УДК 343.13 DOI:
Ищенко Ульяна Сергеевна
заместитель начальника правового отдела Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Можаева Ирина Павловна
главный научный сотрудник НИЦ Академии управления МВД России
доктор юридических наук E-mail: [email protected]
Ishchenko Uliana Sergeevna
deputy head of the Legal Department of Academy of Management of the MIA of the Russian Federation E-mail: [email protected]
Mozhaeva Irina Pavlovna
chief scientific officer of SIC of Academy of Management of the MIA of the Russian Federation doctor of juridical sciences E-mail: [email protected]
СИСТЕМА ГАРАНТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Введение: статья посвящена анализу одного из основополагающих начал уголовного судопроизводства в Российской Федерации - независимости судей. Актуальность темы обусловлена проблемами теоретического, нормотворческого и правоприменительного характера при обеспечении независимости судей как принципа уголовного судопроизводства. В этой связи авторами представляется первостепенным рассмотрение вопроса о совершенствовании гарантий обеспечения принципа независимости судей.
Материалы и методы: материалами исследования явились нормы отечественного законодательства, регулирующие уголовно-процессуальные отношения, научные публикации ученых. Авторами использовались нормативно-логический, формально-юридический и иные научные методы.
Результаты исследования: анализ эмпирической базы позволил авторам выявить проблемы (научного и практического характера) обеспечения принципа независимости судей, научно обосновать систему гарантий, обеспечивающих принцип независимости судей.
Выводы и заключения: формирование системы гарантий, обеспечивающих принцип независимости судей; изучение возможности реального осуществления гарантий независимости судей в современных условиях; построение механизма реализации гарантий независимости судей будет способствовать достижению эффективной реализации принципа
независимости судей в уголовном судопроизводстве.
Ключевые слова: эффективное уголовное судопроизводство, принципы уголовного судопроизводства, суд, независимость судей, принцип независимости судей, гарантии обеспечения принципа независимости судей.
GUARANTEEING SYSTEM FOR THE PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF THE COURTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Introduction: the article is devoted to the analysis of one of the fundamental principles of criminal proceedings in the Russian Federation - the independence of judges. The relevance of the topic is due to the problems of a theoretical, rulemaking and law enforcement nature while ensuring the independence of judges as a principle of criminal proceedings. In this regard, the authors consider it paramount to consider the issue of improving the guarantees of the principle of independence of judges.
Materials and methods: the research materials were the norms of domestic legislation governing criminal procedure relations, scientific publications of scientists. The authors used the normative-logical, formal-legal and other scientific methods.
Results: an analysis of the empirical base allowed the authors to identify problems (scientific and practical) of ensuring the principle of independence of judges, scientifically substantiate a system of guarantees ensuring the principle of independence of judges.
Summary and conclusions: formation of a system of guarantees ensuring the principle of the independence of judges; study of the possibility of real implementation of the guarantees of the independence of judges in modern conditions; the construction of a mechanism for the implementation of guarantees of the independence of judges will contribute to the achievement of the effective implementation of the principle of independence of judges in criminal proceedings.
Keywords: effective criminal proceedings, principles of criminal proceedings, court independence of judges, principle of independence of judges, guarantees to ensure the principle of independence of judges.
На протяжении XX-XXI вв. развития отечественной правовой системы обеспечение независимости судей остается наименее реализованным как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.
Проблемы теоретического, нормотворческого и правоприменительного характера при реализации гарантий обеспечения принципа независимости судей обусловливают актуальность тематики статьи. Вышеуказанный комплекс проблем систематически становился предметом научных дискуссий [17; 10; 11].
Как представляется, гарантии надлежащего осуществления деятельности
по отправлению правосудия позволят сохранить доверие к независимости и беспристрастности судьи в Российской Федерации. В этой связи на государственном уровне принимаются всесторонние меры в целях формирования системы гарантий обеспечения принципа независимости судей и построения механизма их реализации.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 3 января 2017 г. был сформирован Перечень поручений № Пр-16 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет), состоявшегося 8 декабря 2016 г. Пункт 7 указанного перечня содержит установку проанализировать эффективность мер по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия. Во исполнение п. 7 Совет предложил предпринять конкретные меры [2] по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия, которые получили широкое научное обсуждение [14].
