Научная статья на тему 'Система формирования корпоративной отчетности'

Система формирования корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспина Р. Г.

Рассматривается новая концепция корпоративной отчетности и ее влияние на принятие кардинальных решений корпоративного управления, определены качественные характеристики и элементы формирования корпоративной отчетности, делающей ее полезной для инвесторов и кредиторов, раскрыты тенденции в сфере экономики, влияющие на процесс формирования финансовой отчетности российских корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система формирования корпоративной отчетности»

Каспина Р.Г.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассматривается новая концепция корпоративной отчетности и ее влияние на принятие кардинальных решений корпоративного управления, определены качественные характеристики и элементы формирования корпоративной отчетности, делающей ее полезной для инвесторов и кредиторов, раскрыты тенденции в сфере экономики, влияющие на процесс формирования финансовой отчетности российских корпораций.

Достоверность, оперативность финансовой информации являются основой повышения эффективности управления корпорациями. Системы российской бухгалтерской отчетности не отвечают в полной мере функциям, необходимым топ-менеджерам, инвесторам и кредиторам для принятия эффективных решений. Нерешенной проблемой является также формат отчетности, удобный и полезный для всех ее пользователей. В этой связи решению этих проблем должна способствовать новая концепция корпоративной отчетности.

В соответствии с этой концепцией корпоративная отчетность представляет собой систему показателей, отражающих деятельность корпорации за определенный период. Она является инструментом наблюдения и контроля собственниками, инвесторами и другими пользователями за работой корпорации. Система показателей определяется исходя из их интересов, которые могут быть различными.

Определим следующие качественные характеристики корпоративной отчетности, которые делают финансовую информацию полезной для большинства инвесторов, кредиторов и других пользователей.

Прежде всего речь должна идти о классическом принципе уместности информации. Финансовая информация является уместной, если инвесторы и кредиторы принимают различные решения и эта информация помогает оценить прошлые, настоящие и предстоящие события компании, предсказать параметры будущей деятельности, скорректировать ожидаемые действия. Уместность включает в себя понятие предсказываемой стоимости, обратной связи и своевременности. Информация уместна тогда, когда она способствует принятию различных решений.

Важную роль играет своевременность представления отчетных данных. Своевременность означает обеспечение финансовой информацией пользователей, принимающих решения, когда они нуждаются в такой информации и пока информация не потеряла способность влиять на эти решения. Следует констатировать, что исторически финансовая отчетность не обеспечивала своевремен-

ную, уместную информацию для инвесторов и кредиторов для принятия решения об инвестициях. Поэтому для улучшения своевременности финансовой информации были предложены диалоговые, в реальном времени электронные финансовые отчеты, составляемые при помощи коммерческого языка представления отчетности (XBRL).

Не меньшее значение имеет надежность информации. Финансовая информация надежна, когда инвесторы и кредиторы используют ее для отражения экономических условий или событий. Надежность является мерой правдивости и объективности корпоративных отчетов и гарантирует пользователям, что информация является точной и полезной.

Главную ценность любой информации составляют ее достоверность и правдивость. Данные достоверны, если пользователи, используя различные подходы, приходят к единому заключению относительно конкретных показателей отчетности. Правдивость означает, что данные, представленные в отчетности, соответствуют действительности.

Помимо вышеуказанных принципов формирования отчетной информации корпораций важное значение имеют ее нейтральность, сопоставимость, существенность и прозрачность. Финансовая информация высокого качества обязана быть нейтральной в том смысле, что она должна быть свободной от предвзятостей, и управлению компанией при выборе методов учета следует выбрать тот, который отвечает экономической реальности.

Корпоративная отчетность более, чем какая-либо другая, требует единых стандартов для измерения, определения и раскрытия информации. Представляемая информация считается полезной для принятия решений, если инвесторы и кредиторы могут сравнить эту информацию с подобной информацией о других компаниях или информацией этой же компании за другой временной период. Сопоставимость информации повышает потребительную стоимость информации и уместность корпоративной отчетности.

