УДК 33.05
Ли На
студент магистратуры 2 курса кафедра экономической теории и менеджмента Московский Педагогический Государственный университет
Россия, г. Москва СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА ХОЛДИНГА ALIBABA
GROUP
Аннотация: В статье представлена организационно-экономическая характеристика холдинга Alibaba Group. Проведена оценка финансово -экономического состояния холдинга. Осуществлена оценка состояния системы электронного бизнеса холдинга Alibaba Group.
Ключевые слова: электронный бизнес, Alibaba Group.
Li Na, Master's Student 2 course, Department of Economic Theory and Management
Moscow Pedagogical State University
Russia, Moscow ALIBABA GROUP HOLDING E-BUSINESS SYSTEM
Annotation: The article presents the organizational and economic characteristics of Alibaba Group Holding. The financial and economic condition of the holding was assessed. The state of the e-business system of Alibaba Group holding has been assessed.
Keywords: electronic business, Alibaba Group.
История электронной торговли в Китае начинает свое развитие в 1997 г., когда появляется первая платформа B2B - ChemNet. 1999 г. - поворотный момент в развитии электронной торговли: создана гигантская компания электронной коммерции в Китае, лидер отрасли - Alibaba Group. Важный период электронной торговли в Китае - 2003-2005 гг., когда в Китае бушевал тяжелый острый респираторный синдром, и потребители из -за опасения заражения, перешли на электронную торговлю. В свете начавшейся в январе 2020 г. эпидемии коронавируса в Китае можно ожидать очередного внепланового повышения оборотов в электронной торговле.
Динамика роста электронной торговли высокая. Наибольшие обороты в электронной торговле формируются в Северной Америке, Азиатско -тихоокеанском регионе и в Западной Европе (рисунок 1)110.
110 ВТО URL: https://www.wto.org (дата обращения 29.01.2020).
Рисунок 1. Региональная структура мировой Интернет -торговли
(млрд дол. США)
Высочайшие темпы роста демонстрирует Азиатско-тихоокеанский регион; высокие темпы фиксируются в Северной Америке и Западной Европе (рисунок 2)111.
Рисунок 2. Динамика мировой Интернет -торговли по регионам (млрд
дол. США)
111 https://wtcmoscow.ru/services/intemational-partnership/analitycs/elektronnaya-kommertsiya-razvitie-v-rossii-i-mire/ (дата обращения 29.01.2020).
Лидером в электроной коммерции e-commerce является китайская публичная компания, холдинг Alibaba Group, работающий в сфере интернет-коммерции, владеющий несколькими веб-порталами, инфраструктурой для облачных вычислений и активами в сфере СМИ и индустрии развлечений.
Холдинг берет начало в 1999 году. Развитию компании способствовали инвестиции, полученные от американского инвестиционного банка в размере 5 млн долларов США и от японской компании SoftBank в размере 20 млн долларов США 112.
На данный момент организационно Alibaba Group включает около 70 0 дочерних структур, зарегистрированных в КНР и 520 с регистрацией в других странах. Непосредственно Alibaba Group Holding подчинены несколько холдинговых компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, основными из них являются Taobao Holding Limited (острова Кайман) и Alibaba Investment Limited (Британские Виргинские острова). Taobao China Holding Limited зарегистрировано в Гонконге и подчинено Taobao Holding Limited, является холдинговой компанией для порталов Taobao Marketplace и Tmall (рисунок 3). _
Alibaba Group
Core Commerce
T
I Mobile and
„ Clûud I Media
Computing I Entertainmerl1
Retail Commerce in China Wholesale Commerce in China international and Cross- border Commerce Alibaba Cloud aliyun.cam
Taobao.com tesa.Mm All Express
Tmall, com tmall global
¡Lihuasuan.com Alibaba.com
cun.taobaD.com (Rural Taobao) Lazada
YouKu TudDU
Tmall TV
Other Innovation Initiatives
AutoNavi
DimgTalli
Cain Is о
Alibaba Music I Alibaba Health ■ Alibaba Pictures
âliSpOrlS-CQrTi
Рисунок 3. Организационная структура Alibaba Group Факторами успеха в области электронной торговли в Китае для Alibaba Groupe являются 113:
1) Повышение спроса клиентов на мировые бренды в связи с ростом доходов в Китае;
112 https://ru.wikipedia.org/wiki/Alibaba_Group (дата обращения 29.01.2020).
