Научная статья на тему 'СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ENEXT ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ENEXT ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нохрин Александр Николаевич, Ильин Иван Вадимович

Обсуждается необходимость повышения эффективности организации дистанционной работы студентов за счет внедрения новых веб-платформ онлайн-обучения. Выполнен обзор популярных информационных систем дистанционного обучения. Авторами разработана программная оболочка дистанционной системы обучения ENEXT. При разработке приложения использовался стек технологий, центральными звеньями которых являются ASPNET.Core и React.JS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нохрин Александр Николаевич, Ильин Иван Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ENEXT ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378

Б01: 10.24412/2222-7520-2021 -17-60-79

А.Н. Нохрин, И.В. Ильин

СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ENEXT ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Обсуждается необходимость повышения эффективности организации дистанционной работы студентов за счет внедрения новых веб-платформ онлайн-обучения. Выполнен обзор популярны информационных систем дистанционного обучения. Авторами разработана программная обо лочка дистанционной системы обучения ЕНЕХТ. При разработке приложения использовалс стек технологий, центральными звеньями которых являются ASPNET.Core и КеаМ.ЗЪ.

Ключевые слова: программное обеспечение, дистанционное обучение.

Введение

На сегодняшний день достоверно известно, что пандемия СОУШ-19 привела к масштабному сбою систем образования всех стран мира, затронув более полутора миллиардов учащихся. Закрытие образовательных учреждений затронуло более 90 % учащихся по всему миру. ООН представила концептуальную записку «Образование в эпоху пандемии СОУГО-19 и последующие годы» [2], предупредив о том, что «пандемия привела к самым серьезным нарушениям в системах образования в мире за всю историю и угрожает потерей навыков и знаний, способную охватить не одно поколение учащихся». Отмечается, что в сфере высшего образования, вероятно, будет наблюдаться самый высокий показатель отсева и прогнозируемое сокращение числа учащихся - 7,9 миллионов человек. На втором месте находится школьное образование: по прогнозам, количество детей, посещающих школу, сократится на 5 миллионов. «Эти данные подчеркивают настоятельную необходимость обеспечения непрерывности обучения для всех перед лицом этого беспрецедентного кризиса, в особенности для наиболее уязвимых слоев населения», - заявила Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле [4].

Наряду с этим пандемия послужила стимулом для серьезных инноваций в сфере образования. Уже сейчас для обеспечения непрерывности обучения применяются новаторские формы и методы обучения: от традиционных видеотрансляций до предоставления комплектов учебных материалов на специализированных веб-порталах и системах дистанционного обучения.

Понятие дистанционного обучения появилось еще в XVIII в., когда в Европе появилась регулярная и доступная почта. В России данный способ обучения появился в конце XIX в. Существенный прорыв в возможности дистанционного обучения внесло появление радио

© Нохрин А.Н., Ильин И.В., 2021

и телевидения. Начали появляться различные телепередачи, которые могли смотреть миллионы желающих, но главной проблемой являлось отсутствие обратной связи.

Еще в 2005 г. Министерство образовании и науки РФ издало приказ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (от 6 мая 2005 г. № 137) [5], согласно которому учебное заведение может осуществлять контроль обучения при помощи дистанционных образовательных технологий для различных форм обучения. С развитием Интернета появляются возможности экономить время, самоорганизовываться и иметь быструю обратную связь, т.е. все то, что нужно для успешного обучения на расстоянии. Непрерывное образование сегодня - главный атрибут любого высококвалифицированного специалиста, что проще всего сделать при помощи организации дистанционного обучения.

До сегодняшнего дня в обучении использовались лишь элементы дистанционных технологий, на текущий момент в мире встал серьезный вопрос о построении из этих элементов полноценной системы. Как правило, учебные учреждения имеют малый опыт в проведении всего цикла обучения в дистанционной среде, что сказывается на эффективности в освоении материала.

