Научная статья на тему 'Система формирования личностных результатов обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного стандарта'

Система формирования личностных результатов обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного стандарта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
982
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КАГАЛ / ТАЛМУДИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ / КОРОБОЧНЫЙ СБОР / SYSTEM-ACTIVITY APPROACH / PERSONAL RESULTS / KAHAL / TALMUDIC DOCTRINE / TAX COLLECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рудман Анна Зольевна

В статье раскрывается актуальность и важность формирования личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при изучении истории. В XXI веке результатом образования является познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе. В публикации приводится пример фрагмента внеклассного занятия. Актуализируется необходимость развития у учащихся толерантного отношения и понимания конфессиональности и многонациональности нашего государства. Занятие строится в соответствии с ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, где в перечне «трудных вопросов истории» приводится «Характер национальной политики самодержавия и ее оценка». В качестве примера приводится конспект внеклассного мероприятия, посвященного национальной (еврейской) политике Александра II, обсуждается законодательный акт «Положение о евреях 1844 года» («Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Рудман Анна Зольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Forming Personal Results of Students at the Russian History Lessons in Light of The Historic and Cultural Standard

The article deals with the relevance and importance of forming personal results of students in accordance with the requirements presented in the federal state educational standards of general education at the lessons of history. In the XXI century education is the result of students’ cognitive and personal development within the educational process. The article offers an example fragment of extracurricular activities and actualizes the need for tolerance and understanding of confessionalism and multi-nationality of our country. Classes are planned regarding to the Learning Standards and the historical-cultural standard, which in the list of “difficult questions of history” is introducing “the character of the national policy of the autocracy and its evaluation”. As an example the author shows the summary of extracurricular activities, dedicated to national (Jewish) policy of Alexander II, discusses the legislative act “Regulations of Jews from 1844” (“Regulation on the submission of Jews in cities and counties to the general management, with the destruction of the Jewish kahal”).

Текст научной работы на тему «Система формирования личностных результатов обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного стандарта»

УДК 372.893 ББК 74.26

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

I А.З. Рудман

Аннотация. В статье раскрывается актуальность и важность формирования личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, при изучении истории. В XXI веке результатом образования является познавательс ное и личностное развитие обучающихся в образовательном процессе.

В публикации приводится пример фрагмента внеклассного занятия. Актуализируется необходимость развития у учащихся толерантного отношения и понимания конфессиональности и многонаци-ональности нашего государства. Занятие строится в соответствии с ФГОС основного общего образования и историко-культурного стандарта, где в перечне «трудных вопросов истории» приводится «Характер национальной политики самодержавия и ее оценка». В качестве примера приводится конспект внеклассного мероприятия, посвященного национальной (еврейской) политике Александра II, обсужо 228 дается законодательный акт «Положение о евреях 1844 года» («Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов»).

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, личностный результат, кагал, талмудическое учение, коробочный сбор.

THE SYSTEM OF FORMING PERSONAL RESULTS OF STUDENTS AT THE RUSSIAN HISTORY LESSONS IN LIGHT OF THE HISTORIC AND CULTURAL STANDARD

I A.Z. Rudman

Abstract. The article deals with the relevance and importance of forming personal results of students in accordance with the requirements presented in the federal state educational standards of general education at the lessons

of history. In the XXI century education is the result of students' cognitive and personal development within the educational process.

The article offers an example fragment of extracurricular activities and actualizes the need for tolerance and understanding of confessionalism and multi-nationality of our country. Classes are planned regarding to the Learning Standards and the historical-cultural standard, which in the list of "difficult questions of history" is introducing "the character of the national policy of the autocracy and its evaluation". As an example the author shows the summary of extracurricular activities, dedicated to national (Jewish) policy of Alexander II, discusses the legislative act "Regulations of Jews from 1844" ("Regulation on the submission of Jews in cities and counties to the general management, with the destruction of the Jewish kahal").

Keywords: System-activity approach, personal results, kahal, Talmudic doctrine, tax collection.

Целью современного образования является не только получение знаний, но и познавательное, личностное развитие обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предполагает учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся при построении образовательного процесса. Согласно ФГОС ОО, впервые четко сформулированы требования к личностным образовательным результатам, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Обозначенные во ФГОС ОО личностные результаты раскрываются через характеристики психики обучающегося, его возрастных и психолого-педагогических особенностях и т.д.

