Научная статья на тему 'Система дополнительных видов наказания по действующему российскому уголовному законодательству'

Система дополнительных видов наказания по действующему российскому уголовному законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1651
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ / SYSTEM OF PUNISHMENTS / TYPES OF PUNISHMENTS / ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ / ELEMENTS OF STRUCTURE OF SYSTEM OF PUNISHMENTS / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаченко Александр Константинович, Рожкова Людмила Олеговна

В статье исследуются проблемы соотношения понятий «система наказаний», «система основных наказаний» и «система дополнительных наказаний». Авторами дается определение категории системы дополнительных наказаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ADDITIONAL TYPES OF PUNISHMENT BY THE EXISTING RUSSIAN CRIMINAL LEGISLATION

In article problems of a ratio of concepts system of punishments, system of the main punishments and system of additional punishments are investigated. The authors gave concept of system of additional punishments.

Текст научной работы на тему «Система дополнительных видов наказания по действующему российскому уголовному законодательству»

УДК 343.27 ББК 67.99

© 2015 г. А. К. Щербаченко, Л. О. Рожкова

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

В статье исследуются проблемы соотношения понятий «система наказаний», «система основных наказаний» и «система дополнительных наказаний». Авторами дается определение категории системы дополнительных наказаний.

Ключевые слова: система наказаний, виды наказаний, элементы структуры системы наказаний.

SYSTEM OF ADDITIONAL TYPES OF PUNISHMENT BY THE EXISTING RUSSIAN

CRIMINAL LEGISLATION

In article problems of a ratio of concepts system of punishments, system of the main punishments and system of additional punishments are investigated. the authors gave concept of system of additional punishments.

Keywords: system ofpunishments, types ofpunishments, elements of structure of system ofpunishments.

Система наказаний - один из центральных институтов российского уголовного права. По существу, речь идет об основном звене всего механизма уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления.

Уголовному законодательству России не известно понятие «система наказаний», а тем более «система дополнительных наказаний». В ст. 44 УК РФ «Виды наказаний» в определенном порядке перечислены все те меры уголовно-правового характера, которые законодатель считает видами наказаний. Причем в перечне изложены как основные, так и дополнительные виды наказаний без какой-либо их дифференциации.

В теории же уголовного права закрепленный законом перечень наказаний традиционно именуется как «система наказаний», что имеет под собой следующие основания.

Система наказаний предполагает: 1) перечень видов наказаний не является беспорядочным; 2) она состоит из определенных элементов (видов наказаний и их групп); 3) элементы системы упорядочены и структурно взаимозависимы; 4) как целостное единство система наказаний относительно самостоятельна и в то же время находится в системно-структурном взаимодействии с другими системами уголовного права, например с иными мерами уголовно-правового характера; 5) дополнение или исключение из системы того или иного элемента (вида, а тем более группы наказаний) влечет за собой изменение всей системы наказаний, что имеет принципиальное значение в процессе совершенст-

вования уголовного законодательства [1, с. 318].

Понятие системы наказаний должно основываться не только на анализе отдельных видов наказаний, но и рассмотрении данной системы как единого целого.

Система наказаний по сравнению с их перечнем более сложное явление. В то же время следует отметить, что перечень наказаний определяет основные контуры системы. Она должна содержать исчерпывающий перечень видов наказаний. Поэтому к наказаниям можно отнести только те меры уголовно-правового характера, которые включены в перечень наказаний, а в санкциях норм Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации могут указываться только те меры, которые включены в данный перечень. И суд также может назначить наказание только из числа предусмотренных в нем уголовно-правовых мер. Тем самым законодатель устанавливает гарантию соблюдения прав осужденных от неограниченного произвола суда.

Система наказаний должна быть упорядоченной. Каждый вид наказаний занимает в системе строго определенное место в зависимости от его сравнительной строгости. В советских уголовных кодексах использовался принцип построения системы наказаний «от более строгого к менее строгому виду наказания». Такой же подход мы видим в УК Италии 1930 г. (ст. 17), УК Швейцарии 1937 г. (ст. 35-40), УК Франции 1992 г. (ст. 131-1-131-18), УК Испании 1995 г. (ст. 33).

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 4 (71)

В основу системы наказаний, закрепленной действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, положен иной подход: виды наказаний в перечне наказаний и альтернативных санкций норм Особенной части перечисляются начиная с менее строгих. Поэтому предшествующий вид наказания всегда должен рассматриваться в качестве менее строгого по сравнению с последующим его видом. Такое построение системы наказаний не лишено практического смысла -законодатель ориентирует суды на назначение менее строгих видов наказаний из числа предусмотренных санкций норм Особенной части Уголовного кодекса. Посредством построения системы наказаний от менее строгих к более строгим реализуется требование экономии мер уголовно-правового воздействия на лиц, совершивших преступления.

