Научная статья на тему 'Система экологического образования и воспитания в контексте «Модели обратных связей» А. С. Саввинова'

Система экологического образования и воспитания в контексте «Модели обратных связей» А. С. Саввинова Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / МОДЕЛЬ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ / REFLEXIVE MODEL / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Григорьева Л.И.

В статье рассмотрено понятие экологического сознания, а также экологического воспитания и обучения на основе «модели обратных связей» А. С. Саввинова. Обосновывается положение о том, что в определенных условиях сама природа может быть субъектом экологического воспитания и образования. Утверждается эффективность диалектического взаимодействия рационального и эмоционально-чувственного компонентов сознания в системе экологического образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the concept of ecological consciousness, as well as ecological education and training in the framework of A. S. Savvinovs reflexive model. The author argues that in certain circumstances nature itself may be the subject of environmental education. The author also proves the efficiency of the dialectical interaction of rational, on the one hand, and emotional and sensual components, on the other, in the environmental education system.

Текст научной работы на тему «Система экологического образования и воспитания в контексте «Модели обратных связей» А. С. Саввинова»

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ «МОДЕЛИ ОБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ» А. С. САВВИНОВА

Л. И. Григорьева

Аннотация. В статье рассмотрено понятие экологического сознания, а также экологического воспитания и обучения на основе«модели обратных связей» А. С. Саввинова. Обосновывается положение о том, что в определенных условиях сала, природа может быть субъектом экологического воспитания и образования. Утверждается эффективность диалектического взаимодействия рационального и эмоционально-чувственного компонентов сознания в системе экологического образования и воспитания.

Ключевые слова: экологическое сознание, модель обратных связей, экологическое воспитание и образование.

Summary. The article examines the concept ofecological consciousness, as well as ecological education and training in the framework of A. S. Savvinov's "reflexive madel'. The author argues that in certain circumstances nature itself may be the subject of environmental education. The author also proves the efficiency of the dialectical interaction of rational, on the one hand, and emotional and sensual components, on the other, in the environmental education system.

Keywords: ecological consciousness, reflexive model, environmental education.

64 А

ктуальность исследования обусловлена одним из основных противоречий нашей цивилизации, которое состоит в несоответствии возросших интеллектуально-технократических возможностей человечества с его нравственно-этическим сознанием.

Мир материального производства представляется как реальная жизнь, а мир духовных ценностей -душа, природа, культурное наследие народа - недостаточно актуализирован в сознании людей. В том числе речь идет о формировании экологического сознания в структуре нового мировоззрения, новой картины мира. В реализации этой задачи особое

значение приобретают образование и культура.

Важными в осмыслении экологического образования являются его принципы. Вбирая в себя все общедидактическое, принципы экологического образования обогащаются благодаря специфической, обучающей и воспитывающей функциям естественной природы. Природа накладывает своеобразный отпечаток на психофизические свойства и на мировосприятие этносов в зависимости от конкретных обстоятельств: живет ли человек в разрушенной среде или нетронутых цивилизацией природных условиях. Из этого вытекает особая роль самой приро-

ды в формировании экологического сознания человека. В системе «человек-природа» гармония предполагает достижение «нирваны» -слияния человека с природой. Но здесь со стороны человека требуется активность иного рода - развитие внутренней духовной жизни, потому что современный экономический кризис, социальные проблемы подорвали здоровье человека, здоровье окружающей среды и привели к падению духовности.

Цивилизационная парадигма сегодня требует философского подхода к экологическому образованию. Его целью является формирование особого типа личности, обладающей эко-центрическим типом экологического сознания. Экоцентрический тип экологического сознания по С. Д. Деря-бо, В. А. Ясвину [1] характеризуется такими главными особенностями, как психологическая включенность человека в мир природы, субъектный характер восприятия природных объектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Только человек, осознавший себя частью биосферы, неразрывную связь с природой, психологически готов к экологически целесообразной деятельности.

Новая наука экопсихология анализирует взаимодействие человека только с миром природы, исследуя окружающую среду как «мир природы», рассматривая совокупность конкретных природных объектов, обладающих уникальностью, неповторимостью и самоценностью. Экопсихоло-гия имеет свою историю развития. Как наука она начала формироваться в отечественной науке в начале 1990-х годов на фоне осознания того, что

невозможно преодолеть экологический кризис без развития экологического сознания в обществе. Предметом исследования является воздействие экологических факторов на психику человека.