Суммы, отражаемые и раскрываемые в отчетности, должны быть существенными, если

они влияют на тех, кто принимает решения. Существенность влияет на качество, целостность и надежность корпоративной отчетности.

Финансовая информация высокого качества должна быть прозрачной в том смысле, что она обеспечивает полное раскрытие сделок, финансовые условия и результаты деятельности компании. Прозрачность позволяет инвесторам и кредиторам и другим пользователям получить правильную информацию и удостовериться, что она является не только фактической, но и объективной. Чем более прозрачен процесс составления корпоративной отчетности, тем легче получить и оценить природу и качество отчетов корпорации.

Формирование российской корпоративной отчетности надежной и свободной от неправильных суждений может быть, по нашему мнению, только при хорошо сбалансированной системе функционирования корпоративного управления. Система включает шесть групп: совет директоров, аудиторский комитет, команду топ-менеджеров (высшего уровня управления), внутренних аудиторов, внешних аудиторов и регулирующие органы, включая Федеральную комиссию по ценным бумагам, Институт профессиональных бухгалтеров и фондовую биржу. Эти группы составляют основу корпоративного управления и надежных финансовых отчетов. Хорошо налаженные отношения между вышеуказанными группами должны уменьшить вероятность мошенничества при составлении отчетности. Таким образом, за правдивость, достоверность и нейтральность информации, на наш взгляд, должны нести ответственность команда топ-менеджеров, совет директоров и аудиторский комитет. Кроме того, аудиторский комитет должен взаимодействовать с внешними аудиторами по вопросам качества финансовых отчетов. Представляется, что процесс формирования корпоративной отчетности высокого качества должен совершенствоваться следующим образом:

- совету директоров следует признавать приоритетность и первостепенность финансового учета и отчетности для акционеров;

- аудитор должен смотреть на совет директоров как на клиента;

- совет директоров и его аудиторский комитет вправе ожидать, а аудитор должен представлять описание реального состояния корпоративной отчетности компании.

Таким образом, активное взаимодействие совета директоров, аудиторского комитета, команды топ-менеджеров, внутренних и внешних ауди-

торов и регулирующих органов будет благоприятствовать улучшению процесса составления корпоративной отчетности высокого качества.

Корпорациям, акции которых допущены к обращению на фондовой бирже согласно МСФО, необходимо публиковать следующие отчеты:

- отчет о финансовом состоянии (баланс);

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет о движении денежных средств.

Кроме того, публикуется отчет об изменении собственного капитала, приложение к корпоративной отчетности, заключение аудитора, сопоставимый сжатый отчет за 5 лет по ключевым финансовым показателям, результаты обсуждения и анализ деятельности высшими топ-менеджерами корпорации, анализ цен на акции, а также другая финансовая и нефинансовая информация.

Корпоративную отчетность пользователи информации могут получить в виде подтвержденной копии в самой компании или в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также в электронном виде через Интернет. Представляет интерес такая система представления информации корпоративной отчетности, применяемая в США под названием EDGAR. Это система сбора, сверки, индексирования и получения финансовой информации, обязательной для корпораций. Основная цель этой системы повысить достоверность и эффективность рынка капитала в целях увеличения доходов инвестора в корпорациях. Она осуществляется через процесс сбора информации посредством агенств, которые принимают, распространяют и анализируют корпоративную отчетность.

Обратимся к практике США. При формировании корпоративной отчетности главным обстоятельством всегда является отражение благоприятных финансовых результатов, показывающих благополучную деятельность корпорации. В тех случаях, когда корпорации имеют неблагоприятные финансовые результаты, они могут выбрать один из следующих альтернативных вариантов:

- представить неблагоприятные финансовые результаты в соответствии с общепринятыми учетными принципами, т. е. сказать правду;

- нарушить общепринятые учетные принципы, для того чтобы представить более благоприятные финансовые результаты, т. е. слукавить;

- вступить в мошеннические финансовые операции для того, чтобы приукрасить финансовые результаты, т. е. солгать.

Выбор первого варианта альтернативы ставит под сомнение финансовую и экономическую законность действий фирмы и может закончиться менее благоприятным доступом к финансовым ресурсам.

