УДК 796.035-057.87:796.011.3
Е.Т. КУЗНЕЦОВА, доктор пед. наук, доцент профессор кафедры физического воспитания и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск, республика Беларусь
Статья поступила 7 апреля 2021 г.
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УНИВЕРСИТЕТА
Анализ литературы показал, что образовательное пространство учреждения высшего образования - это целостный многофункциональный комплекс возможностей образовательного учреждения, порождающий возникновение отношений и связей, направленных на удовлетворение профессиональных и личностных потребностей будущих специалистов. Образовательное пространство учреждения высшего образования должно организовываться на основе принципа здоровьесбере-жения, как отражение гуманистических идей отечественной системы образования. Цель исследования - охарактеризовать систему физического воспитания студентов в образовательном пространстве УО «Полесский государственный университет».
В контексте нашего исследования - здоровьесберегающее образовательное пространство учреждения высшего образования - это образовательное пространство, обеспечивающее сохранение и укрепление психического, физического, социального здоровья студентов, направленное на лично-стно-ориентированное обучение и способствующее развитию потенциала самореализации молодежи в будущей профессиональной и жизнедеятельности.
Система физического воспитания УО «Полесский государственный университет», как составляющая образовательной среды, является целенаправленной, динамичной и открытой для развития. Динамичность системы заключается в том, что ее цели, функции и структура изменяются со временем в зависимости от потребностей внешней среды. Управление системой физического воспитания рассмотрено как целенаправленное и организованное взаимодействие на всех уровнях образовательной среды (индивидуальном, групповом, кафедральном, образовательного учреждения) субъектов и объектов образовательного процесса, направленного на принятие ценностей физической культуры, поддержание оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, создание условий для формирования здоровьес-берегающей компетентности всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: система, физическое воспитание, здоровьесберегающее образовательное пространство, управление.
KUZNIETSOVA Olena, Doctor of Ped. Sc., Associate Professor Professor of the Department of Physical Education and Sports Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
THE SYSTEM OF STUDENTS PHYSICAL EDUCATION IN THE ACADEMIC FIELD OF UNIVERSITY
The literature analysis has shown that the academic field of the higher educational establishment is an integral cross-functional complex of educational establishment possibilities. This complex facilitates the
appearance of relations aimed at fulfilment ofprofessional and individual needs offuture specialists. The academic field of the higher educational establishment organized on the principle of health saving as a reflection of humanistic ideals of the homeland educational system.
Research aim - characterize the system of students physical education in the academic field of "Polessky State University".
In the context of the research health saving academic field of the higher educational establishment is the educational field that provides saving and strengthening of psychological, physical, social health of students. It aims at identity-oriented education of students and facilitation of the youth self-realization potential development in their future professional life.
The physical education system of "Polessky State University" as a component of the academic field is goal-oriented, dynamic and open for development. The system dynamicity involves with the time change of aim, function and structure depending on the needs of the external environment. The management of the physical education system is examined as goal-oriented and organized cooperation of subjects and objects of the educational process at all levels of the academic environment (individuals, groups, departments, educational establishment), aimed at the acceptance of ideals of physical culture, support of the optimal physical state, formation of the sustainable need in motor activity, creation of conditions for health saving competency of all subjects of the educational process.
Keywords: system, physical education, health saving educational field, management.
Введение. Любое образовательное учреждение представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему [1, с. 37-42]. Управление ею требует адекватного, а именно системного подхода [2, 3]. Поскольку системообразующим фактором образовательного пространства учреждения высшего образования (УВО) являются субъекты образовательного процесса (в УВО - это студенты, научно-педагогические работники, административно-управленческий аппарат и т.д.), то в процессе взаимодействия они создают образовательное пространство с отдельными элементами, влияющими на каждого субъекта образовательного процесса [5, с. 130]. Таким образом, образовательное пространство учреждения высшего образования - это целостный многофункциональный комплекс возможностей образовательного учреждения, порождающий возникновение отношений и связей, направленных на удовлетворение профессиональных и личностных потребностей будущих специалистов [3; 6, с. 59]. Образовательное пространство учреждения высшего образования должно организовываться на основе принципа здоровьесбереже-ния, как отражение гуманистических идей отечественной системы образования.
Основная часть. Цель исследования -охарактеризовать систему физического воспитания студентов в образовательном пространстве УО «Полесский государственный университет».
Исследования ученых показывают, что здоровьесберегающее образовательное пространство УВО является многоуровневым
социокультурным сегментом, в рамках которого на определенной территории реализуются взаимоотношения студента с окружающими его компонентами образовательной системы (образовательной средой), что создает потенциальную возможность для развития личности, улучшения его здоровья и формирования готовности к будущей профессиональной деятельности [6, с. 59]. При организации здоровьесберегающего образовательного пространства, здоровье человека рассматривается как многомерная, интегральная характеристика личности, раскрывающая ее психические, физические, духовно-нравственные, социальные качества.
