УДК 316.74:37
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
М. В. Калинникова, с. Г. Ивченков
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассмотрены основные принципы построения системы экологического образования в высших учебных заведениях разных стран Западной Европы и СшА. Показано, что в условиях глобализации стратегической задачей мирового сообщества является создание глобальной системы экологического образования. выделены характерные черты экологизации высшего образования.
Ключевые слова: глобализация, экологическое образование, высшее образование, международный опыт.
system of Ecological Education in Globalization Conditions M. V. Kalinnikova, s. G. Ivchenkov
In article has been reviewed the main principles of construction of ecological education system in a higher education schools in different countries of Western Europe and USA. Has been shown, that in conditions of globalization strategy target of international society is the creating the global system of ecological education. Were distinguished characteristic features of ecologization of higher education. Key words: globalization, ecological education, higher education, international experience.
В третьем тысячелетии ускоренными темпами идет образование глобальных структур
- экономических, политических, культурных, социальных. Сегодня ни одна страна в мире не может считать себя самодостаточной. Усиливающуюся взаимосвязь мирового сообщества Э. Гидденс назвал глобализацией. С современных позиций можно сказать, что «глобализация - это процесс преобразования разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары, услуги, стандарты поведения и моды, изменяя миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия»1. Ускорителем глобальной трансформации выступает глобальная переориентация культуры, а следовательно, и образования.
Стратегической задачей мирового сообщества является создание глобальной сети экологического образования, в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, и формируют понимание взаимосвязи человека, общества и природы в планетарном масштабе. Разработка общей стратегии
экологического образования и охраны природы, координация усилий разных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Одно из дискуссионных положений на всех проходящих форумах - проблема ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно быть в центре внимания - природная среда (окружающая среда) или мир природы. Несмотря на то что именно первая ориентация в экологическом образовании (на природу как среду) получила наибольшее развитие в мире и поддержку на международном уровне, в последнее время все больше специалистов приходит к пониманию того, что без акцентирования экологического образования на мире природы невозможно комплексное решение проблемы экологического кризиса. Экологическое образование должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективного отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью и, в-третьих, обеспечение непрагматического взаимодействия с ними.
В соответствии с выделенными стратегическими ориентирами в экологическом образовании существуют различные тенденции его методической организации, что зависит в первую очередь от состояния института образования каждой страны. На основе изложенных общих положений обратимся к анализу опыта постановки экологического образования в ряде европейских стран и США.
Опыт Германии в организации экологического образования имеет более чем 25-летнюю историю. В общих чертах становление экологической политики страны в области образования можно разделить на три этапа. Первый этап - «наступление» - относится к концу 60 - началу 70-х гг. XX в. Именно в этот период возник феномен общественного «пробуждения» - деятельности профсоюзов и борьбы населения страны за улучшение качества жизни. Второй этап - «расширение» - выражался в широком общественном движении за охрану окружающей среды, действующем «снизу». В результате были приняты законы о сточных водах, химикатах, отходах и т. д. Исторической вехой на этом пути явилось создание партии «зеленых» в
© Калинникова М. В., Ивченков С. Г., 2012
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
начале 1980-х гг. С 90-х гг. начался третий этап
- «консолидация». В это время стали вырабатываться общеевропейские стандарты, ориентиры, цели и системы мероприятий в природоохранной деятельности.
В соответствии с этапами становления экологической политики постепенно возрастало значение экологического воспитания в концепции общего образования Германии. На национальном уровне важной вехой на пути развития экологического образования стала первая государственная программа по окружающей среде - «Экологическая программа федерального правительства» (1971 г.). В ней была признана огромная роль обучения, ориентированного на изучение окружающей среды и антропогенного воздействия на нее, на всех ступенях системы образования.
