УДК 338.24(470+571)
Лопатников Вадим Сергеевич
аспирант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ПОДХОДОВ И ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ
Lopatnikov Vadim Sergeevich
PhD student, St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great
THE ECONOMIC SECURITY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE ANALYSIS OF APPROACHES AND MODEL BUILDING
Аннотация:
После ряда неблагоприятных событий 2014 г., негативно отразившихся на социально-экономическом развитии РФ, произошло переосмысление проблемы экономической безопасности и потребовали такого же переосмысления вопросы построения эффективной системы экономической безопасности, выявления ее главных структурных элементов. Цель исследования - на основе обобщения подходов к созданию такой системы уточнить ее существенные элементы. Анализ подходов к пониманию системы и ее структуры позволил сделать вывод о разрозненности позиций, выделить аргументированные и недостаточно аргументированные теории. Предложено авторское представление системы экономической безопасности, которая содержит субъекты - органы государ-ственной власти, местного самоуправления и Центральный банк РФ, объекты - субъекты экономики, в том числе контролируемые субъектами управления, внутренние и внешние риски и угрозы. Отличие авторской позиции заключается в том, что субъекты экономической безопасности, чья функция состоит в обеспечении безопасности соответствующего публично-правового образования, следует рассматривать и как источники возникновения внутрисистемных рисков. Одним из инструментов, способных противодействовать угрозам, источниками которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления, служат подразделения внутреннего и внешнего финансового аудита.
Ключевые слова:
экономическая безопасность, система экономической безопасности, риски, угрозы, субъекты экономической безопасности, объекты экономической безопасности.
Summary:
After a series of adverse events in 2014 that negatively affected the socio-economic development of the Russian Federation, rethinking of the problem of economic security took place and the same rethinking was required in the issue of the construction of an effective system of economic security and the identification of its key structural elements. The aim of the study is to clarify the essential elements of such system of economic security on the basis of generalization of approaches to its building. The analysis of approaches to understanding the economic security system and its structure allowed to conclude that points of view differ, and gave the opportunity to highlight reasoned and insufficiently reasoned approaches. The author's idea of the economic security system is presented, which includes subjects - state authorities, local self-government and the Central Bank of the Russian Federation, objects - subjects of the economy, including those controlled by subjects of management, internal and external risks and threats. The difference of the author's position is that the subjects of economic security, whose function is to ensure the economic security of a relevant public legal institution, should also be considered as sources of intra-systemic risks and threats. One of the tools that can withstand the risks and threats originating from the bodies of state power and local self-government are the units of internal and external financial audit.
Keywords:
economic security, economic security system, risks, threats, subjects and objects of economic security.
Проблема обеспечения экономической безопасности выступает объектом активных исследований преимущественно в странах с советским прошлым. Во многом этот феномен обусловлен чрезвычайно негативными социально-экономическими последствиями, вызванными рядом событий и явлений после распада единой державы на самостоятельные государства. Однако вектор и интенсивность исследований неодинаковы, как и периоды анализа. При высоких ценах на энергоносители доминировала точка зрения об отсутствии актуальности подобных исследований. Сейчас страна столкнулась с негативными воздействиями, существенно снижающими возможность социально-экономического развития. В связи с этим задача построения эффективной системы экономической безопасности приобрела особую остроту. Ее решение представляет интерес с позиции развития теории экономической безопасности, но полагаем, что наибольшее ее значение - прикладное для структуры государственного управления. Цель работы состоит в уточнении важных элементов системы экономической безопасности на основе обобщения подходов к ее построению.
