Научная статья на тему 'Система этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума'

Система этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

95
24
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Черемных Светлана Аркадьевна

В статье раскрывается специфика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума с учетом проникновения на село информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрены возможности использования современных медиасредств в системе этнохудожественного воспитания сельских школьников на основе реализации вариативных моделей: идентификационной, герменевтической, социально-ориентированной. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях сельского образовательного пространства Уральского региона.

Текст научной работы на тему «Система этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума»

ные возможности межвозрастного взаимодействия, но и общий воспитательный потенциал всей системы. За счет обозначенного усиления существенным образом уравновешиваются процессы обучения, воспитания и социализации, благодаря вариативности социального моделирования, которое обеспечивает содержательно-деятельностный и организационный ресурс всего РВО. Для подростка такое разновозрастное окружение показывает множество вариантов освоения профессиональных навыков, выбора круга общения, новых социальных ролей и норм поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитать человека: сб. м-лов по проблемам воспитания / под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2002. 384 с.

2. Вульфов Б. З. Дети и взрослые: учим друг друга / / Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии. Челябинск, 2003. С. 3-12.

3. Газман О. С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с.

4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании авторов и исследователей) / под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общ-во России, 1998. 336 с.

5. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М. : Голос, 2001. 696 с.

6. Новикова Л. И. Школа и среда. М.: Знание, 1985. 80 с.

7. Огоновская И. С. История России. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. 939 с.

8. Семенов В. Д. Община и клуб : воспитательный потенциал и его пределы. Ижевск: ИД Удмуртский университет, 2000. 40 с.

9. Сборник исторических очерков основателей скаутского движения и участников событий / сост. и ред. В. Л. Кучин, В. И. Несевря. М.: Изд. Федерации скаутов России, 1998. 474 с.

10. Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации / / Новые ценности образования. М.: Институт педагогических инноваций РАО, № 3 (14), 2003. 160 с.

11. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания / отв. ред. Д. В. Григорьев и Е. И. Соколова. Пермь: Изд-во ПОИПРО, 2001. 128 с.

12. Сухомлинский В. А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. 272 с.

13. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. 304 с.

Светлана Аркадьевна ЧЕРЕМНЫХ— преподаватель детской школы искусств (г. Нефтеюганск)

УДК 371.383

СИСТЕМА ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА

АННОТАЦИЯ. В статье раскрывается специфика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума с учетом проникновения на село информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрены возможности использования современных медиасредств в системе этнохудожественного воспитания сельских школьников на основе реализации вариативных моделей: идентификационной, герменевтической, социально-ориен-

тированной. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях сельского образовательного пространства Уральского региона.

In the present article there have been revealed the specific details of ethno-artistic upbringing in the rural environment conditions, taking into consideration the process of penetrating information technologies into the above-mentioned kind of environment. Also there have been analyzed the possibilities of using modern media means in the system of ethno-artistic upbringing on the basis of the following models: identificational, socio-oriented and others. The results of the experimental work conducted in the rural educational environment of the Ural region have been described in the given article as well.

Процесс этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума имеет свою специфику. Она определяется социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру подрастающего поколения. Культура сельского социума, являясь традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый уровень своего развития. Современная этно-художественная культура села — это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с этим становление субкультуры сельского школьника осуществляется не только в рамках наследственной информации — ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия на сельского школьника современных средств искусства, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Использование традиционных и современных видов искусства в этнохудо-жественном воспитании сельских школьников позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в этнокультурное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном многонациональном социуме.

Экспериментальная работа по проблеме организации процесса этнохудожественного воспитания учащихся проводилась в условиях сельского образовательного пространства Горноуральского, Невьянского, Новоуральского, Нижне-салдинского, Верхнейвинского, Кировоградского, Верхнесалдинского, Кушвинского, Верхнетагильского районов Уральского региона.

В системе этнохудожественного воспитания сельских школьников Уральский регион интересен и значим в первую очередь тем, что он территориально является рубежом Европы и Азии, Запада и Востока, пограничным районом России и среднеазиатских государств. Во-вторых, Урал является наиболее поздней российской провинцией, в силу чего процессы этногенеза на его территории характеризуются особой интенсивностью, многоплановостью и сложностью. В третьих, данная территория изначально имела узкую специализацию в экономической структуре России — это «рудник» государства Российского, что наложило печать на все сферы художественной жизни региона вплоть до наших дней.

