Научная статья на тему 'Система формирования информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании'

Система формирования информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНЕВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / INFORMATION COMPETENCE / LEVEL OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богатенков Сергей Александрович

Предложена система формирования информационной компетентности уровневого профессионально-педагогического образования, отличающаяся учетом требований современного информационного общества. Для каждого уровня определен «портфель» информационных компетенций и модули информационной дисциплины. Система позволяет планировать формирование информационной компетентности в зависимости от базового образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатенков Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Competence Forming System in Level Professional Pedagogical Education

The system of information competence forming of level professional pedagogical education taking into account the requirements of modern information society is considered in the article. "Portfolio" of information competences is defined for each level, as well as the information disciplines modules. The system allows to plan the information competence forming depending on the basic education.

Текст научной работы на тему «Система формирования информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 004+37 ББК 32.97+74

Богатенков Сергей Александрович

кандидат технических наук, доцент

кафедра экономики, управления и права Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Bogatenkov Sergey Alexandrovich Candidate of Technology,

Assistant Professor Chair of Economics, Management and Law Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Система формирования информационной компетентности в уровневом профессионально-педагогическом образовании Information Competence Forming System in Level Professional Pedagogical Education

Предложена система формирования информационной компетентности уровневого профессионально-педагогического образования, отличающаяся учетом требований современного информационного общества. Для каждого уровня определен «портфель» информационных компетенций и модули информационной дисциплины. Система позволяет планировать формирование информационной компетентности в зависимости от базового образования.

The system of information competence forming of level professional pedagogical education taking into account the requirements of modern information society is considered in the article. "Portfolio" of information competences is defined for each level, as well as the information disciplines modules. The system allows to plan the information competence forming depending on the basic education.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетентность, уровневое профессионально-педагогическое образование

Key words: competence approach, information competence, level of professional pedagogical education.

Начиная с последних десятилетий прошлого века, во всех сферах деятельности активно применяются информационные и коммуникационные технологии. В образовании внедряется электронное обучение, основанное на применении дистанционных технологий [1]. Более чем на 80% предприятий России используются программные комплексы «1С: Предприятие» для решения экономических задач и задач управления предприятием [2]. На машиностроительных предприятиях применяются системы автоматизированного проектирования

технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов [3]. Современное производство оснащается автоматизированными системами управления технологическими процессами. На энергоемких предприятиях внедряются автоматизированные системы учета электроэнергии и энергоносителей. Более чем на 1000 предприятий России эксплуатируется комплекс технических средств «Энергия» [4].

Однако уровень информационной компетентности профессиональнопедагогических кадров отстает от требований современного информационного общества. Президент России Дмитрий Медведев, выступая 17 июля 2008 года в Петрозаводске на заседании президиума Госсовета «О реализации стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» отметил, что в настоящее время недопустим низкий уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих. Для решения этой проблемы Дмитрий Медведев предлагает ввести непрерывное обучение госслужащих, выработать и использовать критерии оценки их компьютерной грамотности во время периодической аттестации, предусмотренной законом. «Я вообще хотел бы сказать, что чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать. А стало быть, должен искать себе иное место приложения труда. Или учись, или, что называется, «до свидания». Мы же не принимаем на работу людей, которые не умеют читать и писать. Владение компьютером сегодня - это то же самое», - заявил Дмитрий Медведев.

В настоящий момент для всех российских профессиональных образовательных учреждений актуальным становится переход от действующих основных образовательных программ (ООП), реализующих государственные образовательные стандарты (ГОС) профессионального образования второго поколения, к новому поколению ООП, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) профессионального образования. Ведущая роль в проектировании ООП уровневого профессионально-педагогического образования принадлежит Учебно-методическому объединению по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО) и его базовому вузу Рос-

сийскому государственному профессионально-педагогическому университету (РГППУ). В монографии профессорско-преподавательского коллектива РГППУ [5] проанализированы требования ФГОС высшего и среднего профессионального образования и выявлена их роль в развитии уровневого профессиональнопедагогического образования, а также определены пути их реализации при разработке ООП.

