулировании, в значительной мере зависит от случайных факторов. Горизонт предвидения зависит от развития научного подхода к регулированию экономикой приграничного региона. Важно отметить, что принципы и законы экономического развития отражают один и тот же фрагмент хозяйственной действительности, но в разной форме: закон - в виде положительного знания, принцип - в виде регулятивной нормы. При этом различие принципов от законов заключается также в том, что они могут быть сформулированы на основе не одного, а нескольких законов, а также той или иной всеобщей формы существования экономики приграничного региона, того или иного свойства материальных и идеальных образований. Все многообразие принципов регулирования инвестиционной политики приграничного региона можно классифицировать по ряду признаков (таблица).

Таблица - Признаки принципов системы геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона

Признаки Описание признаков

Уровень обоснованности - Научные, базирующиеся в своем действии на познании всего разнообразия объективных законов и закономерностей; - обыденные, основанные на традиционных знаниях и опыте, которые не имеют должной научной обоснованности

Уровень универсализации - Универсальные, которые отражают нормы формирования всего разнообразия функционирующих систем; - специфические, действующие в отдельных сферах экономики регионов; - ситуационные, свойственные конкретным социально-экономическим ситуациям экономики региона

Уровень реализации - Реализуемые без какого-либо участия человека; - при взаимодействии природы и человека и только при участии человека, которые могут быть осуществлены посредством индивидуальной, коллективной и совокупной общественной деятельности

Масштаб действия - Функционирующие в отдельных элементах экономической системы региона, на уровне отдельного работника какой-либо одной отрасли по принципу индивидуальности работы; - между элементами системы внутри конкретной отрасли экономики по принципу коррелятивной связи субъекта и объекта регулирования, а также по принципу обратной связи; - между множеством системам - межотраслевыми комплексами

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что система геоэкономических принципов и подходов при регулировании инвестиционной политики в экономике приграничного региона должна функционировать, базируясь на всем спектре принципов и подходов, находящихся на вооружении экономической науки. Из всего разнообразия принципов регулирования инвестиционной политики можно выделить отдельные подсистемы по основным сферам их функционирования. В свою очередь каждая подсистема на всех уровнях общей системы принципов должна действовать единым целым. При этом она включает в себя самые различные

классификационные группы принципов. В ней важно формировать и управлять иерархической структурой с учетом собственных исходных данных и производных, базовых и дополняющих принципов.

Таким образом, рассмотренные принципы и подходы в регулировании системы инвестиционной политики в экономике приграничного региона с позиции геоэкономики, представляют собой совокупность базовых положений и норм, которые отражают механизмы формирования, развития, регулирования и сохранения организованности всего разнообразия форм экономических субъектов.

Список литературы_

1. Афанасьев В. Г Системность и общество. М. : Политиздат, 1980.

2. Бабаева З. Ш. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность региона: сущность, факторы и методы определения // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63). С. 215-218.

3. Бабст И. К. Публичные лекции политической экономии. М., 1860.

4. Бейбалаева Д. К. Структуризация территориально-отраслевых отношений в экономике депрессивного региона (на примере Республики Дагестан) : монография. Махачкала: ИП Овчинников, 2010. 360 с.

5. Билимович А. Д. К вопросу о расценке хозяйственных благ. Киев, 1914.

6. Богданов А. А. Тектология: в 2 кн. М. : Экономика, 1989.

7. Guzueva E. R., Beibalaeva D. K., Abubakarov M. V. Information and management system for farming // AIP Conference Proceedings. 1. Сер. "I International Conference ASE-I - 2021: Applied Science and Engineering, ASE-I 2021". 2021.

8. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М. : Советское радио, 1974.

9. Садовский В. Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М. : Наука, 1974.

10. Сетров М. И. Основы функциональной теории организации: философский очерк. Л. : Наука, 1972.

References_

1. Afanasyev V. G. System and society. Moscow: Politizdat, 1980.

2. Babaeva Z. S. Investment climate and investment attractiveness of the region: essence, factors and methods of determination. Economics and entrepreneurship. 2015. No. 10-2 (63). Pp. 215-218.

3. Babst I. K. Public lectures on political economy. Moscow, 1860.

4. Beibalaeva D. K. Structuring of territorial-sectoral relations in the economy of a depressed region (on the example of the Republic of Dagestan): monograph. Makhachkala: IP Ovchinnikov, 2010. 360 p.

5. Bilimovich A.D. On the question of the pricing of economic goods. Kiev, 1914.

6. Bogdanov A. A. Tectology: in 2 books. Moscow: Ekonomika, 1989.

7. Guzueva E. R., Beibalaeva D. K., Abubakarov M. V.I nformation and management system for farming. AIP Conference Proceedings. 1. Ser. "I International Conference ASE-I - 2021: Applied Science and Engineering, ASE-I 2021". 2021.

8. Cleland D., King V. System analysis and target management. Moscow: Soviet Radio, 1974.

9. Sadovsky V. N. Foundations of the general theory of systems. Logical and methodological analysis. Moscow: Nauka, 1974.

10. Setrov M. I. Fundamentals of functional theory of organization: philosophical essay. Leningrad: Nauka, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.