Современный Урал — один из крупнейших научных и культурных регионов России, на территории которого проживает более 125 национальностей, что в

полной мере отражает этнокультурную ситуацию развития современной России. Приведенные статистические данные переписи 2002 г. свидетельствуют: Уральский регион является многонациональным субъектом культурной жизнедеятельности в рамках мирового и этнокультурного пространства, что дает основание рассматривать его как классическую модель современной России в стадии ее становления и развития. Вследствие этого можно полагать, что результаты исследования, полученные в условиях образовательного пространства Уральского региона, могут иметь конструктивное значение для педагогов российских сельских школ.

Конец XX—начало XXI вв. характеризуются интенсивными миграционными перемещениями населения Российской Федерации. Данные тенденции были характерны и для Уральского региона, который в конце XX в. сосредоточил в себе потоки мигрантов как из различных областей Российской Федерации, так и стран Средней Азии, Кавказа, Прибалтики. В 2002 г. на долю мигрантов приходилось 75% прироста населения региона, что привело к увеличению количества представителей многих национальностей.

На современном этапе искусство Уральского региона представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик, которые обеспечивают как единство каждого отдельного этноса, так и передачу этого единства от поколения к поколению. При выявлении сущности педагогического потенциала этнохудожественного материала в интеграции традиционных и современных форм нами раскрыты следующие его составляющие: многофункциональность и доступность материала, аккумулирующего в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, национальную психологию, своеобразие культуры края; художественно-образное отражение ценностей окружающего социума, среди которых особое значение приобретает их этнокультурная составляющая; соответствие специфике детского восприятия, позволяющее учащимся эмоционально прожить этнокультурные ценности малой родины, познать духовные истоки своего народа, приобрести опыт активного созидания гармоничных взаимоотношений в этнокультурной среде; многообразие видов и форм этнохудожественного материала, что дает возможность сельскому учителю многоаспектно решать поставленные воспитательные задачи.

В ходе организации опытно-экспериментальной работы были выявлены исходные предпосылки и тенденции развития этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума: возрастание коммуникационных технологий в современных социально-экономических условиях на селе, активные миграционные тенденции, изменение ценностных ориентаций сельских школьников, недостаточная обеспеченность сельского образовательного социума профессиональными кадрами художественно-эстетической специализации, потребности субкультуры сельского школьника, наличие природных ресурсов и возможности для становления и развития художественных центров, неповторимость и уникальность социально-экономических и социально-культурных условий функционирования каждого сельского населенного пункта.

С учетом субкультуры сельских школьников, интересов, склонностей и художественных возможностей младшего, среднего и старшего школьного возраста были разработаны вариативные этнохудожественные воспитательные модели: идентификационная, герменевтическая и социальная.

В младшем школьном возрасте содержание идентификационной модели направлено на создание у учащихся художественно-образной картины своего

социума. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание сельскими школьниками красоты родной земли, погружение в мир эт-нохудожественной культуры своего края, знакомство через обряды, традиции, народные промыслы с опытом прошлого и настоящего своего народа. В силу этого реализация медиакультурного подхода осуществляется через организацию различных видов аудиовизуальной деятельности детей, передающих их ощущение и восприятие себя как жителей многонационального и трудового сельского социума. В качестве художественно-творческих заданий, отражающих накопленный этнокультурный опыт, чувство гордости и сопричастности к ценностям своего края, для детей младшего школьного возраста предлагается создание фото- или слайдфильма, анимационного сюжета в технике «комикс», проектирование мини-сценария, подбор музыки к изображению, визуального ряда к музыкальному фрагменту, сочинение реплик для героев в неозвученном фрагменте, игровую имитацию телепередач и т. п.

