Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
190
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЗЕЛЕНАЯ СДЕЛКА» / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ / ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ УГЛЕРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СБОРЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЭКОЛОГИЯ / ПРИНЦИП «ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ПЛАТИТ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимиров Дмитрий Юрьевич, Мисиркаева Карина Рахмановна

В данной статье рассмотрены тенденции развития экологических сборов в России и Европейском Союзе, а также их проблемы и недостатки. Основной упор авторами статьи делается на негативных сторонах придания платежам статуса налоговых, в частности, на отсутствие целевого характера потенциального налога. Актуальность статьи заключается в возросшей необходимости переосмысления концепции экологических платежей, а также переориентации развитых стран в данном направлении. Научная новизна состоит в детальном изучении и анализе новейших изменений, связанных с экологической концепцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ENVIRONMENTAL PAYMENTS WITH NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT, ITS IMPROVEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article considers the trends in the development of environmental charges in Russia and the European Union, as well as their problems and shortcomings. The article focuses on the negative aspects of making payments tax, in particular, the lack of a targeted nature of the potential tax. The relevance of the article lies in the increased need to rethink the concept of environmental payments, as well as the reorientation of developed countries in this direction. The scientific novelty consists in the detailed study and analysis of the latest changes related to the ecological concept.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ НЕГАТИВНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 330

DOI 10.23672/a8737-6834-1465-w

Владимиров Дмитрий Юрьевич

студент 4 курса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации у1асН|Тмго{{1111 @дтаН.сот

Мисиркаева Карина Рахмановна

студентка 4 курса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации misirkaevakr@gmail.com

Dmitry Yu. Vladimirov

4th year Student,

Financial University under the Government of the Russian Federation vladimiroffl 111 @gmail.com

Karina R. Misirkaeva

4th year Student,

Financial University under the Government of the Russian Federation misirkaevakr@gmail.com

Система экологических

платежей при негативном воздействии на окружающую среду, ее совершенствование в российской федерации

System of environmental

payments with negative impact on the environment, its improvement in the russian federation

Аннотация. В данной статье рассмотрены тенденции развития экологических сборов в России и Европейском Союзе, а также их проблемы и недостатки. Основной упор авторами статьи делается на негативных сторонах придания платежам статуса налоговых, в частности, на отсутствие целевого характера потенциального налога. Актуальность статьи заключается в возросшей необходимости переосмысления концепции экологических платежей, а также переориентации развитых стран в данном направлении. Научная новизна состоит в детальном изучении и анализе новейших изменений, связанных с экологической концепцией.

Ключевые слова: «Зеленая сделка», экологический налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду, трансграничное углеродное регулирование, экологические сборы, неналоговые платежи, экология, принцип «загрязнитель платит».

Annotation. This article considers the trends in the development of environmental charges in Russia and the European Union, as well as their problems and shortcomings. The article focuses on the negative aspects of making payments tax, in particular, the lack of a targeted nature of the potential tax. The relevance of the article lies in the increased need to rethink the concept of environmental payments, as well as the reorientation of developed countries in this direction. The scientific novelty consists in the detailed study and analysis of the latest changes related to the ecological concept.

Keywords: «Green Deal», environmental tax, negative environmental impact fee, Carbon Fiber Adjustment Mechanism, environmental fees, non-tax payments, ecology, «polluter pays» principle.

В

ведение.

В XXI веке особенно актуальными стали проблемы охраны окружающей среды.

Неналоговые платежи являются неотъемлемой частью доходов страны, и, в частности, имеют колоссальное значение в регулировании экологических вопросов. Основными экологическими платежами смело можно назвать плату за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный и экологический сборы. Они указаны в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления» и «Об охране окружающей среды». Несмотря на то, что первые экологические неналоговые платежи были введены уже более 20 лет назад, данный механизм постоянно совершенст-

вуется и с каждым годом вносятся все новые и новые изменения.

Внедрение новых неэкологичных производств, продолжение работы устаревших предприятий, которые создавались, когда экологические проблемы еще не поднимались на обсуждение ведущими странами мира - все это пагубно влияет на общую экологическую обстановку в отдельно взятых странах и мире в целом, а значит, влияет на качество жизни населения.

