Научная статья на тему 'Система элементно-предметного обучения палехской иконописи в Высшей профессиональной школе'

Система элементно-предметного обучения палехской иконописи в Высшей профессиональной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ПАЛЕХСКОЙ ИКОНОПИСИ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТНО-ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ДВА ИКОНОПИСНЫХ СТИЛЯ НОВГОРОДСКИЙ XV В. И СТРОГАНОВСКИЙ XVII В / СТИЛЬ ЧЕРНО-КРАСНОГО РИСУНКА / ТЕМПЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ НА ОСНОВЕ ЯИЧНОЙ ЭМУЛЬСИИ / COMPLEX EDUCATION SYSTEM / TRAINING IN PALEKH ICON PAINTING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PROFESSIONAL TRAINING IN ARTS / ELEMENT-SUBJECT TRAINING / RED-AND-BLACK PAINTING / EGG TEMPERA PAINTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Полина Вадимовна

В статье показана схема комплексной системы обучения палехской иконописи в Высшей школе народных искусств (институте), включающая три системы: элементно-предметного обучения (последовательное освоение студентами технических и технологических особенностей Новгородского и Строгановского стилей иконописания по возрастающей сложности методом копирования), копийно-комплексного обучения, индивидуально-творческого обучения. Подробно представлена система элементно-предметного обучения палехской иконописи в вузе, раскрывая цель данной системы, ее задачи, содержание и формы. Рассмотрена учебная программа по дисциплине «Копирование произведений иконописного искусства», поскольку она является важным этапом обучения студентов мастерству палехского иконописания, путем копирования высокохудожественных учебных образцов. Задачи данной программы состоят в последовательном соблюдении всех этапов выполнения иконописного образа, освоении технических приемов, формировании глубоких знаний и навыков профессионального мастерства палехской иконописи в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусева Полина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF ELEMENT-SUBJECT TRAINING IN PALEKH ICON PAINTING AT HIGHER PROFESSIONAL SCHOOL

The article presents the complex scheme of palekh icon painting at the Higher school of folk arts (the Institute) including three systems: element-subject training (progressive studying of technical and technological features of Novgorod and Stroganov styles of icon painting by copying based on increasing complexity principle), complex training in copying, and individual creative education. The work describes in details the system of element-subject training in palekh icon painting at higher educational institutions and reveals the objective, problems, substance and forms. The training program “Copying works of icon painting” was considered since it is an important stage in students’ training in palekh icon painting by copying highly artistic training samples. The objectives of this program are adherence across all stages of image creation in icon painting, mastering technical skills, forming deep knowledge and professional skills in palekh icon painting in higher educational institution.

Текст научной работы на тему «Система элементно-предметного обучения палехской иконописи в Высшей профессиональной школе»

УДК 37 СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТНО-ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАЛЕХСКОЙ ИКОНОПИСИ В ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гусева П.В.

В статье показана схема комплексной системы обучения палехской иконописи в Высшей школе народных искусств (институте), включающая три системы: элементно-предметного обучения (последовательное освоение студентами технических и технологических особенностей Новгородского и Строгановского стилей иконописания по возрастающей сложности методом копирования), копийно-комплексного обучения, индивидуально-творческого обучения. Подробно представлена система элементно-предметного обучения палехской иконописи в вузе, раскрывая цель данной системы, ее задачи, содержание и формы. Рассмотрена учебная программа по дисциплине «Копирование произведений иконописного искусства», поскольку она является важным этапом обучения студентов мастерству палехского иконописания, путем копирования высокохудожественных учебных образцов. Задачи данной программы состоят в

- последовательном соблюдении всех этапов выполнения иконописного образа, освоении технических приемов, формировании глубоких знаний и навыков профессионального мастерства палехской иконописи в вузе.

Ключевые слова: Комплексная система обучения, обучение палехской иконописи в вузе, профессиональное художественное образование, система элементно-предметного обучения, два иконописных стиля Новгородский XV в. и Строгановский XVII в., стиль черно-красного рисунка, темперная живопись на основе яичной эмульсии.

