Научная статья на тему 'Система дошкольного образования в России и Австрии: сравнительная характеристика'

Система дошкольного образования в России и Австрии: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
675
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ДЕТСКИЙ САД / ВНЕШКОЛЬНЫЙ УХОД / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АВСТРИИ / СРАВНЕНИЕ / ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ / ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ / EDUCATION / PRESCHOOL / KINDERGARTEN / OUT-OF-SCHOOL CARE / EDUCATION SYSTEM OF RUSSIA / EDUCATION SYSTEM OF AUSTRIA / COMPARISON / FORMS OF OWNERSHIP / TIME OF STAY / PEDAGOGICAL CONCEPT / COST OF ATTENDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иохвидов Владимир Вячиславович, Айрапетян Ларина Рубиковна

Статья посвящена сравнению деятельности дошкольных учреждений России и Австрии. Сравнение происходит на основе действующих нормативно-правовых документов. Автор отмечает актуальность исследования, так как за последнее время тема не поднималась и не изучалась должным образом. Само сравнение дошкольных учреждений двух стран необходимо не только для возможного обнаружения приоритетных путей развития дошкольного образования, но и для лучшего понимания работы следующей ступени образования начальной школы. Сравнение происходит по ряду критериев, среди которых место детских садов в системе образования страны, формы собственности, время пребывания в учреждении. Кроме того, автор сравнивает детский сад и «внешкольный уход» «Haidi» (Австрия) с МБДОУ детский сад №8 г. Ессентуки «Зоряночка» (Россия). Исследование показывает, что детские сады двух стран во многом схожи, но главное отличие, которое является условием для появления прочих, состоит в том, что детские сады не входят в общую систему образования Австрии. Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения систем дошкольных учреждений двух стран, так как вопрос сравнения дошкольного образования России и Австрии требует дальнейшего изучения. Информация, представленная в статье будет интересна специалистам дошкольного и начального образования.The article is devoted to comparing the activities of preschool institutions in Russia and Austria. The comparison is based on existing legal documents. The author notes the relevance of the research, since the topic has not been studied properly recently. The comparison of preschool institutions in the two countries is necessary not only for possible identification of priority ways to develop preschool education, but also for better understanding of the work of the next stage of education primary school. The comparison is based on a number of criteria, including the place of kindergartens in the country's educational system, the form of ownership, and the time spent in the institution. In addition, the author compares the kindergarten and «out-of-school care» «Haidi» (Austria) with the MBDOU kindergarten №8 in Yessentuki «Zoryanochka» (Russia). The study shows that kindergartens in the two countries are similar in many ways, but the main difference, which is a condition for the appearance of others, is that kindergartens are not part of the general educational system in Austria. This study can be used for further study of preschool systems in the two countries, since the issue of comparing preschool education in Russia and Austria requires further study. The information presented in this article will be of interest to specialists of preschool and primary education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иохвидов Владимир Вячиславович, Айрапетян Ларина Рубиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дошкольного образования в России и Австрии: сравнительная характеристика»

педагогически науки

Иохвидов Владимир Вячиславович, Айрапетян Ларина Рубиковна СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И АВСТРИИ ...

UDC 373.2

DOI: 10.34671/SCH.SVB.2020.0402.0001

СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И АВСТРИИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

© 2020

AuthorlD: 660992

SPIN: 6845-3813

ORCID: 0000-0003-2081-8005

Иохвидов Владимир Вячиславович, кандидат педагогических наук, доцент Айрапетян Ларина Рубиковна, студентка, Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (357601, Россия, Ессентуки, ул. Долина Роз, 7, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена сравнению деятельности дошкольных учреждений России и Австрии. Сравнение происходит на основе действующих нормативно-правовых документов. Автор отмечает актуальность исследования, так как за последнее время тема не поднималась и не изучалась должным образом. Само сравнение дошкольных учреждений двух стран необходимо не только для возможного обнаружения приоритетных путей развития дошкольного образования, но и для лучшего понимания работы следующей ступени образования - начальной школы. Сравнение происходит по ряду критериев, среди которых место детских садов в системе образования страны, формы собственности, время пребывания в учреждении. Кроме того, автор сравнивает детский сад и «внешкольный уход» «Haidi» (Австрия) с МБДОУ детский сад №8 г. Ессентуки «Зоряночка» (Россия). Исследование показывает, что детские сады двух стран во многом схожи, но главное отличие, которое является условием для появления прочих, состоит в том, что детские сады не входят в общую систему образования Австрии. Данное исследование может быть использовано для дальнейшего изучения систем дошкольных учреждений двух стран, так как вопрос сравнения дошкольного образования России и Австрии требует дальнейшего изучения. Информация, представленная в статье будет интересна специалистам дошкольного и начального образования.