Каждое государство заинтересованно в экологическом регулировании, именно поэтому введение и применение различных экологических сборов и налогов становятся важной задачей налоговых систем стран. Таким образом, усовершенство-

вание систем налогообложения с целью осуществления должного регулирования национальной экологической обстановки становится одной из приоритетных государственных задач.

В статье рассмотрены существующие неналоговые платежи, возможные нововведения, а также опыт зарубежных стран в сфере экологического налогообложения.

Целью статьи является анализ системы платежей в экологической сфере Российской Федерации, а также формирование направлений развития этой системы.

Исходя из цели исследования, были поставлены такие задачи, как:

- выявление и характеристика основных элементов неналоговых экологических платежей;

- рассмотрение последних тенденций развития экологического законодательства в Российской Федерации и Европейском Союзе;

- имплементация зарубежного экологического опыта в отечественную практику.

Объектом исследования работы является система неналоговых экологических платежей в России и за рубежом.

Предметом исследования работы являются пути становления и механизм реализации экологического налогообложения в современных условиях.

Теоретические и методологические аспекты вопроса экологического налогообложения изучались в работах таких экономистов, как У. Бау-моля, Л.Х. Гоулдера, Дж. Стиглица, А. Пигу, Р. Ко-уза, Л.И. Якобсона, Р.Г. Ахмадеева, Н.В. Васильевой, С.П. Колчина, М.Е. Косова, Я.Я. Ивановой, Е.Б. Шуваловой, Н.Н. Яшаловой. Видение системы налогообложения в России, в том числе, в части системы экологических платежей, на современном этапе развития рассматривается в работах Н.Н. Башкировой, М.С. Гордиенко, В.В. Громова,

Поступления неналоговых платежей в

А.П. Кириенко, Т.А. Малининой, Н.В. Сибатули-ной, Ю.Н. Солнышковой, Е.С. Суровцевой, А.О. Титовой и других. Кроме того, для изучения темы были использованы данные по поступлениям экологических платежей Российской Федерации из открытых источников в сети «Интернет», отечественное и европейское законодательство по данному вопросу.

Научная новизна состоит в рассмотрении альтернативных подходов к реализации механизма экологического налогообложения с учетом позитивного опыта зарубежных стран и общей мировой тенденции.

Действующая система экологических неналоговых платежей и ее проблемы в России.

На данный момент российская система экологических сборов и платежей включает в себя:

- плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);

- экологический сбор;

- утилизационный сбор.

Кроме того, экологический характер имеют и следующие неналоговые платежи:

- плата за пользование лесными ресурсами/водными объектами;

- сбор за участие в аукционе на пользование недрами;

- платежи за пользование недрами (разовые и регулярные).

Все указанные платежи стимулируют плательщика к рациональному использованию окружающей среды и сокращению негативного воздействия на нее. Динамика поступлений в консолидированный бюджет России по экологическим платежам за несколько лет представлена в таблице (табл. 1).

Таблица 1

ный бюджет Российской Федерации (млрд руб.)

Неналоговый платеж 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Утилизационный сбор 84,70 137,10 205,90 263,20 225,78 364,3 537,21

Экологический сбор - - 1,30 2,60 2,47 3,99 5,24

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 5,40 1,10 0,70 0,65 0,65 0,68 0,73

В своём докладе Бато-Жаргал Жамбалнимбуев [6, с. 68] прояснил, что уменьшение доходов по плате за НВОС с 2016 года произошло в связи с тем, что в законодательство были внесены некоторые изменения, а именно:

- было исключено использование специального коэффициента при исчислении платы за НВОС к юридическим лицам, которые работают на территории Крайнего Севера;

- из перечня загрязняющих веществ были исключены некоторые вещества, оказывающие пагубное воздействие на здоровье человека и экологическую среду (например, были исключены сажа (углерод) и оксид железа, которые относятся к III классу опасности).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) - метод осуществления контроля за состоянием экологии в Российской Федерации со стороны государства. Другими

словами, благодаря ей теоретически должен реа-лизовываться принцип «загрязнитель платит».

Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, созданные неперемещаемыми источниками;

- загрязнение водных объектов;

- сокрытие отходов производства путем их захоронения.

