Научная статья на тему 'СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ'

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ШКОЛА / ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ / ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА / BASIC SCHOOL / PROJECT / INDIVIDUAL PROJECT / DESIGN SKILLS / STAGES OF DESIGN SKILLS FORMATION / DESIGN TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е. О., Власова И. Н.

Формирование проектных умений происходит более успешно, если соблюдается преемственность форм и методов организации проектной деятельности, определяется единое понимание проекта и методики их реализации. Задача образовательного учреждения - обеспечить такие условия, при которых будет организована целенаправленная деятельность по формированию проектных умений. В статье рассмотрена методическая система формирования проектных умений в основной школе, включающая три необходимых этапа и отличающаяся не только глубиной освоения соответствующих умений, но и целесообразностью использования определенных средств с учетом возрастных особенностей школьников. Так для обучающихся 5-6-х классов рекомендуется использовать проектные задачи, решаемые в группе; обучающимся 7-8-х классов - групповые проекты, а в девятом классе переходить на выполнение индивидуальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Е. О., Власова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM FOR THE FORMATION OF DESIGN SKILLS OF STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL

Modern society has features such as rapidly changing conditions and a large amount of information. In this regard, each person should be able to realize and formulate a problem in a short time, study new information, determine the purpose of the activity and the necessary actions to achieve it, evaluate the result and, if necessary, return to the intended actions and make adjustments. The formation of these skills does not occur spontaneously. In this regard, the federal state educational standard of general education includes a new group of educational results - meta-subject [1, 2]. Therefore, each educational institution should ensure a phased, purposeful development of the declared groups of skills (regulatory, communicative and cognitive) at each level of education. The above skills are included in the group of design skills and are fixed in the program for the development of universal educational activities. In the approximate main educational program of basic general education, it is determined that the protection of an individual project is considered as the main procedure for diagnosing the metomaterial outcomes being sluggish. Therefore, of particular importance when working with students are design forms and methods of work [3]. There are many scientific works devoted to the use of the project method in education, in which various approaches to the definition of the educational project, types of projects, and stages of their implementation are considered. However, not enough attention was paid to the problem of the systemic formation of project skills, in this regard, based on an analysis of the interdisciplinary programs “Fundamentals of Project and Research Activities”, psychological and pedagogical literature, we came to the conclusion that it is necessary to highlight the necessary stages of the formation of project skills. During the study, three necessary stages of the formation of design skills were distinguished, which differ not only in the depth of development of the corresponding skills, but also in the expediency of using certain means due to the age characteristics of students. So for students in grades 5-7 it is recommended to use design tasks, which are considered as a prototype of design activity. Students of grades 7-8 are offered group projects, and in the ninth grade, it is necessary to switch to individual projects. Based on the age characteristics of schoolchildren for fifth graders, it is advisable to continue the elementary school line - solving project tasks, but not offering students an ordered system of tasks, but an unordered set when children have to build their own “strategy” for solving the problem [12, 15]. Therefore, at the first stage in a primary school in grades 5-6, it is advisable to leave the project task as a means of developing project skills. In the sixth grade, there should be a transition to tasks in which tasks are not explicitly identified, their establishment in the general context of the project task rests with the students themselves. This form of the design task is closest to the design activity. During the study, the design task “Travel Company ″Everest″ was developed and tested for students in grades 6-7. It consisted of three main objects: a quasial situation with a problem situation. “In the travel company Everest, consumer activity has decreased over the past year. It was decided that in order to attract tourists it is necessary to change the previously developed tours to demonstrate to customers”; an unordered set of tasks necessary to resolve a problem situation; final task - a project that solves the problem fixed in the situation. Monitoring the activities of sixth grade students in the course of solving this project task showed that students easily distribute roles among themselves, find different sources of information, including using search engines; correctly fill out tables, build charts. However, adolescents had difficulty when it was necessary to draw up an action plan to solve the project task, also when determining the main and secondary information in the loan agreement. At the stage of reflection, schoolchildren were not always able to evaluate their activities and argue the reasons for the achievement or absence of the planned result. In the course of solving the system of design tasks, students in grades 5-6 develop the following skills: Reflect (see the problem, difficulties, errors; perform an analysis - why it turned out or failed) under the guidance of a teacher; set and hold goals; plan (draw up a plan of their activities); to model (work and make diagrams, tables) under the guidance of a teacher; communicate (interact in solving the problem, defend their position). The second stage is the main one (the end of the 6th grade to the middle of the 8th grade), at which students of the main school continue to solve design problems. For this adolescence, a manifestation of a “sense of adulthood” is characteristic, in connection with this it is necessary to create a variety of educational environments where students can express themselves by taking on new roles. The present project activity takes its leading place in the basic school, starting from the 7th grade. By the end of this stage, control and evaluation actions, as well as actions for the distribution of roles and retention of goals, are reaching an independent level; actions to search and process information; we can talk about the formation of the ability to work with text. The third stage is the final one, at which there is a transition from group projects of different ages to individual ones. For students in grades 8-9, communication is of particular importance, it is noted that a teenager needs communication as an independent sphere of life. At this stage, the student is more willing to independently carry out project activities. The nature of the projects should be related to pre-profile preparation, i.e. with such areas as science, art, journalism, marketing, advertising, etc. Thus, the formation of design skills in students of the primary school will be successful if the following conditions are met: - continuity of forms and techniques in the organization of project activities, namely the project task - group projects - individual projects; - in the program for the formation of universal educational actions, the levels of formation of design skills for students of the 4th, 6th, 8th and 9th grades are fixed; - educators have a common understanding of the basics of design activities, design tasks, training projects and methods for their organization; - the educational institution monitors meta-subject results of the development of the main educational program, including corrective measures.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 4. С. 74-87.