Ключевые слова: образование, дошкольник, детский сад, внешкольный уход, система образования России, система образования Австрии, сравнение, формы собственности, время пребывания, педагогическая концепция, стоимость посещения,

PRE-SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM IN RUSSIA AND AUSTRIA: COMPARATIVE CHARACTERISTICS

© 2020

Iohvidov Vladimir Vyachislavovich, candidate of pedagogical sciences, professor Airapetyan Larina Rubikovna, student

Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (357605, Russia, Essentuki, street Dolina roz, 7, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to comparing the activities of preschool institutions in Russia and Austria. The comparison is based on existing legal documents. The author notes the relevance of the research, since the topic has not been studied properly recently. The comparison of preschool institutions in the two countries is necessary not only for possible identification of priority ways to develop preschool education, but also for better understanding of the work of the next stage of education - primary school. The comparison is based on a number of criteria, including the place of kindergartens in the country's educational system, the form of ownership, and the time spent in the institution. In addition, the author compares the kindergarten and «out-of-school care» «Haidi» (Austria) with the MBDOU kindergarten №8 in Yessentuki «Zoryanochka» (Russia). The study shows that kindergartens in the two countries are similar in many ways, but the main difference, which is a condition for the appearance of others, is that kindergartens are not part of the general educational system in Austria. This study can be used for further study of preschool systems in the two countries, since the issue of comparing preschool education in Russia and Austria requires further study. The information presented in this article will be of interest to specialists of preschool and primary education.

Keywords: education, preschool, kindergarten, out-of-school care, education system of Russia, education system of Austria, comparison, forms of ownership, time of stay, pedagogical concept, cost of attendance

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Образование является социальным институтом, проектирующим будущее как отдельных людей, так и стран. Поскольку современные реалии не позволяют государствам существовать изолированно друг от друга, что подтверждает факт поддержки дипломатических отношений России с 189 государствами-членами ООН, а также наблюдателями при ООН, необходимо постоянно анализировать образовательные системы разных стран для выявления и возможного интегрирования элементов, повлиявших на улучшение качества образования. Одной из стран, входящих в состав ООН является Австрия, с которой Россия поддерживает регулярные политические контакты на высшем и высоком уровнях с 1945 г. После выхода из состава Германии Австрия приобрела ряд отличительных особенностей. Пристального внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотрение специфики организации дошкольной ступени образования, так как дошкольное образование является вопросом, закладывающим веское основание для непрерывного образования детей в контексте вопросов здоровья, ценностей, мышления и благопо-

лучия, а также игр, чтения, письма, математики, навыков и др. Это требует целостного педагогического подхода и для целостности в образовательной системе от государственного, местного уровня, исследователей, обучения преподавателей, дошкольной практики и семьи [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Нами не было обнаружено работ по сравнению систем дошкольного образования России и Австрии, сделанными в последнее время, большинство исследований происходили более 5 лет назад. Существует ряд исследований в области сравнения систем начального образования немецкоязычных стран [2], школьной системы в Австрии [3, 4]. Работы, основанные на сравнении России и Австрии, направлены в основном на высшее и послевузовское образование [5, 6, 7]. Видится необходимость проведения исследования, направленного на сравнение систем дошкольного образования двух стран.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Выявить общие и отличительные черты в деятельности ДОО России и Австрии

Iohvidov Vladimir Vyachislavovich, Airapetyan Larina Rubikovna pedagogical

PRE-SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM IN RUSSIA AND AUSTRIA ... sciences