Особое внимание в научной литературе при анализе процесса формирования личностных образовательных результатов уделяется проблеме формирования мировоззрения обучающихся, что «вытекает из но-

вых подходов к изучению исторического прошлого, перестройки школьных курсов, основанных на потребностях реформирующегося общества в воспитании подрастающего поколения» [1, с. 4]. Результаты сформированного мировоззрения ученые (философ А. Швейцер, М.П. Арутю-нян, Д.А. Леонтьев, С.А. Никольский, Н.С. Рыбаков, В.Н. Сагатовский, А.Г. Спиркин, А.И. Столетов, Н.С. Розов, Р.Г. Яновский и др.) видят в обретении личностной идентичности, готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельном и независимом определении жизненных целей и выборе будущей профессии.

Необходимо отметить, что личностные, предметные и метапред-метные образовательные результаты не могут быть отделены друг от друга и представляют собой единую конструкцию. Однако в ходе образовательного процесса учитель имеет возможность акцентировать внимание на формировании у обучающих-

229

230

ся той или иной группы образовательных результатов.

ФГОС основного общего образования определяет личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Среди них:

• готовность и способность обучающихся к

— саморазвитию и личностному самоопределению;

— постановке цели и выстраиванию жизненных планов;

— осознанию идентичности в поликультурном социуме [2, с. 4].

• сформированность

— мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— системы значимых социальных и межличностных отношений;

— ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание [там же, с. 4].

• воспитание российской гражданской идентичности: <...> осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа <...>;

• формирование

— осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере <...>;

— коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста < >;

— ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию <...>;

— целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики <...>;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи [2, с. 11].

Современное обучение истории основывается на историко-культурном стандарте, который включает содержательную часть учебной дисциплины «История России», то есть показываются основное содержание исторического материала, примерный перечень «трудных вопросов Истории России». Создана концепция нового учебно-методического комплекса по истории России, который своей главной задачей трактует повышение качества исторического образования современного школьника. Материал историко-культурного стандарта включает, помимо прочего, вопросы, связанные с национальной политикой Московского государства, Российского государства, Российской империи.

Единство образовательного процесса, планомерное включение в него урочной и внеурочной деятельности стало важной чертой современ-

ЕК

ной школы. Урочная деятельность и внеурочные занятия являются равными полноправными частями современной образовательной парадигмы. При формировании обозначенных во ФГОС образовательных результатов важную роль играют внеурочные занятия.

При изучении национальной политики Российской империи обучающиеся знакомятся с политикой Александра II. В рамках исторического кружка целесообразно провести занятие, посвященное данным вопросам.

Например, в школе с национально-культурным компонентом для обучающихся, желающих получить углубленные знания по истории и культуре еврейского народа, было проведено внеурочное занятие по теме «Еврейская политика императора Александра II».

Среди задач, которые решались на этом занятии были следующие:

• дать представление о реформах Александра II и их особенностях;

• развить навыки работы с историческими источниками;

• сформировать умение выделять главное, объяснять смысл понятий и формулировать их определения.

На внеурочном занятии обучающимся предлагалось рассмотреть следующие вопросы:

• Личность Александра II

• Причины реформ Александра II

• Особенности реформ Александра II

• Либеральные реформы в отношении евреев при Александре II.

На занятии использовался разнообразный иллюстративный мате-

риал, например, портрет императора Александра II.

Обучающиеся подготовили подробный доклад с презентацией о личности Александра II. Обсуждение личности императора Александра II начиналось с вопроса: «Какие черты характера Александра II ярко прояА вились в ходе его правления?»

При обсуждении доклада обучающимися рассматривалось детство и юность Александра II через призму влияния В.А. Жуковского на воспитание и становление личности будущего императора. Отмечалось, что Александр II родился в царствоо вание Александра I, который не имел сыновей и вследствие морганатического брака Константина воспринимался всеми как наследник престола.