Обзор информационных систем дистанционного обучения

На данный момент существует множество систем дистанционного обучения (СДО) (или, как еще называют, систем менеджмента обучения (LMS)) для проведения онлайн-обучения. Все ресурсы имеют как достоинства, так и недостатки. В первую очередь следует выделить критерии, по которым будут оцениваться СДО:

1) удобство освоения и интуитивно понятный интерфейс;

2) гибкость и простота настроек функциональных подсистем;

3) возможность управления учебным контентом (добавление, редактирование и удаление учебных материалов);

4) управление учетными записями пользователей и планирование процесса обучения;

5) наличие инструментов коммуникации между пользователями;

6) визуальная статистика и регламентированные отчеты успеваемости учащихся;

7) стоимость владения (покупки).

Далее рассмотрим готовые программные решения в области систем дистанционного обучения.

iSpring Learn. Облачная система дистанционного обучения от компании iSpring является одним из лидеров на мировом рынке программ для создания электронных курсов. Система (рис. 1) имеет интуитивно понятный интерфейс, и сотрудники учебного заведения смогут без специального обучения быстро разобраться в его функционале. Возможно изменить цветовую схему и логотип СДО. Самостоятельно добавить новый функционал в облачную СДО невозможно, сделать это можно в частном порядке за плату. Существует возможность загрузить неограниченное количество учебных видеороликов, аудиозаписей, презентаций и готовых курсов в специализированных форматах (SCORM, SCORM, AICC и Tin Can). Благодаря поддержке HTML5, учебные материалы корректно воспроизводятся в браузерах и мобильных устройствах. Администраторы системы могут добавлять и удалять пользователей, редактировать их информацию, а также объединять их в группы. Нет календаря и расписания, позволяющих наглядно представлять планы обучения. В рамках каждого курса можно писать комментарии и вопросы, а

также обмениваться файлами. Возможность создания отдельных форумов, чатов, блогов и опросов в системе не предусмотрена. Одной из особенностей системы является формирование около 20 типов отчетов по результатам обучения. Отсутствует возможность учитывать результаты очных занятий, а также нет конструктора для создания собственных форм отчетов. СДО имеет пробную 14-дневную версию, а минимальная стоимость подписки на год для 50 пользователей -56 000 рублей.

Рис. 1. СДО iSpring Learn

Mirapolis LMS. Каждая копия системы Mirapolis LMS (рис. 2) является индивидуальной заказной разработкой. Таким образом, учреждение формулирует техническое задание и после нескольких месяцев получает систему со специфичным функционалом и индивидуальным дизайном. Система изначально разрабатывается и настраивается под требования заказчика и на выходе учреждение получает уникальный учебный портал. В дальнейшем разработка может быть изменена и масштабирована как самостоятельно, так и с помощью разработчиков компании. Система позволяет загружать любые виды учебных материалов, в том числе международные стандарты SCORM, AICC и Tin Can. Есть встроенный конструктор вопросов и тестов. Для каждого курса можно гибко настраивать сценарии и условия его прохождения. Управление пользователями может быть настроено индивидуально для учреждения. В зависимости от выбранной конфигурации в систему могут быть добавлены любые средства для общения пользователей: вебинары, чаты, форумы, блоги. В системе присутствует более 120 шаблонов отчетов, а также конструктор, позволяющий извлекать из системы любые данные и создавать уникальные формы отчетов. Так как СДО для каждого разрабатывается на заказ, то определить ее конечную стоимость сложно. Минимальная стоимость проекта - 600 000 рублей.

Рис. 2. СДО Mirapolis LMS

ShareKnowledge

Интерфейс СДО (рис. 3) достаточно прост и будет понятен любому пользователю продуктов линейки Microsoft. У администраторов есть широкие возможности настройки системы, управления дистанционным и очным обучением и пользователями. Благодаря тому, что СДО разработана на платформе Microsoft SharePoint, система гибко интегрируется с порталами и информационными системами (1С, SAP и др.). СДО может быть легко расширена до комплексной системы автоматизации оценки персонала и управления эффективностью с помощью другого продукта компании. В учебный каталог СДО можно включать документы, видео- и аудиомате-риалы, а также электронные SCORM-курсы.