Опыт Германии в организации высшего экологического образования показывает, что из всех стран Западной Европы именно здесь экологическая психология и гуманистическая педагогика нашли наибольшее распространение по той причине, что в стране сильны культурно-педагогические традиции и высок потенциал экологического и образовательного развития общества2. Высшая школа в Германии во все возрастающей степени испытывает влияние эко-гуманистической концепции образования. Произошло изменение учебных планов и программ высших учебных заведений в сторону увеличения экологических тем и практикоориентированных форм. Наблюдается перенос акцента с традиционных методов обучения на нетрадиционные (система замкнутой цепи телевидения, микропреподавание, группо-динамический тренинг, групповое обучение, метод проектов и другие). Разработана целая сеть семинаров, учебных центров и курсов эко-гуманистической подготовки, так как только изучение и развитие наук о природе и экономике человеческих отношений, этике поведения, языка межличностного общения сделает человека более чувствительным к проблемам окружающей его природной среды.
Таким образом, в современной Германии экологическое образование, понимаемое как формирование экологического сознания и способность действовать в соответствии с интересами охраны природы, получившее широкую государственную и административную поддержку, занимает надежную позицию в сфере образования.
Французская система образования всегда была и остается строго централизованной, в ней сильно развит внеуниверситетский сектор науки, что резко отличает ее от системы высшего образования Германии, Великобритании, России3. В соответствии с выработанной международной стратегией действий по образованию в области окружающей среды и подготовке кадров французские министерские инструкции выделяют в качестве ведущих следующие подходы: непрерывность, междисциплинарность, интегративность,
единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды и общества. Преподавание строится на краеведческой основе. По мнению французских педагогов, это способствует выработке у молодежи чувства гордости за родной край, уважения к другим регионам и народам.
Экологическое образование в высшей школе требует специфической техники, что вытекает из двух непростых целей: во-первых, необходимо понять суть и обучить комплексу проблем, связанных с окружающей средой, во всей их целостности; во-вторых, интегрировать традиционное, базирующееся на отдельных дисциплинах образование с межпредметным обучением. На университеты в этом отношении ложится двойная задача. С одной стороны, они призваны подготовить выпускников, понимающих смысл и важность экологических проблем, по своей специальности, с другой стороны, университеты выпускают экспертов в области окружающей среды, которые являются специалистами по различным экологическим аспектам.
Таким образом, экологическое образование в университетах и колледжах Франции получило хороший старт, но пока еще не развивается должным образом. Все же достигнутый уровень пробуждает у людей экологическое сознание и воспитывает чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Английская модель системы высшего образования имеет свои особенности4. В ней подчеркивается значение развития личности, так как в Великобритании весьма сильны традиционные принципы, в соответствии с которыми основное внимание уделяется развитию индивидуальных способностей студента. Эта модель «личностного обучения» построена на модели идеального университета Дж. Ньюмена (1801-1890).
Место экологического образования в системе среднего звена обучения в Англии дискуссионно. Однако пристальное внимание большинства специалистов в последние годы обращено на работу по методу проектов. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которая положена в основу воспитания свободного человека, способного самостоятельно принимать решения. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающей использование различных методов и средств обучения, а также интегрированных знаний и умений из курсов разных предметов.
В качестве примера можно рассмотреть опыт подготовки специалистов по охране окружающей среды Сэлфордского университета, где в 1990 г. был открыт самостоятельный факультет - департамент по подготовке специалистов по охране окружающей среды. Главная цель обучения по новому направлению - дать будущим специалистам универсальное базовое экологическое образование. Технология обучения модульная.
18
Научный отдел
Экологические знания на университетском уровне формируются на основе трех критериев: структуры курса; обеспечения научной информацией по проблемам окружающей среды; частоты полевых занятий. К числу рекомендуемых методов относятся:
- развитие межпредметных связей между дисциплинами, ориентированными на обеспечение студентов экологическими знаниями;
- установление сотрудничества между преподавателями университетов и обмен информацией и библиографией;
- создание программ полевых занятий по всем предметам, которые объединены в общем проекте.