Один из обучающихся, обсуждая доклад, заметил, что личность Александра II многогранна и неоднозначна, наряду с реформистской деятельностью можно говорить о «двойственной политике» императора: «Политика Александра II, наверное, как и любого правителя, носила противоречивый, неоднозначный характер: экономическое положение России за время его царствования ухудшилось, рос дефицит внешнеторгового баланса и внешний долг, что привело к расстройству денежного обращения и государственных финансов; существовала проблема коррупции».

После обсуждения личности Александра II обучающиеся перешли к обсуждению реформ и их влияния на жизнь национальных меньшинств Российской империи, в частности в отношении еврейского населения.

При изучении этого вопроса рассматривалось новое для обучающих-

231

ся понятие «кагал» и история его появления. В ходе знакомства с фрагментами исторических источников обучающиеся узнают, что кагал — это орган еврейской общины, который решал важнейшие вопросы евреев. Далее на занятии рассматривались факты, подтверждающие уничтожение еврейских кагалов в правление Александра I. Так, 19 декабря 1844 г. вышел законодательный акт «Положение о евреях 1844 года» («Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов») [4, с. 775]. Обучающиеся познакомились с фрагментами императорского указа, в ходе анализа которого выявили важные моменты жизни еврейских общин в Российской империи. Например, были названы факторы отчуждения евреев от общего устройства: внешний вид; огромное количество часов религиозного обучения в ущерб общеобразовательным школам и училищам; засилье кагалов в противовес общему управлению; непререкаемый авторитет раввинов в 232 ущерб авторитету светской власти.

Наибольшие затруднения у обучающихся в ходе анализа были связаны с освоением финансовых сторон жизни еврейских общин Российской империи, а именно, вопросов о том, как шло распределение денежных средства по больницам, синагогам, школам и т.д. Наибольший интерес вызвал вопрос о кагалах, специфике выбора представителей и их обязанностях.

Далее изучались меры, которые были направлены на преодоление факторов отчуждения: это могли быть специальные еврейские училища, программа которых была на-

правлена на светское образование еврейской молодежи; уничтожение кагалов, упорядочение использования средств коробочного сбора; ведение особой платы за ношение длиннополого сюртука.

В ходе беседы для большего понимания мероприятий, проводимых в это время, учащиеся знакомятся с фрагментами документов: «Высочайше утвержденное 19 декабря 1844 года Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов», «Высочайше утвержденное 13 апреля 1835 года Положение о Евреях» и «О евреях», и заполняют хронологическую таблицу. В процессе работы с историческими источниками на занятии учащиеся узнают, что в 1848 г. ношение кипы облагалось налогом, а в 1850 г. было издано высочайшее повеление о запрещении евреям носить национальную одежду. По результатам деятельности евреев разделили по свойству их занятий, на полезных (купцов, ремесленников, земледельцев) и на «не имеющих постоянного производительного занятия» [4, с. 285].

Изучив исторические источники, обучающиеся анализируют результаты, к которым привели данные меры. Так, школьники отмечают, что были созданы «казенные школы» на средства еврейских общин, руководство которыми было отдано христианам, часто совершенно необразованным. Одновременно начались гонения на еврейских «меламедов» (учителей, проповедников). Число школьников-евреев резко сократилось. Расходы на внутриобщинную жизнь также были резко сокращены. Учитель акцентирует внимание школьников

на том, что любые реформы обусловлены острой необходимостью перемен. В период правления императора Александра II потребность в переменах была очевидна и в экономике, и в политике, и в армии, и в судебной системе, и в национальных отношениях.

Раскрыв особенности реформ и их необходимость, обусловленную экономическим, политическим и социальным положением Российской империи в середине XIX века, обучающиеся выходят на более общий вопрос о специфике периода реформ 1856—1881 гг., а именно: отсутствие последовательного плана реформ; сопротивление консервативно настроенных лиц в правительстве; непоследовательность действий; нежелание власти доводить до конца означенные реформы, распространяя их на сферу политической жизни.

Для подготовки к следующему занятию обучающимся было предложено изучить фрагменты источников.

Наблюдатель-современник так оценивал то время:

Фрагмент № 1

«С конца пятидесятых годов началось переселение богатых еврейских купцов в столицы и другие города вне черты оседлости..., а за ними потянулась вереница служащих и доверенных, которые, в свою очередь, привлекали туда родных и знакомых. Таким образом в Петербурге... возникла новая община взамен прежней, управлявшейся николаевскими отставными солдатами. Один из евреев-старожилов так объяснил это отличие: «Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это - Бердичев!..» [5, с. 373].

