Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураколова В.П.

В данной статье использовались материалы СМИ и интернета. В материале отражается реакция и действия учреждений среднего профессионального образования в условиях людей пандемии. Перечисляются основные проблемы в образовательном процессе и переход обучения на новую форму дистанционного обучения. Рассмотрены некоторые электронные инструменты, дающие возможность продолжить обучение. Информация в данной статье может быть полезна для руководителей и преподавателей средних учебных учреждении при использовании дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

УДК 143107

Кураколова В.П.

Томский государственный педагогический университет

(г. Томск, Россия)

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Аннотация: в данной статье использовались материалы СМИ и интернета. В материале отражается реакция и действия учреждений среднего профессионального образования в условиях людей пандемии. Перечисляются основные проблемы в образовательном процессе и переход обучения на новую форму дистанционного обучения. Рассмотрены некоторые электронные инструменты, дающие возможность продолжить обучение. Информация в данной статье может быть полезна для руководителей и преподавателей средних учебных учреждении при использовании дистанционного обучения.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, онлайн-образование, видеоконференции, дистанционные образовательные технологии.

2020г привнес в жизнь людей всего мирового сообщества большие изменения. Эти изменения коснулись всех сфер деятельности, в том числе и образования. В этих условиях использования дистанционных образовательных технологий оказалось просто необходимой. Вынужденный переход на удаленное обучение формирует запрос на оценку готовности всех людей, в том числе и школьников, и студентов к обучению в новых условиях. С какими же трудностями столкнулись большинство образовательных учреждений, в частности, большинство российских колледжей в условиях социальной изоляции? И какие решения организационные и технологические принять в этой сложной ситуации?

Нами были изучены большое количество статей в СМИ, посвященных деятельности системы образования в условиях эпидемии. Большинство

решений, принимаемых властями носили системный характер и относились ко всем учебным заведения страны. Это были вопросы о сроках обучения, использование тех или иных платформ с разными провайдерами онлайн-образования. Непосредственно колледжей этот вопрос охватывал 52 субъекта в нашей стране.

Онлайн-обучение существует довольно давно и в России и за рубежом, но сегодняшнее обучение в период инфекции из-за экстренного переноса имеет свои отличительные особенности. Абсолютно все занятия очные, привычные для студентов, и лекционные, и практические, и экзамены были перенесены в онлайн-среду. Экстренно вынуждены преподаватели разрабатывать дистанционные технологии, и при помощи инструментов коммуникации доставлять их до учащихся.

Этот вынужденный и стремительный переход был не всем доступен из-за разной развитости инфракционной структуры, разработанных дисциплин электронными ресурсами и готовности преподавателей к этим изменениям.

Быстро обучить педагогов можно организовав обучения техническим персоналом, каких в средних учебных учреждениях и школах очень мало. В этом случае выход был в том, что использовались LMS-платформы (или им подобные) и электронная почта учащихся. Необходимо помнить и о стрессовой ситуации по изменению обучения для учеников.

Разберемся с отличием и самим понятием онлайн-обучение и образовательные технологии, на которые перешли образовательные учреждения.

Понимание отличий онлайн-обучения, разработанного Дэйвидом Кормьером, преподавателем Университета Острова Принца Эдварда (Канада), от других существующих образовательных технологий, таких как дистанционное обучение, смешанное обучение, мобильное обучение и др., позволяет проводить сравнительный анализ эффективности обучения в разных форматах и судить о преимуществах и недостатках той или иной технологии.

Многочисленные эксперименты, в том числе и в России показали, что онлайн-обучение является выше, чем традиционное очное обучение.

В основе онлайн-обучения лежит хорошо обоснованной и спланированный учебный процесс на основе учебно-методических и контрольных материалов, которые доказали свою эффективность. Основным в онлайн-курсе является педагогический дизайн, обязательный инструмент проектирования онлайн-курса, а в образовательных технологиях он зачастую отсутствует из-за недостатка времени на разработку. На сайте просто надо зарегистрироваться и далее работать.

Авторами предложены девять основных параметров (характеристик), которые необходимо учитывать при проектировании курса, с альтернативными вариантами реализации онлайн-обучения:

• Модель обучения (исключительно электронное обучение, смешанное обучение с различным соотношением очного и онлайн-форматов, электронное обучение с включением вебинаров);

• темп освоения (освоение в любом удобном темпе, заданный преподавателем темп освоения, заданный темп освоения с возможностью прохождения части курса в произвольном темпе);

• количество обучающихся (до 35 человек, от 36 до 99 человек, от 100 до 999 человек, более 1000 человек);

• педагогическая технология (объясняющий курс, практико-ориентированный курс, исследовательский курс, курс для организации совместной коллективной деятельности);

• цель оценивания в курсе (определение степени готовности обучающегося к новому материалу, организация адаптивного обучения, диагностика достигнутых результатов обучения, накопительная система оценок, выявление отстающих обучающихся);

• роль преподавателя (активное взаимодействие со студентами онлайн, незначительное онлайн-присутствие, отсутствие преподавателя в онлайн-среде);

• роль студента (читает и слушает; решает задачи и отвечает на вопросы, активное экспериментирование через симуляторы и другие инструменты, взаимодействие с другими обучающимися);

• синхронизация взаимодействия (только асинхронное, только синхронное, смешанный формат взаимодействия)

• обратная связь (автоматизированная со стороны системы, от преподавателя, от других обучающихся).