УДК 373.4 DOI: 10.37279/2413-1709-2020-6-4-74-87

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Новикова Е. О.1, Власова И. Н.2

12ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь, Россия

E-mail: [email protected], [email protected]

Формирование проектных умений происходит более успешно, если соблюдается преемственность форм и методов организации проектной деятельности, определяется единое понимание проекта и методики их реализации. Задача образовательного учреждения - обеспечить такие условия, при которых будет организована целенаправленная деятельность по формированию проектных умений. В статье рассмотрена методическая система формирования проектных умений в основной школе, включающая три необходимых этапа и отличающаяся не только глубиной освоения соответствующих умений, но и целесообразностью использования определенных средств с учетом возрастных особенностей школьников. Так для обучающихся 5-6-х классов рекомендуется использовать проектные задачи, решаемые в группе; обучающимся 7-8-х классов - групповые проекты, а в девятом классе переходить на выполнение индивидуальных проектов.

Ключевые слова: основная школа, проект, индивидуальный проект, проектные умения, этапы формирования проектных умений, проектная задача.

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество обладает такими чертами как быстроизменяющиеся условия и большой объем информации. В связи с этим, каждый человек должен уметь за короткий срок осознавать и формулировать проблему, изучать новую информацию, определять цель деятельности и необходимые действия для её достижения, оценивать получившийся результат и при необходимости возвращаться к намеченным действиям и вносить коррективы. Формирование данных умений не происходит стихийно. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт общего образования включает новую группу образовательных результатов - метапредметных [1, 2]. Каждое образовательное учреждение должно обеспечить поэтапное, целенаправленное развитие заявленных групп умений (регулятивных, коммуникативных и познавательных) на каждой ступени образования. Вышеперечисленные умения входят в группу проектных умений и фиксируются в программе развития универсальных учебных действий.

В примерной основной образовательной программе основного общего образования зафиксировано одно из требований: «...основной процедурой итоговой

74

оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта» [3, с. 190].

Следовательно, перед современной школой стоит задача целенаправленного и поэтапного формирования проектных умений у всех обучающихся. Анализ междисциплинарных программ основной школы и требований к результатам освоения основной образовательной программы позволил выделить следующие проектные умения, диагностика которых обязательна по завершению основной школы:

- умение решать проблемы - постановка проблемы и выбор адекватных способов ее решения, включая работу с информацией, формулировку выводов и обоснование принятого решения, выбор и создание продукта проектной деятельности;

- умения по самоорганизации - планирование своей деятельности, использование ресурсных возможностей для достижения целей;

- умения по самопрезентации - оформление и изложение выполненной работы, представление ее результатов, аргументировано отвечать на вопросы.

Данная группа умений влияет не только на благополучное достижение образовательных результатов, но и на способность к саморазвитию личности, готовой к успешному продолжению образования.