Ставки платы за НВОС, как и повышающие коэффициенты, определяются Правительством Российской Федерации, варьируются от непосредственно загрязняющего вещества (отхода) и изменяются каждый год.

Стоит отметить, что целевое назначение данного платежа не предусмотрено, а, следовательно, доходы от него могут идти на различные нужды.

Сам Федеральный закон «Об охране окружающей среды» с момента своего появления изменялся 55 раз без учета изменений, внесенных определением Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002, которое изменило налоговый статус данного платежа на неналоговый. Последнее изменение Закона датируется 26 марта 2022 года, что говорит о несомненной актуальности и важности проблемы охраны окружающей среды.

Стоит учесть, что плата за НВОС может быть снижена до нуля. Это возможно, если предприятия применяет наилучшие доступные технологии (НДТ).

Следующим рассматриваемым неналоговым платежом, направленным на сохранение окружающей среды, является экологический сбор. Сущность экологического сбора заключается в уплате компаниями условного «штрафа» за нарушение или невыполнение норм утилизации отходов, возникших в результате производства или импорта товаров, включая их упаковку.

Не все предприятия платят экологический сбор. Законодательство устанавливает конкретный перечень товаров, которые подлежат обложению данным платежом [11]. Необходимость взимания сбора возникает, если импортеры и/или производители данных товаров не могут самостоятельно обеспечить утилизацию отходов от их использования, а также в случае несоответствия установленных нормативов утилизации.

Утилизационный сбор был введен в 2012 году, после вступления Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию. В результате присоединения к ВТО, России пришлось снизить ввозные таможенные пошлины, что, несомненно, могло сказаться на многих отраслях, среди которых автомобильная промышленность [12]. Соответственно, новый неналоговый платеж вводился в большей степени для поддержки автопрома.

Утилизационный сбор представляет собой разовый платеж, выплачиваемый:

1. Производителями транспортных средств, изготовленных в России;

2. Импортерами т/с, ввезенных в Россию.

3. Покупателями транспортных средств, по которым не уплачен утилизационный сбор. Это означает, что сбор уплачивается, если транспортное средство было приобретено у тех, кто:

- не уплатил утилизационный сбор при условии, что должен был это сделать;

- был освобожден от уплаты сбора.

Если данный платеж не будет уплачен, то транспортное средство не будет зарегистрировано.

С каждым годом проблема экологии, как в России, так и в странах третьего мира и Азии, ощущается все сильнее. Этому способствует человеческий фактор, а именно, свалки отходов, технологические катастрофы, а также высокоэффективные, но вредные производства. Нельзя не отметить, что чрезмерное использование природных ресурсов приводит к истощению Земли, увеличению степень ее загрязнения, а также повышению концентрации парниковых газов.

Однако существующая модель взимания денежных средств на экологически нужды нельзя назвать эффективной. В системе налогов и сборов Российской Федерации главенствующей является фискальная функция. Кроме того, для большинства платежей не установлено целевое назначение. Экологические проблемы страны невозможно решить путем простого повышения ставок, поскольку полученные за счет экологических платежей средства «растворяются» в общем объеме поступлений и далеко не всегда идут на предотвращение экологических проблем.

В Российской Федерации дважды предпринимались попытки ввести в НК РФ главу «Экологический налог», но сложность реализации механизма эффективного влияния на состояние экологии через налоговые механизмы пока не позволяет изменить статус этих платежей.

Зарубежный опыт.

Европейские страны, в отличие от Российской Федерации, преуспели в создании и развитии экологических платежей. Так, в нашей стране нет четкой трактовки понятия «экологический платеж», не созданы условия для эффективного распределения полученных средств в пользу решения экологических проблем. Другими словами, на данный момент можно заявлять, что экологическая политика государства малоэффективна.

Статистическая служба Европейского союза в 2013 году в журнале «Smarter, greener, more inclusive. Indicators to support the Europe 2020 strategy» [13, с. 22-26] определила дефиницию «экологический налог». Она трактует его как обязательный платеж, взимаемый с «физической

единицы», то есть конкретного объекта, оказавшей негативное влияние на окружающую среду.