Постановка задания. Выявить и зафиксировать отличительные особенности дошкольных учреждений России и Австрии.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Система образования Австрии состоит из трех основных ступеней: начального, среднего и высшего [8]. Детские сады не входят в общую систему образования, однако, влияют на развитие ребенка в начальной школе. Согласно «Education Policy Outlook. Austria. September 2017» («Обзор политики образования. Австрия. Сентябрь 2017») управление и администрация австрийской системы образования в основном поделены между центральными и провинциальными органами власти [9]. На центральном уровне Федеральное министерство образования (BMB) несет общую ответственность за законодательство и учебные программы в области обязательного образования, включая государственные обязательные школы и частные школы, оно также отвечает за качество преподавания. Федеральное министерство науки, исследований и экономики (BMWFW) несет юридическую ответственность за надзор за высшим образованием (за исключением университетских колледжей педагогического образования) и за практику учащихся начального профессионального уровня обучения. Что касается конституционного разделения полномочий в Австрии, то законодательство и исполнительная власть в вопросах, касающихся системы дошкольного образования, в целом находятся в ведении федеральных земель в соответствии со статьей 14(4) (b) Федерального конституционного закона (Bundes-Verfassungsgesetz), B-VG) [10]. Это означает, что федеральные штаты регулируют структуру учреждений дошкольного образования и соответственно финансируют эти учреждения. Однако с 2008 года федеральное правительство постоянно вкладывает средства в расширение сектора дошкольного образования и ухода, в год обязательного бесплатного детского сада до начала школы и в поддержку раннего развития языка на основе статьи 15a B-VG [11, 12]. В России же дошкольное образование выделяется как особый уровень образования, о чем свидетельствует ФГОС ДО РФ [13].Однако, очевидно, что дошкольное образование оказывает существенное влияние но обучение и развитие ребенка в дальнейшем, так как именно в этот период обеспечивается всестороннее развитие (физическое, художественно-эстетическое, интеллектуальное, творческое, речевое, коммуникативное и т.п.) ребенка, происходит приобщение к культурным ценностям, формирование мировоззрения, интересов, собственного мнения, прививается нравственность, этикет. Многие научных исследования показывают, что дети, которые получили качественное воспитание в дошкольном возрасте, продолжают обучение в высших заведениях. Но при этом многие страны не принимают необходимых мер на законодательном уровне для воспитания и образования детей дошкольного возраста [14-18].

В РФ дошкольное образование не является общеобязательным, однако Правительство предпринимает необходимые меры, чтобы для детей образование было общедоступным и гарантированно бесплатным. Иная ситуация в Австрии, где более 60% всех учреждений дошкольного образования управляются территориальными органами. Многие детские учреждения находятся в ведении приходов, семейных организаций, благотворительных ассоциаций, компаний и частных лиц. Заметим, что дети с особыми потребностями могут посещать общий детский сад, детский сад с интегративными группами или коррекционный образовательный детский сад для детей с особыми потребностями.

В Австрии с сентября 2010 года все дети, достигшие возраста 5 лет (чей пятый день рождения приходится на 31 августа или ранее), должны пройти обучение в до-6

школьных группах на базе детских садов. Посещение детского сада с сентября по июнь за исключением школьных каникул, является обязательным. Общее время пребывания ребенка в дошкольном учреждении составляет 20 час/нед. Основная функция детских садов - обеспечение дополнительного несемейного ухода за ребенком от 3 лет до школьного возраста. Цель обучения в детском саду - развитие ребенка (эмоциональное, интеллектуальное и физическое). Для достижения этой цели используются игровые технологии и образовательный эффект группы. Отметим, что детские сады Австрии не являются бесплатными. Более того, в случае длительного непосещения на родителей ребенка налагается штраф.

Дошкольное образовательное учреждение в соответствии с Постановлением Правительства РФ представляет собой тип образовательного учреждения, осуществляющего реализацию общеобразовательной программы дошкольного образования. В учреждении на законодательном уровне воспитание, обучение, развитие, уход, присмотр, и оздоровление могут получать дети в возрасте от 2 до 7 лет [13]. Программа детского сада должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

По форме собственности детские сады в РФ бывают нескольких видов:

- государственная собственность;

- муниципальная собственность;

- частная собственность;

- другие формы собственности (например, собственность общественных объединений, иностранных инвесторов, смешанная форма в сочетании нескольких видов собственности).

В Австрии наряду с государственными существуют и негосударственные детские сады. И также существуют несколько форм частной дошкольной организации [19]:

• Родительские инициативы представляют детские сады, группы детей в которых набольшие (10-14 детей). Такие сады финансируются родительскими комитетами местных общин. Родители же нанимают педагогов, занимаются уборкой территории и обеспечением питания детей. Очевидно, такие детские сады самые экономичные

• Дневные родители - форма домашнего образования. Родитель из местной общины берет на попечение детей других членов этой общины. В итоге образуется группа из 5-6 детей, что обеспечивает индивидуальный подход к ребенку

• Детские сады международных благотворительных организаций. Это независимые учреждения под эгидой католического НКО «Каритас» [20], Красного Креста, Ассоциации социального обеспечения или Ассоциации благосостояния. Такие сады объединяются схожими образовательными концепциями, но конкретные программы зависят от мировоззрения руководителей организации

• Церковные детские сады. В основном это учреждения католические или протестантские, в которых воспитание происходит в религиозной среде: обучение песнопениям, молитвам. При этом родители не обязательно должны принадлежать к определенной конфессии. Одним из таких детских садов является Kindergarten Maria Regina [21].