В средних классах реализуется герменевтическая модель, в которой в соответствии с возрастными особенностями подростков осуществляется процесс интерпретации и постижения этнокультурных ценностей, в ходе которого формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности, происходит становление ценностной позиции личности, направленной на определение смысла и содержания накопленного этнохудожественного опыта в историко-культурном пространстве развития своего народа. Опираясь на значимость голографичности сознания ребенка, мы создавали условия для установления учащимися причинно-следственных связей между частью и целым (искусство и окружающий мир), при активизации эмоционально-чувственной сферы происходило обогащение аудиальной, визуальной, кинестетической природы познания мира, что способствовало формированию у подростков целостности этнохудожественного мировосприятия.

Для старшеклассников представлена социально-ориентированная модель, направленная на раскрытие возможностей самореализации и самосозидания человека, возможности профессионального определения подрастающим поколением своего места и предназначения в этнокультурном и социально-экономическом пространстве сельского социума, направленная на становление личности, способной к признанию национально-культурной идентичности, при сохранении своей национальной культуры и индивидуальности, и наряду с этим понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Разработка художественно-творческих заданий: «Медиареклама», «Новости недели», «Репортаж с места событий», «Пресс-конференция» позволяют старшеклассникам многоаспектно представить этнохудожественный потенциал своего села, показать пути и средства социокультурного его возрождения.

В процессе исследования были определены моно-, интер-, и транскультурные уровни приобщения учащихся к этнокультурным ценностям на каждой ступени обучения.

На монокультурном уровне школьник проживает духовно-нравственные ценности своего микросоциума — семьи, в результате чего он приобщается к этнической культуре, приобретая определенные формы этнохудожественной творческой деятельности. Интеруровень связан с постижением искусства различных этнических обществ, проживающих в данном регионе. На этом уровне выявляется единство социокультурных устремлений этнических групп и происходит постижение разнообразия средств этнохудожественной выразительности, фор-

мируется ценностное отношение к своей культуре и культуре других народов. Приобщение подрастающего поколения к этнохудожественному материалу на транскультурном уровне обеспечивает постижение сельским школьником общечеловеческих ценностей через осознание, приобретение и проявление в диалоге культур индивидуальной ценностно-смысловой позиции.

Как показал анализ современных направлений в художественно-эстетическом образовании учащихся (А. А. Мелик-Пашаев, Л. П. Печко, Л. Г. Савенкова, Л. В. Школяр, Б. П. Юсов и др.), воспитательный процесс целесообразно строить не на отдельных видах искусства, а на основе полихудожественного модульного подхода, позволяющего в зависимости от индивидуальных художественных склонностей, возможностей и интересов бережно погрузить учащихся в систему этнокультурных ценностей, создать реальную основу для вхождения каждого школьника в этнокультурное пространство как самоценное явление, порождающее потребность в продолжении и расширении духовных контактов в современном многонациональном социуме.

В контексте с данными идеями в условиях начального образования идентификационная модель была построена на взаимодействии модулей «Образы Я» и «Образ мира в искусстве». В среднем звене в условиях герменевтической модели были разработаны «Интерпретационный» и «Интерактивный» модули. Для старшеклассников этнохудожественная социальная модель состояла из «Имитационного» и «Транскультурного» модулей.

Технологическим механизмом реализации данных модулей выступила взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:

1) погружение в ценности этнохудожественного пространства в процессе анализа произведений традиционного и современного искусства, индивидуально-личностное проживание, осмысление и освоение сельскими школьниками универсальных общекультурных смыслов художественных текстов.

2) специализация каждого школьника в различных видах традиционной этнохудожественной деятельности села, народных промыслах, кружках народного творчества, сельских традициях и обрядах, исходя из этнохудожественных особенностей развития каждого сельского населенного пункта, его природных ресурсов, наличия мастеров, педагогов-специалистов, уровня взаимодействия этнохудожественных и национально-культурных центров с воспитательным процессом на селе.

3) творческая аудиовизуальная деятельность сельских школьников, позволяющая с помощью современных медиасредств представить индивидуальные проекты как результат своей этнохудожественной деятельности, отражающие ценности сельского образа жизни, значимость труда, информирующие о народных мастерах, о красоте окружающей природы, о возможностях межкультурной коммуникации в условиях сельской местности. На данном этапе сельский школьник выступает как в качестве сценариста, режиссера, постановщика, журналиста, телеведущего, актера, дизайнера, так и в качестве критика, менеджера, продюсера, проектируя и формируя свою ценностно-смысловую позицию. Происходит открытие сельским школьником себя и других, ценностное осознание возможностей жизни на селе.