Экологическая психопедагогика -это методологическое направление, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Малоизученная область экоп-сихопедагогики изучает экологическое сознание. В определении понятия экологического сознания, мы исходим из концепции естественнонаучного понимания мира, этноцентризма, психопедагогики, современных подходов к экологическому образованию. Термином «экологическое сознание» традиционно обозначается совокупность таких представлений, как отношение индивида к природе, обществу, гармонические отношения человека и природы. Формирование экологического сознания конкретизируется решением трех задач: а) формирование адекватных экологических представлений; б) формирование экологического отношения к природе; в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Однако решаются эти задачи, к сожалению, пока что только на уровне школы.

Реформа школьного образования предлагает вниманию педагогов воспитывающее обучение, воздействующее не только на интеллект, но и на чувства, волю учащегося. Ключевыми для формирования экологического сознания являются принцип природосообразности, сопереживания, принцип образован-

65

ного общения школьника с окружающей средой. В этой связи несколько парадоксальным выглядит наблюдение М. Г. Ахмедовой: «этническое экологическое сознание часто страдает главным недостатком: человек ценит «свою» местную природу и спокойно разрушает «чужую» [2]. При всем этом исследователь выделяет еще одну узловую проблему всего образования, влияющую в том числе и на экологическое образование и воспитание, а именно его зна-ниецентричный характер. И не настало ли время подумать об образовании как о формировании особой культуры чувств, в том числе об экологической чистоте души человека, состоянии его внутреннего мира, о философии взаимодействия человека с природой. Почему человек содержит свой дом в чистоте, а чужой загрязняет и порой разрушает?

При ответе на эти вопросы нам не обойтись без понятия «сознание».

Сознание как философская категория определяет отношения человека к объективной действительности, 66 к миру. В философских определениях сознания актуализируется всеобщее в отношениях природы и человека, выделяются эмоционально-чувственные и рациональные компоненты. Например, под сознанием А. Г. Спир-кин понимает способность обобщенного, целенаправленного, оценочного отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях. По А. Г. Спиркину, сознание присуще только человеку, связано

с речью и способствует разумному регулированию и самоконтролю поведения человека.

А. В. Иванов «поле» сознания делит на сектора. Первый сектор является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемых на их основе умений. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и представления. Второй сектор более связан с мышлением, третий -с эмоциональной компонентой, четвертый - с ценностно-мотивационной компонентой. Таким образом, наше сознание - это согласованное отражение восприятия окружающей действительности аналитико-дискурсивным (левого полушария) и ценностно-эмоциональным (правого полушария) компонентами нашего мозга. По Иванову, левое полушарие нашего мозга воспринимает мир рационально, а правое полушарие - образно-ценностно, эмоци о наль но-чувственно.

Из новейшего философского словаря мы узнаем, что: «сознание представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно - практической деятельности ни самого субъекта, ни других людей» [3, с. 157].

Философский энциклопедический словарь трактует «сознание как совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что являлось тем, кто переживает эти образы [4, с. 423].

Во всех этих определениях философия, актуализируя всеобщее в отношениях природы и человека, выделяет эмо ци о нально-чувственную и раци-

ональную компоненты. Однако, это только одна сторона проблемы в подходе к экологическому образованию. Другая заключается в учете истории, культуры, особенностей природопользования и других факторов жизни людей, по отношению к которым ставится проблема формирования экологического сознания.

Так, у индейцев Севера существует природосберегающее сознание: у них соблюдается ритуал поклонения священным местам, они поклоняются священным животным, в частности, орел для них - символ могущества и здоровья. Это свидетельствует о былой взаимосвязи человека с природой. Современное отчуждение человека от природы американцы объясняют различными теориями: биорегионализмом, глубокой экологией, экофеминизмом. Такой подход к экологическому образованию в Америке - результат личностного отношения к природе, осознание приоритета природы после долгих лет отчуждения от нее. И в нашей стране мы тоже должны привлечь внимание детей к проблемам родного края, внушить ребенку чувство привязанности к родным местам путем предметно-практических действий, при личном участии каждого из них.

Так, людей российского Севера, как и индейцев, отличают гармонические отношения с природой, что способствует их психологической включенности в мир природы и непрагматическому отношению к нему. Например, из якутского учения «Кут-сюр» ребенку с малых лет традиционно прививаются духовные и нравственные начала бережного отношения к природе. Кроме того, у народов российского Севера оста-

лись отпечатки преклонения перед ее величеством природой, потому как в условиях Севера они всецело зависели от ее милостей. Только активное проникновение цивилизаци-онных норм заставило их чувствовать себя уютно и комфортно в благоустроенной квартире. Печально, но только с резким ухудшением здоровья большинства людей встал вопрос о защите окружающей среды.

