Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ВОЛНОМЕРНОГО БУЯ'

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ВОЛНОМЕРНОГО БУЯ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
45
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛНОМЕРНЫЙ БУЙ / WAVE RIDER BUOY / АИС / AIS / СОЛНЕЧНЫЕ ПАНЕЛИ / SOLAR PANELS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Плющаев В.И., Мерзляков В.И.

В статье описана конструкция волномерного буя и его системы электропитания, обоснован выбор компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER SYSTEM WAVERIDER BUOY

The article describes the design wave rider buoy and its power supply system. The choice of components.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ВОЛНОМЕРНОГО БУЯ»

УДК 551.46.086

В.И. Плющаев, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГУВТ»

В.И. Мерзляков, к.т.н., ст. преподаватель ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ВОЛНОМЕРНОГО БУЯ

Ключевые слова: волномерный буй, АИС, солнечные панели

В статье описана конструкция волномерного буя и его системы электропитания,

обоснован выбор компонентов.

Получение гидрометеорологической информации (в том числе параметров волнения) является важным фактором для обеспечения безопасности судоходства, безаварийной работы техники и гидросооружений, прогнозирования погодных условий, решения различных во многих отраслях хозяйства и техники. В настоящее время известно множество способов измерения волнения, в том числе с помощью автономных волномерных буев (АВБ) [1].

К числу преимуществ использования плавающих АВБ следует отнести возможность их использования на реках и озерах внутренних водных путей единой глубоководной системы (ВВП ЕГС) Европейской части Российской Федерации без каких-либо специальных сооружений (свай, платформ и т.д.), их полную автономность и возможность передачи данных на береговые пункты по радиоканалу.

В настоящее время заканчивается оснащение береговыми станциями автоматической идентификационной системы (АИС) внутренних водных путей единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, что привело к формированию единого поля АИС на ЕГС ВВП и созданию системы мониторинга судов на ВВП. В рамки создаваемой системы мониторинга органически вписывается АВБ, оснащенный АИС для передачи информации в береговые центры.

Рис. 1. Волномерный буй

В [2,3,4] описана возможность и техническая реализация передачи дополнительной информации по каналам АИС без затрат на оплату трафика и поддержание дополнительных каналов связи для передачи этой информации.

В ФГБОУ ВП «ВГАВТ» разработан и испытан макет АВБ, удовлетворяющий (наряду с другими техническими требованиями) следующим эксплуатационным требованиям:

- срок автономной работы без замены элементов системы электропитания - в течение навигации;

- автоматическая передача данных по каналам АИС на береговой пункт в пределах ВВП ЕГС Европейской части Российской Федерации.

Волномерный буй включает в свой состав вычислительный блок, транспондер АИС с антенной, систему электропитания, сигнальный фонарь. Внешний вид буя показан на рис. 1. Вычислительный блок измеряет параметры волнения и управляет АИС, обеспечивающей передачу данных на береговой пункт. В темное время суток включается проблесковый желтый сигнальный фонарь.

Для обеспечения работоспособности АВБ в течение навигации (без обслуживания) была создана система электропитания постоянного тока напряжением 24В на базе солнечных панелей и буферной аккумуляторной батареи. При наличии солнца панель (под управлением специализированного контроллера) осуществляет питание аппаратуры и позволяет провести подзарядку аккумуляторной батареи. В отсутствии солнца питание узлов АВБ осуществляется от аккумуляторных батарей.

В табл. 1 приведены данные по энергопотреблению отдельных компонентов вол-номерного буя и всей аппаратуры в целом.

Таблица 1

Узлы АВБ Потребляемый ток, А Потребляемая мощность, Вт Потребление за сутки, Вт*ч Потребление за навигацию (7 месяцев), Вт*ч

Вычислитель 0,1 2,4 57,6 514

АИС 0,6 14,4 345,6 3082

Контроллер солнечных батарей 0,008 0,192 4,6 41

Сигнальный фонарь 0,2 4,8 38,4 1027

Сумма, Вт*ч 0,908 21,792 446,2 4664

Из таблицы видно, что использование специализированных батарей для создания системы электропитания АВБ не представляется возможным в связи с неприемлемыми массогабаритными и стоимостными показателями.

Основным потребителем является транспондер АИС (66% от общего потребления). Потребление транспондера можно существенно снизить, заменив непрерывный режим передачи данных на периодический с заданным интервалом.

Были рассмотрены следующие режимы передачи:

- передача в течение 5 минут каждый час (2 столбец);

- передача в течение 5 минут каждые 30 минут (3 столбец);

- передача в течение 5 минут каждые 15 мину (4 столбец);

- передача в непрерывном режиме (6 столбец).

Данные по энергопотреблению в этих режимах приведены в табл. 2

Таблица 2

Потребление за сутки, Вт*ч (передача 5мин*24 раза) Потребление за сутки, Вт*ч (передача 5мин*48 раз) Потребление за сутки, Вт*ч (передача 5мин*96 раз) Потребление за сутки, Вт*ч

Вычислитель 57,6 57,6 57,6 57,6

АИС 28,8 57,6 115,2 345,6

Контроллер солнечных батарей 4,6 4,6 4,6 4,6

Сигнальный фонарь 38,4 38,4 38,4 38,4

Сумма, Вт*ч 129,4 158,2 215,8 446,2

График потребления электроэнергии аппаратурой волномерного буя представлен на рис. 2. На рисунке также представлены среднестатистические значения энергии, вырабатываемой солнечной панелью мощностью 100 Вт на широте Нижнего Новгорода в сутки в разные месяцы: 1 - апрель; 2 - май-июнь; 3 - август; 4 - сентябрь.

