Научная статья на тему 'Система формирования профессиональных компетенций педагогических работников на основе требований профессиональных стандартов'

Система формирования профессиональных компетенций педагогических работников на основе требований профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные стандарты / дополнительное профессиональное образование / программы профессиональной переподготовки. / professional standards / additional professional education / professional retraining programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

Авторы статьи определяют единый системный подход к внедрению профессиональных стандартов, оценке профессиональных компетенций, обозначенных требованиями профессиональных стандартов к квалификации и организации дополнительного профессионального образования работников сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES’ SYSTEM OF PEDAGOGICAL WORKERS, BASED ON THE PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS

The authors of the article determine a unified systematic approach to the Professional Standards implementation, the assessment of professional competencies, indicated by the requirements of Professional Standards for qualifications and the organization of additional professional education for educational workers.

Текст научной работы на тему «Система формирования профессиональных компетенций педагогических работников на основе требований профессиональных стандартов»

УДК 37

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Сорокина Елена Львовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент; ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», доцент кафедры физического воспитания и спорта, so117@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.

Россия, г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. Авторы статьи определяют единый системный подход к внедрению профессиональных стандартов, оценке профессиональных компетенций, обозначенных требованиями профессиональных стандартов к квалификации и организации дополнительного профессионального образования работников сферы образования.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, дополнительное профессиональное образование, программы профессиональной переподготовки.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES' SYSTEM OF

PEDAGOGICAL WORKERS, BASED ON THE PROFESSIONAL STANDARDS REQUIREMENTS

Sorokina Elena Lvovna.

Russia, Novosibirsk, FSBEI of Higher Education " The Siberian Transport University", Physical Education and Sports Department, Associate Professor, so117@yandex.ru.

Elinskaya Yanina Alekseevna.

Russia, Novosibirsk, ANO EE "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", Director, sispp_nsk@mail.ru.

Annotation. The authors of the article determine a unified systematic approach to the Professional Standards implementation, the assessment of professional competencies, indicated by the requirements of Professional Standards for qualifications and the organization of additional professional education for educational workers.

Key words: professional standards, additional professional education, professional retraining programs.

В рамках национального проекта «Образование» предполагается реализация основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.

На наш взгляд, реализация указанных направлений невозможна без актуализации и расширения профессиональных компетенций педагогических работников, поэтому, в паспорте федерального проекта «Учитель будущего» обозначена необходимость формирования национальной системы профессионального роста педагогов, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций. Главными цифрами проекта «Учитель будущего» к 2024 году станут: повышение уровня профессионального мастерства 50% педагогических работников, создание сети центров непрерывного повышения квалификации во всех субъектах России [1].

Обозначенные государством стратегические ориентиры обязывают все учреждения дополнительного профессионального образования создавать эффективные системы развития профессионального мастерства работников образовательных организаций и разрабатывать дополнительные профессиональные программы, позволяющие формировать актуальные профессиональные компетенции (трудовые функции) установленные профессиональными стандартами.

Профессиональный стандарт в его современном понимании системно и полноценно отражает трудовую деятельность педагогического работника, опираясь на компетентностный и деятельностный подходы, и является прозрачным для определения результатов труда. Актуальность требований, мобильность содержания, системный характер и модульная структура отличают профессиональный стандарт от всех документов, используемых в настоящее время в практике регулирования рынка труда.

Внедрение профессиональных стандартов необходимо и неизбежно для правильного подбора и расстановки кадров, рационального разделения и организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей с учетом особенностей применяемых технологий, организации и установления систем оплаты труда.

Процедура внедрения профессиональных стандартов предполагает обязательный анализ квалификационных характеристик каждого работника и в случае несоответствия квалификации требованиям профессионального стандарта - организацию его дополнительного профессионального образования.

Дополнительные профессиональные программы, разработанные с учётом структуры и содержания утверждённых профессиональных стандартов, позволяют работодателям и специалистам предельно точно формировать запрос на дополнительное профессиональное образование (программы

профессиональной переподготовки и повышения квалификации), определять его объём и содержание.

Устанавливая область применения профессиональных стандартов работодателями можно выделить: определение трудовых функций работников и их фиксация в трудовом договоре; структурирование профессиональной деятельности работников по должностям; формирование системы тарификации труда; организацию аттестации работников; разработку локальных нормативных актов; развитие компетенций работников; разработку и внедрение системы их мотивации.

Область применения профессиональных стандартов работниками также достаточно широка: определение компетенций, необходимых для конкретной профессии или должности (содержание труда); анализ собственного профессионального уровня; построение траекторий профессионального развития и карьерного роста; понимание механизмов увеличения зарплаты посредством повышения квалификационного уровня; оценка индивидуальных потребностей в дополнительном профессиональном образовании; обеспечение востребованности на рынке труда.