Несмотря на меры, направленные на обеспечение независимости судей, всесторонний анализ законодательства и научных работ позволил вычленить ряд вопросов, разрешение которых является в современных условиях первостепенным. Это формирование системы гарантий, обеспечивающих принцип независимости судей; изучение возможности реального осуществления гарантий независимости судей в современных условиях; построение механизма реализации гарантий независимости судей.
В этой связи, на наш взгляд, следует в первую очередь определиться с понятием «гарантии независимости судей» и вычленить его сущностные характеристики. Этот вопрос исследовался в различных аспектах. Однако актуальным является не только всестороннее рассмотрение понятия «гарантии независимости судей», но и определение назначения, цели, системы и содержания указанных гарантий, их связи с иными видами гарантий.
Назначение гарантий независимости судей заключается в создании совокупности условий для деятельности судьи, которые позволят обеспечить, закрепленный в законе статус судьи. Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, получили дальнейшее развитие путем внесения изменений в ст. 9 и ст. 10 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [1].
Важно обратить внимание, что ученые определяют и исследуют в качестве гарантий не одно средство, а совокупность (комплекс) средств [16, с. 48], в число которых относят правовые нормы, принципы, институты. Некоторые авторы (С.В. Бурмагин, А.А. Камардина и др.), определяя понятие «гарантии независимости судей», акцентируют внимание на условиях и факторах, которые оказывают воздействие на правотворческую и правоприменительную деятельность, а также на способах и средствах [4, с. 58-59; 11].
В этой связи гарантии независимости судей, на наш взгляд, можно представить как совокупность условий и факторов (внешние и внутренние; объек-
тивные и субъективные), характеризующих общественные отношения и воздействующих на правотворческую и правоприменительную деятельность, а также комплекс средств, приемов и методов, которые обеспечивают эффективность уголовного судопроизводства.
Анализ законодательства, научных и учебных изданий позволяет констатировать необходимость формирования целостной системы гарантий, обеспечивающих принцип независимости судей в виде комплекса средств, приемов, методов. Как правило, ученые выделяют институциональные, функциональные (процессуальные), социальные гарантии независимости судей [7; 25; 24]. Рассмотрим тезисно назначение и содержание указанных гарантий, а также их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Изучение норм законодательства и публикаций отечественных исследователей позволяет выделить институциональные элементы принципа независимости судей в уголовном судопроизводстве и гарантии их реализации. Конституционные основы формирования институциональных начал судебной власти предполагают четкое отраслевое формулирование правового механизма обеспечения независимости суда и формулирование санкций за противодействие независимости деятельности суда [7].
Эффективные институциональные гарантии независимости судей, установленные в Конституции РФ, получили свое развитие в федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», в законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы».
Следует обратить внимание, что в содержании принципа независимости судей, закрепленного в уголовно-процессуальном законодательстве, подчеркивается институциональный характер положений норм независимости судей.
Институциональными гарантиями независимости судей являются установленные законодательством Российской Федерации о судоустройстве, судебной системе, исполнении судебных актов положения, а также комплекс средств, приемов, методов, направленные на обеспечение: демократической системы отбора и назначения судей на должность в соответствии с конституционным статусом судебной власти; конституционно-правовых институтов несменяемости, неприкосновенности судей и невмешательства в их деятельность [25; 22].
Процессуальные (функциональные) гарантии независимости судей. Плюрализм мнений ученых относительно процессуальных средств, которые позиционируются в качестве процессуальных (функциональных) гарантий, позволяет к последним относить: процессуальные нормы, принципы уголовного судопроизводства, процессуальные институты, уголовно-процессуальную форму, деятельность участников уголовного судопроизводства, процессуальное принуждение и процессуальные санкции [23, с. 56; 20, с. 50; 12, с. 114; 9, с. 92; 8].