Рис. 3. СДО ShareKnowledge

Система позволяет создавать тесты и формировать составные курсы из учебных материалов, опубликованных в каталоге, очных тренингов и вебинаров. СДО может быть интегрирована с различными базами данных пользователей. Система позволяет добавлять и удалять пользователей, назначать им роли и должности, а также управлять деревом подразделений. За дополнительную плату в учебный портал можно добавить форум, блоги и ленту новостей. В системе нет встроенной платформы проведений вебинаров, но возможна интеграция с внешними веб-сервисами за плату. СДО имеет несколько базовых отчетов по сотрудникам, дистанционным курсам и очным тренингам. Также можно самостоятельно создавать и настраивать свои типы отчетов. Стоимость СДО зависит от количества пользователей и дополнительных услуг по разработке, интеграции и настройке системы. Минимальная стоимость сервиса - 24 000 рублей в год.

Teachbase. Данный облачный сервис от компании «Интернет-школа» изначально разрабатывался для рынка корпоративного обучения, но также подходит небольшим фирмам и частным лицам (рис. 4). Возможности изменить, настроить или расширить систему минимальны. Объем хранилища СДО зависит от выбранного тарифа - от 2 до 500 Гб. Загружать в библиотеку можно учебные материалы в форматах ppt, pdf, video, MS Office. Стандарты SCORM и Tin Can не поддерживаются. Есть встроенный редактор, позволяющий из готовых материалов формировать курсы и добавлять к ним тесты.

Рис. 4. СДО Teachbase

Созданные курсы можно размещать на виртуальной витрине и продавать сторонним пользователям. В системе достаточно простой набор инструментов для управления пользователями. Пользователей можно приглашать по e-mail или импортировать из списка. Для разграни-

чения прав доступа есть три роли: слушатель, специалист, менеджер. Каждое изменение в системе сопровождается e-mail-уведомлением ответственному лицу. Для обсуждения материала в рамках курса можно создавать вопросы и обмениваться комментариями. Есть встроенная площадка для проведения вебинаров. Форумы, блоги, чаты, опросы и прочие инструменты для общения отсутствуют. Отчеты доступны только пользователям с ролью «менеджер». В системе четыре типа отчетов: слушатели, посещаемость, общая статистика и активные пользователи. Отчеты краткие, создавать свои шаблоны отчетов нельзя. Стоимость зависит от количества активных пользователей в системе, объема памяти в хранилище и периода подписки. Начальный тариф на 30 пользователей и 2 Гб памяти - 3200 рублей в месяц.

WebTutor. Интерфейс продукта выглядит несовременным (компания WebSoft работает на рынке с 1999 г.). Чтобы разобраться, как использовать и настраивать систему (рис. 5), потребуется дополнительно изучить документацию и инструкции или обратиться к специалистам. Внешний вид и структуру учебного портала можно гибко настроить под требования каждого клиента, для этого в системе есть большое количество модулей и компонентов.

Рис. 5. СДО WebTutor

С помощью модулей можно построить небольшой учебный портал или полноценную систему комплексной автоматизации процессов обучения сотрудников или студентов. СДО можно развернуть на корпоративном сервере или в облаке. Поддерживаются международные стандарты SCORM, AICC и Tin Can, есть встроенный редактор тестов, а также собственный инструмент для разработки интерактивных электронных курсов. Модуль «Персонал и организационная структура» позволяет добавлять, хранить и просматривать информацию о сотрудниках компании, их должностях и подразделениях. С помощью модуля «Управление порталом» в систему можно добавить форумы, блоги, чаты, а также возможность проводить опросы. Модуль «Виртуальный класс» позволяет добавить платформу для проведения вебинаров. Используя модуль

«Учебный центр» и дополнительный инструмент «Генератор отчетов», можно получать подробную аналитику о результатах обучения сотрудников и других данных системы и затем экспортировать их в форматы Word, Excel, txt или HTML. Стоимость минимальной версии СДО на 1000 пользователей, 1 Гб памяти - 115 000 рублей в год.

Unicraft. С ее помощью можно создавать интерактивные уроки, состоящие из теории, тестов и экзаменов. Для освоения системы (рис. 6) достаточно пройти презентационный курс или просмотреть ролики на YouTube. Дизайн базовой версии менять нельзя, однако компания может расширить функционал по запросу клиента. СДО позволяет составлять уроки, состоящие из тестов, вопросов и экзаменов. В редакторе можно загрузить MP3, MP4 и PDF-файлы, либо набирать текст вручную. Также можно импортировать видео с YouTube, Vimeo и файлов Google Docs. Администратор может назначать менеджеров для управления пользователями. Пользователей можно добавлять, удалять, редактировать о них информацию, записывать их на курсы и объединять в группы. В системе нет инструментов общения пользователей между собой.