Компетентностный подход предполагает переориентацию всего образовательного процесса на обучаемого. Именно этим обстоятельством определяется обязательность этапа выделения «портфеля» компетенций, которые в дальнейшем войдут в компетентностную модель выпускников всех ступеней (уровней) высшего образования. Компетенции выступят «ядром» государственных образовательных стандартов нового поколения, смещаемых в сторону результатов образования. Реализация ФГОС, выстроенных в компетентностном формате и регламентирующих не содержание образования, а требования к структуре, результатам освоения ООП и условиям их реализации, дает вузам свободу при формировании ими своих образовательных программ в ответ на запросы работодателей и возможность построения гибких, модульных учебных планов. Все это влечет за собой практически полное изменение нормативных документов, определяющих деятельность вузов от организации приема абитуриентов до итоговой аттестации выпускников [5, с.332].

Анализ примерного учебного плана подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» [5, с. 437 - 439], показал, что бакалавр по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» способен только осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности, имея элементарные навыки самостоятельной работы на компьютере. Поэтому он неспособен работать в условиях широкого применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и образовании по причине недостаточного уровня своей информационной компетентности.

Такое положение связано с отсутствием системы формирования информационной компетентности уровневого ППО, основанной на требованиях современного информационного общества к информационной компетентности выпускника каждого уровня и направления подготовки.

Кроме того, при различном базовом образовании выпускников возникают трудности планирования формирования информационной компетентности

Автором предлагается система формирования информационной компетентности уровневого ППО, отличающаяся учетом требований современного информационного общества. Для каждого уровня ППО определен «портфель» информационных компетенций и модули информационной дисциплины. Система позволяет планировать программу формирования информационной компетентности в зависимости от базового образования выпускника.

На основе анализа современного развития информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности и образовании целесообразно распределять информационные компетенции в зависимости от требований к подготовке выпускника каждого уровня профессиональнопедагогического образования (ППО) (таблица 1).

Таблица 1

Распределение компетенций по уровням ППО

Уровень ППО Информационные компетенции

1. Школа и НПО ♦♦♦ способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки)

2. СППО 2.1. Профес. 2.2. Педагог. ♦♦♦ способность применять методы автоматизации документооборота в профессиональной деятельности; ♦♦♦ способность применять методы автоматизации документооборота в образовании

3. Бакалавр 3.1. Профес. 3.2. Педагог. ♦♦♦ способность применять, искать и адаптировать информационные системы и технологии к профессиональной деятельности; ♦♦♦ способность применять, искать и адаптировать дистанционные технологии в образовании

4. Магистр 4.1. Профес. 4.2. Педагог. ♦♦♦ знание проблем внедрения информационных систем и технологий в профессиональной деятельности и умение их решать; ♦♦♦ знание проблем внедрения дистанционных технологий в образовании и умение их решать

Для формирования каждой информационной компетенции необходимо разработать соответствующий модуль (таблица 2) и реализовать его в рамках дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности и образовании» в соответствии с требованиями к информационной компетентности выпускника уровневого профессиональнопедагогического образования.

Таблица 2

Распределение модулей по уровням ППО

Уровень ППО Название модуля

1. Школа и НПО 1. Курс подготовки пользователя персонального компьютера

2. СППО 2.1. Проф. 2.2. Педаг. 2. Автоматизация документооборота в профессиональной деятельности 3. Автоматизация документооборота в образовании

3. Бакалавр 3.1. Профес. 3.2. Педагог. 4. Информационные технологии в профессиональной деятельности 5. Информационные технологии в образовании

4. Магистр 4.1. Профес. 4.2. Педагог. 6. Информационные и коммуникационные технологии в науке 7. Информационные и коммуникационные технологии в образовании

В таблице 3 представлено распределение модулей формирования информационной компетентности на каждом уровне ППО. Таблица позволяет планировать процесс формирования информационной компетентности абитуриента с любым базовым образованием. Для выпускников каждого уровня цифрой «1» обозначены модули достигнутой информационной компетентности, цифрой «2» - те модули, которые необходимо сдать для получения диплома бакалавра ППО, цифрой «3» - те модули, которые необходимо сдать для получения диплома магистра ППО.

