Научная статья на тему 'СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ'

СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН / ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ / ОХРАНА И ЗАЩИТА ПРАВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / GUARANTEES OF CITIZENS' RIGHTS / LEGAL REALIZATION / PROTECTION AND PROTECTION OF RIGHTS / STATE PROTECTION / SOCIAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оксамытный Виталий Васильевич, Мецгер Андрей Александрович

Современное государство, создавая и претворяя в жизнь механизм реализации правовых положений, основанный на требовании от всех должного поведения, в свою очередь, призвано охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантии, идущие от государства, имеют целью сочетать воедино условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека, тем самым способствуя формированию у личности уверенности в их надлежащей реализации. По мнению авторов статьи, в аспекте научного осмысления государственной защиты и реализации гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности важным является исследование проблем, связанных с реализацией принципа социальной справедливости в правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF GUARANTEES OF CITIZENS' RIGHTS IN THE MECHANISM OF LEGAL IMPLEMENTATION

The modern State, in creating and implementing a mechanism for the implementation of legal provisions based on the requirement of all to behave properly, in turn, is called upon to protect and protect the rights and freedoms of man and citizen. Guarantees from the State are designed to combine conditions that ensure the enjoyment of human rights and freedoms, thereby promoting confidence in the individual in their proper enjoyment. According to the authors of the article, in terms of scientific understanding of state protection and the implementation of guarantees of citizens' rights in law enforcement, it is important to study the problems associated with the implementation of the principle of social justice in law enforcement.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ»

УДК 340.12 ББК 67.0

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10247

СИСТЕМА ГАРАНТИЙ ПРАВ ГРАЖДАН В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОРЕАЛИЗАЦИИ

Виталий Васильевич ОКСАМЫТНЫЙ,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова E-mail: oksvv@list.ru

Андрей Александрович МЕЦГЕР,

кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Института государственного управления и права Государственного университета управления E-mail: metzger@yandex.ru

Ключевые слова: гарантии прав граждан, правореализация, охрана и защита прав, государственная защита, социальная справедливость.

Аннотация. Современное государство, создавая и претворяя в жизнь механизм реализации правовых положений, основанный на требовании от всех должного поведения, в свою очередь, призвано охранять и защищать права и свободы человека и гражданина. Гарантии, идущие от государства, имеют целью сочетать воедино условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека, тем самым способствуя формированию у личности уверенности в их надлежащей реализации. По мнению авторов статьи, в аспекте научного осмысления государственной защиты и реализации гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности важным является исследование проблем, связанных с реализацией принципа социальной справедливости в правоприменительной деятельности.

SYSTEM OF GUARANTEES OF CITIZENS' RIGHTS IN THE MECHANISM OF LEGAL IMPLEMENTATION

Vitaly Vasilievich OKSAMYTNY,

Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer

of the Russian Federation, Head of the Department

of Theory and History of State and Law

A.S. Griboedov Institute of International Law

and Economics

E-mail: oksvv@list.ru

Andrei Alexandrovich METZGER,

Candidate of Law, Associate Professor of Private Law Institute of Public Administration and Law of State University of Management E-mail: metzger@yandex.ru

Key words: guarantees of citizens' rights, legal realization, protection and protection of rights, state protection, social justice.

Annotation.The modern State, in creating and implementing a mechanism for the implementation of legal provisions based on the requirement of all to behave properly, in turn, is called upon to protect and protect the rights and freedoms of man and citizen. Guarantees from the State are designed to combine conditions that ensure the enjoyment of human rights and freedoms, thereby promoting confidence in the individual in their proper enjoyment. According to the authors of the article, in terms of scientific understanding of state protection and the implementation of guarantees of citizens' rights in law enforcement, it is important to study the problems associated with the implementation of the principle of social justice in law enforcement.

Российское государство берет на себя обязательства предоставлять гарантии защищенности личности, обеспечивать ее правомочия в рамках установленного в обществе и

стране правового порядка. Граждане должны иметь возможность защищать свои права непосредственно либо обращаться за их охраной и защитой в государственные органы и учреждения.

№ 5/2020

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является правовым государством (ст. 1). Одним из признаков правового государства является взаимная ответственность государства и личности. Конституция РФ закрепляет основные права, свободы и обязанности граждан России, отражающие значимые связи между правом, государством и личностью, в основе которых лежат наиболее существенные ее блага и ценности. Основные права, свободы и обязанности личности могут быть конкретизированы и дополнены отраслевым законодательством и законодательством через систему специальных прав и обязанностей. Несомненно, что, когда каждый человек и гражданин будет осознавать, что не только он несет ответственность и имеет обязательства перед государством, но и государство, например, в лице правоохранительных органов может быть призвано к ответу со стороны общества, мы сможем говорить о создании действительно гражданского общества, способного реально осуществлять свои функции по контролю над государственными органами и участвовать в управлении государством.