И, наконец, одним из признаков системы наказаний является наличие в ней структурно взаимосвязанных элементов. Она не может не иметь своей структуры. Изменение отдельных элементов данной структуры ведет к изменению всей системы наказаний.

Элементами структуры системы наказаний выступают как отдельные виды наказаний, так и группы схожих между собой видов наказаний. В наиболее обобщенном плане структуру системы наказаний можно представить следующим образом: 1) наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы; 2) наказания, имеющие своим объектом свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства; 3) смертная казнь. Исключение из системы или существенное изменение того или иного элемента объективно ведет к изменению ее в целом [1, с. 399].

В качестве элементов структуры системы наказаний можно также выделить основные и дополнительные наказания. Вятые в отдельности, они рассматриваются в качестве подсистем системы наказаний. Н. Ф. Кузнецова по критерию самостоятельности «применения и исполнения» наказания подразделяет их на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные) [2, с. 29].

Построение системы наказаний связано, как отмечал А. Л. Цветинович, с одной из сложных проблем, проистекающей из наличия двух способов применения наказания - в качестве основного и дополнительного, а также и трех групп его видов: применяемые в качестве а) основного, б) дополнительного, в) либо в качестве основного, либо дополнительного наказания [3, с. 51-52].

В то же время В. К. Дуюнов еще в 1982 г. усомнился в существенном практическом значении выделения трех, а не двух групп наказаний

(основных и дополнительных), полагая, что в основе трехзвенной конструкции лежит не способ применения, а «потенциальные возможности видов наказания быть примененными тем или иным способом» [4, с. 70].

Еще применительно к УК РСФСР 1960 г. в литературе наметились разные подходы к оценке того, что дополнительные наказания излагались в общем перечне наказаний, т. е. наряду с основными видами. Так, В. К. Дуюнов усмотрел в этом нарушение системности их регламентации [4]. По мнению А. Л. Цветиновича, «система наказаний, возникнув как единая система и оставаясь единой и целостной, практически образовала в своей структуре две подсистемы: подсистему основных и подсистему дополнительных видов наказания. Эти подсистемы тесно связаны между собой, но в то же время функционируют относительно самостоятельно. Каждая из них, будучи подсистемой системы наказаний, обладает всеми ее свойствами, т. е. также является системным объектом, системой со всеми ее признаками, определение понятия о которой может быть построено на основе определения понятия системы наказаний» [3, с. 52-53]. Автор считает, что характеристика системы наказаний как состоящей из двух подсистем представляется теоретически обоснованной и практически целесообразной [3, с. 54]. В то же время он указывает, что для внедрения этой идеи в правоприменительную практику «желательно реконструировать соответствующим образом ст. 21 и 22 УК РСФСР, построив в них два перечня - перечень основных и перечень дополнительных наказаний» [3, с. 54-55].

Тем не менее при принятии Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г. законодатель не воспринял, как нам представляется, вполне обоснованные рекомендации. Как и в прежних кодексах, дополнительные виды наказаний приведены в одном общем перечне наказаний, т. е. наряду с основными видами. В литературе не подвергается сомнению то, что дополнительные наказания должны быть менее строгими по сравнению с назначенным основным наказанием и что они должны выполнять вспомогательную роль в реализации уголовной ответственности [5, с. 374]. Ввиду различий в функциях, выполняемых основными и дополнительными видами наказаний, на наш взгляд, в законе должны быть закреплены два перечня наказаний: основных и дополнительных.

Общий перечень наказаний отнюдь не способствует системному применению судами дополнительных наказаний. Например, в соответствии с современной регламентацией перечня наказаний лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных

наград рассматривается законодателем в качестве более строгого вида наказания, нежели штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы. Но поскольку основное наказание должно быть более строгим по сравнению с дополнительным, оно не может назначаться наряду со штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или ограничением свободы, если они назначаются в качестве основных, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы не может назначаться наряду со штрафом как основным видом наказания. Однако законодательная регламентация указанных наказаний не препятствует такому их сочетанию.

В перечне наказаний, закрепленном действующим Уголовным кодексом, наказания, которые могут назначаться в качестве дополнительных, приведены в первых трех позициях: соответственно, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, и в седьмой позиции - ограничение свободы. Как представляется, здесь содержатся некоторые противоречия: в первых двух позициях в перечне законодатель указывает штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, одновременно допуская возможность их назначения в качестве основного и дополнительного наказания. В то же время лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград занимает третью позицию, но они могут назначаться только в качестве дополнительного наказания.

В литературных источниках обоснованно указывается, что некоторые виды дополнительных наказаний носят усложненный характер, фактически включают в себя несколько видов наказаний, отличающихся друг от друга по своему характеру или содержанию [2, с. 29]. Так, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит из двух видов наказаний: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. А наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград включает в себя: 1) лишение специального звания; 2) лишение воинского звания; 3) лишение почетного звания; 4) лишение классного

чина и 5) лишение государственных наград. Иначе говоря, Уголовный кодекс предусматривает не четыре, а девять дополнительных наказаний.