THE SYSTEM OF ELEMENT-SUBJECT TRAINING IN PALEKH ICON PAINTING AT HIGHER PROFESSIONAL SCHOOL

Guseva P.V.

The article presents the complex scheme of palekh icon painting at the Higher school of folk arts (the Institute) including three systems: element-subject training (progressive studying of technical and technological features of Novgorod and Stroganov styles of icon painting by copying based on increasing complexity principle), complex training in copying, and individual creative education. The work describes in details the system of element-subject training in palekh icon painting at higher educational institutions and reveals the objective, problems, substance and forms.

The training program “Copying works of icon painting” was considered since it is an important stage in students’ training in palekh icon painting by copying highly artistic training samples. The objectives of this program are adherence across all stages of image creation in icon painting, mastering technical skills, forming deep knowledge and professional skills in palekh icon painting in higher educational institution.

Keywords: Complex education system, training in palekh icon painting at higher educational institutions, professional training in arts, element-subject training, two styles of icon painting: Novgorod style of the 15th century and Stroganov style of the 17th century, red-and-black painting, egg tempera painting.

При разработке современного обучения палехской иконописи в Высшей школе народных искусств (институте) г. Санкт- Петербург, мы исходим из предположения о том, что обучение имеет комплексный практический характер. В этом случае за научную основу были взяты системы практического (производственного) обучения, разработанные ранее в профессиональной педагоги-

ке. В виду того, что в процессе образования системы обучения меняются, что связано со слаженным непрерывным процессом профессионального художественного образования. Обучение палехской иконописи в вузе осуществляется с применением нескольких систем, которые образуют единый комплекс. Разделив процесс обучения на б этапов в соответствии с курсами обучения палехской иконописи в высшей школе, мы определили следующее: 1-й и 2-й этапы обучения иконописи, соответствуюют 1-му и 2-му курсам обучения образуя систему элементно-предметного обучения, соответственно 3-й и 4-й этапы обучения соответствуют 3-му и 4-му курсам обучения, образуя систему копийно-комплексного обучения, а 5-й и б-й в свою очередь соответствуют 5-му и б-му курсам и образуют систему индивидуально-творческого обучения.

Индивидуальнотворческое обучение в

художественно-творческих мастерских, библиотеках, музеях, выставках, храмах, монастырях, церковных центрах (Новгород, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий, Кижи)

(5-6 этапы)

Копийно-комплексное обучение в

художественно-творческих мастерских, библиотеках, музеях, выставках, изучение каталогов, образцов икон с анализом и отбором для копирования

(3-4 этапы)

Элементно-предметное обучение в учебных мастерских, библиотеках, музеях (1-2этапы)

Схема 1. Комплексная система обучения.

Подробнее предлагаем остановиться на системе элементно-предметного обучения палехской иконописи. В основе данной системы лежит скрупулез-

ное изучение двух основных иконописных стилей: Новгородского XV века и Строгановского XVII века.

Целью системы элементно-предметного обучения в формировании профессионального мастерства, будущих художников палехской иконописи является последовательное освоение студентами технических и технологических особенностей Новгородского и Строгановского стилей иконописания по возрастающей сложности методом копирования.

Техника иконописания сложна и своеобразна. Последовательность написания иконы выработана многовековым опытом, по традиции передается иконописцами из поколения в поколение и изменению не подлежит, поэтому начинающие иконописцы должны строго и неуклонно ее придерживаться. Если же в силу обстоятельств приходится отступать от некоторых материалов и приемов, то каждый начинающий иконописец должен более всего опасаться нарушить главное: традиционный канон иконы и последовательность его исполнения.

Приступающему к изучению техники иконного дела, прежде чем ознакомиться с рисунком, материалами и способами их применения, необходимо понять священный характер этого искусства, его высочайшее назначение и духовную тайну иконы.

Основными задачами обучения студентов первого этапа системы элементно-предметного обучения являются:

• выполнение основных элементов иконописного пейзажа (деревья, горы, палаты) в стиле черно-красного рисунка,

• выполнение различных иконописных образов (лики, оплечные, поясные, ростовые) в том же стиле черно-красного рисунка, изучая при этом оба иконописных стиля (Новгородский XVв. и Строгановский XVII в.).