Эти предложения не требуют чрезмерных усилий или капиталовложений, однако помогают студентам лучше осознать проблемы окружающей среды.
Система образования в США, включая высшее, является в наибольшей степени децентрализованной и построена по региональному принципу. Каждый штат имеет право организовать систему образования по своему усмотрению при условии, что конституционные гарантии прав и привилегий граждан США обеспечиваются в полной мере. При этом штат несет ответственность за функционирование системы.
В экологическом образовании преобладает тенденция, связанная с акцентированием внимания на формировании в первую очередь стратегий и технологий взаимодействия с природой, то есть «технологическая» тенденция5. Содержание экологического образования в этом случае ориентировано на включение личности в такое взаимодействие с природой, которое в наибольшей степени предоставляет возможность освоения адекватных экологических стратегий, приобретения необходимых для их реализации умений и навыков (технологий).
Отличительной особенностью американской системы экологического образования является ориентация на экологические проблемы той местности, где расположено учебное заведение, а не на охрану природы вообще. В программах и курсах дисциплин прослеживается зависимость от географических, исторических, экологических особенностей штатов, традиций местной автономии. Приемы обучения предполагают работу «в поле». Важную роль в экологическом движении американской молодежи играют общественные движения «зеленых». Экологисты стремятся к единению человека, общества и природы и полагают, что перед современным индустриальным обществом стоит задача пересмотра прежней системы ценностей и утверждение принципа «верховенства природы». Такая система экологического образования дает весомые положительные результаты: к 2000 г. в США насчитывалось около 12 тыс. природоохранных организаций и ежегодно создается до 250 новых. Охрана природы стала
даже образом жизни многих американцев. Таким образом, экологическое образование в США характеризуется ориентацией в первую очередь на формирование системы экологических представлений.
Изучение существующих в мире систем образования и моделей их развития в направлении экологизации позволяет считать, что современное российское экологическое образование не отвечает европейскому и мировому уровню и нуждается в модернизации. Однако при этом реорганизация системы образования не может тиражировать европейский опыт, поскольку эколого-экономи-ческие, политические, государственные и другие традиции в нашей стране имеют свои специфические особенности, исторические корни, национальный характер и общественно-религиозные обычаи. Поэтому на современном этапе перестройки российской системы образования необходимо тщательно проанализировать европейский опыт подготовки специалистов, после чего наметить и осуществить новый российский подход в подготовке экологически образованных специалистов XXI в. Аналитическое изучение методологии, технологии и учебных планов подготовки специалистов в ведущих европейских университетах показало, что наиболее приемлемым для России является опыт подготовки экологически грамотных специалистов в Сэлфордском университете (Великобритания).
Подводя итоги, из всего сказанного можно сделать следующие выводы.
Главная цель экологического образования с точки зрения мирового сообщества состоит в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития учащихся, воспитании у них чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, стремления глубоко разобраться в сущности и противоречиях происходящих перемен в экологическом развитии нашей планеты.
В последнее время государственная образовательная политика в европейских странах способствовала вплетению экологической составляющей во все уровни обучения традиционных систем образования. Во всем мире экологические проблемы изучаются комплексом естественных и гуманитарных дисциплин, причем в большинстве стран преподавание строится на принципах непрерывности, междисциплинарности, целостности, интегративности, деятельностного и проблемного подхода к изучению и решению экологических проблем на региональных примерах.
Бесспорно, главным звеном в системе экологического образования выступает высшая школа, где преподается целый набор экологических дисциплин и активно внедряются инновационные методы обучения (микропреподавание, группо-динамический принцип, метод проектов и др.), способствующие формированию экологических знаний специалистов.
Социология
19
Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Социология. Политология, вып. 2
Знание существующих в мире систем экологического образования позволяет значительно повысить эффективность профессиональной подготовки специалистов в России.