В научных публикациях проблеме определения системы экономической безопасности уделено большее внимание, чем в нормативных правовых документах. В известной работе коллектива авторов под руководством В.К. Сенчагова при формулировании соответствующей дефиниции применен комплексный подход. Система экономической безопасности, по мнению авторов, состоит из семи элементов: концепции национальной безопасности, национальных интересов
России в сфере экономики, угроз экономической безопасности, индикаторов экономической безопасности, пороговых значений этих индикаторов, организационной структуры экономической безопасности, правового обеспечения экономической безопасности [1, с. 55]. Близок к комплексному подход А.А. Кайгородцева. Систему национальной экономической безопасности он представляет в виде совокупности блоков: цель и задачи системы, национальные интересы в области экономики и экономические приоритеты, экономические угрозы (внешние и внутренние), пороговые индикаторы экономической безопасности, правовое обеспечение экономической безопасности, организационная структура обеспечения экономической безопасности, методы обеспечения экономической безопасности [2]. Комплексный подход изложен и в работе Т.Ю. Феофиловой, но применительно к системе экономической безопасности региона, которая включает в себя взаимосвязанные компоненты: нормативные и правовые акты, регулирующие область экономической безопасности региона, субъекты управления отношениями в области экономической безопасности, объекты управления в области экономической безопасности, негативные воздействия и их последствия на состояние экономической безопасности региона, группы показателей и индикаторов, характеризующих состояние экономической безопасности региона [3].
Следует отметить, что комплексный подход не является доминирующим при определении системы экономической безопасности. Примером может служить ряд публикаций, в которых, по сути, отражена декомпозиция, содержание понятия или характеристика экономической безопасности [4].
Дискуссионной и неоднозначной представляется точка зрения С.Н. Максимова, в соответствии с которой в систему экономической безопасности включены следующие элементы: субъекты в сфере экономической безопасности, объекты экономической безопасности, правовая основа, система государственных органов, меры и механизмы экономической политики [5].
Через сферы систему экономической безопасности предлагает анализировать П.С. Моисеев. В нее вошли продовольственная, социальная, производственная, финансовая, энергетическая, информационная, административная, технологическая, природоресурсная, оборонная, экологическая и международная сферы [6].
A.Б. Титовым и О.В. Михеенко выделены компоненты системы национальной экономической безопасности: производственно-технический, технологический, промышленный, продовольственный, сырьевой, финансовый, управленческий и информационный [7]. Несмотря на то что авторы не называют эти составляющие сферами (как в предыдущем примере), по сути - предлагают тот же подход.
Значима работа, где М.Е. Листопад акцентировала внимание на проблеме построения системы национальной экономической безопасности, которую видит в нерешенных противоречиях и конфликтах между субъектами отношений - носителями разнонаправленных интересов [8].
Среди элементов системы экономической безопасности выделяют средства обеспечения. В одной из редакций Стратегии национальной безопасности (2009) к таковым отнесены совокупность политических, дипломатических, экономических, правовых, военных и других мер, а также имущество, ресурсы и техника, используемые для обеспечения национальной безопасности [9]. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012 регламентирует средства управления (менеджмента) риском -процедуры, рекомендации, инструкции или организационные структуры, которые могут носить административный, технический, управленческий или правовой характер [10].
О.А. Сафонов под финансово-правовыми средствами обеспечения экономической безопасности понимает способы воздействия на субъекты финансовых правоотношений в целях исключения и нейтрализации угроз в виде дозволений и запретов, выраженных в нормах финансового права, которые регулируют общественные отношения по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований [11]. Кроме того, в публикациях выделяют политико-, уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности [12], наложение ареста на недвижимое имущество [13] и другие средства [14]. В работах экономической направленности в качестве средств обеспечения фигурируют налоговый [15] и финансовый [16] контроль.
Помимо средств обеспечения экономической безопасности, ученые исследуют меры, формы, инструментарий. Среди мер выделяются прогнозирование [17], антикризисные процедуры [18], повышение эффективности бюджетных расходов [19], таможенный контроль [20].
B.И. Долинко в публикации «Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами» исследует соответствующие инструменты [21]. Однако, несмотря на заголовок статьи, автор анализирует возможность обеспечения безопасности обозначенными способами, при этом собственно уголовно-правовые меры не рассматривает. В.М. Шиканов выделяет систему оперативно-разыскных мер, в частности отождествление личности [22].
А.В. Никитин конкретизировал государственные инструменты в сфере экономической безопасности - экономические меры прямого и косвенного воздействия [23]. В качестве инструментов также рассматриваются институт банкротств [24], закупки [25], трансферты [26], борьба с коррупцией [27], налоговое администрирование [28], экспортный контроль [29], контрциклическая политика [30], сырьевые доходы государства [31], таможенно-тарифное финансирование [32] и др. Отдельно следует отметить, что в толковых словарях под средством понимается прием, способ действия для достижения чего-либо, что шире содержания категорий «мера» и «инструмент».