В процессуальных источниках зачастую гарантии определяются как установленные законом положения, средства и способы, содействующие успешному осуществлению правосудия, защите прав и законных интересов личности.
Процессуальными гарантиями независимости судей, как отмечают ученые [25; 24] и практики, являются: установленные уголовно-процессуальным законом положения, средства, которые позволяют выполнить назначение уголовного судопроизводства, исключают механизмы подчинения судьи в уголовном процессе, обеспечивают свободное и самостоятельное принятие судьей процессуальных решений по уголовному делу на основе закона и своего внутреннего убеждения, а также устанавливают особую процедуру привлечения судьи к уголовной ответственности.
Справедливо обращает внимание О.В. Гутник, что в сфере уголовного судопроизводства фактически отсутствует процессуально-правовой механизм, направленный на воспрепятствование реализации противодействия институту независимости суда [7] Эти обстоятельства актуализируют исследование функциональных (процессуальных) гарантий, основная цель которых заключается в создании условий, обеспечивающих реализацию независимости судей.
Проведенный анализ научных работ таких ученых, как Б.Т. Безлепкин, С.В. Бурмагин, Т.Ю. Вилкова, Н.А. Гущина, М.И. Клеандров, П.Н. Шабанов, Л.В. Шеломанова и других, а также анализ законодательства и обобщение практики деятельности судей позволяет аргументировать вывод о том, что функциональные (процессуальные) гарантии независимости судей в уголовном судопроизводстве регламентированы на законодательном уровне и определены, на наш взгляд, следующими положениями:
- гласность (открытость) судебного разбирательства;
- формирование состава суда для рассмотрения конкретного дела в условиях, исключающих влияние на данный процесс лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, и на основе рекомендаций по научной организации труда судей [18] (нормирование труда, учет нагрузки судей, соблюдение форм организации деятельности, таких как специализация судей, формирование состава суда через автоматизированную информационную систему и т.д.);
- запрет на вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия;
- процедура рассмотрения внепроцессуальных обращений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда;
- порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о внепроцессуальных обращениях;
- запрет на участие судьи в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела;
- запрет на допрос судьи, присяжного заседателя в качестве свидетелей об
обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;
- наличие у судьи обязанности не давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом;
- постановление приговора и других судебных решений в совещательной комнате с соблюдением тайны совещания судей и присяжных заседателей;
- наличие у суда полномочий по собиранию доказательств по собственной инициативе и по участию в исследовании доказательств в судебном следствии;
- свобода оценки доказательств;
- особая процедура привлечения судьи к уголовной ответственности и иные гарантии.
Многоаспектное исследование функциональных (процессуальных) гарантий независимости судей в уголовном судопроизводстве позволит всесторонне познать имеющиеся и выработать отвечающие потребностям практики процессуальные средства, приемы и методы, обеспечивающие реализацию гарантий.
Обстоятельному рассмотрению подлежат социальные гарантии независимости судей, которые отражают совокупность условий и фактов предоставления судье должного материального и социального обеспечения. В этой связи социальные гарантии независимости судей в уголовном судопроизводстве определены следующими ключевыми положениями: защищенность судьи от социальных рисков; особый порядок обеспечения жизнедеятельности как в период осуществления судьей своих полномочий, так и при уходе в отставку; неприкосновенность судьи; право на материальное и социальное обеспечение и др. [9, с. 92; 10.]
На первый взгляд весьма убедительными, а также научно обоснованными предстают вышеуказанные основные гарантии независимости судей. Однако данный перечень средств, приемов, методов, в своей совокупности представляющий институциональные, функциональные (процессуальные), социальные гарантии независимости судей, на наш взгляд, не является исчерпывающим.