• Наемные детские сады, находящиеся в ведении церквей, родительских объединений или благотворительных организаций. Финансируют такие учреждения в основном родители, однако, иногда местные муниципалитеты тоже выделяют денежные средства

• Коммерческие детские сады не зависят от субсидий, а находятся на самообеспечении. В учреждениях такого типа более широкий выбор программ обучения и воспитания

• Корпоративные детские сады. Из названия следует, что такие учреждения принадлежат крупным организациям с собственным составом воспитателей и с соб-

Scientific Vector of the Balkans. 2020. Т. 4. № 2(8)

педагогически науки

Иохвидов Владимир Вячиславович, Айрапетян Ларина Рубиковна СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И АВСТРИИ ...

ственными помещениями. Посещают корпоративные сады дети сотрудников. Если же коммерческая организация не считает выгодным аренду помещений и наем воспитателей, то она может договориться с местными властями о выделении мест

• Университетские сады похожи на корпоративные. Крупные университеты организуют группы для детей преподавателей и студентов на базе своих кампусов.

Таблица 1 - Сравнение детских садов «Haidi» (Австрия) и «Зоряночка» (Россия)

Критерий Детский сади «внешкольный уход» «На1<31» («Хайдн»)[22] МБДОУ Детский сад №8 г. Ессентуки «Зоряночка»[23]

Общее описание, педагогическая концепция Детский сад «Хайди» — сеть из 12 учреждений в 9 округах Вены Некоторые учреждения этой сети (9 детских садов)предлагают образовательные программы на двух языках: немецком и английском. Допускается прием детей от 1,5 до б дет. После приема детейраспределяютпо возр а стным группам. Прогр амыа детского сада основана на все стороннем развитии детей и включает широкий круг пр едметов, среди которых занятия музыкой,экскурсии, театральные постановки,курсы английского языка,уроки движения и ритма, мастер-классы по релаксации, катание на коньках и прогулки на природе Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлени ем деятельности по физнче скому р азвитию детей. По данным на 2020 г. в детском саду функционируют б групп: 2 группы длядетей р аннего возр а ста (1,5-3 лет), 4 дошкольные группы (3-7 лет). Всего 01 сентября 2019 г. количество воспитанников составляет 237 человек. Детский сад предоставляет пер ечень дополнительных образовательных программ: программа познавательно-творческой направленности «Лабиринты развиваюгцихигр», (срокосвоення — 1 год); программа познавательно-речевой направленно ста «Обучение чтению»по методике Н. А. Зайцева» (срок освоения —3 года); программа познавательно-речевой направленности «Вес ёлый язычок» (срок освоения — 1 год).

Время работы Детские сады «Хайди» работают в течение календарного года - с 2 января по 23 декабря, кроме по следнейнеделн августа и Страстной пятницы в апреле. С понедельника по четверг занятия проходят с 7:00 до 17:30, а по пятницам—с 7:00 до 17:00. Детский сад работает 5 дней'нед. в режиме полного дня (12 часов) с 7.00 до 19.00 ежедневно Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.

Стоимость посещения Длядетей всех возрастных групп установлена фиксированная цена в 145 еБро/ыес.,котораявключает расходына питание. Дополнительные курсы и выездные занятия оплачиваются отдельно. В группах общеразвивающей направленности: с 12 ч. пребывания- 15б0руб''ыес. Дополнительные программы отачиваются отдельно: • «Лабиринты развивающих игр» -1300,00 рублей • «Обучение чтению» по методике НА. Зайцева»— 2000,00 рублей ■ «Весёлыйязычок» —2000,00 рублей.

*составлено авторами

Сравнивая детские сады двух стран по времени возможного пребывания детей, найдем существенные отличия. Так, в Австрии родители помимо формы частного детского сада могут выбрать один из трех вариантов по количеству часов в неделю:

• Halbtags - до 25 часов

• Teilzeit - 25-39 часов

• Canztägig - от 40 часов.

• Наиболее гибкий график обучения предусмотрен в университетских садах. Здесь уход за детьми не ограничивается часами или днями недели.

В детских садах России по времени пребывания детей в учреждении выделяют:

- режим полного дня (группы 12 часового пребывания);

- режим сокращенного дня (группы 810 часового пребывания);

- режим продленного дня (группы 14 часового пребывания);

- режим кратковременного дня (группы пребывания от 3 до 5 часов);

- режим круглосуточного пребывания.

Сравнивать дошкольные учреждения двух стран

можно еще по ряду критериев, однако, для лучшего понимания сравним Детский сад и «внешкольный уход» «Haidi» (Австрия) с МБДОУ Детский сад №8 г. Ессентуки «Зоряночка» (Россия) по трем критериям (общее описание/педагогическая концепция, время работы и стоимость посещения).