113 Жуков В.И. Причины роста e-commerce в Китае на примере Alibaba Group // Сборник статей по результатам проведения V международного форума финуниверситета «Мировая финансовая система: вызовы современности» / под ред. М.И. Сидоровой, Е.В. Оглоблиной. 2019. С. 42-46.
2) Проблемы, связанные с качеством услуг в розничных магазинах Китая;
3) Высокая квалификация участников электронной торговли в Китае;
4) Качественный контроль качества на вебсайтах;
5) Увеличение числа мобильных закупок в связи с распространением смартфонов;
6) Развитие системы маркетинга социальных средств CRM;
7) Низкая стоимость товаров.
Холдинг Alibaba Group - лидер в электроной коммерции e-commerce, занимая 26,6% этого рынка, в то время как на долю стоящего вторым в рейтинге Amazon приходится вдвое меньше - 13%, третьего в рейтинге JD.com - лишь 3,8%. На холдинг Alibaba Group приходится 80% оборота электронной торговли в Китае, ее сервисами пользуются в стране почти 280 млн человекк114.
По БКГ-матрице Alibaba Group относится к безусловным звездам на рынке e-commerce (рисунок 4).
темп роста рынка
в ы с о к и й
•с
H
и
3
к и й
трудные дети г~ звезды izz 67. Alibaba corn
н собаки □ дойные коровы □=
о
о
низкая
высокая
доля компании на рынке
Рисунок 4. БКГ-матрица для Alibaba Group В результате изучения отчетов холдинга Alibaba Group можно сделать вывод, что во втором десятилетии XXI века среднегодовой темп роста оборотов составил 54%, чистой прибыли - 63%, собственного капитала -
114 https://www.vedomosti.ru/business/news/2014/09/22/ipo-alibaba-stalo-krupnejshim-v-istorii (дата обращения 29.01.2020).
47%, активов - 50%. Структура баланса соответствует отраслевой структуре: в активах преобладают нематериальные активы, гудвилл, инвестиции и денежные средства. Коэффициент финансовой независимости соответствует норме. Коэффициент текущей ликвидности за последний год снизился и стал ниже нормы, так как увеличились совокупные обязательства и кредиторская задолженность.
Следует добавить, что в e-commerce нарастает конкуренция со стороны созданных китайских интернет -компаний, глобальных и региональных игроков электронной коммерции. Это требует формирования усовершенствованной системы электронного бизнеса холдинга Alibaba Group, содержащей адекватные ответы на современные вызовы и даже предупреждающие их.
Изучив внутреннюю и внешнюю среду деятельности Alibaba Group, был проведен SWOT-анализ холдинга (таблица 1). Сильных сторон и благоприятных внешних условий у холдинга Alibaba Group больше, чем слабых сторон и внешних угроз, хотя присутствуют и указанные выше риски.
_Таблица 1 - SWOT-анализ Alibaba Group_
S (сильные стороны)
Использование бизнес-моделей открытых платформ Обращение высокодоходных акций (до 90%) на Гонконгской и Нью -Йоркской биржах => отличное инвестиционное положение Диверсифицированный бизнес Опт на Alibaba начинается всего с 5 штук, медицинские приборы могут быть поставлены даже в количестве 1 шт.