Гарантии, идущие от государства, имеют целью сочетать воедино условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека, тем самым способствуя формированию у личности уверенности в их надлежащей реализации. Юридическая наука акцентирует внимание на правомерности использования комплексного понятия «правозащитная система государства», включающего совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных внутригосударственных способов и средств обеспечения прав и свобод человека [10]. Правозащитную деятельность можно рассматривать как относительно самостоятельный подвид юридической деятельности, поскольку в российском законодательстве четко различают, с одной стороны, защиту прав и свобод человека и гражданина, с другой — их обеспечение, признание, соблюдение и охрану [4, 9, 15]. В любом случае подобная система призвана закрепить социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в современном демократическом государстве.

В качестве материальной основы социально-экономические гарантии вовлекают в себя признание государством и равную защиту всех форм собственности, что дает возможность человеку быть экономически независимым в осуществлении своих прав и свобод. В условиях

демократического общества государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции в предпринимательстве, свободу экономической деятельности. Оно призвано проводить социальную политику, направленную на создание условий, которыми обеспечиваются достойная жизнь и свободное развитие человека, что подразумевает охрану труда и здоровья людей, гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Практическая необходимость обеспечения властными структурами различных форм осуществления власти народа вызывает к жизни политические гарантии, что на практике должно быть реализовано в установлении демократических форм правления и государственно-политического режима в стране, разделении властей и введении систем «сдержек и противовесов», в проведении регулярных и свободных выборов всех уровней, в организации референдумов и иных форм прямого волеизъявления народа, в политическом многообразии и многопартийности, в обеспечении свободы инакомыслия и оппозиции и т.п.

Применение права как особая форма право-реализации представляет собой сложный социальный феномен, который активно исследуется в современной юриспруденции. Теоретическая и практическая значимость, дискуссионность многих аспектов правоприменения неоднократно побуждали и побуждают многих ученых обращаться к вопросам применения права. Обеспечение гарантий реализации прав и свобод человека как высшей демократической ценности осуществляют правоохранительные органы путем реализации своих функций [12]. Процедура правоохранительной деятельности государства, его органов и их должностных лиц практически повсеместно законодательно урегулирована, что должно служить дополнительными гарантиями прав и свобод личности. Предметом правоохранительной функции государства являются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в российском законодательстве и имеющие непреложный характер.

Обстоятельное изучение реализации права привело большинство авторов к выводу, что применение права (правоприменительная деятельность) — это форма правореализации, ко-

№ 5/2020

торая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуальных правовых предписаний. Применение права обособляется от других форм его реализации — оно основано на государственно-властных предписаниях компетентных органов, и это является стержневым в трактовке природы применения права. Другими словами, компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию, наделяясь компетенцией совершать определенные виды государственной деятельности [5].

В качестве особой формы защиты прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, можно выделить осуществляемую наряду с иными уполномоченными на то государственными органами их оперативными подразделениями оперативно-розыскную деятельность [1]. Данная форма деятельности основывается на конституционных принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина и сочетает в своей сути гласные и негласные методы и средства их защиты. Необходимость конституционно-правовой защиты прав и свобод гражданина при расследовании преступлений обусловлена целым рядом обстоятельств.

Речь идет, на наш взгляд, о том, что в целом в России для уголовного судопроизводства характерно ощутимое воздействие на права и свободы личности. В частности, их ограничение возможно при применении разных мер уголовно-процессуального принуждения, которое на данной стадии уголовного процесса является наиболее интенсивным. Обеспечение прав и свобод участников уголовного процесса в ходе расследования преступлений представляет особую сложность в связи с такими особенностями предварительного расследования, как существенное ограничение гласности, соприкосновения с оперативно-розыскной деятельностью. Если рассматривать проблему шире, то можно утверждать, что на сегодняшний день механизм перевода права в нормативные установления, в институциональную структуру (методы, формы, способы влияния) еще не сложился в окончательном виде и не вылился в конкретные юридические формулы. Но законы его построения уже нашли свое отражение в политических формулах, они известны современному российскому обществу как принципы автономии, самоопределения, прав человека. Следующим шагом в этом направлении стало создание юриди-

чески закрепленной системы форм, методов, способов влияния общества на государство, его власть, позволяющей перевести право в закон, иной властный акт. Такой взгляд на механизм правореализации позволяет раскрыть функциональное значение права: как оно проводится, отражается и утверждается в официальных нормативных установлениях, институциональных структурах государства, с помощью каких юридических форм, способов, методов, как социальная организация формирует правовой процесс, а также ответить на вопрос: как общество, право находят свое юридическое выражение в законах, исполнительных актах, решениях суда?