Традиционные представления народа саха обобщены и философски осмыслены в концепции А. С. Савви-нова, раскрывающей природу мыслящего духа в смысле Ф. Энгельса и показывающей его изоморфизм в смысле Гегеля. Поскольку эта концепция имеет непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме, рассмотрим ее более подробно. В рамках этой теории человек, как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой - он выступает как автономная целостность внутри биосферы.

Взаимоотношение человека и природы в понимании А. С. Саввинова 67 формализовано средствами матричной алгебры. Всеобщее в отношениях человека и мира представлены в математической форме модели обратной связи. В своей теории Саввинов использует уже упомянутое нами учение якутов «Кут-сюр», поэтому следует коротко привести основные категории, составляющие «Кут-сюр», «оноhуу» -сочетание трех кутов: «ийэ-кут», «буор-кут», «салгын-кут». Категория «оноhуу» имеет два крайних состояния: «кэскил» (К) и «кэп» (-К). Еще одной категорией «Кут-сюр» является «Телке», характеризующая природу как внешние реальные условия, в ко-

68

торые погружается младенец, выходя из материнского чрева. Два крайних состояния «Телке» - «соргу» (С) и сор (-С) - соответствуют наиболее благоприятным, крайне жестким условиям жизни человека. Категории «оноhуу» и «Телке» порождают изначальную категорию «дьыл5 а», характеризующую взаимодействие человека и природы. Внутренний мир человека характеризуется категориями «кэп» и «кэскил», а внешний материальный мир - категориями «сор» и «соргу».

Согласно концепции А. С. Савви-нова, между внутренним миром человека и реально существующим материальным миром возникает обратная связь. На нее влияют благоприятные и неблагоприятные факторы среды. В совокупности они определяют наше бытие. Счастье и горе находятся рядом, якуты говорят, «человек ежедневно преодолевает сорок разных неожиданностей и опасностей». Созидающую потенцию женщины можно отождествлять с го-меостазом, эталонной территорией. По теории А. С. Саввинова, судьба человека представляется двумя матрицами, которые он связывает с мужским и женским началами:

««К^С'» - «К'^С» - мужская судьба, «К^С»-«К'^С'» - женская судьба, где «К^С'» - мужской «дьол», «К'^С» - мужской «мун», «К^С» - женский «дьол», «К'^С'» - женский «мун».

Судьбу женщины и мужчины можно выразить формулой:

Д. (ж) = «К^С» - «К'^С'», что означает (К - «кэскил», С - «соргу», С' -«сор», К' - «кэп».

Если посмотреть на формулу мужчины:

Д. (м) = «К^С'» - «К'^С» - раскрывает содержание мужского «дьыл5 а».

У мужчин «кэскил» развивается и приносит счастье лишь в очень жестких, трудных условиях. Произведение (К^С'), показывающее рост и развитие мужского «кэскил» в жестких условиях жизни, означает принципиальное стремление и бытие мужчины на границе гомеостаза. Другими словами, это означает, что мужская психика принципиально ориентирована на формирование петель положительных обратных связей, призванных преодолевать и расширять границы гомеостаза. Произведение (К^С), показывающее рост и развитие женского «кэскил» в благоприятных условиях жизни, означает принципиальное стремление и бытие женщины в центре гомеостаза. То есть женская психика принципиально ориентирована на формирование петель отрицательных обратных связей, укрепляющих гомеостаз [5, с. 160].

Таким образом, семиотическое представление «Кут-сюр» приводит к пониманию положительных и отрицательных обратных связей, укрепляющих гомеостаз.

Применение термина «обратная связь» предполагает наличие механизма накопления, хранения и извлечения информации, то есть памяти. Использование термина «информация» оправдывается, во-первых, существованием целенаправленных действий (стремление к укреплению гомеостаза, стремление к расширению гомеоста-за), во-вторых, тем, что сведения, поступающие из окружающей среды, используются для прогнозирования результата и последующего ранжирования приоритетов самим организмом.