Как уже было отмечено ранее, российские платежи, которые должны были быть направлены на восстановление окружающей среды, по своей сути выполняют лишь фискальную функцию. С другой стороны, если рассматривать опыт стран Евросоюза, экологические платежи могут и способны стимулировать предприятия к снижению токсичных и вредных производств в пользу более экологически чистых вариантов.

Основной принцип, по которому строится экологическое налогообложение в развитых странах, называется «загрязнитель платит». Суть его состоит в финансировании мероприятий по восстановлению экосистемы со стороны фирм-загрязнителей, а также, обложение налогами тех объектов, которые вызывают непосредственно загрязнение. Что касается России, данный принцип соблюдается лишь косвенно. Предприятия платят сборы не для восстановления окружающей среды, а, чтобы иметь право ее загрязнять. Такой вывод можно сделать, поскольку платежи не имеют целевого характера, и, кроме того, ввиду их небольшого размера, они не способны существенно стимулировать плательщиков отказываться от вредных производств в угоду решению экологических проблем.

Российское природоохранное законодательство может использовать опыт Германии в вопросе решения экологических проблем на практике. Для сравнения проанализируем транспортный налог в двух странах. В России данный платеж не направлен на защиту окружающей среды, а лишь на восстановление и создание дорожного покрытия. Расчет налога в Германии специфичен. Его сумма зависит от объема и типа двигателя, наличия или отсутствия каталитического нейтрализатора, уровня выбросов в атмосферу СО2 и срока полезного использования автомобиля. Жители Германии - владельцы старых автомобилей, двигатель которых морально устарел, а его вред окружающей среде велик, платят довольно внушительную сумму налога. Соответственно, можно сделать вывод, что немецкое правительство старается сократить влияние загрязняющих транспортных средств на экологию. В Российской Федерации указанной зависимости практически нет.

Экологическую модель исчисления транспортного налога приняло множество стран, среди которых Германия, США и Израиль. В России налоговая база по транспортному налогу практически никак не коррелирует с вредом, наносимым транспортным средством окружающей среде. Несмотря на то, что в НК РФ введен пункт, согласно которому регионы могут изменять ставки налога в зависимости от экологического вреда транспорта, на практике такая система применяется в ничтожно малом количестве субъектов. Так, происходят ситуации, когда владельцы старых автомобилей с высокими выбросами СО2 в атмосферу платят меньшие налоги, чем те, что пользуются более экологически безвредным транспортом.

Последние инициативы в области экологического налогообложения и их влияние на Россию.

1. Экологический налог.

Как говорилось ранее, на данный момент экологический налог не введен, несмотря на то, что дискуссии о поправках в первую и вторую главу Налогового кодекса ведутся почти 20 лет. Тем не менее, не только неналоговые платежи при природопользовании, но и некоторые налоги и сборы можно считать экологическими, в какой-то мере косвенно. Так, к «экологическим» налогам можно отнести:

- НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);

- НДД (налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

- сбор за пользование объектами животного мира;

- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- водный налог.

Отнесение данных налогов к разряду «экологических» неслучайно. Каждый из этих платежей, так или иначе, связан с использованием природных ресурсов, либо направлен на то, чтобы в той или иной степени компенсировать вред, причинённый экологии. Однако упор на фискальную функцию не позволяет данным платежам оказывать должное влияние на проведение мероприятий по улучшению экологического состояния страны. Основным компонентом системы платежей за НВОС является собственно плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Как было отмечено ранее, размер платы зависит от вида и степени нанесенного экологии ущерба, а также - непосредственно количества выбросов. Также, предусмотрены льготы и вычеты компаниям, проводящим мероприятия по снижению выбросов вредных веществ. Данный неналоговый платеж, несомненно, схож на экологические налоги в зарубежных странах.