Таблица позволяет определить необходимые модули для студентов с профессионально-педагогическим базовым образованием, а также для выпускников школ. Например, для получения зачета по информационной дисциплине выпускнику школы или НПО, обучающемуся на бакалавра ВППО, необходимо сдать зачет по модулям 2-5. Выпускнику СППО достаточно сдать зачет по модулям 4 и 5.

Таблица 3

Распределение модулей по уровням ППО

Базовый уровень Модули

образования 1 2 3 4 5 6 7

1. Школа или НПО 1 2 2 2 2 3 3

2. СППО 1 1 1 2 2 3 3

2.1. Профессиональное 1 1 2 2 2 3 3

2.2. Педагогическое 1 2 1 2 2 3 3

3. бакалавр 1 1 1 1 1 3 3

3.1. Профессиональное 1 1 2 1 2 3 3

3.2. Педагогическое 1 2 1 2 1 3 3

Кроме того, таблица позволяет определить необходимые модули для студентов с профессиональным или педагогическим базовым образованием. Например, для получения зачета по информационной дисциплине выпускнику среднего профессионального образования, обучающемуся на бакалавра ВППО, необходимо сдать зачет по модулям 3, 4, 5. Выпускнику среднего педагогического образования необходимо сдать зачет по модулям 2, 4, 5.

Проведенное исследование позволяет отметить, что разработанная система является инструментом формирования информационной компетенции выпускников уровневого профессионально-педагогического образования и обеспечивает эффективную реализацию рассматриваемого процесса для студентов с различным базовым образованием. Особенность разработанной системы заключается в поэтапном формировании информационной компетентности будущих выпускников в условиях комплексного использования информационнокоммуникационных технологий в уровневом профессионально-педагогическом образовании.

Библиографический список

1. Богатенков, С.А. Электронное обучение: особенности внедрения: монография / С.А. Богатенков. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2006. - 67 с.

2. Богатенков, С.А. Практикум по работе с конфигурацией «1С: Предприятие. Управление торговлей. Версия 8»: учебное пособие/ С. А. Богатенков, Д.С. Богатенков; Челябинск: Челябинский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 118 с.

3. Системы автоматизированного проектирования технологических процессов, приспособлений и режущих инструментов. Учебник для вузов по спец. «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструменты». - М.: Машиностроение, 1988.-352 с.

4. Сайт предприятия «Энергоконтроль» - [Электронный ресурс]

http://www.energocontrol.ru (Дата обращения 20.01.2012)

5. Романцев, Г.М. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография / Г.М.Романцев, В.А.Федоров, И В.Осипова, О.В.Тарасюк; Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. Ун-та, 2011. - 545 с.

Bibliography

1. Bogatenkov, S.A. E-Learning: Features of Introduction: Monograph / S.A. Bogatenkov. -Chelyabinsk: "Education", 2006. - 67 p.

2. Bogatenkov, S.A. Workshop on Working with 1C Configuration of: Enterprise. Trade Management. Version 8: Study Guide / S.A. Bogatenkov, D.S. Bogatenkov, Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute (Branch) of RSTEU, 2010. -118 p.

3. Business Website "Energokontrol" [Electronic Resource] . - Access Mode:

http://www.energocontrol.ru (Application date 20.01.2012).

4. Computer-Aided Design Processes, Tools and Cutting Tools: Textbook for Higher Schools "Mechanical Engineering", "Metal-Cutting Machines and Tools" Spec. - Moscow: Mashinostroenie, 1988. - 352 p.

5. Romantsev, G.M. Level Professional Pedagogical Education: Theoretical and Methodological Foundations of Standardization: Monograph / G.M. Romantsev, V.A. Fedorov, A.I. Osipov, O.V. Tarasyuk; Yekaterinburg: Publishing House of Rus. State Profes.-Ped. Univer., 2011. - 545 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.