От общества должны зависеть конституционные рамки, ограничивающие полномочия государства по властному регулированию общественных отношений. От меры этой свободы зависят политический строй, тип государства, основные черты власти, права и свободы человека и гражданина. Право как мера свободы требует не регламентирования, а его охраны, защиты. Это достижимо путем ограничения власти государства. Именно таким образом право способно защитить свободу общества и своих граждан, предупредить рецидивы тоталитаризма. Демократический облик правового государства, его исходные гуманистические рубежи состоят в том, что оно берет на себя задачу обеспечения прав своих граждан, гарантирует их реальное осуществление. Но для такой свободы проявлять себя в различных областях социальной жизни необходимо, чтобы она не была безосновательно, во всех сферах связана волей, возведенной в закон, государственной волей. Свобода воли гражданина, социальной группы, общества связана не только с зависимостью от объективных законов общественного развития, но и со способностью самостоятельно принимать решения, с возможностью самовыражения. Необоснованное ограничение такой возможности выбора приводит к состоянию пассивности, социальной апатии в обществе. Обособление указывает на свободу осуществления своего права помимо согласия других лиц [11].

Соблюдение Конституции РФ — это основное требование деятельности любых органов нашей страны. Спорные ситуации начинают возникать, когда в ходе выполнения должностных обязанностей уполномоченными для этого органами и лицами возникает необходимость нарушения или ограничения конституционных прав граждан. Не все согласны с разрешением государства каким-либо образом ограничивать

№ 5/2020

законные права и интересы граждан. При этом следует иметь в виду, что государственный механизм устроен таким образом, что проникнуть в сферу жизни любого гражданина в нашей стране достаточно сложно.

Но такая необходимость, как отмечает В.А. Шурухнов, существует, когда, например, правоохранительные органы располагают информацией о нарушении закона конкретным лицом. Признать лицо виновным в совершении преступления имеет право только суд, который является гарантом соблюдения конституционных прав и свобод граждан [14].

Соответствующие нормы Конституции РФ запустили масштабные преобразования в уголовно-процессуальном законодательстве. Более восьми лет потребовалось с момента принятия Конституции России 1993 г., чтобы ввести в действие новый кодифицированный уголовно-процессуальный закон в 2001 г. [2] Положения УПК РФ, включая принципы уголовного судопроизводства (глава 2 УПК РФ), нормы о доказательствах и доказывании, о правах участников уголовного судопроизводства, о мерах процессуального принуждения, заложили базис, фундамент гарантий прав человека и гражданина в уголовном процессе, и в частности в ходе расследований преступлений.

Значительную роль в реализации конституционных положений об охране прав и свобод личности играют и нормы институтов уголовного процесса, связанных с предварительным расследованием. Указанные нормы постоянно совершенствуются, и, безусловно, законодатель и правоприменитель находятся в постоянном поиске конструкций, максимально обеспечивающих защиту прав и свобод личности в ходе расследования преступлений [6]. Эпохальным событием в рамках процесса совершенствования уголовно-процессуальных норм стало разграничение полномочий прокуратуры и органов предварительного следствия по участию в расследовании преступлений; по сути, в настоящее время в России имеется система независимых, профессиональных следственных органов и действенный орган надзора и контроля за расследованием преступлений [8]. В ходе правовых и институциональных преобразований в регламентации и практике расследования преступлений, направленных на реализацию конституционных гарантий прав и свобод личности, существенно повысилась роль и значимость судебной власти, прокуратуры и адвокатуры, активно развиваются механизмы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, их родственников и близ-

ких лиц. Не находя защиты в рамках отечественной системы правосудия, все больше граждан, чьи права и свободы были необоснованно нарушены при расследовании преступлений, обращаются за защитой в международные судебные органы, в частности в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Анализ актуальных судебных решений ЕСПЧ по данной категории дел убедительно свидетельствует, что в аспекте гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации имеется немало проблем, связанных, в частности, с реализацией национального законодательства о гарантиях прав и свобод человека и гражданина и сохранением суверенитета России.

В июле 2015 г. было принято постановление Конституционного Суда РФ1, который признал верховенство Конституции РФ при исполнении решений ЕСПЧ.