На втором этапе обучения системы элементно-предметного обучения студенты выполняют следующее:

• оттачивают навыки выполнения элементов иконописного пейзажа, только уже в технике темперной живописи на основе яичной эмульсии.

• выполняют различные иконописные образы (лики, оплечные, поясные, ростовые) в той же технике темперной живописи на основе яичной эмульсии, изучая при этом оба иконописных стиля (Новгородский XVв. и Строгановский XVII в.).

Содержание обучения палехской иконописи в вузе на данных этапах отражено в учебной программе по дисциплине «Копирование произведений иконописного искусства».

Целью введения данного курса является обучение студентов мастерству палехского иконописания, путем копирования высокохудожественных учебных образцов. Задачи данной программы состоят в - последовательном соблюдении всех этапов выполнения иконописного образа, освоении технических приемов, формировании глубоких знаний и навыков профессионального мастерства палехской иконописи в вузе.

На протяжении всего курса дисциплины студент обучается по образцам старых мастеров, путём их копирования. Это - обязательный метод обучения, который сложился из многовекового педагогического опыта искусства палехской иконописи. На базе теории и практики, студент постигает стилевую гармонию канонного письма, изучает ритм, пропорции, символику цвета.

Программа учебной дисциплины «Копирование произведений иконописного искусства» включает пояснительную записку, критерии оценок, тематический план, состоящий из двух разделов:

- в первом разделе раскрываются основные приёмы исполнения традиционных элементов палехского иконописного искусства в технике чёрно-красного рисунка, по принципу традиционных иконописных прорисей;

- во втором разделе отражены основные приёмы исполнения традиционных элементов палехского иконописного искусства в технике темперной живописи на основе яичной эмульсии.

Программа содержит список рекомендуемой литературы, в который включены обязательные и второстепенные литературные источники.

Традиционными предметами иконописного искусства являются: элементы пейзажа (деревья, горки, палаты, волна), что является доличным письмом и различные образы личного письма (оплечные, плечевые, поясные). Все элементы изучаются в двух иконописных стилях - Новгородском XV века и Строгановском XVII века.

Исследуя классификацию методов обучения, предложенную М. Н. Скат-киным и И. Я. Лернером [24, стр.249], можно разделить методы обучения палехской иконописи, в зависимости от уровня включения в продуктивную (творческую) деятельность. В этом случае методами обучения являются:

• Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие);

• Репродуктивный метод;

• Проблемное изложение изучаемого материала;

• Исследовательский.

- Объяснительно-иллюстративный метод на 1 и 2-м этапах изучения палехской иконописи является базовым, так как применяется в основном в вводных лекциях, позволяющих преподавателю ввести студента в пропедевтический курс. Посредством рассказов, лекций, объяснений и демонстраций различных иллюстративных материалов студенты получают готовую специальную информацию. На этом этапе, с первых занятий студенты погружаются в специфику будущей профессии.

- Репродуктивный метод основан на постижении умений и навыков при копировании учебных образцов по заранее строго спланированной и тщательно разработанной системе учебных заданий по иконописанию.

- Проблемное изложение изучаемого материала - применимо к поэтапному выполнению иконописных заданий. Прежде чем приступить к практической работе, преподавателем перед студентами освящаются возможные проблемы и сложности при исполнении образцов и им же раскрываются методы и способы предотвращения или не допущения каких-либо проблем в дальнейшей работе.

- Исследовательский метод в решении возникающих проблем предоставляет студентам возможность самостоятельно решать возникающие трудности и проблемы путем подбора необходимых приемов и способов ранее изученных для их решения. Данный метод позволяет развиваться личностным и художественно-творческим способностям у будущих художников-иконописцев. При этом они овладевают методами научно- исследовательского познания.

Формами обучения, используемыми в системе элементно-предметного обучения, являются: лекционные занятия, практическая работа, консультации с преподавателем, самостоятельная работа, производственные практики. Учебный процесс практического обучения включает три модуля: вводный, текущий, заключительный.

Занятия практического обучения будущих художников-иконописцев проходят в учебной мастерской (в Высшей школе народных искусств учебная мастерская располагается в Домовой церкви института). Данная среда благоприятно влияет на уровень и качество исполнения работ студентов.

Домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возрождена в 2004году, в Высшей школе народных искусств, а в рамках дипломной работы в 2007 году студентами кафедры «Лаковая миниатюрная живопись» были написаны иконы для иконостаса.

Сама атмосфера, царящая в Церкви, формирует у студентов эстетическое и духовное воспитание.

В структуре учебных занятий по предмету «Копирование произведений иконописного искусства» важное место занимает содержание в виде объяснительных лекций. На вводном модуле занятия решается следующее:

• ознакомление студентов со спецификой выбранной профессии художника- иконописца;

• ознакомление с содержанием изучаемого курса (программы);

• ознакомление со средствами выполнения практических заданий (оборудование, инструменты и материалы, необходимые для иконописца);

• объяснение основных приемов иконописного мастерства при по-

следовательном поэтапном выполнении практических заданий, учитывая особенности иконописного стиля копируемого учебного образца;

• предупреждение обучающихся студентов о возможных трудностях и технических сложностях исполнения копийной работы. Важно учитывать духовное погружение в копируемый иконописный образ, помня об ответственности, которая лежит перед художником-иконописцем, изображающим образы святых. (Образ святого не может быть искажен, интерпретирован, выполнен неряшливо или гратесково);

• демонстрация лучших учебных работ студентов из методического

фонда кафедры, с целью наглядного показа.

Следующим модулем в процессе профессионального обучения является -основной или текущий. Он обычно бывает индивидуальным или групповым.

В календарно-тематических планах по конкретной дисциплине преподавателем отражены виды занятий (лекции, практические, дополнительные), общее количество часов в семестре и в учебной неделе, а так же подробное описание всех тем занятий за семестры 1-го и 2-го курсов.

В ходе текущего (основного) модуля преподавателем акцентируется внимание всей учебной группы на наиболее эффективные приемы и способы выполнения текущего практического задания. Задача преподавателя заключается в контроле хода выполнения работы у всех студентов и оказание помощи по необходимости. Успех деятельности педагога зависит от качества организации учебного процесса в целом и контроля за каждым обучающимся в отдельности.

Если в ходе работы над одним из заданий, обнаруживаются типичные ошибки или, наоборот, ценные находки, то преподаватель заостряет внимание у всей группы.

Завершающим этапом или заключительным модулем в процессе практического обучения является - объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Данный вид оценивания по балльно-

рейтинговой системе в форме просмотров учебных работ позволяет судить о качестве и уровне выполнения учебных заданий. Основной формой проверки знаний являются просмотры: текущие (промежуточные) и итоговые (зачеты, экзамены). Студент должен представить: выполненную работу в материале по заданию тематического плана (копию с учебного образца).

Просмотры в Высшей школе народных искусств проводятся высококомпетентной комиссией в присутствии ведущего преподавателя и всей группы, что позволяет студентам выслушать обсуждения, замечания и конкретные предложения по их работам, а так же увидеть свои работы со стороны, самостоятельно оценив их уровень на фоне других. Комиссия выставляет баллы, в соответствии качества и точности копии учебного образца по разработанным критериям оценок.

Список литературы

1. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений / [С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. 6-е изд., перераб. М.: издательский центр «Академия», 2006. 512с.

References

1. Smirnov S.A., Kotova I.B., Shiyanoov E.N., et al. Pedagogika : teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogics: Theories, Systems, and Technologies]. Moscow: “Akademiya” Publishers, 2006. 512 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Гусева Полина Вадимовна, зав. кафедрой лаковой миниатюрной живописи,

член Союза художников России

Высшая школа народных искусств (институт)

набережная Канала Грибоедова, 2, лит. А, г. Санкт-Петербург, 191011, Россия

vshnilmg@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Guseva Polina Vladimirovan, Head of the Chair of Varnish Tiny Painting, member of the Russian Federation of Artists

Higher School of Folk Arts (Institute)

2А, Kanal Griboedova Emb, St. Petersburg, 191011, Russia vshnilmg@mail. ru

Рецензент:

Александрова Н.М., д-р пед. наук, проф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.