В ходе исследования был проведен анализ основных образовательных программ основного общего образования разных образовательных учреждений, который показал, что междисциплинарные программы по формированию универсальных учебных действий и сопутствующие приложения к ним не содержат описания формирования проектных умений в течение пяти лет обучения [4-7]. В некоторых из них среди методов обучения встречаются проектные технологии, а среди форм аттестации по предметам - проекты, при этом учебный план и расписание остаются прежними, содержание учебных предметов строится в соответствии с примерными программами, то есть реально проектная деятельность не вписывается в учебный процесс. К сожалению, образовательная практика последних десяти лет показала, что и начальная школа, и основная, включая проекты в процесс обучения, предлагают их в качестве самостоятельного домашнего задания, либо они сводятся к написанию реферата по теме. Такая ситуация не в лучшую сторону влияет на качество результатов освоения образовательной программы.

Исследованию основных теоретических аспектов проектной деятельности посвящены работы многих ученых так, например, классификацией проектов занимались Ю. О. Стеканова, Н. Г. Шумова, О. В. Гордиенко, В. И. Воропаев [8]; разработкой критериев оценки проектного результата - С. В. Абрамов, И. А. Колесникова, Е. С. Полат, О. В. Гордиенко, Л. Н. Горобец [9]; рассматривали и выделяли этапы проектирования Е. С. Полат, Л. Н. Горобец, В. В. Николина, Л. Л. Розанова, Н. Ю. Шеленкова и др. [10-13]. Однако, проблеме поэтапного формирования проектных умений обучающихся основной школы достаточного внимания уделено не было, также в исследованиях практически не раскрыта проблема диагностики уровня сформированности данной группы умений.

75

Анализ педагогической и психологической литературы, а также опыт организации проектной деятельности в основной школе показал, что при однократном использовании метода проектов в обучении школьников (например, один раз за учебный год) формируются только отдельные знания и умения по выполнению учебного проекта, такие как: знание основных этапов проектирования и некоторые умения, связанные с поиском информации.

Целью статьи является описание методической системы формирования проектных умений с учетом возрастных особенностей обучающихся основной школы; выявление адекватных средств формирования проектных умений.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Под проектной деятельностью обучающихся понимается учебно-познавательная (творческая, игровая или др.) деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Обязательным условием проектной деятельности является описание представлений о конечном продукте деятельности.

В примерной основной образовательной программе и федеральном государственном образовательном стандарте для основной школы проектную деятельность рассматривают стрех позиций (рис. 1): как продукт -материализованный результат деятельности, как процесс - работу по выполнению проекта, и как иллюстрацию образовательных достижений обучающегося - защиту проекта. В целом проектная деятельность ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся [3].

Рис. 1. Проектная деятельность во ФГОС.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие типы проектов: монопредметные, межпредметные (содержание одного или нескольких предметов); долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности реализации); групповые, индивидуальные (по количеству участников); информационные, прикладные и др. (по виду деятельности).

За пять лет обучения в основной школе подросток должен освоить основы проектной и исследовательской деятельности и применять их для выполнения

76

индивидуального проекта, который, в свою очередь, рассматривается как средство диагностики метапредметных результатов за основную школу.

Главными функциями проектной деятельности являются:

- в начальной школе - сохранение проектного поведения обучающихся как средства развития познавательного интереса и становление мотивации к учебной деятельности;

- в основной школе - развитие способности самостоятельно ставить и достигать цели в проектной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках учебных предметов;

- в старшей школе - развитие проектных умений (проектной компетентности) и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

Проанализировав все планируемые результаты междисциплинарных программ «Основы проектной и исследовательской деятельности» и «Формирование универсальных учебных действий», опыт организации проектной деятельности в общеобразовательной школе и возрастные особенности обучающихся основной школы пришли к выводу, что формирование проектных умений должно происходить поэтапно.

Первый этап - начальный (5-6 классы), на котором обучающиеся в процессе выполнения проектных задач знакомятся со всеми этапами учебного проектирования. Действие целеполагания, составление плана по достижению целей, соотнесение своих действий с планируемыми результатами, организация учебного сотрудничества и поиск необходимой информации выполнятся под руководством педагога. Самостоятельно дети способны в совместной деятельности распределять роли, слушать собеседника вести диалог, принимать чужую точку зрения и излагать свое мнение, аргументировать свой ответ; работать с текстом, при этом использовать схемы, модели изучаемых объектов. В силу возрастных особенностей характер проектных задач может быть игровой.