До 2015 г. можно было говорить о доминировании европейских правовых норм и принципов, отражающих жизненно необходимые права и основные свободы человека и их юридические гарантии, в российской системе права. В это время в России в условиях становления правового государства и участия нашей страны в различных межгосударственных объединениях, действующих на территории постсоветского пространства, большое значение получила идея правового мирового сообщества, подчиняющего свое поведение нормам права. Как писали некоторые авторы, создание такого сообщества возможно лишь при условии воплощения принципа приоритета и верховенства права в деятельности государства [13].

Одними из таких проблем остаются кадровый вопрос и проблема правосознания сотрудников правоохранительных органов. К сожалению, реформа органов внутренних дел не позволила полностью исключить вопиющие случаи нарушения прав и свобод личности в ходе расследования преступлений, и вопрос повышения квалификации сотрудников следственного аппарата не снят с повестки дня [7]. Реформируя уголовно-правовое законодательство и совершенствуя деятельность следственных, контрольных и надзорных органов в сфере расследования преступлений с учетом конституционных гарантий прав и свобод индивида, следует постоянно помнить о том, что лишь человек, не обделенный правами, гарантированными ему Конституцией РФ и международными конвенциями по правам человека, способен эффективно и полноценно решать задачи, поставленные перед обществом. Концепция судебной рефор-

№ 5/2020

мы в Российской Федерации, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР 24.10.1991 г. и положившая начало радикальным преобразованиям отечественного уголовного процесса, содержит прямое указание на необходимость обеспечения процессуальной самостоятельности следователя.

Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013— 2020 годы»» судебная реформа и преобразования уголовного процессуального права были продолжены.

Обеспечение гарантий реализации прав и свобод человека как высшей демократической ценности осуществляют правоохранительные органы путем реализации своих функций. Предметом правоохранительной функции государства являются права и свободы человека и гражданина, закрепленные в российском законодательстве и имеющие непреложный характер. Организация, с одной стороны, и практическое осуществление функций правопорядка — с другой, обусловливают два важнейших направления правоприменительной деятельности органов внутренних дел (внутри органа и вне его). Их можно условно назвать «внутренняя и внешняя правоприменительная деятельность органов внутренних дел». Внутренняя правоприменительная деятельность органов внутренних дел опосредована нормативными правовыми актами, регламентирующими общественные отношения, связанные с условиями прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел: отбор на службу, перемещение по службе, социальное обеспечение сотрудников, аттестация сотрудников, служебная дисциплина и др. Внешняя правоприменительная деятельность органов внутренних дел опосредована нормативными правовыми актами, регламентирующими гарантии охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Среди проблем в реализации конституционно-правовых гарантий прав и свобод индивида при реализации права можно отметить среди прочих незавершенность построения системы досудебного производства, нестабильность уголовно-процессуальных норм о предварительном расследовании. Нередко нарушают конституционные гарантии прав и свобод личности непродуманные новеллы уголовно-процессуального законодательства. Подобных примеров немало, поэтому задача совершенствования законодательства, реализующего конституционные га-

рантии прав и свобод индивида в сфере право-реализации, стоит крайне остро в современной России.

По мнению авторов статьи, в аспекте научного осмысления государственной защиты и реализации гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности важным является исследование проблем, связанных с реализацией принципа социальной справедливости в правоприменительной деятельности. Социальная справедливость, являясь одним из элементов нравственной основы права, детерминирует нормативное содержание права. Исходя из нормативной природы права, государство создает правовые нормы в процессе своей законотворческой деятельности и обеспечивает их реализацию властно-принудительными средствами. В таких условиях обеспечение социальной справедливости выступает как цель и обязанность государства.

Категория «социальная справедливость» в разные исторические эпохи представителями различных социальных слоев наполнялась различными смыслами. Следуя теории «идеального типа» М. Вебера, можно выделить две формы представлений людей о справедливости: справедливость как ценность и справедливость как оценка. Справедливость как ценность выступает неким общественным идеалом конкретной исторической эпохи о должной организации социальной системы. Представления о справедливости обусловлены особенностями экономических, социально-политических и правовых отношений, нравственной основой общества. Социальная справедливость в свете ценностного восприятия содержит в себе отражение общечеловеческих, групповых, личных целей и интересов, а также представлений людей о способах их реализации.