Однако существенным отличием, не позволяющим говорить об эффективности платы, можно считать отсутствие целевого назначения. Без него невозможно создать эффективный механизм поддержания и восстановления экосистемы. Кроме того, ставки неналогового платежа несоизмеримо малы по сравнению с нанесенным экологии ущербом, что не дает возможности создать резервы для перехода на экологически безопасное производство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существенные попытки изменить текущее положение были предприняты в 2018 году вместе с внесением законопроекта о преобразовании платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог, а также, внесением в НК РФ 5 неналоговых платежей [14]. Однако на данный момент его реализация отложена на

неопределенный срок в связи существенным экономическим спадом, вызванным спорными политическими решениями, последующим финансовым кризисом и нежеланием правительства увеличивать налоговое бремя в столь тяжелое время.

По сути, происходит дублирование существующих норм в части платы за НВОС в новой главе НК РФ [14]. Но при этом увеличивается ответственность (административная, налоговая, уголовная) по данным платежам при присвоении им статуса налога. Это приведет к росту бюджетных поступлений, которые далее могут помочь в реализации экологической политики в государстве. Еще одним достоинством закрепления неналоговых платежей в НК РФ является то, что в одном нормативно-правовом акте будет собрана вся необходимая информация относительно этих платежей, в частности, порядок взимания. А также -немаловажно то, что такое нововведение способно оказать стимулирующее воздействие на предприятия по внедрению современных экологически чистых технологий, так как организациям не выгодно увеличивать свою налоговую нагрузку из-за «грязного» производства. Для реализации стимулирующей функции необходимо применять метод «кнута и пряника»: поощрять экологичные производства теми или иными льготами, и подвергать санкциями в случае значительного ущерба национальной экологической системе.

Следовательно, введение экологического налога в налоговую систему Российской Федерации имеет как плюсы, так и минусы.

Во-первых, главная цель любого налога - это финансирование деятельности как государства в целом, так и субъектов Российской Федерации, а также - муниципальных образований. Полученные средства от нового налога будут направляться в общие доходы государства, что может привести к их неэффективному распределению.

Во-вторых, введение экологического налога способно снизить темпы роста производства и не лучшим образом сказаться на экономической ситуации в стране, потому что дополнительный налог - это дополнительная нагрузка на бизнес. В таком случае введение экологического налога справедливо сопровождать снижением налоговой нагрузки по иным налогам, так как общая налоговая нагрузка налогоплательщиков должна измениться не столь существенно.

В-третьих, мелкие предприятия не смогут обеспечить инвестирование в экологически чистые способы производства, что будет провоцировать их платить налог (так как он окажется дешевле новых вложений), а это, наоборот, приведет к большему загрязнению окружающей среды, что противоречит экологической политике России.

2. Трансграничное регулирование углеводородов («Зеленые налоги» ЕС).

Ко второму кварталу 2021 года Европейская комиссия опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Эта инициатива

предполагает введение налога на выбросы углекислого газа, образующегося в результате ввоза на территорию ЕС определенных видов продукции.

Цель данного нововведения - уменьшение выбросов парниковых газов до уровня начала 20 века. В процентном соотношении это сокращение будет составлять 55 % к 2030 году. Кроме того, к 2050 году в Европейском союзе планируется достичь так называемой «углеродной нейтральности». Она представляет собой обязанность предприятий к сокращению выбросов вредоносных газов до нуля, или же компенсировать их за счет специальных проектов, направленных на поглощение данных газов из атмосферы.

Налог планируется ввести с января 2023 года, но пока неопределенным остается размер его ставки. Предварительно её величина должна составлять 52 евро за тонну СО2. ЕС намерен путем введения ТУР защитить интересы своих компаний, так как, по мнению Еврокомиссии, им приходится вступать в конкурентную борьбу с компаниями из других стран, углеродное регулирование в которых является менее жестким, чем в ЕС. Однако власти Российской Федерации готовы оспаривать ТУР в рамках этой организации, так как видят в подобных действиях нарушение положений ВТО. В первую очередь, при создании данного механизма не учитываются проводимые Россией меры по внедрению НДТ, потенциал российских лесов, которые в большей степени нейтрализуют выбросы газов не только российских, но и зарубежных производителей.

Что касается Российской Федерации, отечественные поставщики, несомненно, почувствуют влияние данного налога, ведь доля Европейского союза в экспорте Российской Федерации составляет уже более 46 % на 2021 год, даже, несмотря на санкции. И негативное влияние нового механизма станет ощутимо не только непосредственно экспортерам, но и их поставщикам сырья, комплектующих или материалов. Прямые потери российских экспортеров оценивают на уровне $3-4,8 млрд в год [2].