Таким образом, литературный обзор демонстрирует значительный разброс мнений относительно понимания системы экономической безопасности, ее структурных элементов, инструментов, мер и средств обеспечения. Базируясь на результатах анализа подходов к построению модели системы экономической безопасности, мы пришли к выводу о целесообразности создания подобной модели с учетом трех ключевых компонентов, отражающих специфику феномена экономической безопасности. К таким элементам отнесены следующие.
- Риски и угрозы, без которых исследование и описание экономической безопасности теряет смысл в силу логической взаимосвязи «угрозы - безопасность».
- Объекты, на которые направлено негативное влияние рисков и угроз. В качестве объектов мы рассматриваем хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности и объемов деятельности. В конечном счете любая угроза оказывает отрицательное воздействие на широкий сектор, его отдельный компонент или хозяйствующий субъект. Совокупный эффект от такого влияния определяет уровень экономической безопасности страны в целом и в значительной степени - региона и муниципального образования.
- Субъекты системы экономической безопасности, функции и полномочия которых предусматривают противодействие негативному воздействию рисков и угроз на федеральном и региональном уровнях государственного управления и на уровне местного самоуправления, предоставляя средства обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов посредством воздействия на источники рисков и угроз, ликвидации последствий, реализации мер, позволяющих компаниям усилить позиции в противостоянии подобным угрозам.
Моделируя систему экономической безопасности страны, мы исходим из того, что объективно регулирующее воздействие на субъекты экономики оказывают органы государственной власти (федерального уровня и уровня субъектов Федерации), органы местного самоуправления, представляющие собой субъекты управления безопасностью. Отдельно от государственных структур в качестве субъекта экономической безопасности выступает Центральный банк РФ. Однако в силу влияния субъекты управления способны создавать условия, которые формируют угрозы для экономической безопасности объектов регулирования или сами по себе служат событиями или явлениями, содержащими рисковую составляющую. Следовательно, субъекты одновременно выступают и источником возникновения внутрисистемных угроз. Таким образом, субъекты управления экономической безопасностью, с одной стороны, оказывают помощь объектам в обеспечении их экономической безопасности, противодействуя внутрисистемным и внешним рискам, с другой - являются их источниками.
На рисунке 1 представлена модель, отражающая авторское видение системы экономической безопасности.
Показано, что внутрисистемные риски формируются как субъектами экономической безопасности, так и ее объектами, но их отличие от внешних угроз заключается в избирательном влиянии на объекты. Мы исходим из того, что в системе экономической безопасности всегда будут существовать организации, для которых конкретная угроза будет представлять разный уровень опасности даже при условии их отраслевой идентичности и одинаковых объемов деятельности.
Внешние риски и угрозы всегда действуют на систему экономической безопасности в целом. Несмотря на то что это негативное влияние может иметь секторальную направленность, оно способно снизить степень сопротивляемости и, следовательно, уровень экономической безопасности всей системы.
Органы власти и Центральный банк формируют средства обеспечения экономической безопасности, которые воздействуют на ее объекты. Кроме того, орган управления на каждом уровне располагает собственными инструментами, оказывающими регулирующее влияние на подконтрольные им организации, определяя их способность самостоятельно противодействовать внутрисистемным и внешним рискам и угрозам экономической безопасности.
Отличие представленной модели от ранее предложенных состоит в том, что субъекты экономической безопасности - органы власти и Центральный банк - рассматриваются одновременно и как источники возникновения рисков и угроз. В данной модели объекты безопасности сведены до микроэкономического уровня ввиду того, что совокупное состояние организаций в конечном счете определяет степень экономической безопасности административно-территориального образования.
Система экономической безопасности
Рисунок 1 - Модель системы экономической безопасности РФ
Ссылки:
1. Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М., 2005. 895 с.
2. Кайгородцев А.А. Система национальной экономической безопасности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 259-262.
3. Феофилова Т.Ю. Система экономической безопасности региона: понятие и структура // Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 4. С. 188-188.