Справедливость как оценочная категория базируется на различных уровнях правосознания, формируется и на основе субъективных факторов, и в зависимости от объективных исторических условий жизни общества, политических и экономических реалий повседневности. Обращаясь к понятию «справедливость», люди оценивают уровень, условия своего существования, состояние общественной жизни. При этом оценка происходит не только на обыденном уровне, но и на уровне теорий, концепций. Роль социальной справедливости значима для государственно-правовых отношений: устанавливая предел этим отношениям, справедливость ограничивает их действие. Именно обеспечение социальной справедливости является важней-

№ 5/2020

шим предназначением и обязанностью социального государства. Забота о благе человека, его правах, создание условий для самореализации лежат в основе деятельности социального государства, главным отличием которого от всякого другого является «именно обязанность государства заботиться о человеке».

Проблема реализации принципа социальной справедливости в правоприменительной деятельности во многих своих аспектах до сих пор остается дискуссионной. В юридической литературе встречается множество подходов к определению правоприменительной деятельности. Действие права рефлексирует в осуществлении (реализации) права. Понятие «действие права», на наш взгляд, важно широко рассматривать (с социологических позиций). В этом случае действие права можно определить как существование права в жизни. Действительно, если понимать право в узком нормативно-позитивистском смысле только как совокупность «голых» правовых норм, то невозможно уяснить, каким образом осуществляется правовое регулирование. Любая нормативная система действует в двух направлениях:

(а) в информативном направлении, т.е. с точки зрения предоставления сведений о возможных вариантах поведения. Таким способом действуют и культура, и религия, и мораль, и политика, и право, и т.д.;

(б) у права есть и свое собственное направление действия — юридическое (правовое регулирование, которое осуществляется только через три известных науке способа воздействия права на общественные отношения: запрет, дозволение, обя-зывание или предписание).

Изучение принципов правоприменительной деятельности в аспекте реализации гарантий прав граждан представляется важным, поскольку от понимания и должного применения (реализации) принципов правоприменительной деятельности во многом зависят особенности реализации гарантий прав граждан. В реализации принципов правоприменения особая роль отводится органам внутренних дел, деятельность которых должна соответствовать принципам правоприменительной деятельности.

1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основ-

ных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

Список литературы

1. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. в ред. от 02.08.2019 г. № 113-ФЗ).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020).

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2015. № 30. Ст. 4658.

4. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Новое литер. обозрение, 2009.

5. Гасанов К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. М.: Наука, 2014.

6. Зорькин ВД. Право против хаоса: Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма—Инфра-М, 2018.

7. Карташкин ВА. Права человека в системе международной безопасности // Между-

№ 5/2020

народный правовой курьер. 2019. № 1(30). С. 48—53.

8. Колдин В.Я. Проблемы методологии правоприменения // Государство и право. 2011. № 1. С. 16.

9. Коптелов А.О. Правозащитная деятельность: понятие, субъекты, цели и значение // Современное российское право. 2019. № 1 (2). С. 4—6.

10. Оксамытный В А. Общая теория государства и права: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. С. 114.

11. Паркина А.В., Уздимаева Н.И. Правоприменительная ошибка: понятие и признаки. URL: www.cyberleninka.ru (дата обращения: 06.05.2020).

12. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: Академия, 2012.

13. Шабуневич С.Н. Верховенство права как основа юридической ответственности государства в сфере обеспечения прав и свобод граж-

дан // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19—20 сентября 2013 г. / Под общ. ред. канд. соцол. наук В.А. Сосова. Краснодар: Издательский дом «Юг», 2013. С. 332—334.

14. Шурухнов В А. Проблемы соблюдения конституционных прав граждан в условиях преодоления противодействия расследованию // Конституция Российской Федерации как гарант прав и свобод человека и гражданина при расследовании преступлений: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 14 ноября 2013 года): В 3 ч. Ч. 2. М.: Ин-т повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации, 2013. С. 116—117.

15. Януш Е.В. О соотношении понятий «юридическая деятельность», «правоохранительная деятельность» и «правозащитная деятельность» // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2017. № 4 (42). С. 38—46.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Международное гуманитарное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.И. Котлярова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 303 с.

ISBN 978-5-238-03281-8

Рассматриваются понятие, принципы и источники международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, его отличие от стандартов в области прав человека. Акцентируется внимание на значении этой отрасли международного права в деле защиты жертв войны (раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения), гражданских объектов, интересов нейтральных государств, окружающей среды, ограничения воюющих государств в выборе методов и средств ведения боевых действий, а также роли МККК в ее становлении и развитии.

Отмечается актуальность распространения знаний о международном гуманитарном праве в органах внутренних дел России и других силовых структурах, раскрывается значение института ответственности государств и физических лиц в деле предупреждения международных преступлений, роль Международного уголовного суда в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права. Для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных организаций МВД России, практических сотрудников полиции, а также для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов, специалистов, интересующихся проблемами международных отношений.

№ 5/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.