Рис. 6. СДО Unicraft

Отчеты формируются путем экспорта CSV-файла, это можно сделать из интерфейса меню групп. Unicraft предлагает облачную подписку. Стоимость облачной версии при оплате за год - от 33 000 до 191 000 рублей.

Moodle. Данная система имеет достаточно простой интерфейс (рис. 7). Для установки СДО потребуется администратор с навыками IT-специалиста. В систему можно загрузить неограниченное количество учебных материалов любого формата, а также электронные курсы в форматах SCORM, AICC, IMS.

Система электронной поддержки Щ\Щ образовательных курсов

= Поддержка пользователей

Заявка на создание курса

Техническая поддержка

= Новости ПГГПУ Е

ПГГПУ, ПАО «Протон-ПМ» и департамент образования г. Перми обсудили перспективы совместного развития.

Студенты-культурологи прошли практику в ФГБПОУ «Пермское государственное хореографическое училище»

Электронные курсы

Естественнонаучный факультет

Институт психологии

Исторический факультет

Математический факультет

Факультет иностранных языков

Факультет информатики и экономики

Факультет педагогики и методики начального образования

Факультет педагогики и психологии детства

Факультет правового и

социально-педагогического

образования

Факультет физической культуры Физический факультет Филологический факультет Факультет музыки Межфакультетские курсы

Электронные курсы для абитуриентов

Электронные курсы для преподавателей

Демонстрационные курсы

Магистерская площадка

Олимпиада

Платформа онлайн-образования ПГГПУ

Рис. 7. СДО Moodle (пример использования в вузе, ПГГПУ, г. Пермь)

Администратор может добавлять, редактировать пользователей, присваивать им роли. Система имеет встроенный модуль для организации чатов. Отчеты могут формироваться в любом виде, но для этого требуется соответствующий плагин. Система является бесплатной, однако требует IT-специалистов для расширения возможностей СДО, а также для разработки индивидуального дизайна.

Diskurs. Это отечественная веб-платформа электронного обучения. Базовый интерфейс платформы (рис. 8) интуитивно понятен, есть возможность изменять его за дополнительную плату. Можно загружать, создавать и назначать курсы. Система поддерживает такие форматы, как SCORM, AICC, xAPI и CMI5.

(dk) dl&kur* UMS OJtkurs Im*

1J\ Новости

.—. П I

Мои курсы

Рис. 8. СДО Diskurs

СДО Diskurs имеет встроенный конструктор уроков, которые создаются через платформу H5P. Всего поддерживается до 40 типов контента. Базовая версия Diskurs предусматривает ограниченное количество типов отчета. Пользователи добавляются вручную или путем импорта CSV файла.

Из анализа вышеперечисленных систем дистанционного обучения можно сделать вывод о том, что функционал систем зачастую ограничен и учреждение не может самостоятельно вносить новые элементы в систему. Все проанализированные программные продукты имеют широкий выбор отчетности, а также хороший набор инструментов для работы с пользователями. Количество пользователей ограничивается вместимостью тарифа, также ограничен объем загружаемых файлов.

Проанализированные системы можно назвать закрытыми, так как они рассчитаны на узкий круг пользователей. Создав открытую систему и объединив учащихся школ, университетов и институтов в единую систему, а также предоставив им доступ к большинству курсов, представленных в системе, возможно увеличить эффективность обучения. В период профориентации система может помочь школьникам ближе познакомиться с особенностями конкретной специальности и конкретного университета или института. Также создание открытой системы позволит учащимся школ самомотивироваться за счет видимой перспективы, для чего он изучает ту или иную информацию в школе на примере курсов для учащихся в вузах, студенты в свою очередь могут осознать важность изучаемой информации на примере курсов, которые предлагаются для специалистов различных профессий. Таким образом, эффективность обучения и интеллектуальный уровень могут увеличиться.