Формирование проектных умений начинается в начальной школе через решение творческих заданий или специально созданной системы проектных задач [14, 15]. Этому вопросы посвящено много работ ученого, педагога, директора Открытого института «Развивающее образование» А. Б. Воронцова, по мнению которого начальная школа - пока еще не место для реальных учебных проектов, это важный этап подготовки к проектной деятельности. Поэтому на этом пропедевтическом этапе школьнику можно предлагать проектные задачи, под которыми понимается система или набор из 4-5 заданий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») [16-18]. Задача составляется таким образом, чтобы младший школьник мог определить возможные стратегии ее решения через систему или набор заданий. Обучающиеся осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве, поэтому в ходе решения проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. В ходе решения проектных задач у младших школьников формируются такие проектные умения как:

- видеть проблему и анализировать результат (при наводящих вопросах педагога);

77

- удерживать поставленные цели (под руководством педагога);

- составлять план своей деятельности (под руководством педагога);

- проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

- взаимодействовать с педагогом и одноклассниками при решении задачи.

Таким образом, проектные задачи в начальной школе - это подготовка к

проектной деятельности в подростковом возрасте.

Исходя из возрастных особенностей пятиклассников, целесообразно в этот период продолжить линию начальной школы - решение проектных задач, но предлагать обучающимся не упорядоченную систему заданий, а неупорядоченный набор, когда детям приходится строить свою «стратегию» решения задачи. Такая форма проектной задачи является наиболее близкой к проектной деятельности. Систематическое решение детьми проектных задач с первого по пятый классы позволяет создавать необходимые условия для мягкого перехода к проектной деятельности как ведущей деятельности в подростковом возрасте. Поэтому первый этап формирования проектных умений в основной школе приходится на 5-6 классы, когда рационально оставить проектную задачу как средство формирования проектных умений. В шестом классе должен происходить постепенный переход к заданиям, в которых задачи не выделены явным образом, а установление их порядка выполнения в общем контексте проектного задания возлагается на самих обучающихся. Также в это время должен состояться плавный переход от учебного сотрудничества в малых одновозрастных группах к организации деятельности в малых разновозрастных группах.

Системное использование проектных задач в 5-6-х классов позволяет формировать следующие умения:

- рефлексировать (видеть проблему, трудности, ошибки; выполнять анализ -почему получилось или не получилось) под руководством педагога;

- ставить и удерживать цели;

- планировать (составлять план своей деятельности);

- моделировать (работать и составлять схемы, таблицы) под руководством педагога;

- коммуницировать (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию).

Второй этап - основной (конец 6-го класса до середины 8-го класса), на котором обучающиеся основной школы продолжают выполнять проектную деятельность, но уже через участие в групповых проектах (учебных, социальных). Для данного подросткового возраста характерно проявление «чувства взрослости», в связи с этим необходимо создавать разнообразные образовательные среды, где школьники смогут проявлять себя посредством взятия на себя новых ролей. Настоящая проектная деятельность свое ведущее место занимает в основной школе, начиная с 7-го класса.

К концу данного этапа на самостоятельный уровень выходят контрольно-оценочные действия, а также действия по распределению ролей и удерживанию целей; действия по поиску и обработке информации; можно говорить о сформированности умения работать с текстом (табл. 1).

78

Третий этап - завершающий, на котором происходит переход от групповых разновозрастных проектов к индивидуальным. Для обучающихся 8-9-х классов особое значение занимает общение, отмечается, что подросток нуждается в общении как в самостоятельной сфере жизни. На данном этапе школьник в большей степени готов самостоятельно выполнять проектные действия. Характер проектов должен быть связан с предпрофильной подготовкой, т.е. с такими сферами как наука, искусство, журналистика, маркетинг, реклама и др.

Таблица 1

Уровни сформированности проектных умений

Этапы проектир ования Проектное умение Диагностические признаки сформированности умения

5-6 кл. (начальный) 6-8 кл. (основной) 8-9 кл. (завершающий)

1 2 3 4 5

организац ионно- поисковый формулирование проблемы под руководством педагога самостоятельно в группе индивидуально, самостоятельно

постановка цели под руководством педагога (озвучено в задание) самостоятельно в группе самостоятельно

определение возможных ролей самостоятельно в группе самостоятельно в группе

поисково- исследоват ельский составление плана действий под руководством учителя под руководством учителя самостоятельно, а также на консультации с учителем

работа над решением поставлен ных задач работа с текстом разных стилей и извлечение необходимой информации под руководством учителя самостоятельно в группе индивидуально, самостоятельно

преобразование информации в схемы, таблицы и др. под руководством учителя самостоятельно в группе, консультация учителя индивидуально, самостоятельно

