Научная статья на тему 'Система финансирования дошкольных образовательных учреждений в современных условиях'

Система финансирования дошкольных образовательных учреждений в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / НОРМАТИВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СУБВЕНЦИИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬ / БЛАГОПОЛУЧАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирикова Д. А., Бабугоева З. А.

В статье рассмотрены особенности системы финансирования дошкольных образовательных учреждений, выявлены имеющиеся проблемы, предложены пути их решения. Особое внимание уделено оптимизации бюджетных расходов, целевому использованию средств и соблюдению финансовой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система финансирования дошкольных образовательных учреждений в современных условиях»

ды. Во II квартале, напротив, новых валютных вложений не происходило, и рост валютных вкладов был вызван их переоценкой.

- Следует отметить рост в отчетном периоде доли долгосрочных вкладов свыше 1 года с 58,9 до 61,5 %. Одновременно произошло сокращение краткосрочных вкладов с 22 до 20,5 % и снижение доли вкладов до востребования - с 19,1 до 18 %. В целом отмеченные тенденции, с одной стороны, вызваны предпочтением более доходных долгосрочных вложений, а, с другой стороны, отражают сезонные колебания, связанные с перетоком новогодних поступлений в срочные депозиты.

Концентрация вкладов:

- Доля 30 крупнейших по объему вкладов населения банков в I полугодии 2013 г. сократилась на 0,4 п.п. до 76,7 %, в том числе доля Сбербанка - с 45,8 до 44,7 %.

Наиболее высокие темпы роста вкладов наблюдались в банках московского региона - 17,4 %, в «региональных» и сетевых многофилиальных банках они составили 10,3 % и 10 % соответственно.

Страховая ответственность АСВ:

- Размер страховой ответственности АСВ (потенциальных обязательств по выплате страхового возмещения) в I полугодии 2013 г снизился с 67,2 до 64,9 % всех вкладов. Без учета Сбербанка России - с 54,1 до 52,2 %.

Список литературы:

1. На сезонных вкладах можно заработать // Комсомольская правда. -01.04.2008.

2. Обзор рынка вкладов физических лиц за I полугодие 2013 года / Гос. Корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

3. Комплексный подход [Электронный ресурс] // Газета Финансы. - Режим доступа: http://www.sredst:va.ш/news/'show/newsid/1691.html.

СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Жирикова Д.А.*, Бабугоева З.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье рассмотрены особенности системы финансирования дошкольных образовательных учреждений, выявлены имеющиеся про-

* Студент.

* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.

блемы, предложены пути их решения. Особое внимание уделено оптимизации бюджетных расходов, целевому использованию средств и соблюдению финансовой дисциплины.

Ключевые слова многоканальное финансирование, бюджетное финансирование, нормативы бюджетного финансирования, образовательные услуги, образовательные субвенции, благотворитель, благополучатель.

В настоящее время система образования переживает трудный период. Он характеризуется разрушением старых принципов экономического обеспечения деятельности образовательных учреждений и формированием новой модели финансирования. Старое разрушено, а новое еще только устанавливается.

Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо, очевидно, наращивать размеры бюджетного финансирования, либо параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов.

Предоставление платных образовательных услуг - это самый естественный вид деятельности любого образовательного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал.

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет [5, с. 12].

Средства бюджета служат основным источником финансовых расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться только исходя из требований практики. Процесс любого государственного регулирования представляет собой установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как количество кон-тингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования [2, с. 31].

Прежде всего следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных программ; на образователь-

ные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование». Употребляемое понятие «многоканальное финансирование» означает, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также неухудшение условий для осуществления учебной деятельности [3, а 51].

Объем благотворительных средств запланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Основными документами, регулирующими ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» устав разрабатывается учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управления образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. При оформлении договорных отношений по разделению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требуемый объем и характер работы, права создают условия для их выполнения, то ответственность приводит к возможности применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены; устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета, то учредитель обязуется осуществлять

финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения [4, с. 112].

Обязанности дошкольного образовательного учреждения включают: своевременное представление учредителю программы развития; обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.

Важный вопрос - оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается [5, с. 15].

Нецелевым использованием бюджетных средств признается такое использование средств, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Переход к сбалансированному развитию отрасли в новых социально-экономических условиях сопряжен с преодолением кризисных явлений не только в сфере образования, но и в стране в целом.

Перед дошкольными образовательными учреждениями возникли новые проблемы, среди которых важнейшие - снижение, недостаточность и нестабильность финансирования. Утверждение сметы расходов не означает реального перечисления средств на счет бюджетополучателя. В последние годы многими территориями финансирование образовательных учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии, это называется «в соответствии с кассовым планом финансирования», который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Учреждения образования постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных ассигнований.

Более того, статьи расходов делятся на «защищенные» и «незащищенные». Первоочередному финансированию подлежат расходы по «защищенным» статьям. Их перечень ежегодно утверждается законодательством о бюджете. Как правило, к их числу относятся расходы на оплату труда и начисления на нее, на питание, на трансферты населению. Перечень таких статей в разных регионах может быть различным.

Таким образом, финансирование дошкольных образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.

Список литературы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.92 (ред. от 25.11.2013).

2. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Т.И. Оверчук. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: ЮНИТИ, 2013.

4. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.

5. Новые подходы к управлению деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.М. Денякина. - М.: Новая школа, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.