Alibaba предлагает товары из Китая дешево напрямую с фабрик и заводов
Alibaba устраивает распродажи и скидки на товары
AliExpress: безопасность продавца и покупателя от
непоставки/неоплаты (депонирование денег) AliExpress: отсутствие
минимальной суммы заказа Собственная система платежей Целенаправленный поиск и развитие сотрудников
О (благоприятные внешние условия)
• Стремительный рост электронной коммерции и облачного хранения данных
• Эпидемия коронавируса с января 2020 г. приведет к увеличению оборотов электронной торговли из-за боязни людей заразиться
• Господдержка формирования и развития в Китае информационных сетей для развития общества в рамках стратегии «Хуляньван+» («Интернет+») 115
115 Пиковер А.В. Электронная коммерция КНР: проблемы и противоречия // Сборник «Китай на новом этапе экономической реформы». - М., 2015. С. 85-93.
• Высокая капитализация (более 600 млрд долларов США)
W (слабые стороны) • Снижение коэффициента общей ликвидности за последний год в связи с увеличением обязательств • Снижение маржи и чистого дохода в связи с инвестициями и стратегическими приобретениями • Риск отсутствия будущих доходов от объектов долевого инвестирования T (неблагоприятные внешние условия) • Рост конкуренции в e-commerce • Ограничения на количество денежных переводов в целях ограничения распространения влияния Alibaba и его платежной системы Alipay на территории государственных банков • Сильное различие законодательной базы Китая, США, России, что вызывает риски для IPO • Опасность ограничения правительством Китая размера онлайн-транзакций • Ограничение доли иностранных инвесторов (не более 50% активов) • Риск потери потребителями доверия к цифровой экономике • Риск конфликта интересов потребителей и продавцов
Сильные стороны компании могут быть усилены внешними возможностями, как и угрозы могут быть компенсированы сильными сторонами компании. Внешние возможности рынка могут компенсировать слабые стороны компании, а сопоставление слабых сторон и угроз позволит предупредить негативные последствия (таблица 2). Таблица2 - Перекрестный SWOT-анализ Alibaba Group
S <--> O Сильные стороны и возможности • Продолжение инвестиций в формирование и развитие открытых платформ в условиях поддержки государства и растущего рынка • Создание НК-системы, способной поддерживать развитие стратегии Интернет+ S <--> T Сильные стороны и угрозы • Внимательное изучение законодательства стран, на которые планирует выходить Alibaba Group • Поддержание высокой репутации выполнением обязательств
W <--> O Слабые стороны и возможности • Сохранение стратегического направления развития, несмотря на кратковременное снижение маржи и чистой прибыли W <--> T Слабые стороны и угрозы • Для конкуренции с американскими и европейскими маркетплейсами требуется усовершенствовать технологии открытых платформ и
• Подробный анализ объектов будущего инвестирования во избежание потерь и конфликтов интересов
разработать актуальные
маркетинговые стратегии
Подводя итоги, сделаем вывод о том, что на начало 2020 года рыночная капитализация холдинга Alibaba Group превысила 600 млрд долларов США, создавая благоприятные условия для роста курса акций, привлечения инвестиций и дальнейшего развития бизнеса e-commerce.
Использованные источники:
1. Жуков В.И. Причины роста e-commerce в Китае на примере Alibaba Group // Сборник статей по результатам проведения V международного форума финуниверситета «Мировая финансовая система: вызовы современности» / под ред. М.И. Сидоровой, Е.В. Оглоблиной. 2019. С. 42 -46.
2. Пиковер А.В. Электронная коммерция КНР: проблемы и противоречия // Сборник «Китай на новом этапе экономической реформы». - М., 2015. С. 85-93.
3. URL: https://www.wto.org
4. https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/ elektronnaya-kommertsiya-razvitie-v-rossii-i-mire/
5. https: //ru. wikipedia. org/wiki/Alibaba_Group
6. https://www.vedomosti.ru/business/news/2014/09/22/ipo-alibaba-stalo-krupnejshim-v-istorii