Изучение педагогического опыта позволяет сделать вывод, что сегодня нельзя однозначно считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания воспитательного пространства на селе. Действенными факторами наряду со школой выступают дома культуры, национально-культурные центры,

религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), культурно-исторические центры (музеи, заповедники), научные и производственные структуры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. Именно воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, максимального использования их специфических ценностей, возможностей при возрастающей педагогической роли образовательных учреждений (разных типов, статусов школ, учреждений дополнительного образования) способно стать подлинной средой этнохудожественного воспитания сельского школьника.

Поэтому одним из условий реализации системы этнохудожественного воспитания является деятельность всех субъектов сельского социума на основе взаимосотрудничества, где деятельность сельской школы выступает системообразующим фактором. Взаимосвязь и взаимозависимость сельской школы и социума проявляются в том, что школа на селе призвана осуществить образование подрастающего поколения, отвечающего современным требованиям и обладающего значимыми для общества и личности ценностно-смысловыми установками.

Появление различных видов и типов сельских школ (сельский учебно-воспитательный комплекс; сельская школа полного дня; сельский социокультурный комплекс; сельская гимназия, сельский лицей, агрошкола и т. д.) подтверждает стремление школы к воссоединению с образовательными структурами села для полноценного решения поставленных педагогических задач. Характер каждого комплекса диктуется спецификой (социально-экономической, демографической, географической, педагогической) каждого конкретного региона и имеет свои функции и качественные характеристики.

В Горнозаводском округе Уральского региона в рамках Ассоциации образовательных учреждений были созданы этнокультурные воспитательные комплексы, аккумулирующие усилия сельского сообщества: семью, библиотеку, музеи, учреждения дополнительного образования, дома культуры, национально-культурные центры, религиозные организации, производственные структуры. Научно-методическое сопровождение опытно-экспериментальной работы данных комплексов осуществлялось в условиях ресурсного центра Ассоциации, обеспечивающего разработку экспериментальных программ, технологий, организацию курсов повышения квалификации руководящих кадров и учителей сельских школ, создание дидактических и методических материалов для реализации этнохудожественного воспитательного процесса на основе современных медиасредств.

В процессе исследования нами было проанализировано содержание медиаматериала, который целесообразно использовать в этнохудожественном воспитательном процессе для организации аудиовизуальной творческой деятельности детей. Результаты анализа показали, что наряду с большим количеством низкосортных произведений массовой культуры имеются произведения экранного искусства, обладающие значимым педагогическим потенциалом, раскрывающим глубину и ценностное содержание традиционного искусства Уральского региона, талант его мастеровых, ценности сельской жизни. Так, вопросы межнационального взаимодействия, приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям прослеживаются во многих произведениях современного искусства. В данном контексте особое значение занимает созданный на Свердловской

киностудии и представленный в 2005 г. на российском телевидении социальный анимационный проект «Гора самоцветов» — 52 мультипликационных фильма по народным сказкам, дающим представление о культуре и традициях народов России (художественный руководитель проекта А. Татарский). Каждая сказка является своеобразной визитной карточкой того или иного народа. В предшествующем фильму ролике отражены символы народа, его особенности, традиции. Проект поражает высоким качеством отбора содержания и использования этно-художественного материала, актуализирующего общечеловеческие ценности. Лаконичные напевы, присказки, национальные одежды, блюда, жилища, символы в анимационном проекте позволяют детям прочувствовать, прожить и получить первоначальные представления о богатстве и многообразии национальных культур. Кроме того, в данном произведении акцентировано внимание на цент-рации народной культуры в сельской местности, что особенно значимо для нашего исследования.

Визуализация своеобразия духовного мира уральского народа, его глубинных ментальных структур, мудрость и талант народного мастера ярко представлена в анимационных работах по сказам П. П. Бажова — «Каменный цветок», «Синюшкин колодец» (реж В. Фомин); «Медной горы хозяйка» (реж. О. Николаевский); «Серебряное копытце» (реж. Г. Сокольский); «Огневушка-поскакушка» (реж. Н. Голованова).