В контексте нашего исследования, здоро-вьесберегающее образовательное пространство УВО - это образовательное пространство, обеспечивающее сохранение и укрепление психического, физического, социального здоровья студентов, направленное на личнос-тно-ориентированное обучение и способствующее развитию потенциала самореализации молодежи в будущей профессиональной и жизнедеятельности.
Система физического воспитания (СФВ) УО «Полесский государственный университет», как составляющая образовательной среды учреждения высшего образования, является целенаправленной, динамичной и открытой для развития [4]. Назначение системы характеризуется ее способностью воспринимать потребности собственных объектов во взаимоотношениях с внешней средой и выполнять определенные действия для удовлетворения этих потребностей.
Динамичность СФВ ПолесГУ заключается в том, что ее цели, функции и структура изменяются со временем в зависимости от потребностей внешней среды. Главным действующим лицом и объектом воздействия СФВ ПолесГУ является человек, который сам по себе является целенаправленной, открытой (для развития) и динамической системой. Однако человек (студент, научно-педагогические работники, обслуживающий персонал и др.) отличается от системы тем, что он может мыслить и управлять собственными действиями с помощью сознательных усилий, устанавливать приоритеты и делать выбор, основанный на научном подходе или жизненном опыте и необходимости.
В процессе управления СФВ ПолесГУ применяются методы синергетики относительно управления подсистемами с использованием действующих стабилизирующих и развивающих факторов, а также с постоянным улучшением качества функций управления. Таким образом, резервом повышения качества физкультурно-оздоровительной деятельности и процесса применения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов, в частности, является управление физическим воспитанием.
В исследовании управление системой физического воспитания рассмотрено как целенаправленное и организованное взаимодействие на всех уровнях образовательной среды (индивидуальном, групповом, кафедральном, образовательного учреждения) субъектов и объектов образовательного процесса, направленного на принятие ценностей физической культуры, поддержание оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, создание условий для формирования здоро-вьесберегающей компетентности всех субъектов образовательного процесса.
Стратегические цели СФВ ПолесГУ имеют сложную структуру и в процессе применения здоровьесберегающих технологий имеют следующий вид:
- укрепление здоровья, повышение профессиональной работоспособности студентов университета средствами оздоровительной физической культуры;
- воспитание и качественная образовательная подготовка конкурентоспособных специалистов;
- постоянное повышение научного и образовательного уровня, имиджа и академичес-
кого потенциала ПолесГУ в образовательном пространстве Республики Беларусь;
- повышение качества образовательной, научной и физкультурно-оздоровительной деятельности в новой парадигме - обучение в течение всей жизни;
- повышение социального эффекта в здо-ровьесберегающей среде ПолесГУ;
- воспитание качеств личности средствами оздоровительной физической культуры, содействие духовно-волевому, психофизическому развитию студенчества университета;
- воспитание чувства гражданской ответственности и чувства патриотизма среди молодежи;
- формирование у студентов университета положительных мотиваций, активной социальной ориентации на здоровый образ жизни, навыков организации и проведения систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Выводы. Таким образом, здоровьесбере-гающая деятельность субъектов образовательной среды УВО - это процесс взаимодействия административно-управленческого, профессорско-преподавательского и студенческого коллективов в организации образовательного процесса на основе инновационных педагогических технологий, в том числе, и оздоровительных.
Список литературы
1. Кузнецова, О. Т. Оздоровче тренування студенев : навч. пошб / О. Т. Кузнецова. -Кив, 2010. - 310 с.
2. Кузнецова, О. Т. Системш мехашзми за-стосування оздоровчих технологш за мю-цем проживання студенев / О.Т. Кузнецова // Здоровье для всех: материалы VII Международной научно-практической конференции (Пинск, 18-19 мая 2017 г.). -С.33-39.
3. Кузнецова, О. Т. Оздоровчi технологи у фiзичному вихованш студенев : теорiя, методика, практика : монографiя / О. Т. Кузнецова. - Рiвне, 2018. - 416 с.
4. Кузнецова, Е. Т. Механизмы использования оздоровительных технологий в здоро-вьесохраняющем образовательном пространстве в условиях реализации проекта «Цифровой университет» // Е. Т. Кузнецова, Н. В. Коляда / Здоровье для всех. -Пинск: ПолесГУ. - № 2 (2020). - С. 60-67.
5. Манжелей, И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : дис. ... д-ра пед. наук
по спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» / И. В. Манжелей. -Тюмень, 2005. - 441 с.
6. Ярошинська, О. О. Теоретичш i методичш засади проектування осв^нього середо-
вища професшно! тдготовки майбутнiх учителiв початково! школи: дис. ... д-ра пед. наук зi спец. 13.00.04 «Теорiя i методика професшно! осв^и» / О. О. Ярошинська,- Умань, 2015. - 544 с.
Received 7 April 2021