Так, например, нравственные гарантии независимости судей в современных условиях судебной реформы приобретают особое значение, на что справедливо обращают внимание ученые [21] и практики. Определение роли нравственных начал в обеспечении независимости судей возможно путем анализа этической безупречности деятельности судей и специальных нравственных требований, предъявляемых к личностным качествам судьи. На данное положение обращали внимание в своих исследованиях, посвященных проблемам судебной этики, еще советские процессуалисты Л.Е. Ароцкер, Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов и другие ученые. При этом нравственный облик судьи, на формирование которого влияет общественное признание профессиональных и моральных качеств, по мнению ряда ученых, является определяющим в профессии [6; 8]. Как справедливо отмечал Н.А. Колоколов, судьи должны способствовать формированию позитивного общественного мнения о суде [13, с. 168-169]. При
этом нравственные гарантии независимости судей, на наш взгляд, не представляется возможным реализовать без определения специальных нравственных требований, предъявляемых к судье, а именно:
- осознание высокой миссии судьи;
- удовлетворение от выполняемых должностных обязанностей;
- соблюдение норм нравственности, морали и этики, а также профессиональной правовой культуры;
- осуществление воспитательной функции;
- возможности профессионального развития личности судьи и др.
Законодателем, а также в работах известных ученых упоминается об
организационных условиях, которые обеспечивают реализацию принципа независимости судей [1]. Однако до сих пор не выработана единая позиция об отнесении вышеназванных условий к тому или иному виду гарантий. Ряд авторов относит организационные условия независимости судей к институциональным гарантиям, что, на наш взгляд, противоречит назначению и содержанию указанных гарантий.
Другие выделяют самостоятельный вид гарантий независимости судей -организационно-правовые гарантии, определяющие порядок отбора на должность, прохождения государственной службы по ней, ответственность, порядок и условия ухода с этой должности, условия пребывания в отставке [9, с. 92; 10; 15].
Как нам представляется, следует использовать термин организационные гарантии независимости судей, характеризуя еще один вид из сложившейся в теории уголовного процесса совокупности гарантий. Как отмечает С.В. Бурмагин, независимость судей обеспечивается «организационными, материальными, финансовыми, социальными и юридическими гарантиями» [4, с. 58-59].
Организационные гарантии независимости судей предполагают достижение эффективных результатов деятельности за счет оптимального использования ресурсов. Применительно к обеспечению организационных гарантий независимости судей представляется возможным выделить следующие меры [18]:
- совершенствование форм организации деятельности судьи (коллективные формы организации деятельности, специализация, комбинированные формы организации деятельности);
- создание и совершенствование условий, способствующих повышению эффективности деятельности, в частности организация рабочего места судьи; использование современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности;
- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование условий труда судьи (санитарно-гигиенические условия труда, психологические и физиологические условия труда, эстетические условия труда, социально-психологические условия труда);
- рациональная организация рабочего времени и отдыха судьи;
- разработка рекомендаций по нормированию деятельности судьи;
- обоснование количественных и качественных нормативов трудовых затрат на различные виды деятельности судьи;
- выработка оптимальной, научно обоснованной нагрузки на одного судью;
- разработка и совершенствование системы учета и отчетности в деятельности судьи;
- разработка оптимальных критериев оценки деятельности судьи;
- разработка рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса до-кументационного обеспечения управления в деятельности судьи;
- разработка рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки судей; подбор и расстановка кадров; профессиональные качества судьи; профессиограмма судьи.
Следует особо отметить, что необходимость обеспечения организационных гарантий независимости судей получила отражение в предложениях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия от 3 августа 2017 г. [2].
Как представляется, научно обоснованный и установленный на законодательном уровне комплекс мер, обеспечивающий различные аспекты независимости судьи и выступающий ее гарантом, позволит сформировать систему гарантий обеспечения принципа независимости судей, выработать механизм их реализации, отвечающий современным условиям развития государства.
Изложенная в научной статье авторская позиция относительно формирования целостной системы гарантий, обеспечивающих принцип независимости судей, позволяет представить данную систему в виде институциональных, функциональных (процессуальных), организационных, социальных и нравственных гарантий независимости судей.