Выбор второго варианта альтернативы заставляет корпорацию подвергать риску свою стратегию по формированию корпоративной отчетности отклоняться от общепринятых учетных принципов, для того чтобы представить более благоприятные финансовые результаты. Корпорация может получить модифицированное аудиторское заключение, которое может уменьшить доступ корпорации к финансовым ресурсам, необходимым для выживания. Это доказано эмпирическими исследованиями [1].

Третий вариант альтернативы предопределяет вступление корпорации в мошеннические операции с целью отражения благоприятных финансовых результатов. В этом случае корпорация умышленно осуществляет незаконные действия, для того чтобы увести пользователей финансовой информации от реального представления дел в корпорации. Иногда этот обман скрывается от аудиторов, следовательно, отчетность представляется в искаженном виде. Таким образом, нетрудно сделать вывод, что нехватка разумного корпоративного управления рассматривается как важный фактор, способствующий мошенничествам с корпоративной отчетностью.

Некоторые американские экономисты, например профессор Ш. Сандер, рассматривают корпорацию как набор контрактных отношений с широким спектром участников, включая акционеров, кредиторов, продавцов, покупателей-,служащих, правительственных организаций и аудиторов [2]. Вместе с тем позволим себе не согласиться с проф. Ш. Сандером, поскольку он приводит однородный анализ корпорации как набора контрактов, не принимая во внимание корпоративное управление. Участники контракта преследуют свои цели и продолжают свои контрактные отношения с корпорацией до тех пор, пока существуют определенные цели или совместный интерес. Например, акционеры и кредиторы вкладывают в корпорацию капитал и требуют ожидаемый процент дохода по своим инвестициям. Продавцы обеспечивают покупателей товарами, услугами, техникой и материалами в обмен на платежи. Покупатели платят наличные денежные средства за полученные товары и услуги. Служащие обеспечивают трудом, навыками и услугами и ожидают получить

компенсацию за свои усилия. Общество в целом и правительство создают окружающую среду, в которой корпорации реализуют свою общественные функции и отвечают по налоговым обязательствам. Участники контрактов ожидают стимула, для того чтобы продолжить отношения с корпорацией. Корпорации, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться, для того чтобы удовлетворить участников контрактов, либо подрядчики могут наложить ограничения, санкции и в конечном итоге приостановить их контракты, которые будут разрушительными для выживания корпорации.

В то же самое время корпоративное управление ответственно за сбор, управление, усиление, модификацию, мониторинг и сохранение контрактного набора корпорации. Участники контрактов имеют разнообразие стимулов. Корпоративное управление должно разработать систему проверок, которые позволят: точно измерить вклад участников; правильно определить сумму стимулов; адекватно руководить справедливым распределением стимулов; рассмотреть требования и условия контрактных взаимоотношений между всеми агентами; раскрыть надежную, уместную и полезную финансовую информацию для того, чтобы участники приняли правильные решения.

Таким образом, одной из основных обязанностей корпоративного управления является способность представления корпоративных отчетов всем участникам, особенно инвесторам и кредиторам.

Корпорации посредством приобретения капитала у инвесторов и кредиторов, далеких от операций корпорации, предъявляют новые требования к корпоративному управлению. Набор стандартов издается для корпораций для того, чтобы внести уверенность в то, что корпоративное управление защищает инвесторов и кредиторов, т. е. инвестиционные интересы. Применяемые стандарты по бухгалтерскому учету вписываются в систему управления, но в то же время ограничивают его свободу действий в части измерения, определения и раскрытия событий и сделок с агентами контрактных отношений. Эффективные и активные рынки капитала предопределяют, что инвесторы, как акционеры, так и держатели облигаций, доверяют процессу составления корпоративной отчетности, обеспечивающему их полезной, уместной, надежной информацией о результатах деятельности, денежных потоках, перспективах компании. Рынок капитала США характеризовался самым

долгим экономическим ростом и процветанием в течение 1990-х годов. Более одной трети богатства нации было вложено в рынки капитала, которые в совокупности имели стоимость в 15 триллионов долларов, более 80 миллионов инвесторов высказали свое доверие и уверенность этим рынкам капитала, считая их самыми эффективными и ликвидными в мире [3].