объединение явлений или предметов по определенным признакам, а так же сравнивание их по критериям заданным учителем по заданным критериям, которые определяет учитель индивидуально, самостоятельно

осуществление взаимодействия с электронными под руководством учителя частично самостоятельно самостоятельно

79

поисковыми

системами

оценочно- оценивание под руководством в группах по самостоятельно

рефлексив своей учителя по заданным

ный деятельности заданным критериям критериям, которые определяет учитель

оценочно- оценивание под руководством в группах по самостоятельно

рефлексив продукта учителя по заданным

ный деятельности заданным критериям критериям, которые определяет учитель

презентац владение устной под руководством при самостоятельно

ионный речью учителя консультации с учителем

владение под руководством при самостоятельно

письменной учителя консультации с

речью учителем

Во время работы над групповым проектом можно говорить о формировании следующих коммуникативных действий: сотрудничество при решении проектных задач; принятие позиции собеседника, понимание позиции другого; корректное и аргументированное отстаивание своей точки зрения.

Любые инновации, в том числе проектная деятельность школьников, будут успешными только при условии реализации системной и поэтапной работы по формированию проектных умений, в которую вовлечен весь педагогический коллектив. Основная и начальная школа не должны быть изолированными друг от друга, вопросы преемственности надо обсуждать на методических семинарах, а участие в совместном педагогическом проектировании способствует освоению проектных умений самими педагогами.

Администрация и педагогический коллектив образовательного учреждения «Гимназия № 31» города Перми включили в учебный процесс не только внеурочные занятия по формированию проектных умений, но и образовательный модуль «Решение проектных задач», который длится 4 дня и проводится два раза в учебном году.

В образовательном модуле «Решение проектных задач» принимают участие обучающиеся, начиная со второго класса. Проектные задачи включают содержание нескольких предметных областей - математика и информатика, география, обществознание, русский язык. Для решения задачи составляются группы из школьников разных классов: 4-5 классы; 6-7 классы. В ходе исследования автором были разработаны межпредметные проектные задачи, апробация которых состоялась в гимназии.

80

Пример проектной задачи для обучающихся в 6-м классе

Рассмотрим пример разработанной и апробированной проектной задачи «Туристическая фирма "Эверест"» для учеников 6-7 классов.

Проектная задача состояла из трех основных объектов: квазиальной ситуации, в которой описывалась проблемная ситуация; неупорядоченного набора заданий, необходимых для ее выполнения; итогового задания - проекта, который разрешает проблему, зафиксированной в ситуации. Структура проектной задачи «Туристическая фирма "Эверест"» представлена на рис. 2.

Квазиальная ситуация В туристической фирме «Эверест» за последний год снизилась покупательская активность. Было принято решение, что для привлечения туристов необходимо изменить разработанные ранее туры для демонстрации клиентам.

/V

V

Задание

Определите

время и

причины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижения

покупательс

кой

активности

Задание

Определите страну для путешестви

1

Задание

Составьте план по получению визы в посольстве

Задание

Составьте маршрут путешестви я по стране

1

Задание

Оформите

кредит,

выбрав

банк для

кредитован

ия

Итоговое задание

Представьте проект разработанного вами тура по стране, используя все данные полученные в ходе выполнения заданий 1-5.

я

Рис. 2. Структура проектной задачи «Туристическая фирма "Эверест"».

По предложенной структуре проектной задачи можно заметить, как происходит взаимосвязь квазиальной ситуации, заданий и итогового задания. Все задания связаны с проблемной ситуацией и итоговым продуктом, исключения составляют 2 и 4 задания, задания связи не имеют, тем самым участники рабочих групп могут распределить роли и одновременно выполнять задания.

Например, задание из предметной области «Математика» выглядело следующим образом.

81

Задание для проектной задачи «Туристическая фирма "Эверест"»

Оформление кредита а) Ознакомьтесь и оформите кредитный договор (для каждого банка).

КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР Банка «Навигатор»

г.__"_"_20_г.

I. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

I.1. Банк предоставляет Заемщику кредит в сумме_(цифрами и прописью)

на срок_до_(со взиманием 12 % годовых).

II. Объектом кредитования по настоящему договору является_____________________________________________________

III. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

3.1. Заемщик производит возврат ссуды в срок, обусловленный срочным обязательством, платежным поручением.

3.2. Проценты по выданной ссуде начисляются ежемесячно и на дату возврата ссуды. Расчет процентов перечисляется Банку платежными поручениями Заемщика до 10 числа или в следующий за ним рабочий день каждого месяца, за который производится начисление.

3.3. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты списания средств со счета Банка и заканчивается датой зачисления их на счет Банка. Документальным основанием для расчета процентов служат выписки из лицевого счета банка.

3.4. За несвоевременное перечисление платежей в погашение кредита взимается повышенная процентная ставка 15% от суммы просроченной задолженности за каждый месяц просрочки.

б) Произведите расчеты оформления кредита на два года. Данные занесите в таблицу 2 (расчеты выполните для каждого банка).

Таблица 2

График платежей

№ Банк «Навигатор»

Дата Сумма платежей в рублях

По кредиту По процентам за пользование кредитом (процент по кредиту) ИТОГО (ежемесячный платеж)

в) Рассмотрите возникшую проблемную ситуацию и создайте новый график платежей (табл. 3).

82

Таблица 3

Новый график платежей

№ Банк «Навигатор»

Дата Ежемесячный платеж По процентам за задолженность по кредиту ИТОГО (ежемесячный платеж с учетом задолженности)

Проблемная ситуация. В связи с финансовыми затруднениями гражданин Сидоров М.Н. в период с 1.04 по 1.06 несвоевременно перечислил платежи в погашение Кредита.

г) Сравните условия банков, выберите с каким из банков вы будете сотрудничать. Объясните свой выбор.

Для выполнения этой части проектной задачи, обучающиеся должны продемонстрировать умение работать с таблицами, а также работать с текстом делового стиля, определять основную информацию и строить свои рассуждения, указывая причинно-следственные связи.

Наблюдение за деятельность обучающихся шестых классов в ходе решения данной проектной задачи показало, что школьники без затруднений распределяют роли между собой, находят разные источники информации, в том числе с помощью поисковых систем; верно заполняют таблицы, строят диаграммы. Однако подростки испытывали затруднения, когда необходимо было составить план действий по решению проектной задачи, также при определении основной и второстепенной информации в кредитном договоре. На этапе рефлексии школьники не всегда могли дать оценку своей деятельности и аргументировать причины достижения или отсутствия планируемого результата. Тем не менее вместе с педагогом при подведении итогов решения проектной задачи обучающиеся называли следующие важные умения, которые одним позволили добиться результата, а другим нет, это: умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им, коммуникативные умения - принимать позицию собеседника, понимать позицию другого, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты. Поэтому педагогическим коллективом было решено в процессе обучения на уроках и во внеурочной деятельности активнее использовать формы и приемы обучения, которые направлены на формирование «западающих» умений, такие приемы как «Корзина идей», «Генераторы и критики», «Перекрестная дискуссия» и другие.

Для успешного решения проектной задачи школьники должны запланировать посещение разных мастер-классов: «Собеседование в консульстве»; «Чемодан: что взять и как сложить?»; «Правила поведения в чужой стране», «Ораторское искусство». Знания и умения, полученные на таких мероприятиях, обучающиеся используют при подготовке презентации своего «продукта», а разработчиками и организаторами данных мероприятий являются учителя гимназии.

83

На итоговой конференции школьники представляли разработанные туры по разным странам. В жюри были приглашены учителя из других школ, старшеклассники и работники действующего туристического агентства г. Перми.

ВЫВОДЫ

Таким образом, формирование проектных умений у обучающихся основной школы будет успешным, если выполняются следующие условия:

- соблюдать преемственность форм и приёмов в организации проектной деятельности, а именно проектная задача - групповые проекты - индивидуальные проекты;

- в программе формирования универсальных учебных действий зафиксированы уровни сформированности проектных умений для обучающихся 4, 6, 8 и 9-х классов;

- у педагогов есть единое понимание основ проектной деятельности, проектной задачи, учебного проекта и методик их организации;

- в образовательном учреждении ведется мониторинг метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, включающий коррекционные мероприятия.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа http://mon.gov.ru/dok/fgos/

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа http://mon.gov.ru/dok/fgos/

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа http://fgosreestr.ru/

4. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Лицей № 3» г. Перми [Электронный ресурс] - Режим доступа http://licey3.perm.ru/soo/ba/bc/

5. Основная образовательная программа основного общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школа «1133» [Электронный ресурс] -Режим доступа https://sch1133.mskobr.ru/info_edu/education/

6. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Гимназия № 2» г. Перми [Электронный ресурс] - Режим доступа http://himnasy2.perm.ru/about/education/

7. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми /[Электронный ресурс] - Режим доступа https://gymnasium31 .га

8. Стеканова Ю. О. Развитие интеллектуальных способностей школьников на уроках математики средствами технологии группового и коллективного взаимообучения / Ю. О. Стеканова// Одаренный ребенок. - 2014. - № 2. - С. 29-35.

9. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., исправ. и допол. - М.: Академия. 2011. - 412 с.

10. Полат Е. С. Метод проектов: типология и структура / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. - 2002. - № 9. - С. 9-17.

11. Николина В. В. Метод проектов на уроках математики в школе / В. В. Николина // Открытая школа. - 2015. - № 4. - С. 51-55.

12. Розанова Л. Л. Метод проектов как педагогическая технология / Л. Л. Розанова // Педагогика. -2014. - № 4. - С. 74-77.

13. Шеленкова Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном учебном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. - 2015. - № 5. - С. 82-87.

84

14. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с. (Стандарты второго поколения).

15. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцов. - М.: Просвещение, 2009. - С. 35.

16. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. ФГОС / А. Б. Воронцов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

17. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач. Начальная школа: в 2-х выпусках / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова. - М.: Просвещение, 2011. - Выпуск 1. - 80 с.

18. Воронцов А. Б. Сборник проектных задач: начальная школа: в 2 выпусках / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С. В. Клевцова. - М.: Просвещение, 2012. - Выпуск 2. - 128 с.

SYSTEM FOR THE FORMATION OF DESIGN SKILLS OF STUDENTS

OF THE BASIC SCHOOL

Novikova E. O.1, Vlasova I. N.2

12Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russian Federation

E-mail: [email protected], [email protected]

Modern society has features such as rapidly changing conditions and a large amount of information. In this regard, each person should be able to realize and formulate a problem in a short time, study new information, determine the purpose of the activity and the necessary actions to achieve it, evaluate the result and, if necessary, return to the intended actions and make adjustments. The formation of these skills does not occur spontaneously. In this regard, the federal state educational standard of general education includes a new group of educational results - meta-subject [1, 2]. Therefore, each educational institution should ensure a phased, purposeful development of the declared groups of skills (regulatory, communicative and cognitive) at each level of education. The above skills are included in the group of design skills and are fixed in the program for the development of universal educational activities.

In the approximate main educational program of basic general education, it is determined that the protection of an individual project is considered as the main procedure for diagnosing the metomaterial outcomes being sluggish. Therefore, of particular importance when working with students are design forms and methods of work [3].

There are many scientific works devoted to the use of the project method in education, in which various approaches to the definition of the educational project, types of projects, and stages of their implementation are considered. However, not enough attention was paid to the problem of the systemic formation of project skills, in this regard, based on an analysis of the interdisciplinary programs "Fundamentals of Project and Research Activities", psychological and pedagogical literature, we came to the conclusion that it is necessary to highlight the necessary stages of the formation of project skills. During the study, three necessary stages of the formation of design skills were distinguished, which differ not only in the depth of development of the corresponding skills, but also in the expediency of using certain means due to the age characteristics of students. So for students in grades 5-7 it is recommended to use design tasks, which are

85

considered as a prototype of design activity. Students of grades 7-8 are offered group projects, and in the ninth grade, it is necessary to switch to individual projects.

Based on the age characteristics of schoolchildren for fifth graders, it is advisable to continue the elementary school line - solving project tasks, but not offering students an ordered system of tasks, but an unordered set when children have to build their own "strategy" for solving the problem [12, 15]. Therefore, at the first stage in a primary school in grades 5-6, it is advisable to leave the project task as a means of developing project skills. In the sixth grade, there should be a transition to tasks in which tasks are not explicitly identified, their establishment in the general context of the project task rests with the students themselves. This form of the design task is closest to the design activity.

During the study, the design task "Travel Company "Everest" was developed and tested for students in grades 6-7. It consisted of three main objects: a quasial situation with a problem situation. "In the travel company Everest, consumer activity has decreased over the past year. It was decided that in order to attract tourists it is necessary to change the previously developed tours to demonstrate to customers"; an unordered set of tasks necessary to resolve a problem situation; final task - a project that solves the problem fixed in the situation.

Monitoring the activities of sixth grade students in the course of solving this project task showed that students easily distribute roles among themselves, find different sources of information, including using search engines; correctly fill out tables, build charts. However, adolescents had difficulty when it was necessary to draw up an action plan to solve the project task, also when determining the main and secondary information in the loan agreement. At the stage of reflection, schoolchildren were not always able to evaluate their activities and argue the reasons for the achievement or absence of the planned result.