4. Прудиус Е.В. О понятии и системе экономической безопасности // Проблемы экономики и юридической практики. 2008. № 1. С. 66-70 ; Семочкин В.В., Иванова А.А. Система экономической безопасности государства // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2011. № 1. С. 136-141.
5. Максимов С.Н. Анализ системы экономической безопасности и ее структура // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2013. № 2. С. 23-30.
6. Моисеев П.С. Специфика экономической безопасности регионов России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12. С. 218-222.
7. Титов А.Б., Михеенко О.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 46-49. https://doi.org/10.24158/pep.2017.1.11.
8. Листопад М.Е. Диалектика основополагающих отношений системы экономической безопасности // Новые технологии. 2011. № 1. С. 95-98.
9. О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. [Электронный ресурс] : указ президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 : в ред. от 1 июля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27002-2012. Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Свод норм и правил менеджмента информационной безопасности [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200103619 (дата обращения: 05.05.2020).
11. Сафонов О.А. Финансово-правовые средства обеспечения экономической безопасности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с.
12. Долинко В.И. Уголовно-правовые средства обеспечения экономической безопасности России // Академическая мысль. 2019. № 1 (6). С. 108-112.
13. Ионов В.А. Наложение ареста на недвижимое имущество в соответствии со ст. 115 УПК РФ как средство обеспечения экономической безопасности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2008. № 2 (9). С. 67-72.
14. Напалкова И.Г. Политико-правовые средства обеспечения экономической безопасности РФ : дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2007. 365 с.
15. Болдырева Е.С., Лиджиев Д.В. Налоговый контроль как средство обеспечения экономической безопасности // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления : сборник трудов конференции. Элиста, 2016. С. 181-183.
16. Звягин С.А. Финансовый контроль как средство обеспечения экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 2. С. 21-26.
17. Ванчикова Е.Н., Лыгденова Т.Б., Макаров А.Н. Прогнозирование в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. Вып. 2. С. 275-280.
18. Мамателашвили О.В. Конфигурация антикризисных мер в механизме обеспечения экономической безопасности предприятия в современных условиях // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2016. № 1 (15). С. 59-63.
19. Шегурова Ю.С. Повышение эффективности бюджетных расходов в системе мер по обеспечению экономической безопасности региона // Контентус. 2018. № 3 (68). С. 18-27.
20. Рудзинская Е.Н. Таможенный контроль на основе рискоориентированного подхода в системе мер по обеспечению экономической безопасности России // Пространство экономики. 2006. № 2. С. 285-290.
21. Долинко В.И. Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 235-240. https://doi.org/10.24411/2078-5356-2019-10135.
22. Шиканов В.М. Отождествление личности в системе оперативно-разыскных мер обеспечения экономической безопасности // Там же. 2009. № 2 (11). С. 112-117.
23. Никитин А.В. Инструментарий обеспечения экономической безопасности в национальном хозяйстве // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 3. С. 190-193.
24. Гусева А.П. Институт банкротства как инструмент обеспечения экономической безопасности // Научные записки молодых исследователей. 2017. № 1. С. 20-23.
25. Караханян А.В., Светлаков А.Г. Закупки как эффективный инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 3 (81). С. 54-57.
26. Мохнаткина Л.Б. Трансферты как инструмент обеспечения региональной экономической безопасности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 1 (17б). С. 93-100.
27. Бойко А.П. Организация борьбы с коррупцией в США как инструмент обеспечения экономической безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 8. С. 19-23.
28. Хочуев В.А. Налоговое администрирование как особый инструмент обеспечения экономической безопасности России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. 2009. № 1 (56). С. 244-248.
29. Аксенов И.А. Проблемы экспортного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 4 (24). С. 9-14.
30. Карханова Е.С. Контрциклическая политика в условиях бюджетного федерализма как инструмент обеспечения экономической безопасности // Вестник университета. 2013. № 13. С. 90-93.
31. Гилеб Г.Г., Лесных Ю.Г. Стабилизационный фонд: сырьевые доходы государства как инструмент обеспечения экономической безопасности // Пространство экономики. 2007. № 1-2. С. 83-85.
32. Колесник А.А., Гупанова Ю.Е. Применение таможенно-тарифного регулирования как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Проблемы науки. 2017. № 9 (22). С. 36-41.
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна