Научная статья на тему 'Система дополнительного образования: формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза'

Система дополнительного образования: формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Федорова Юлия Александровна

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из-за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей, для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза формирования конкурентоспособного выпускника требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амирова Людмила Александровна, Федорова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного образования: формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза»

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 378.037.1

J

Л. А. Амирова, Ю. А. Федорова

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

л____________________________________________г

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения, которая не исчерпывается выбором конкретного учебного заведения и зачислением абитуриента на определенную специальность. Из-за непрерывно меняющейся конъюнктуры рынка и в связи с ужесточающимися требованиями со стороны работодателей, для студентов в период их обучения в вузе эта проблема остается актуальной и особо обостряется на пороге выпуска в преддверии предстоящего трудоустройства. Целью предлагаемой вниманию работы является демонстрация того, что выполнение приоритетной задачи современного вуза - формирования конкурентоспособного выпускника - требует психолого-педагогического сопровождения обучающихся и гибкого, альтернативного использования временных, содержательных, организационных и технологических ресурсов образовательного учреждения. Показано, что эффективным инструментом решения проблем профессионального самоопределения могут стать вариативные программы дополнительного образования, которые предлагаются студентам параллельно с основными курсами и помогают им создать некий личный «резерв» на случай негативного сценария профессионализации.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, система дополнительного образования, конкурентоспособность, образовательный проект.

Abstract. The paper is devoted to the problem of professional self-determination, which involves selection of and enrolment in a particular educational institution, as well as preparation for a job placement after graduation in the fast changing labor market. Additionally, the authors point out the related complications, caused by deformations in the professional orientation system, and leading to a professional self-identification crisis.

The aim of the research is to demonstrate that fostering the competitive university graduates -the priority task of the modem higher school - requires psycho-pedagogical facilitation, and flexible alternative application of available resources of time, content, organization, and technology. However, the necessity to follow the Federal State Educational Standards and other regulatory procedures slows down the higher school’s response to changing realities, and hinders the prompt development of mobile and adaptive educational programs.

As an effective tool for solving the problem of professional self-identification, the author recommends the variational programs of additional education, regarded as an option to the major specialization. The paper discusses the «School of Professional Success’ project, approbated in Bashkirsky State Pedagogical University, based on the competence and person-oriented approaches, and analytical monitoring of students’ requirements for additional skills and knowledge. The above experience can be further extrapolated to different fields of training.

Keywords: professional self-determination, system of additional education, competitiveness, education project.

Современный рынок труда отличается высоким уровнем конкуренции и предъявляет жесткие требования даже к уже состоявшимся специалистам, имеющим достаточный стаж практической деятельности. В этих условиях выпускнику профессионального образовательного учреждения, не имеющему опыта работы, трудоустроиться по специальности весьма не просто. Он сталкивается с целой чере-

дой трудностей и при поиске свободных вакансий, и в процессе нахождения своего места в профессиональной среде.

Ситуация с трудоустройством осложняется также тем, что по мере развития рыночной экономики оказываются востребованы в первую очередь те специалисты, которые умеют быстро ориентироваться в профессиональном пространстве, максимально опе-

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

55

Инновации в образовательных учреждениях

ративно принимать верное решение, нести ответственность за собственные действия, работать в команде и отвечать за деятельность коллег. А таковых среди вчерашних студентов не так уж и много.

Конкурентоспособность человека определяется уровнем его социальной и профессиональной компетентности, характеризующейся не только метапредметными и специальными знаниями, умениями, профессиональными навыками, готовностью к выполнению трудовых функций, профессионально значимыми качествами и профессионально важными личностными свойствами, но и способностью применить их как в обычной повседневной (иначе говоря, нормальной, стабильной) обстановке, так и в «ситуациях пик» - при дефиците времени, ресурсов и материалов [3, с.68]. Запрос на такого работника - реальное требование сегодняшнего дня.

Высшая школа, пребывающая в состоянии освоения компетентностного подхода к подготовке специалистов, принимает на себя двойную ответственность: выпускник должен обладать, с одной стороны, достаточной и адекватной требованиям работодателя квалификацией; а с другой стороны, комплексом метаумений, надпрофессиональных навыков и способностей.

При организации обучения и получении его результатов соблюсти баланс между необходимыми фундаментальными знаниями и содержанием подготовки, требующимся для формирования специалиста в конкретной области, призваны основные образовательные программы, выполняющие роль руководств, которые, в конечном счете, должны обеспечить качество подготовки выпускника и заявленный уровень его квалификации. Данные программы и учебные планы вузов значительно обновились в последние годы и продолжают модифицироваться в соответствии с экономическими и социальными трансформациями, но обязанность любого учебного учреждения строго, неукоснительно следовать положениям Федерального государственного образовательного стандарта и других нормативных документов и актов не позволяет в достаточно короткие сроки гибко реагировать на меняющиеся реалии, т.е. сделать основные образовательные программы действительно мобильными и адаптивными.

Задачи сопровождения студентов в получении умений и навыков, дающих им шанс стать конкурентоспособными на рынке труда и успешными в профессиональной среде, могут быть реализованы в рамках вариативных программ дополнительного образования, благодаря различным формам внеучебной деятельности, организации самоуправления, участию в выполнении различных проектов, работе учебных фирм.

Программы дополнительного образования отвечают запросам как со стороны государства, потому что благодаря им решается огромное количество профессионально ориентированных экономических и социальных проблем, так и со стороны личности -

поскольку удовлетворяются потребности человека, более целенаправленно развиваются его способности, умения, пополняются знания в той или иной области [5,7].

Система дополнительного образования обладает определенной свободой действий, не ограничена жесткими рамками стандартов, имеет законодательные возможности создавать и предлагать учащимся вариативные траектории профессиональной подготовки. Различные формы обучения - дистанционная, очная и заочная - позволяют разрабатывать программы и курсы, отвечающие интересам заказчиков, и наполнять их инновационным содержанием. Таким образом, по богатству организационно-содержательного ресурса и мобильности такие программы и курсы значительно опережают основные - они более динамичны, по мере надобности легко трансформируются и вполне соответствуют императиву сегодняшнего дня, когда субъекты образования все чаще рассматривают его как услугу, продукт потребления или товар [4].

Программы дополнительного образования являются эффективным инструментом оказания помощи при решении проблем профессионального самоопределения специалистов различных уровней, особенно они актуальны для студентов, находящихся в преддверии выпуска из высшего учебного заведения. Сейчас в студенческой среде к моменту окончания образовательного учреждения и перехода к самостоятельной трудовой деятельности личностные вопросы самоопределения (причем не только относительно будущей карьеры, но и такие, как: где жить, каким быть, чему посвятить свое свободное время и т.п.) стоят намного более остро, нежели в прежний, еще совсем недавний период.

Выбор предстоящего профессионального пути и абитуриентами, и выпускниками высшего образовательного учреждения обусловлен комплексом внутренних (внутриличностных) и внешних, субъективных и объективных факторов [8]. К первым относятся интересы, способности, особенности темперамента и характера, ко вторым - уровень подготовленности (отчасти - академической успеваемости), состояние здоровья и наличие сведений о сферах профессиональной деятельности. К объективным факторам вплотную примыкают социальные характеристики, например образовательный уровень родителей, социальное окружение и др. [2, с.54].

На предпочтения современного молодого человека значительное влияние оказывает невероятно расширившееся информационное пространство, в котором большую роль играют СМИ, маркетинговые акции продвижения услуг, интерактивные средства коммуникации в социальных сетях.

Слаженно работавшая в далеких восьмидесятых годах прошлого века система профориентационной работы претерпела колоссальные изменения: акценты с просвещения сместились на рекламу; будучи когда-то предметом заботы общеобразовательной

56

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

Инновации в образовательных учреждениях

школы, в наши дни профориентация превратилась в «сферу ответственности и влияния» вузов и колледжей. Стараясь привлечь потенциальных студентов, профессиональные учебные учреждения организуют «Дни открытых дверей», «Выставки профессии», «Выездные мастер-классы для школьников», на которых устраиваются рекламные презентации тех или иных специальностей с демонстрацией их привлекательности и перспективности.

Известно, что основной целью создания любой рекламной продукции является продажа товара либо продвижение услуг. Чтобы побудить человека к действию, совершению выбора в приобретении какого-либо продукта, реклама, в том числе в области образования, должна строиться на законах психологического воздействия и восприятия.

Контент-анализ рекламных текстов и роликов с предложениями различных профессиональных учебных заведений показал, что наиболее часто здесь употребляются глаголы совершенного вида повелительного наклонения типа «получай», «выиграй», «возьми», а также слова и фразы, обещающие получение легкого результата при минимальных усилиях. Следствием воздействия содержания данных текстов, имеющих четко выраженную семантическую адресность и не настраивающих молодежь на созидание и продуктивную работу, целеполагание и труд, становится определенное мысле-речевое, когнитивное поведение подростков. Самоопределение сводится к избранию пути наименьшего сопротивления и «избегания трудностей».

Выбор профессионального образовательного учреждения, сделанный под влиянием психологически привлекательной, яркой, но недостаточно информативной рекламы, нередко приводит к тому, что кризис профессиональной самоидентичности либо остается неразрешенным, либо разрешается неполноценно, вплоть до деструктивных исходов [6].

В процессе обучения в вузе вопрос профессионального самоопределения продолжает оставаться актуальным, хотя на первых курсах он не первостепенный - с одной стороны, у молодого человека спадает напряжение этапа приемной кампании и зачисления на избранную специальность, с другой - он погружен в процесс адаптации, привыкания к новой среде и окружению. Но чем ближе период завершения обучения, тем сильнее ощущается потребность вновь осмыслить правильность или ошибочность выбора будущей профессии, и этот процесс остро нуждается в психолого-педагогическом сопровождении.

Необходимость помощи в профессиональном самоопределении студентам вуза требует создания особого рода образовательной среды, которая должна быть насыщена разнообразными программами дополнительного образования. Как показал опыт, наиболее эффективны в этом отношении

• краткосрочные семинары по актуальным жизненным, личностным и профессиональным проблемам, позволяющие учащимся сориентироваться в обстановке

на рынке труда и сложных вопросах развития различных социальных сфер;

• программы по смежным направлениям подготовки длительностью от 72 до 500 часов;

• курсы профессиональной переподготовки.

Безусловно, на качественный набор программ

дополнительного образования определяющее влияние оказывают специфика высшего учебного заведения и спектр специальностей, по которым в нем ведется обучение. Однако можно выделить общий список наиболее востребованных программ, позволяющих студентам создать для себя некий «резервный вариант» на случай негативного сценария предстоящей профессионализации. В данный список входят «Перевод и переводоведение» (направления: английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, языки межнационального общения), «Информатика и информационные технологии», «Менеджмент туризма и рекреации», «Язык СМИ и мастерство эфирного выступления», «Ландшафтное проектирование и фитодизайн», «Практическая психология», «Тренинг-менеджмент».

В отдельный блок выделяются программы, направленные на формирование ключевых компетенций и позволяющие студентам подготовиться к выстраиванию конструктивных отношений с работодателями и членами трудовых коллективов [1].

Подобная программа была разработана и реализована в формате проекта в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Уникальный образовательный проект, получивший название «Школа профессионального успеха», представляет собой комплекс мероприятий, объединенных общей организационной формой целенаправленной деятельности, содержание которой определяется исходя из мониторинга потребностей и пожеланий студентов в дополнительных умениях и знаниях.

Проведенный анализ позволил выделить блоки основного содержания обучения, обязательные для усвоения всеми участниками проекта, и вариативные модули программы. В структуру основного содержания вошли

• деловой английский язык;

• этикет и имидж;

• психологические основы самопрезентации;

• управление конфликтными взаимодействиями;

• правовая культура молодого специалиста;

• технология успешного трудоустройства;

• формирование установок здорового образа жизни.

Кроме перечисленных курсов, каждый студент

получил возможность пройти обучение по дополнительным модулям. Подготовка по ним проводилась в режиме погружения в течение двух выходных дней (24 часа). Наиболее популярными оказались фотомастерство, основы финансовой грамотности, дизайн интерьера, тайм- и стресс-менеджмент, мастерство телефонных переговоров.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

57

Инновации в образовательных учреждениях

Качество и содержание основных блоков и вариативных модулей подверглись экспертной проверке и корректировке: все предложения группы экспертов, которая состояла из заинтересованных представителей студенчества, были учтены преподавателями, задействованными в проекте, при окончательном оформлении курсов. По завершении программы выпускники «Школы профессионального успеха» представляли свои достижения в виде презентаций.

На наш взгляд, большое значение, кроме полученных знаний и навыков, имеют личностные приращения, приобретаемые участниками программы в ходе взаимодействия друг с другом, с преподавателями и организаторами проекта. Совместное выполнение заданий, в том числе и подготовка итоговых презентаций, позволяет обрести навыки работы в команде, принятия коллективных решений и является тренингом коммуникативных навыков, что, бесспорно, оказывает благотворное влияние на формирование успешной личности.

Обучение в «Школе профессионального успеха» было сугубо добровольным, тем отрадней выглядели явный интерес студентов практически ко всем разделам и блокам программы и их высокая мотивация освоения курсов. Несмотря на то, что проект осуществлялся в ограниченные сроки и участие в нем не давало права на пропуски занятий по основным образовательным программам, более 90% прошедших дополнительную профессиональную подготовку студентов успешно справились с программой и получили соответствующий сертификат.

При вторичном осуществлении проекта был обобщен предшествующий опыт и внесены коррективы как в организационный, так и в содержательный аспекты программы. Формат проекта по обоюдному согласию его первых и потенциальных участников был сохранен, но добавочно создана тьютор-ская служба, которую составили студенты первого выпуска «Школы...». Такая стажировка позволила им приобрести плюс к полученным ранее знаниям и умениям дополнительные практические навыки управления коллективом и повысила уровень их социальной компетентности.

Программы по выбору (модули) были заменены пятичасовыми мастер-классами, целью каждого из которых стало формирование определенного умения. Всего было предложено десять мастер-классов:

• фотомастерство;

• основы финансовой грамотности;

• основы имиджа и стиля;

• тренинг телефонных переговоров;

• реклама;

• маркетинг;

• уроки лидерства;

• современные виртуальные средства самопрезентации и коммуникации;

• организация корпоративного досуга;

• дизайн интерьера офисного пространства.

Когда перед студентами встала задача избрать два мастер-класса из десяти возможных, выяснилось, что ее решение для многих весьма затруднительно. Это подтвердило отсутствие у молодых людей умения принимать решение при расширенном спектре альтернатив, что, с нашей точки зрения, обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, школьная и вузовская программы не предполагают какой-либо возможности выбора, так как построены линейно; поступательное движение к конечному образовательному результату происходит через выполнение определенного перечня заранее известных конкретных требований; итог обучения также четко обозначен - это получение аттестата или диплома утвержденного образца.

Во-вторых - процесс профессионального самоопределения у учащихся школ обычно сводится лишь к выбору предмета для сдачи единого государственного экзамена, содержательное наполнение которого практически не имеет связи с выбором профессиональным.

В-третьих, современный мир перенасыщен различной информацией, в том числе рекламного характера, и выбор молодого человека, как уже говорилось выше, совершается, как правило, не на основе глубокого, обоснованного анализа получаемых данных, а по причине внешней кратковременной привлекательности (хорошая цена, посулы минимума затрат усилий и т.д.), т.е. на принятие решения существенное влияние оказывают случайные обстоятельства, не имеющие никакого отношения к подлинным потребностям личности.

Очевидно, что «удачное» решение, которое характеризуют такие признаки, как эффективность, аргументированность в сочетании с хорошей интуицией, своевременность, реализуемость и конкретность, обусловлено умениями отделять главное от второстепенного, существенное от поверхностного, предвидеть сценарии развития последующих событий и строить, отталкиваясь от них, реалистичные планы. «Неудачным» же является решение, принятое на основе ошибочных прогнозов или критериев, а также сделанное на безальтернативной основе. Подобная «типология» может быть унифицирована для процесса принятия решений в целом и отнесена к профессиональному самоопределению как выбору профессионального пути.