Фрагмент № 2

«С выходцами из черты оседлости происходила полная метаморфоза: откупщик превращался в банкира, подрядчик - в предпринимателя высокого полета, а их служащие - в столичных денди. Многие вороны напялили на себя павлиньи перья; выскочки из Балты и Конотопа через короткое время считали себя "аристократами" и смеялись над "провинциалами"... Биржа, в которой только что начала развиваться спекуляция ценными бумагами, приводила к расточительности. За всяким эфемерным барышом в несколько сот рублей следовал роскошный обед с товарищами в ресторане у Додона. Образовалась фаланга биржевых маклеров - "зайцев", производивших колоссальные воздушные обороты... Некоторые такими способами составили себе состояние, другие же погибли в этом водовороте... »

Фрагмент № 3.

Приехали в Петербург и два брата, биржевые маклеры, чей отец был шинкарем где-то в захолустье. Дети тратили в столице многие тысячи и звали отца к себе, но он постоянно отказывался.

"У меня тут золотое дело, - говорил он. - Вот, например, селедка, она стоит всего лишь две копейки, а я ее разрезаю на восемь кусков и каждый продаю по копейке. А базарный день! Случается, что я впускаю двадцать крестьян спать на полу и получаю по две копейки с человека, а то и по три! И кто знает, не придется ли мне еще помогать моим детям?!.."»

Обучающимся были предложены следующие вопросы:

233

234

1. Современник пишет, что с конца 1850-х гг. XIX века богатым евреям разрешили переселяться в столичный города для проживания и деловых нужд. Как Вы думаете, с чем это связано? Как менялась политика Александра II в сопоставлении с политикой прежнего императора?

2. Что хотел сказать один из евреев-старожилов, отмечая: «Что прежде был Петербург? Пустыня. А теперь же это — Бердичев!..»

3. Почему с людьми, выехавшими из черты оседлости, происходили такие метаморфозы? С какими законодательными документами Александра II это связано?

В ходе занятия обучающиеся продемонстрировали хорошее знание материала о национальной политике Александра II, о положение евреев в середине и второй половине XIX века. Наибольшие сложности были связаны с финансовыми и административными вопросами, особый интерес вызвали изменения статуса евреев, их политические и гражданские аспекты.

Отвечая на вопрос о смене статуса и права на изменение места жительства, учащиеся смогли связать эти процессы с развитием законодательства: евреи получили больше возможности для занятия предпринимательской и иной деятельностью, направленной на улучшение своего благосостояния. В свою очередь, старшее поколение понимало всю важность образования и отправляло еврейскую молодежь учиться и «обрастать» необходимыми связями.

При этом, как замечают обучающиеся, политика Александра II направлена на ассимиляцию еврейского населения, приобщение в том чис-

ле, к православной культуре, поощрялось стремление евреев принимать христианство.

Работая с фрагментами исторических источников, воспоминаниями очевидцев и современников, законами и указами правителей в отношении евреев, обучающиеся воссоздают картину исторического прошлого народа, который был рассеян по всему миру и активно ассимилировался в той стране, в том обществе, в котором жил.

После рассмотрения политики Александра II обучающиеся сравнию вали национальную политику двух императоров: Николая I и Александра II. Школьники называли осново ные мероприятия второй четверти XIX века и проводили исторические параллели середины и второй половины XIX века, как то: дети-кантот нисты и отмена при Александре II института кантонистов, уравнение евреев в правах с остальными подданными империи в вопросах рекрутского набора. Характеризуя политику Николая I в отношении евреев, учащиеся называли время его правления годами жесточайших преследований и усиления гнета.

Данное внеклассное мероприятие продолжает цикл занятий, посвященных истории еврейского народа.

Учителем был разработан цикл занятий, посвященный истории евреев в Российской империи, начиная с правления Екатерины II. Это связано с важностью для изучения национальной политики процессов, происходящих во второй половине XVIII — второй половине XIX века. В настоящее время достаточно мало материалов, посвященных национальной по-

литике Российской империи в отношении еврейского населения.