Примечания
1 Бабосов Е. М. Глобализация как предмет социолгиче-ского анализа // Социология. 2000. № 4. С. 3-15.
2 См.: Калинникова М. В. Экологическое общество : проблемы становления (социологический анализ). Саратов, 2003.
International Strategy for Action in the Field of Environmental Education and Training for the 1990's // UNES-CO-UNEP Congress on Environmental Education and Training. Paris, UNESCO, 1987. P. 6.
См.: International Verhagen, F. C. Earth literacy education : why and how? // High school j. Chapel Hill, 1995/96. Vol. 79, № 2. P. 157-163.
См.: ЯсвинВ. А., Дерябо С. Д. Современные тенденции в развитии стратегий экологического образования. URL: http://www.mrezha.ru/ehopsy/works/pedagog.htm (дата обращения: 21.09.2011).
УДК 316.334.23(470+571)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Е. Е. Бородавкина, З. М. дыльнова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются основные теоретико-методологические аспекты исследования предпринимательства, имеющего важное значение при формировании социальной структуры, рыночной экономики, развитии научно-технического прогресса, установлении системы ценностей и моральных нормативов. Ключевые слова: предпринимательство, инновация, бизнес, инвестиционная деятельность, риск, капитал, прибыль.
Theoretical and Methodological Bases of Entrepreneurship study
E. E. Borodavkina, Z. M. Dylnova
The article examines the main theoretical and methodological aspects of entrepreneurship study, which is very important in the forming of social structure, market economy, development of scientific and technical progress, establishment of values and moral standards system. Special attention is paid to the fact that theoretical analysis of this category is important because entrepreneurship, being the engine of progress, is directed to profit earning by producing new products or by application of new ways of existing products production. The more existing social values favour the forming of entrepreneurial person, the more probable is accelerated economic growth.
Key words: entrepreneurship, innovation, business, investment activity, risk, capital, profit.
Предпринимательство относится к числу сложных общественных явлений, требующих междисциплинарного анализа. Оно формируется и функционирует под влиянием множества взаимосвязанных и взаимодействующих объективных и субъективных факторов. По причине его многоаспектности предпринимательство может исследоваться в рамках разных наук. Однако определение границ исследовательского поля той или иной науки в его познании, особенно
прикладном, пока весьма затруднительно из-за дефинитивной нечеткости социальной сути этого феномена, а также ряда ключевых для того или иного ракурса его осмысления научных категорий.
О неопределенности понятия предпринимательства свидетельствует множество его дефиниций и разночтения в его интерпретации такими разными зарубежными учеными, как Р. Коуз, П. Дракер, А. Маршалл, М. Вебер, В. Зомбарт, И. Шумпетер и др.1 Одни понимают предпринимательство как специфическую разновидность социальной деятельности (поведения социального субъекта), связанной с инновациями и в некоторых случаях с риском (П. Дракер)2, другие - как тип хозяйственной деятельности (Р. Коуз, А. Маршалл)3, расходясь, однако, в понимании содержания этой деятельности, третьи - как процесс создания чего-то нового и умножения таким образом вкладываемого капитала (Р. Хизрич, М. Питере)4. Наряду с этим одни отождествляют предпринимательство и бизнес, другие их разводят. Нет согласия и по вопросу тождества или различий между предпринимательством, антрепренерством и менеджерством и т. п.
Все эти расхождения полностью перекочевали из западного в современное российское обществоведение, приняв в дополнение к вышесказанному нередко утрированный, обусловленный синонимичным богатством русского языка характер. Так, нередко отождествляются предпринимательство и предприимчивость; предпринимательство, деловая деятельность и бизнес; предпринимательство, рисковая экономическая инициатива и инвестиционная деятельность и т. д.
Термин «предпринимательство» в отечественной литературе впервые вводится в «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Далем. Перечисляя слова «предпринимать,
3
4
5
© Бородавкина Е. Е., Дыльнова З. М., 2012