Линн Тернер, главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам, считает, что рынки и их участники завоевали уверенность инвесторов посредством качества информации, а доверие посредством бдительного и активного корпоративного управления [4].

Система формирования корпоративной отчетности представляет собой сложный процесс, который находится под влиянием разнообразных факторов, включая технологические, политические, культурные, экономические и другие. Основными элементами системы формирования корпоративной отчетности являются: а) компании;

б) независимые профессиональные бухгалтеры;

в) органы надзора. Необходимо принимать во внимание тот факт, что топ-менеджеры играют важную роль в системе формирования корпоративной отчетности. Они прежде всего ответственны за правдивое представление корпоративной отчетности, соответствующей установленным критериям, известным как стандарты отчетности. Правдивость и качество корпоративных отчетов влияет на обязательства и намерения управленцев в подготовке и распространении на-дежной,уместной и полезной информации о финансовом положении компании, результатах деятельности, денежных потоках. Совет директоров и его аудиторский комитет наблюдают за процессом формирования корпоративной отчетности, несмотря на то, что бухгалтерия фактически готовит корпоративные отчеты. Важным в этой связи является высказывание профессиональными бухгалтерами профессионального суждения относительно финансового состояния, результатов деятельности компании и соответствия их принципам бухгалтерского учета.

Проанализировав опыт и практику комиссии по ценным бумагам и биржам в нашей стране и за рубежом, полагаем, что необходимо разработать модель российской корпоративной отчетности для того, чтобы обеспечить инвесторов и кредиторов полезной, надежной, уместной, сопоставимой, последовательной и прозрачной информацией, необходимой для принятия правильных решений. Команда управленцев, особенно главный бухгалтер, ответственна

за предоставление правдивой корпоративной отчетности. Годовые отчеты корпораций, подготовленные для собрания акционеров, по нашему мнению, должны содержать помимо баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств также следующую информацию за последние три года:

- выборку по квартальной отчетности;

- итоги деятельности за последние пять лет;

- сегментную информацию;

- анализ финансового положения и результатов деятельности;

- количественные и качественные раскрытия информации относительно рисков, связанных с рынком капитала;

- рыночную цену акций за каждый квартал за последние два года;

- описание деятельности компании.

В качестве важной проблемы следует назвать разрыв между финансовой информацией, представленной в корпоративной отчетности, и информационной необходимостью участников рынка капитала. В последние годы были высказаны замечания и критические точки зрения в части увеличения разрыва между потребностями в информации инвесторов и кредиторов и информацией, представленной в корпоративной отчетности.

Так, американские экономисты Анадаражан, Кляйнман и Палмон утверждают, что существует ожидаемый разрыв между потребностями пользователей и приоритетами составителей финансовой отчетности [5]. По их мнению, пользователи финансовой отчетности, в частности инвесторы и кредиторы, не получают информацию, необходимую для принятия экономических решений. Ана-даражан видит три причины:

- недостатки в стандартах проведения аудита и представления отчетности;

- нехватка мотивации для полного соответствия этим стандартам;

- недостаточная финансовая грамотность пользователей информации.

Перечисленные факторы увеличивают разрыв в ожиданиях между составителями и пользователями корпоративных отчетов. К примеру, стандарты бухгалтерского учета и аудита не отражают новое направление использования электронных корпоративных отчетов, не позволяют судить, насколько электронная отчетность содержит достоверную и надежную информацию. Такое упущение создает прецедент для управления компанией представлять неточные корпоративные отчеты.

В качестве важной проблемы следует выделить проблему управления доходами, которую Шипер характеризует как «целевое вторжение во внешний процесс составления корпоративной отчетности с целью достижения частной цели» [6]. Проф. Я.В. Соколов считает, что бухгалтерский учет ведется людьми ради лиц заинтересованных в нем, а предмет бухгалтерского учета не «дан», а задан ему интересами лиц, участвующих в хозяйственных процессах [7].