Таким образом, гармоническая связь природы и человека, макрокосмоса и микрокосмоса, выражаемая

в форме определителя матрицы, приводит, во-первых, к модели возникновения обратных связей и, во-вторых, к осмыслению половинчатости экологического движения [6].

Основываясь на теории А. С. Сав-винова, мы приходим к выводу, что до сих пор в экологическом образовании природа была объектом изучения, объектом одностороннего воздействия. Половинчатость экологического движения как раз и состоит в рассмотрении природы как объекта -объекта пассивно воспринимающего активные деяния человека. В то же время из моделей обратных связей следует, что женский «кэскил» формируется, точнее, пробуждается в наиболее благоприятных условиях природы как созидающая потенция человека. То есть в данном случае природа и человек меняются местами: природа превращается в субъект, оказывающий активное воздействие на внутренний мир человека, а человек превращается в объект, в котором пробуждается созидающая потенция. Точно так же пробуждение мужского «кэскил» есть результат влияния наиболее жестких условий природы.

Вышеуказанная теория доказывает, что изначально в природе человека имеется внутренний мир и внешний мир. Дьыл5 а человека определяется внешним фактором: воздействием соргу (С), и сор (С). Из формулы (К^С) видно, что «кэскил», или «будущее» женщины, развивается в условиях эталонной территории. А на «кэ-скил» мужчины действует отрицательный фактор - «сор», что вынуждает «кэскил» мужчины развиваться в жестких условиях. Это не говорит, что мужчинам нужно жить в разрушенной среде. А показывает: чтобы развивал-

ся «кэскил» мужчины, ему нужны эмоциональные и физические нагрузки. Если нежить, создавать идеальные условия для мужчины, то он никогда не станет настоящим мужчиной. Таким образом, суть отношения к природе лежит в самой природе человека. И сама природа воздействует на человека как активный фактор. И если относиться к природе как к равному субъекту восприятия, то можно достичь условия гармонических отношений человека с природой. Таким образом, экологическое сознание зависит от мировосприятия человека.

Еще раз обратимся к сущности понятия «экологического сознания», исходя из определения А. Г. Спиркина, что «сознание есть функция мозга, непосредственно связанная с речью» и заключающаяся:

- во-первых, в обобщенном, целенаправленном, оценочном отражении действительности; в контексте экологического сознания действительность акцентируется в качестве природы, целенаправленность выражается в учете законов бытия природы, а обобщенность отражения проявляется в выявлении законов бытия природы;

- во-вторых, в конструктивно-творческом преобразовании действительности с учетом законов бытия природы;

- в-третьих, в предварительном мысленном действии, когда мысленные действия и прогнозирование должны осуществляться в соответствии с законами бытия природы;

- в-четвертых, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека; здесь на первый план выходят самоанализ, самосознание и поведение человека в гармонии с законами природы - природосоо-бразное поведение.

69

70

Таким образом, суть экологического сознания состоит в рассмотрении природы как высшей ценности, как субъекта взаимоотношения, то есть экологическое сознание есть сознание, в котором многообразие действительности подменяется природой.

Поэтому при формировании экологического сознания большое значение имеет сама природа как естественно-природный фактор, формирующий эмо ци онально-чув ствен ную компоненту. В самой естественной природе существует активное начало, способное пробуждать в человеке чувство адекватного отношения к природе, как к самому себе.

Таким образом, экологическое сознание есть результат диалектического взаимодействия рациональной компоненты сознания, формирующейся социально-педагогической технологией, и эмоционально-чувственной компоненты сознания, пробуждающейся в естественных природных условиях. Другими словами, обучаемый формируется как субъект по отношению к экологическим знаниям и выступает как объект по отношению к пробужде-

нию эмоционально-чувственнои компоненты сознания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

2. Ахмедова М. Г. Экологическое образование и воспитание как педагогическая основа развития и систематизации естественнонаучных знаний учащихся (на материале подготовительных факультетов вузов для иностранных граждан): Дисс. ... канд. пед. наук. -Махачкала, 1997. - 150 с.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 1998. -568 с.

4. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 1997.

5. Саввинов А. С. Системные исследования объектов различной природы. - М.: Наука, 1997. - 199 с.

6. Саввинов А. С. Человек через призму «Кут-сюр». - Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1995. - 112 с.

7. Григорьева Л. И. Формирование экологического сознания сельских школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2001. - 171 с.

8. Саввинов Д. Д., Григорьева Л. И. и др. Прикладная экология Амги. - Якутск, 2000. - 168 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.