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Исследование показывает, что дошкольные учреждения России и Австрии имеют

много схожего: направления работы, различные формы собственности и т.д. Однако, поскольку в РФ, в отличие от Австрии, детские сады официально являются частью системы образования, условия пребывания в них более регламентированы и универсальны для страны.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Перспектива видится в дальнейшем углубленном изучении и сопоставлении не только дошкольного, но и начального образования России и Австрии, так как дошкольное образование является фундаментом для начального. Анализ и сравнение системы образования России с системами образования других стран позволит критически взглянуть на образование РФ и выявить приоритетные пути ее развития. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Î. Шеридан С. Качество дошкольного образования и современные тенденции дошкольного образования — международный опыт. Качество дошкольного образования и условия обучения детей // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 20Î3. С. Î4-Î8.

2. Котюрова И. А., Кренёва И. В., Токко Н. И. Особенности системы начального образования в немецкоязычных странах// Теория и практика современной науки. 20Î6. №7(Î3). С. 436-44З.

3. Федоров А. В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии // Медиобразование. 200З. №2. С. 93-Î02.

4. Яковлев П. А. Школьная социальная работа в Австрии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. 20Î2. №4(28), С. Î2Î-Î24.

З. Маргинтер М. Образовательные программы сотрудничества Kulturkontakt (Австрия) //Метаморфозы истории. Î997. С. 7-8.

6. Борисоглебская А. И. Сравнительный анализ высшего образования в России и Австрии //Инновационная наука. 20Î6. №Î. С. î3î-î33.

7. Ермолаев Д. В. Сравнительный анализ геоэкологического образования школьников в России и странах Европы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 20Î4. №Î7Î. С. 293-300.

8. The Austrian Education System [Электронный ресурс]. — URL:https:// www.bildungssystem.at/en/(дата обращения 0Î.02.2020)

9. Education policy outlook Austria. 20Î7. — 24 p.

Î0. Early childhood education in Austria [Электронный ресурс] // Federal Ministry Republic of Austria. Education, Science and Research URL: https://www.bmbwf.gv.at/en/Topics/Early-childhood-education.html (дата обращения 06.03.2020)

ÎÎ. Agreement on Early Childhood Education [Электронный ресурс] // Federal Ministry Republic of Austria. Education, Science and Research URL:https://www.bmbwf.gv.at/en/Topics/Early-childhood-education/ agree_eche.html (дата обращения 06.03.2020)

Î2. Vereinbarung gemäß Art. Î3a B-VG zwischen dem Bund und den Ländern über die Elementarpädagogik für die Kindergartenjahre 20Î8/Î9 bis 202Î/22

Î3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от Î7 октября 2СЛ3г., №НЗЗ/Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2СЛ3г.

Î4. Левитан М.П. Проектный подход к управлению качеством дошкольного образования в дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 20Î8. Т. 7. № 2 (23). С. 28Î-284.

Î3. Грязнова Е.В., Каганович С.И., Фонарева О.В., Кузнецова Н.М. Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 20Î9. Т. 8. № 3 (28). С. 86-88.

Î6. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 20Î9. Т. 8. № 4 (29). С. 46-З0.

Î7. Aleksieienko-Lemovska L.V. The essence and specific aspects of pre-school teachers methodologikal competence in the professional pedagogical competence structure // Балканско научно обозрение. 20Î9. Т. 3. № 4 (6). С. Î0-Î4.

Î8. Aleksieienko-Lemovska L.V. The activity approach as a basis for preschool teachers' methodological activities // Хуманитарни Балкански изследвания. 20Î9. Т. 3. № 4 (6). С. З-9.

Î9. Kinderbetreuung [Электронный ресурс] // Oesterreich.gv.at. URL:https://www.oesterreich.gv.at/themen/familie_und_partnerschaft/kin-derbetreuung.html (дата обращения 06.02.2020)

20. Caritas Nah.Am Nächsten [Электронный ресурс] // URL: https:// www.caritas-nah-am-naechsten.de/kita-finder-der-caritas (дата обращения 07.03.2020)

2Î. Kindergarten Maria Regina [Электронный ресурс] // URL: http:// www.maria-Regina.at/kindergarten_web/kg_index.htm (дата обращения 06.02.2020)

22. Kindergarten und Hort [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kindergarten-heidi.at/index.html (дата обращения 08.02.2020)

23. Зоряночка. МБДОУ Детский сад №8 г. Ессентуки [Электронный ресурс]// URL: http://ess-sad8.ru/(дата обращения 08.02.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.