Вопросы обеспечения реализации принципа независимости судей, к сожалению, не ограничиваются обозначенными выше проблемами. Всестороннее исследование научным сообществом системы и содержания гарантий независимости судей, их связи с иными видами гарантий; законодательные инициативы, направленные на развитие судебной реформы по обеспечению гарантий независимости судей; выработка мер по обеспечению гарантий независимости судей будут способствовать разрешению проблем теоретического, нормотворческого и правоприменительного характера в данной сфере.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. О статусе судей в Российской Федерации: закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 06.03.2019) // СПС КонсультантПлюс.
2. Предложения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека о мерах по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия от 3 августа 2017 г. URL: http://www.advpalatanso.ru/docs/topnews/ 20170809/predlojenie_spch_po%20reforme.pdf.
3. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: -14-е издание, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2017.
4. Бурмагин С.В. Статус и деятельность суда в уголовном процессе: учебное пособие. - М.: Проспект, 2016.
5. Вилкова Т.Ю. Процессуальные гарантии независимости судей в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 2014. - № 2. - С. 100-106.
6. Владыкина Т.А. Репутация судьи в Российской Федерации // Российский судья. - 2011. - № 9. - С. 20-26.
7. Гутник О.В. Институт независимости суда в уголовном судопроизводстве Российской Федерации // Lex Russica. - 2017. - № 4. - С. 67-74.
8. Гущина Н.А. Независимость судей как предпосылка справедливого и беспристрастного правосудия // Журнал российского права. - 2016. - № 5. -С. 151-159.
9. Ермошин Г.Т. Современная концепция статуса судьи в Российской Федерации // Там же. - 2013. - № 8. - С. 90-100.
10. Ермошин Г.Т., Петухов Н.А. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Рос. юстиция. - 2013. - № 3. - С. 11-15.
11. Камардина А.А. Независимость судей как принцип уголовного судопроизводства // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. - 2015. - № 2. -С. 57-59.
12. Кокорев Л.Д. Уголовно-процессуальные гарантии // Проблемы теории и практики уголовного процесса: история и современность / под ред. В.А. Па-нюшкина. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006.
13. Колоколов Н.А. О праве, суде и правосудии (избранное). - М., 2006.
14. Колоколов Н.А. Судебная власть: предложения Совета при Президенте России // Мировой судья. - 2017. - № 12. - С. 11-17.
15. Кондрашев А.А. Проблемы реализации принципа независимости судей в России: от теории к правоприменительной практике // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8. - С. 181-187.
16. Лебедев В.М. Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / под ред. Т.Г. Морщаковой. - М.: Юристъ, 2003.
17. Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2010. - № 1. - С. 95-104.
18. Можаева И.П., Бахта А.С. Повышение эффективности уголовного судопроизводства путем организационного обеспечения судебной деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2017. - № 4 (40). - С. 169-174.
19. Петухов Н.А., Ермошин Г.Т. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Рос. юстиция. - 2013. - № 3. - С. 11-15.
20. Рахунов Р.Д. О юридических гарантиях независимости судей в советском уголовном процессе // Сов. гос-во и право. - 1968. - № 4. - С. 50-56.
21. Романенко Н.В. О проблемах нравственных качеств судей в условиях осуществляемого в отношении их уголовного преследования // Рос. судья. -2017. - № 2. - С. 33-37.
22. Сангаджиев Б.В. Институциональные характеристики судебной власти в Российской Федерации: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2013. - 12 с.
23. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. -
Т. 1.
24. Шабанов П.Н. Независимость судей в российском уголовном процессе: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж, 2009. - 24 с.
25. Шеломанова Л.В. Реализация принципа независимости судей в конституционном праве современной России // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - № 5. - С. 26-29.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCE
1. On the status of judges in the Russian Federation: Law of the Russian Federation of 06/26/1992 No. 3132-1 (as amended on 06.03.2019) // ATP Consultant Plus.
2. Proposals of the Council under the President of the Russian Federation on the development of civil society and human rights on measures to ensure guarantees of judicial independence, transparency and transparency in the administration of justice of August 3, 2017 // http://www.advpalatanso.ru/docs/topnews/ 20170809 / pred-lojenie_spch_po% 20reforme.pdf.