Таким образом, исходя из положений УК РФ (ст. 44) систему дополнительных наказаний можно представить следующим образом:

1) лишение государственных наград;

2) лишение почетного звания;

3) лишение специального звания;

4) лишение классного чина;

5) лишение воинского звания;

6) штраф;

7) лишение права занимать определенные должности;

8) лишение права заниматься определенной деятельностью;

9) ограничение свободы.

Как нам представляется, система дополнительных наказаний нуждается в серьезной реформации путем включения в нее новых видов наказаний, а также более последовательной их систематизации. К особенностям системы дополнительных наказаний следует отнести и специфику их правовой регламентации. Если основные наказания всегда регламентируются в санкциях норм Особенной части Уголовного кодекса и могут назначаться только тогда, когда они предусмотрены соответствующей санкцией (исключение сделано лишь в правилах ст. 64 и 80 УК РФ), то некоторые дополнительные наказания могут назначаться и тогда, когда они не регламентированы соответствующей нормой Особенной части кодекса. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Причем последнее не указано ни в одной санкции нормы Особенной части.

Характеризуя систему дополнительных наказаний, следует также отметить отсутствие их взаимозаменяемости и возможности сложения, в отличие от многих видов основных наказаний. Поэтому при оценке сравнительной строгости дополнительных наказаний судам приходится ориентироваться не на конкретные показатели, как это имеет место в отношении ряда основных наказаний (ст. 71 и 72 УК РФ), а лишь на характер санкций за преступления той или иной категории.

С учетом изложенного систему дополнительных наказаний можно определить как социально обусловленную совокупность включенных в перечень видов наказаний и вспомогательных в плане реализации уголовной ответственности мер уголовно-правового характера, применяемых в

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 4 (71)

качестве дополнительных наказаний, построенную в порядке возрастания их строгости и, соответственно, имеющих свою структуру.

Литература

1. Уголовное право России. Общая часть / под ред. Ф. Р. Сундурова. Казань, 2002.

2. Курс уголовного права. Т. 2: Общая часть. Учение о наказании. М., 2002.

3. Цветинович А. Л. Дополнительные наказания. Куйбышев, 1939.

4. Дуюнов В. К. Система дополнительных наказаний. Фрунзе, 1982.

5. Наумов А. В. Уголовное право. Общая часть: курс лекций. М., 2004.

6. Становский М. Н. Назначение наказания: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / под ред. А. И. Рарога. М., 2001.

УДК 343.969.5 ББК 67.99

© 2015 г. И. А. Семенцова

ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, СОВЕРШИВШИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И СТРАДАЮЩИМИ ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМ ВМЕНЯЕМОСТИ

В статье рассматриваются индивидуальные меры предупреждения преступлений, совершаемых лицами с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости. Автор выявляет основные проблемы реализации мер, существующие в настоящее время в системе профилактики таких преступлений, формулирует основные направления их совершенствования.

Ключевые слова: преступление, индивидуальные меры, психические расстройства, не исключающие вменяемости, несовершеннолетние, предупреждение преступлений, профилактика, криминогенные факторы, правоохранительные органы.

FEATURES OF INDIVIDUALAND PREVENTIVE ACTIVITY WITH THE PERSONS

WHO COMMITTED A CRIME AND HAVING THE MENTAL DISORDER DOESN'T

EXCLUDING SANITY

The article discusses the individual measures to prevent crimes committed by persons with mental abnormalities are not excluding responsibilities. The author has identified the main problems of implementation of measures currently exist in the system, formulated the basic directions of their improvement.

Keywords: crime, the individual measures, mental disorders not excluding sanity, minors, the prevention of crimes, prevention, criminogenic factors, law enforcement agencies.

Прогноз Всемирной организации здравоохранения о том, что более 50 % населения в 2015 г. будет иметь тот или иной вид психической патологии подтверждается. Об этом свидетельствует и усугубляющаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В пенитенциарных учреждениях происходит быстрое увеличение числа лиц, имеющих психические расстройства, не исключающие вменяемости, или признанных ограниченно вменяемыми, а также страдающих наркоманией, алкоголизмом [1]. В этой связи актуализируется необходимость профилактической работы с лицами, имеющими психические аномалии и совершающими противоправные поступки.

В широком смысле предупреждение преступности понимается как разработка и реализация комплекса мероприятий государственного и общественного характера, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий повторного совершения преступлений, выявление и наказание лиц, их совершивших, а также на достижение целей наказания, закрепление после освобождения достигнутых результатов исправительного воздействия.

В системе профилактики преступлений, совершаемых лицами с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости, общесоциальные, специальные и индивидуальные меры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.