Все перечисленные параметры необходимы при разработке, так как влияют на дизайн онлайн-курса, обеспечивают положительный результат и прекрасную обратную связь с преподавателем. При очном обучении дизайн онлайн-курса заменяют преподаватели и ресурсы учреждения.

В период распространения инфекции быстрое внедрение онлайн-обучения требуют и инвестиций и времени внедрения, до шести и более месяцев, потому необходимо осуществлять работу быстро и эффективно и готовить педагогов к этому заранее. Так что запуск таких курсов самым продвинутым педагогом не даст сразу высоких результатов. Поэтому в создавшейся ситуации с пандемией мы будем реализовывать не онлайн-обучение, а дистанционное обучение.

Наиболее популярным для учебных заведений имеют LMS-платформы, социальные сети, электронная почта, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, мессенджеры для связи обучающихся и педагогов. Трудность была и в том, что часть преподавателей изучали электронные ресурсы вместе со студентами. В связи с отсутствием времени на подготовку обучение сводилось к небольшим вебинарам, рекомендациям и инструкциям. Конечно, ни о каком дизайне, проработке проектов речи не шло. Соответственно судить об эффективности полученных знаний тоже излишне.

Рассмотрим один из вариантов дистанционного обучения ZOOM. При помощи этой системы можно проводить онлайн-обучение и видеоконференции. Эта программа скачивается с интернета. Можно проводить бесплатно уроки до 40 мин, т.е. урок немного сокращенный. Программа подходит для школьников, учащихся средних заведений, хороша для групповых занятий как с телефона, с компьютера, планшета. Подключиться можно в процессе работы, зная ссылку. Связь на ZOOM очень качественная. Преподаватель может иметь связь с каждым учащимся, включать и выключать микрофон и пр. Есть чат, где можно быстро записать сообщения и общаться с преподавателем. Уроки можно записывать. Недостатком этой системы является ограниченное время использования, недолгое использование интерактивной доски и одновременное использование доски и видео.

Далее удобной платформой для работы при дистанционном обучении является сайт idroo.com, это интерактивная доска со звуком. Легко можно переключаться с доски на демонстрацию экрана. Сайт прост и для учеников и учителей. На нем студент может выполнять задание, а учитель проверять.

Для видеоконференций хорош Скайп или WhatsApp. Ее не надо скачивать, просто зарегистрироваться.

Изменение учебного процесса в сегодняшних условиях связи с минимальными ресурсами на дистанционное обучение, вперед выходят другие критерии:

1) оценка контекста (предпосылок) изменений,

2) оценка целесообразности и экономической эффективности изменений,

3) оценка процессов осуществления изменений

4) результатов (продуктов), прямых и побочных.

Для оценки происходящих в образовательных учреждения процессов необходимо определить:

А) какие факторы и как они повлияли на эффективность образования?

Б) достаточно ли ресурсов для нормального перехода технической и педагогической компетентности?

В) что не получилось или получилось не так как задумали? Г) результаты перехода и каковы проблемы для лучших результатов? А далее рассчитать эффективность данного перехода по экономической формуле сравнения затрат и результатов. И проделать работу над ошибками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Полат Е.С. Петров А.Е «Дистанционное обучение: каким ему быть?// Педагогика-2020-№7-С.37

Пидкасистый П.И. Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения/ педагогика.-2020.-№5.-С.7-12.

Пискунова И.В. Реализация дистанционного обучения в период мировой пандемии на платформе idroo.com/ И.В.Пискунова, О.А.Сошникова К.Г, Черепова - текст: непосредствен Молодой ученый.-2020.-№14 (304).-С.26-27

Научная статья Организация самостоятельной работы студентов в условиях модернизации среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Капустина Л.И. - Москва : канд.н. 2015 - режим доступа : https://cvberleninka.ru/article/n (дата обращения: 21.08.2020). Майкл Симонсон, Гари А. Берг. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/distance-learning (дата обращения: 21.09.2020)

Рэндал Хансен (Randall Hansen), Плюсы и минусы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

https://www.livecareer.com/resources/careers/planning/distance-learning-pros-cons (дата обращения: 21.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.