3. Bezlepkin B.T. Commentary on the Criminal Procedure Code of the Russian Federation: 14th edition, revised and added. M .: Prospect, 2017.
4. Burmagin S.V. The status and activities of the court in criminal proceedings: textbook. - M.: Prospect, 2016. - pp. 58-59.
5. Vilkova T.Yu. Procedural guarantees of the independence of judges in criminal proceedings // Criminal law. - M .: ANO "Legal programs". - 2014. - No. 2. - pp. 100-106.
6. Vladykina T.A. The reputation of the judge in the Russian Federation // Russian judge. - M.: Lawyer, 2011. - No. 9. - pp. 20-26.
7. Gutnik O.V. Institute for the independence of the court in criminal proceedings of the Russian Federation / O.V. Gutnik // Lex Russica. M .: Publishing House of MSLA. - 2017. - No. 4. - pp. 67-74.
8. Guschina N.A. Judicial independence as a prerequisite for fair and impartial justice // Russian Law Journal. - M.: Norma, 2016. - No. 5. - pp. 151-159.
9. Yermoshin G.T. The modern concept of the status of a judge in the Russian Federation // Russian Law Journal. - M.: Norma. 2013. - No. 8. - pp. 90-100.
10. Yermoshin G.T., Petukhov N.A. Independence of a judge of the Russian Federation: modern problems of security // Russian justice. - 2013. - No. 3. - pp. 1115.
11. Kamardina A.A. Judicial independence as a principle of criminal proceedings // Actual issues of combating crimes. - 2015. - № 2 .- pp. 57-59.
12. Kokorev L.D. Criminal procedural guarantees // Problems of the theory and practice of the criminal procedure: history and modernity / Ed. V.A. Panyushkina. -Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2006. - p. 114.
13. Kolokolov N.A. On law, court and justice (elected). M., 2006. pp. 168-169.
14. Kolokolov N.A. Judicial power: proposals of the Council under the President of Russia // Magistrate. - 2017. - No. 12. - pp. 11-17.
15. Kondrashev A.A. Problems of implementation of the principle of independence of judges in Russia: from theory to law enforcement practice // Actual problems of the Russian law. - 2015. - No. 8. - pp. 181-187.
16. Lebedev V.M. In the book: Commentary on the legislation on the judicial system of the Russian Federation / Ed. T.G. Morschakova. - M.: Yurist, 2003. - p. 48.
17. Makarova, OV Ensuring the independence of judges in the Russian Federation. Russian Law Journal. - M.: Norma. 2010. - No. 1. - pp. 95-104.
18. Mozhaeva I.P., Bakhta A.S. Improving the efficiency of criminal justice through organizational support of judicial activities // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2017. - No. 4 (40). - pp. 169-174.
19. Petukhov N.A., Yermoshin G.T. Independence of the judge of the Russian Federation: modern problems of security // Russian justice. - 2013. - No. 3. - pp. 1115.
20. Rakhunov R.D. On legal guarantees of independence of judges in the Soviet criminal process // Soviet state and law. - M.: Science. - 1968. - No. 4. - pp. 50-56.
21. Romanenko N.V. On the problems of moral qualities of judges under the conditions of criminal prosecution against them // Russian judge. - 2017. - No. 2. -pp. 33-37.
22. Sangadzhiev B.V. Institutional characteristics of the judiciary in the Russian Federation: questions of theory and practice: dr. jurid. sci. diss. abstr.: M., 2013.-p. 12.
23. Strogovich M.S. The course of the Soviet criminal process. M., 1968. T. 1.
p. 56.
24. Shabanov P.N. Independence of judges in the Russian criminal process: problems of theory and practice: cand. jurid. sci. diss. abstr. - Voronezh, 2009. - 24 p.
25. Shelomanova L.V. The implementation of the principle of independence of judges in the constitutional law of modern Russia // Constitutional and municipal law. - M.: Lawyer. - 2016. - No. 5. - P. 26-29.