Однако из-за очередной напряженной ситуации в мировом сообществе, вопрос о введении трансграничного регулирования углеводородов откладывается снова.

Несмотря на сложности, представляется, что введение трансграничного углеродного регулирования может дать российским компаниям преимущества по отношению к некоторым конкурентам, в частности к одному из главных мировых экспортеров - Китаю. Это связано с тем, что большая часть поставок из КНР - это электроника, машиностроение, а также - товары массового потребления. Их производство, несомненно, связано с неоднократным выделением углеродного следа, что может повысить средний уровень налога, уплачиваемого в Китае. Для сравнения, в России основными статьями экспорта являются минеральные ресурсы (43,7 %) [10], в том числе, сырая нефть, природный газ и уголь. Эти производства

можно отнести к первичным, следовательно, количество вырабатываемых выбросов CO2 будут существенно ниже.

Трансграничное углеродное регулирование является частью «Зеленой сделки» (European Green Deal). Она представляет собой стратегию экономического развития, целью которой является достижение упомянутой выше «углеродной нейтральности». Основными задачами данного соглашения можно назвать:

- повышение эффективности использования ресурсов;

- создание циркулярной экономики;

- восстановление биосферы, биологического разнообразия;

- уменьшение загрязнения атмосферы.

Следует отметить, что реализация сделки затронет экономики стран не только ЕС, но и их контрагентов. Результатом этого будет являться отказ от использования загрязняющих энергоресурсов в пользу более экологических источников.

Выводы и направления совершенствования.

Система экологического налогообложения, которая действует в России сейчас, не отвечает требованиям эффективности экологического производства, не может обеспечить устойчивое развитие в современной ситуации и не справляется со своей основной задачей - минимизацией вреда, оказываемого окружающей среде.

Попытки Правительства исправить ситуацию с экологическими сборами путем введения налога, не смогут обеспечить достижение главной цели экологических платежей - снижение негативного воздействия при повышении уровня комплексного экологического производства. На государственном уровне целесообразно ставить цель

Литература:

1. Анисимов А. Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду и перспективы перехода России к экологическому налогу / А. Анисимов, Д. Моторин. М. : Юридические науки. 2019. С. 97-104.

2. В Россию приходит внешнее углеродное регулирование. Электрон. текстовые дан. М. : [б.и.], 2020. URL : https://www.kommersant.ru/doc/4433 491

3. Копайгородская А. Особенности экологического налогообложения в России и за рубежом / А. Копайгородская. М. : Скиф. Вопросы студенческой науки, 2020. № 4. С. 302-307.

4. Кутырев Г. Пограничный корректирующий механизм ЕС как фактор влияния на внешнеэкономическую деятельность РФ / Г. Кутырев, А. Апа-сова // Вестник Московского университета имени

повышения эффективности экологического налогообложения посредством формирования экологического фонда, который позволит финансировать природоохранные мероприятия и поможет в восстановлении окружающей среды.

Из приведенного анализа можно вывести несколько принципов эффективного построения системы экологического налогообложения:

- то, что оказывает вред окружающей среде, а именно источник загрязнения или объект, непосредственно связанный с этим источником, признается объектом налогообложения, то есть, реализуется принцип «загрязнитель платит»;

- справедливая градация налоговых ставок в зависимости от вида и величины наносимого ущерба, таким образом, чтобы более «тяжелому» загрязнению окружающей среды соответствовали более высокие ставки, как, например, в части транспортного налога в Германии;

- экологическое налогообложение должно быть в равной степени рационально и справедливо как для крупных и мелких предприятий, так и физических лиц;

- применение системы различного рода льгот с целью поощрения экологически направленных предприятий, а для тех, кто не готов ответственно относиться к экологии, необходимо применение различных санкций;

- полученные от экологических налогов средства, которые поступают в бюджет, должны направляться исключительно на мероприятия по улучшению экологической обстановки в стране.

Налоговые механизмы, действующие в стране, также должны оказывать стимулирующее воздействие на граждан с целью применения инновационных ресурсосберегающих, а главное - эффективных технологий.