In the course of solving the system of design tasks, students in grades 5-6 develop the following skills: Reflect (see the problem, difficulties, errors; perform an analysis - why it turned out or failed) under the guidance of a teacher; set and hold goals; plan (draw up a plan of their activities); to model (work and make diagrams, tables) under the guidance of a teacher; communicate (interact in solving the problem, defend their position).

The second stage is the main one (the end of the 6th grade to the middle of the 8th grade), at which students of the main school continue to solve design problems. For this adolescence, a manifestation of a "sense of adulthood" is characteristic, in connection with this it is necessary to create a variety of educational environments where students can express themselves by taking on new roles. The present project activity takes its leading place in the basic school, starting from the 7th grade.

By the end of this stage, control and evaluation actions, as well as actions for the distribution of roles and retention of goals, are reaching an independent level; actions to search and process information; we can talk about the formation of the ability to work with text. The third stage is the final one, at which there is a transition from group projects of different ages to individual ones. For students in grades 8-9, communication is of particular importance, it is noted that a teenager needs communication as an independent sphere of life. At this stage, the student is more willing to independently carry out project activities. The nature of the projects should be related to pre-profile preparation, i.e. with such areas as science, art, journalism, marketing, advertising, etc.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

86

Thus, the formation of design skills in students of the primary school will be successful if the following conditions are met:

- continuity of forms and techniques in the organization of project activities, namely the project task - group projects - individual projects;

- in the program for the formation of universal educational actions, the levels of formation of design skills for students of the 4th, 6th, 8th and 9th grades are fixed;

- educators have a common understanding of the basics of design activities, design tasks, training projects and methods for their organization;

- the educational institution monitors meta-subject results of the development of the main educational program, including corrective measures.

Keywords: basic school, project, individual project, design skills, stages of design skills formation, design task.

References

1. Federal state educational standard of primary general education [Electronic resource] - Mode of access: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ free.

2. The federal state educational standard of basic general education [Electronic resource] - Mode of access: http://mon.gov.ru/dok/fgos/ free.

3. An approximate basic educational program of basic general education [Electronic resource] - Mode of access: http://fgosreestr.ru/ free.

4. The main educational program of basic general education of the Autonomous Non-Commercial Educational Institution "Lyceum No. 3", Perm [Electronic resource] - Mode of access: http://licey3.perm.ru/soo/ba/bc/ free.

5. The main educational program of the basic general education of the State budgetary educational institution of Moscow "School" 1133 "[Electronic resource] - Mode of access: https://sch1133 .mskobr. ru/info_edu/education/ free.

6. The main educational program of the basic general education of the MAOU "Gymnasium No. 2", Perm [Electronic resource] - Mode of access: http://himnasy2.perm.ru/about/education/ free.

7. The main educational program of the basic general education of the MAOU "Gymnasium No. 31", Perm / [Electronic resource] - Mode of access: https://gymnasium31.ru free.

8. Stekanova Yu.O., The development of intellectual abilities of schoolchildren in mathematics through the means of group and collective mutual learning technology, Gifted child, 2, 29 (2014).

9. Polat E.S., New pedagogical and information technologies in the education system, 412 p. (Academy, Moscow, 2011).

10. Polat E.S., Project method: typology and structure, Lyceum and gymnasium education, 9, 9 (2002).

11. Nikolina V.V., The method of projects in mathematics lessons at school, Open School, 4, 51 (2015).

12. Rozanova L.L., Project method as a pedagogical technology, Pedagogy, 4, 74 (2014).

13. Shelenkova N.Yu., Organization of research activities of students in the school educational society, Zavuch, 5, 82 (2015).

14. Vorontsov A.B, Zaslavsky V.M., Egorkin S.V., Design tasks in elementary school: a manual for the teacher, 176 p. (Education, Moscow, 2011).

15. Vorontsov A.B., Design tasks in elementary school: a manual for the teacher, 35 p. (Education, Moscow, 2009).

16. Vorontsov A.B., Design tasks in elementary school. GEF, 175 p. (Education, Moscow, 2011).

17. Vorontsov A.B., Zaslavsky V.M., Klevtsova S.V., Collection of design tasks. Primary school: in 2 issues, 80 p. (Education, Moscow, 2011). Issue 1.

18. Vorontsov A.B., Collection of design tasks: elementary school: in 2 issues, 128 p. (Education, Moscow, 2012). Issue 2.

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.