Высокое мастерство передачи атмосферы народной жизни, соблюдения этнокультурных обрядов и традиций, красоты родной природы, ценности труда, национального колорита фольклорного творчества представлено в анимационных, художественных, документальных и научно-популярных видах киноискусства. Среди современных работ в процессе экспериментального исследования нами были использованы произведения режиссеров Ф. Епифановой, И. Ковалевской, Э. Назарова, А. Роу, Б. Рыцарева, Р. Саакянца, А. Соловьева, Р. Страутма-не, Л. Суриковой и др.

Результаты анкетирования учителей сельских школ показали, что их знания о современном экранном искусстве хаотичны и не систематизированы, они не получают информацию о произведениях медиакультуры и не владеют методикой использования данного потенциала в воспитательной работе. С учетом сложности решения проблемы дидактической оснащенности процесса этнохудожественного воспитания учащихся на основе интеграции традиционного и современного искусства на базе ресурсного центра Ассоциации образовательных учреждений Горнозаводского округа был создан выездной медиацентр, координирующий свою деятельность с сельскими этнокультурными комплексами и этнохудожественными центрами.

Актуализация педагогического потенциала этнохудожественного материала в процессе работы выездного медиацентра позволила раскрыть сельским школьникам ценности окружающего этнокультурного пространства, заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к культуре разных народов как к самоценности, обеспечить постижение многомерности и значимости смысла жизни для самореализации и саморазвития человека, активизировать развитие и обогащение этнохудожественного опыта школьников во взаимосвязи с общечеловеческими культурными ценностями. Материалы исследования, связанные с особенностями этнохудожественного воспитания младших школьников, свидетельствуют о формировании этнохудожественного опыта учащихся, повышении интереса к культуре своего и других народов, наличии

потребности общаться с детьми другой национальности, чуткости детей к проявлениям отношения людей друг к другу, к их переживаниям, мотивам поступков. Дети значительно больше стали обращать внимание на мотивы поступков, характер межкультурных взаимоотношений, давали более адекватную и дифференцированную оценку поступкам в многонациональном социуме. Исследования в среднем звене школы позволили выявить положительную динамику в развитии у детей отношения к культуре разных народов как к самоценности, в усвоении специфики языка произведений этнокультурной направленности, у учащихся появилось умение посмотреть на поступок с разных точек зрения, с позиций разных людей. Существенно возросла роль нравственных представлений, с которыми дети соотносили свои действия в процессе межэтнического общения. Итоги экспериментальной работы в старших классах показали возрастающую роль ценностно-смысловой установки, с которыми учащиеся соотносят свои действия в условиях этнокультурного пространства, повышение доли социально-позитивного отношения к своему селу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2006. 328 с.

2. Ковалевская З.М. Художественная культура Урала. Екатеринбург: Деловая книга, 1997. 128 с.

3. Савенкова Л.Г., Сухова Т.И., Юсов Б.П. Живой мир искусства: Программа поли-художественного развития для школьников. М.: ИХО РАО, 1998. 38 с.

4. Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/Д: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

5. Цирульников А.М. Вариативная организация и развитие сельской школы М.: Пеленг, 1992. 114 с.

Алсу Якубовна ШАИПОВА — ст. преподаватель кафедры алгебры и геометрии Тобольского государственного педагогического института им. Д.И.Менделеева

УДК 378 (571.12)

СПЕЦИФИКА КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДВУЗЕ

АННОТАЦИЯ. В статье на основе анализа понятий «куратор» и «кураторская деятельность» даются авторские определения данным понятиям, раскрывается специфика кураторской деятельности в педвузе, которая рассматривается как педагогическая и управленческая. Приводится положительный опыт реализации программы совершенствования кураторской деятельности в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.

In the article under consideration the author gives the analysis of such terms as «a supervisor» and «supervisor’s activities». She gives the author s definitions to these terms and describes the specific features of supervisor’s activities in Higher Pedagogical Institute that is considered both pedagogical and managerial. In the conclusion the author writes about the positive experience