Literature:

1. Anisimov A. Legal Nature of Payments for Negative Impact on the Environment and Prospects of Russia's Transition to Environmental Tax / A. Anisimov, D. Motorin. M. : Legal Sciences. 2019. P. 97104.

2. External carbon regulation comes to Russia. Electron. text dan. M. : [b.i.], 2020. URL : https:// www.kommersant.ru/doc/4433491

3. Kopaygorodskaya A. Features of environmental taxation in Russia and abroad / A. Kopaygorodskaya. M. : Skif. Student Science Issues, 2020. № 4. P. 302307.

4. Kutyrev G. Border adjustment mechanism of the EU as a factor of influence on foreign economic activity of the Russian Federation / G. Kutyrev, A. Apa-sova // Vestnik of S. Y. Witte Moscow University.

С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 4(35). С. 58-64.

5. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ // КонсультантПлюс. URL : http ://www.consultant.ru/

6. Отчет о работе счетной палаты за 2018 год. URL : https://ach.gov.ru/promo/annual-report-2018/ annual-report-2018.pdf

7. Пискулова Н. «Зеленая сделка»: риски и возможности для ЕС и России / Н. Пискулова, // Российский совет по международным делам. 2021. URL : https://russiancouncil.ru/analytics-and-comme nts/analytics/zelenaya-sdelka-riski-i-vozmozhnos ti-dlya-es-i-rossii/ (дата обращения 18.02.2022).

8. Попков В. По углеродному следу / В.Попков // Эксперт. 2021. №16. С. 33-38.

9. ТЭК России: функционирование и развитие за 2021 год. Электронные текстовые данные. М. : [б.и.], 2022. URL https://minenergo.gov.ru/ system/download-pdf/20322/154189

10. Экспорт из России за 2021 год. Электронные текстовые данные. М. : [б.и.], 2022. URL : https://ru-stat.com/

11. Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 284 («Об установлении ставок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора»). URL : http://www.consultant.ru

12. Письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 20.12.2011 № ОГ-Д12-2548.). URL : http ://www.consultant.ru

13. Smarter, greener, more inclusive. Indicators to support the Europe 2020 strategy, Eurostat, 2013. P. 22-26.

14. Проект Федерального закона «О внесении изменений части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 13.08.2018. URL : https://regulation.gov.ru/projects#npa=83016

Series 1: Economics and Management. 2020. № 4(35). P. 58-64.

5. Tax Code of the Russian Federation. Part One. Dated 31.07.1998 146-F3 // ConsultantPlus. URL : http ://ww.consultant.ru

6. Account report for 2018. URL : https://ach.gov.ru/ promo/annual-reportr2018/annual-reportr2018.pdf

7. Piskulova N. «Green Deal»: Risks and Opportunities for the EU and Russia / N. Piskulova // Russian Council for International Affairs. 2021. URL : https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analyt-ics/zelenaya-sdelkariski-i--i-vozmozhnosti-yadl-ya--basedi-rossii/ (date of application 18.02.2022).

8. Popkov V. Carbon Footprint / V. Popkov // Expert. 2021. № 16. P. 33-38.

9. The Russian TES: functioning and development for 2021. Electronic text data. M. : [b.i.], 2022. URL : https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/203 22/154189

10. Exports from Russia for 2021. Electronic text data. M. : [b.i.], 2022. URL : https://ru-stat.com/

11. Decree of the Government of the Russian Federation dated 09.04.2016 № 284 («On establishing collection rates for each group of goods, group of packaging of goods, waste from the use of which is subject to disposal, paid by manufacturers of goods, importers of goods that do not ensure independent disposal of waste from the use of goods (environmental collection»). URL : http://www.consultant.ru

12. Letter from the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from 20.12.2011 OG-D12-2548. URL : http://www.consultant.ru

13. Smarter, greener, more inclusive. Indicators to support the Europe 2020 strategy, Eurostat, 2013. P. 22-26.

14. Draft Federal Law «On Amendments of Parts 1 and 2 of the Tax Code of the Russian Federation» from 13.08.2018. URL : https://regulation.gov.ru/pro-jects#npa=83016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.