Таким образом, солнечные батареи в состоянии обеспечить работоспособность буя при передаче до 96 сообщений в сутки (среднестатистические данные). При отсутствии солнца в течение нескольких суток, питание аппаратуры осуществляется от аккумуляторных батарей.

Рис. 2. Потребление аппаратуры АВБ и среднестатистические значения энергии, вырабатываемые солнечной панелью

Однако на эффективность работы солнечных батарей оказывают влияние множество параметров, к основным из которых относятся:

- уровень солнечной радиации, зависящий от времени суток и погодных условий (среднестатистическая дневная сумма солнечной радиации на широте Нижнего Новгорода может достигать величины 5 кВт*ч/м2);

- расположение панели относительно солнца в азимутальной и горизонтальной плоскостях.

При конструировании системы электропитания АВБ можно оптимизировать лишь второй параметр. Зависимость эффективности работы солнечных панелей в различное время года от азимутального угла представлена на рис. 2 [6]. Горизонтальное размещение солнечных панелей неэффективно - помимо снижения выработки энергии на горизонтальных панелях за счет неоптимального угла, на таких панелях будет интенсивно скапливаться грязь.

Буй случайным образом меняет свое положение в горизонтальной плоскости, поэтому целесообразно использовать, по крайней мере, две панели, ориентированные в разные стороны света (хотя эффективность работы затененной панели на порядок меньше эффективности панели, ориентированной на солнце).

900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

На макете АВБ были установлены 2 солнечные панели под азимутальным углом 60 градусов в виде «домика» (рис. 1).

Обоснование выбора аккумуляторных батарей приведено в табл. 3.

Таблица 3

Передача 5мин*24 раза в сутки Передача 5мин*48 раза в сутки Передача 5мин*96 раза в сутки Непрерыв-ная передача

Потребление за сутки, Ач 5,4 6,6 9 18,6

Максимальное число последовательных «дней без солнца» 3 3 3 3

Необходимый запас аккумулятора, Ач 16,2 19,8 27 55,8

Необходимый запас аккумулятора при глубине разряда 30%, Ач 54 66 90 186

Необходимый запас аккумулятора при глубине разряда 30% и с учетом температурного коэф- 64,8 79,2 108 223,2

МДж/ы2

/ ч X 1

/ т

Ч V \ 4

Х- ч\

/ \

/ / \

3 2

Г

янв фев мар апр май июн июл авг сен окт ноя дек

Рис. 3. Зависимость эффективности солнечных панелей от времени года и азимутального угла установки (панель ориентирована на юг): 1 - отслеживание положения солнца; 2 - горизонтальная панель; 3 - вертикальная панель; 4 - наклоненная на 40°

Передача 5мин*24 раза в сутки Передача 5мин*48 раза в сутки Передача 5мин*96 раза в сутки Непрерыв-ная передача

фициента 1.2, Ач

Номинальная мощность аккумулятора, Ач 55 55 55 55

Необходимое число аккумуляторов по 12В на напряжение 24 В 2 после-до- ва-тельно 4 2 параллельно х 2 последовательно 4 2 параллельно х 2 последовательно 10 5 параллельно х 2 последовательно

Требуется для работы и восстановления заряда аккумулятора, Вт*ч 518,4 633,6 864 1785,6

Требуется для работы и восстановления заряда аккумулятора солнечных часов (при токе заряда 4А - экспериментальные данные) 5,4 6,6 9 18,6

Анализ таблиц показывает, что для бесперебойной работы волномерного буя в течение навигации целесообразно выбрать:

- 2 аккумуляторные батареи 12В емкостью 55Ач (соединены последовательно);

- 2 солнечные панели 12В 100 Вт (соединены последовательно).

Испытания буя в октябре 2014 г. подтвердили его удовлетворительные эксплуатационные качества и позволили получить адекватные данные о волнении на Горьков-ском водохранилище, где он использовался в течение 7 дней.

Список литературы:

[1] Грязин Д.Г., Несенюк Л.П. Морские волномерные буи. Современное состояние и тенденции развития. - Гироскопия и навигация, № 4 (67), 2009. с. 70-80.

[2] Корнев А.Б., Плющаев В.И. Пути повышения эффективности использования АИС на внутренних водных путях за счет организации передачи по ее каналам дополнительной информации. - Речной транспорт (XXI век), -2012. - №5. С. 38-42.

[3] Борисов Д.А., Перевезенцев С.В., Плющаев В.И. Разработка интерфейса передачи данных с судна на берег с использованием каналов АИС. - 14-й научно промышленный форум «Великие реки 2009». Труды конгресса. Том 1. Н.Новгород: Изд.: ФБОУ ВПО «ВГАВТ». Н.Новгород: 2012. с. 108-110.

[4] Плющаев В.И. Система контроля и передачи судовых технологических параметров береговым службам. - Автоматизация и современные технологии, Москва, №2, 2012. С. 37-39.

POWER SYSTEM WAVERIDER BUOY V.I. Plyushchayev, V.I. Merzlyakov

Key words: wave rider buoy, AIS, solar panels

The article describes the design wave rider buoy and its power supply system. The choice of components.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.