Исходя из этого, можно определить область применения профессиональных стандартов образовательными организациями дополнительного профессионального образования - разработка дополнительных профессиональных программ, содержание которых определено картой обобщённых трудовых функций (трудовых функций) профессиональных стандартов [2].

Так как профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части требований к квалификации (часть 1 статьи 195.3 ТК РФ), по сути, процесс внедрения профессиональных стандартов связан с оценкой соответствия квалификации специалистов требованиям профстандартов к квалификации (образование и обучение, опыт практической работы). Выявленные несоответствия определяют индивидуальные потребности в дополнительном профессиональном образовании (переподготовка / повышение квалификации).

Нами разработан алгоритм внедрения профессиональных стандартов и определения работодателями потребности сотрудников в образовательных услугах:

- сформировать проектную группу и утвердить приказом;

- отобрать профстандарты согласно видам профессиональной деятельности;

- сверить наименования должностей в штатном расписании с теми, что указаны в профстандартах;

- сравнить трудовые функции в должностных инструкциях, трудовых договорах с теми, что описаны в профстандартах;

- оценить, соответствует ли квалификация сотрудников базовым требованиям профстандартов по занимаемой должности (образование и опыт работы);

- определить потребности сотрудников в образовательных услугах;

- составить план обучения.

Почти все профессиональные стандарты, при отсутствии базового профильного образования, допускают получение дополнительного профессионального образования. Это позволяет решать задачи массовости профессиональной подготовки. Применение профессиональных стандартов как основы для разработки дополнительных профессиональных программ, на наш взгляд, способно обеспечить его практикоориентированность и полноту достижения образовательных результатов, а значит качество подготовки.

Так как профессиональный стандарт содержит точную характеристику уровня знаний, умений, профессиональных навыков, а также, опыта работы, необходимых для осуществления вида профессиональной деятельности, выполнения определенной трудовой функции, он полностью (программы профессиональной переподготовки) или частично (программы повышения квалификации) должен определять содержание дополнительных профессиональных программ.

Основой для разработки программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации должна служить функциональная карта вида профессиональной деятельности (обязательный элемент структуры профессионального стандарта) и описанные в ней трудовые функции, характеризующие содержание профессиональной деятельности.

Разработка дополнительной программы профессиональной переподготовки является целесообразной, если в профессиональном стандарте (раздел «Требования к образованию и обучению») в обобщённой трудовой функции уровня квалификации допускается дополнительное профессиональное образование, в этом случае дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки разрабатывается с учётом содержания трудовых функций данного уровня квалификации.

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации разрабатываются с учётом содержания трудовых функций уровней квалификации.

В структуре программы профессиональной переподготовки обязательно должны быть представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

В программе повышения квалификации даётся описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Обязательными элементами структуры дополнительной

профессиональной программы также являются: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы.

Разработка дополнительных профессиональных программ предполагает использование одного или нескольких соответствующих профессиональных стандартов, при необходимости возможен дополнительный анализ реестра трудовых функций и внесение их в программу. При поиске необходимого профессионального стандарта оптимальным является использование ресурса «Национальный реестр профессиональных стандартов», так как он дополнительно включает реестры областей и видов профессиональной деятельности, а также, трудовых функций.

В рамках программы профессиональной переподготовки может быть освоена одна или несколько обобщенных трудовых функций (иногда трудовая функция).

Проанализировав функциональную карту вида профессиональной деятельности и выбрав соответствующие программе трудовые функции, необходимо определить уровень квалификации, к которому будет готовить разрабатываемая программа.

Сформировать фонд оценочных средств на основе типового задания

_Л:_

Организовать процедуру экспертизы образовательной программы У

Рис. 1. Модель разработки дополнительных профессиональных программ с учётом требований профессиональных стандартов

Модель разработки дополнительных профессиональных программ с учётом требований профессиональных стандартов является универсальной.

Для формирования индивидуальных образовательных траекторий, целесообразно применять матрицу оценки соответствия профессиональному стандарту, которая позволяет определить уровень квалификации работника, его профессиональную компетентность и сформировать индивидуальный образовательный маршрут. Матрица составляется на основе трудовых функций или трудовых действий и оценивает степень возможности их реализации конкретным работником в профессиональной деятельности (Таблица 1).

Таблица 1.

Матрица оценки соответствия профессиональному стандарту

Трудовая функция Степень сформированности компетенций для реализации трудовой функции Программа повышения квалификации

Код трудовой функции 1 Высокая / низкая Тема / краткое содержание

Код трудовой функции п Высокая / низкая Тема / краткое содержание

Библиографический список:

1. Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16).

2. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования / Е.Л. Сорокина, Я.А. Елинская. - Наука и социум: материалы XII Всероссийской научно -практической конференции с международным участием (15 ноября 2019 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2019. С. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.