Команды топ-менеджеров могут манипулировать представленными в отчете доходами, используя широкий перечень технических инструментов, таких как изменение методов бухгалтерского учета, бухгалтерских оценок, временного периода, метода признания дохода.

Исследование, проведенное Pricewaterhouse Coopers, обнаружило, что текущие модели составления финансовой отчетности не отвечают потребностям инвесторов, поскол ьку неправильным образом измеряют и признают стоимость нематериальных активов, уделяя значительно больше внимания материальным [8].

Мы поддерживаем мнение Анадаражана, утверждающего, что текущие финансовые модели являются более подходящими для производственной экономики, чем для цифровой экономики, в первую очередь потому, что они основаны на исторической стоимости [9].

Из всего предшествующего вытекает, что следует выделить три важные тенденции в сфере экономики, которые существенным образом повлияли на процесс формирования финансовой отчетности. К ним, во-первых, относится Интернет, который сделал недорогими подготовку и распространение информации. Во-вторых, глобализация, оказавшая значительное влияние на бизнес по всему миру и создавшая глобальную конкуренцию. В-третьих, концентрация власти в крупных совместных и пенсионных фондах с огромной властью над топ-менеджерами корпораций.

Анализируя особенности современных изменений в экономике, нетрудно прийти к выводу, что глобализация и технологические преимущества изменили способы формирования корпорациями акционерной стоимости. Историческая стоимость, на которой основывается процесс составления корпоративной отчетности, не отвечает потребностям пользователей финансовой отчетности, особенно инвесторов и кредиторов. Текущая модель корпоративной отчетности основана на исторической стоимости и ориентируется на материальные активы в большей степени, чем на нематериальные. Они являются важными экономическими ресурсами для многих организаций и занимают все большую долю в объеме всех активов корпорации.

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что существующая система подготовки корпоративной отчетности не отвечает потребностям сегодняшней динамической, глобальной окружающей среды. Новая модель представления корпоративной отчетности должна фокусировать внимание на представлении футуристической, уместной информации, построенной на непрерывной основе, т. е. фиксирующей не только то, что произошло, но и позволяющей изучить перспективы корпорации. Технологии, основанные на Интернете, дают информационным системам возможность анализировать и распространять информацию в режиме он-лайн и реального времени. Инвесторы и кредиторы могут быстро и в электронном виде получить информацию. В настоящее время Интернет и глобализация дают право инвесторам использовать информацию он-лайн и в режиме реального времени. Следовательно, инвесторы могут оперативно использовать как финансовую, так и нефинансовую информацию для принятия инвестиционных решений. Для улучшения уместности и полезности корпоративной отчетности требуется дифференцированный подход к формату представления отчетности разным пользователям.

Список использованной литературы:

1. Bamber E.M and R. Stratton. 1977. The Information Content of the Uncertainty-Modified Audit Report: Evidence from Bank Loan Officers. Accounting Horizons (June): 1-11.

2. Sunder S. 1977. Theory of Accounting and Control. Cincinnati: Southwest College Publishing.

3. Turner L.E. 2000. Accounting Irregularities 11: What's an Audit Committee to Do? Speech by Chief Accountant of U.S. Securities and Exchange Commission, New York. N.Y. (October).

4. Там же.

5. Anandarajan A., G. Kleinman and D. Palmon. 2000. Investors'Expectations and the Corporate Information Disclosure Gap: A Perspective. Research in Accounting Regulation (Vol. 14): 246-260.

6. Schipper K. 1989. Commentary on Earnings Management. Accounting Horizons (3): 91-102.

7. Я.В. Соколов. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Ф и С, 2000,стр. 41.

8. Pricewaterhouse Coopers. 2000. High Tech CEOs Current Financial Reports Undervalue Their Companies.

9. Anandarajan A., G. Kleinman and D.Pulmon. 2000. Investors'expectations and the Corporate Information Disclosure Gap: A Perspective. Research in Accounting Regulation (Vol. 14):246-260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.