Данный урок непосредственно направлен на:

• осознание своей этнической принадлежности (работая с текстом — Положение о евреях 1844 г.; заданием - объясните важность принятия мер на преодоление факторов отчуждения, которые были приняты в годы правления Александра II);

• усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к иноверцам, к истории, культуре, религии других народов, населяющих территорию Российской империи.

Опосредованно в ходе урока осуществляется:

• освоение учащимися социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Современные специалисты в области теории оценки обращают внимание на то, что личностный результат можно диагностировать, но нельзя подвергать оценке.

Диагностировать степень сфор-мированности личностных результатов у девятиклассников позволяют следующие задания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Как Вы относитесь к тому, что с Вами в классе учатся ученики раз-

ных национальностей, разных конфессий?»

«Сформулируйте свое отношение

к положению конституции: ..... Мы,

многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле... Как Вы понимаете это утверждение?»

Формирование личностных результатов обучающихся на уроках истории России в свете историко-культурного стандарта должно носит не случайный, а системный характер, и быть направлено на формирование общего единого пространства в различных его аспектах, в том числе религиозном.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сорокин, А.А. Формирование знаний о цивилизации и культуре в курсах отечественной истории и обществознания: монография [Текст] / А.А. Сорокин. - М.: Известия, 2010. - 175 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения: 10.01.2017).

3. Высочайше утвержденное 19 декабря 1844 года Положение о подчинении Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением Еврейских кагалов // ПСЗРИ. Собрание второе. Т. 19. Отд. первое. 1844. - СПб., 1845. - С. 887-890; Свод законов о состояниях. Кн. 1. Разд. 5. О состоянии инородцев. Гл. 2 // Свод законов Российской Империи. - Т. 9. - Ст. 775.

4. Энгель, В.В. Эпоха «великих реформ». Еврейская политика императора Александра II [Текст] / В.В. Энгель // Курс лекций по истории евреев в России. - М., 1985.

5. Кандель, Ф.С. Очерки времен и событий из истории российских евреев. Т. 2. Очерк IX [Текст] / Ф.С. Каедель. - Иерусалим, 1988.

6. Найденова Н.Н. Измерение ключевых компетенций в национальных стандартах

235

школьного образования [Текст] / Н.Н. Найденова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2013. - № 3 (12). - С. 98-107.

REFERENCES

1. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija, available at: http://minobrnauki.rf (accessed: 20.01.2017). (in Russian)

2. Jengel V.V., "Jepoha "velikih reform". Evre-jskaja politika imperatora Aleksandra II", in: Kurs lekcij po istorii evreev v Rossii, Moscow, 1985. (in Russian)

3. Kandel F.S., Ocherki vremjon i sobytij iz istorii rossijskih evreev, Vol. 2, Ocherk IX, Ierusalim, 1988. (in Russian)

4. Naidenova N.N., Izmerenie klyuchevykh kom-petentsii v natsionalnykh standartakh shkol-

nogo obrazovaniya, Otechestvennaya i zaru-bezhnaya pedagogika, 2013, No. 3 (12), pp. 98-107. (in Russian)

5. Sorokin A.A., Formirovanie znanij o civili-zacii i kulture v kursah otechestvennoj istorii i obshhestvoznanija: monografija, Moscow, 2010, 175 p. (in Russian)

6. "Vysochajshe utverzhdennoe 19 dekabrja 1844 goda Polozhenie o podchinenii Evreev v goro-dah i uezdah obshhemu upravleniju, s unich-tozheniem Evrejskih kagalov", Polnii Svod Zakonov Rossiiskoi Imperii, Sobranie vtoroe, Vol. 19, Otdelenie pervoe, 1844, St. Petersburg, 1845, pp. 887-890; "Svod zakonov o sos-tojanijah, Kniga 1, Razdel 5, O sostojanii inorodcev, Glava 2", in: Svod zakonov Rossijskoj Imperii, Vol. 9, Statia 775. (in Russian)

Рудман Анна Зольевна, аспирантка, кафедра методики преподавания истории, обществозна-ния и права, Институт гуманитарных наук и управления, Московский городской педагогический университет, channy@mail.ru Rudman A.Z., Post-graduate Student, Methods of Teaching History, Social Science and Law Department, Institute of Humanities and Management, Moscow City Pedagogical University, channy@mail.ru

236

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.