Известно также, что одни люди могут быстро принимать верные решения, в то время как другие испытывают в ситуациях выбора сомнения и значительные затруднения. Это связано не только с наличием или отсутствием определенных теоретических знаний. Считается, что на принятие решений влияют следующие психологические факторы:

• особенности мышления (творческие способности, логика, скорость обдумывания, наличие пространственного мышления и т.д.);

• мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

58

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

Инновации в образовательных учреждениях

• индивидуальные характеристики (уровень тревожности, самооценка и проч.);

• личностные качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и т.п.);

• ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям;

• этические принципы и моральные установки (справедливость, честность, внимание к людям и проч.) [3, с.68].

Каждый из этих факторов может быть активизирован и закреплен в позитивном ключе только в процессе и на основе практической деятельности. Умение принимать осознанное, ответственное, оптимальное решение, на наш взгляд, как нельзя лучше формируют тренинги и деловые игры, предусмотренные программой «Школы...». Возможность в учебно-игровой форме отработать алгоритмы рефлексии различных ситуаций, научиться в ходе детального группового анализа отстаивать собственную позицию позволяет, с одной стороны, сформировать личностный механизм самоопределения, с другой стороны -избежать многих стрессовых, опасных ситуаций в будущем.

В рамках проекта прошли обучение около 300 студентов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, что составляет 24,57% от общей численности учащихся выпускных курсов (1221 человек). Те «личностные приращения», которые гипотетически предполагалось сформировать в результате обучения в «Школе.», включая умение делать осознанный выбор, принимать ответственное решение, оценивать уровень ответственности и прогностические варианты развития событий, работать в команде, стрессоустойчивость, социальную адаптивность, ярко проявлялись на заключительном этапе работы в формате коллективных проектов и в последующей квази-профес-сиональной и профессиональной деятельности ее выпускников.

Анализ данных опроса, который был предпринят с целью рефлексии результатов, показал, что у участников дополнительной образовательной программы «Школа профессионального успеха» значительно повысилась мотивация обучения и появился интерес к определенным предметам; была усвоена технология поиска работы, появился план развития будущей карьеры, а завершение подготовки в вузе больше не рассматривается ими как кризисная ситуация.

Создание и реализация такого рода проектов позволяет не просто сформировать у выпускников новые умения и навыки, а создает некую «зону ком-

форта и уверенности» в принятии решений и понимании требований рынка труда.

Таким образом, задача психолого-педагогического сопровождения не сводится к консультационной и диагностической функции, а рассматривается нами как формирование комплекса практических умений и навыков, полученных в результате обучения по программам дополнительного образования, позволяющим «быть над ситуацией», понимать трудности и риски, ориентироваться в возможных вариантах профессионализации и принимать осознанные решения.

Процесс профессионального самоопределения личности протекает на протяжении всей жизни и сопровождается чередой выборов в тех или иных трудовых и бытовых ситуациях. Способность ответственно принимать решения и претворять их в реальность поможет избежать кризисов профессионального самоопределения.

Литература

1. Амирова Л. А., Амиров А. Ф. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: монография. Уфа: Вагант, 2011. 194 с.

2. Амирова Л. А., Федорова Ю. А. Формирование конкурентоспособного выпускника педагогического вуза в системе дополнительного образования // Образование и наука. № 2. 2014. С.85-93.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1980. 192 с.

4. Лагутина Е. Е., Сидорова Н. В. Маркетинговое исследование потребителей как основа успешной деятельности образовательного учреждения в сфере дополнительных платных образовательных услуг // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.2-3.

5. Рытов А. И., Никулина Н. В. О необходимости создания федеральных государственных требований в системе дополнительного профессионального педагогического образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 5. С.10-13.

6. Сапа А. В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С.22-26.

7. Сенцова В. О школах дополнительного образования в Милане // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 4. С.46-49.

8. Федорова Л. Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3 С.19-23.

9. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса. С-Пб.: Питер, 2008. 304 с.

Инновационные проекты и программы в образовании 2014/6

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.