Итак, на сегодняшний день актуальность полноценного дистанционного образования существенно возрасла. Существующие СДО не реализуют в достаточной степени выделенные критерии (удобство освоения и интуитивно понятный интерфейс, гибкость и простота настроек функциональных подсистем, возможность управления учебным контентом, управление учетными записями пользователей и планирование процесса обучения, наличие инструментов коммуникации между пользователями, визуальная статистика и регламентированные отчеты успеваемости учащихся, стоимость владения), из чего следует, что реализация СДО является актуальной задачей.

Авторский проект ИС ENEXT

Стек технологий клиентской и серверной частей созданной ИС ENEXT. На сегодняшний день веб-приложения приобрели огромную популярность из-за возможности онлайн-доступа к данным с любого устройства, подключенного к сети Интернет. При их создании используются различные технологии, языки и инструментальные среды разработки.

В настоящее время существует множество продуктов для создания серверной части системы. Наиболее популярные из них ExpressJS, Python Django, Ruby on Rails, Laravel, ASP.NET Core. Так, ASP.NET Core - это свободно распространяемый кросс-платформенный фреймворк [1] для создания веб-приложений с открытым исходным кодом. Данная платформа разрабатывается компанией Microsoft. Поддерживает различные шаблоны проектирования, такие как MVC, CQRS и др.

Все вышеперечисленные фреймворки довольно схожи, что заставляет выделить некоторые критерии для выбора:

- статическая типизация,

- масштабируемость,

- гибкость в кастомизации системы,

- производительность.

Поэтому ASP.NET Core является наиболее подходящим вариантом для создания веб-приложений.

Мощным инструментом экосистемы .NET Core является менеджер пакетов NuGet. С помощью данного инструмента будут загружаться и устанавливаться различные библиотеки, описанные ниже, которые будут использоваться в проекте.

В качестве ORM использовался Entity Framework Core. Данная технология позволяет работать с базами данных в объектно ориентированном подходе, а также использовать стандартные функции, применяемые в SQL в сочетании с LINQ. Для передачи данных в задачах аутентификации клиент-серверных приложений используется JSON Web Token - открытый стандарт (RFC 7519) для создания токенов доступа, основанный на формате JSON. Токены создаются сервером, подписываются секретным ключом и передаются клиенту, который в дальнейшем использует данный токен для подтверждения своей личности.

Чтобы документировать наше API, используется библиотека Swashbuckle. Документирование позволяет наглядно увидеть, какие данные предоставляет сервер, по каким URL-путям, а также тип запроса GET, POST, PUT, DELETE. Каждая точка входа в приложение может быть помечена различными атрибутами для установления особых прав для доступа к ней. Могут быть установлены такие атрибуты, как доступ только для авторизованных пользователей, для пользователей с правами администратора и др.

Прежде чем обработать запрос, который пришел к нам на API-сервер, его следует проверить на правильность, для выполнения данной задачи используется библиотека FluentValidation. С помощью данной библиотеки создаются правила для каждого запроса. При ошибке запрос далее не обрабатывается, а сервер возвращает ошибку. Иначе запрос попадает в обработку следующей библиотекой.

Запрос, прошедший валидацию, следует обработать, за обработку отвечает библиотека MediatR. Так как наш проект следует шаблону CQRS, данная библиотека хорошо подходит нам. Все запросы разделяются на две категории: QUERY и COMMAND. QUERY - запрос, который возвращает какие-либо данные, COMMAND - обрабатывает полученные данные, изменяя их в базе данных, и, как правило, запрос такого типа не возвращает ничего.

При условии, что запрос должен вернуть какие-то данные в удобном в использовании виде, следует преобразовать полученные данные из базы данных в иной объект. Для осуществления данной задачи используется библиотека AutoMapper.

С технологической точки зрения разработанная система умеет:

- работать с базой данных, используя один язык для всего проекта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обрабатывать запросы, связанные с аутентификацией пользователей, а также управлять ролями пользователей в системе;

- документировать наше AP, для удобства понимания и чтения;

- проверять правильность входящих запросов;

- обрабатывать запросы;

- трансформировать данные в требуемый вид.

Пользовательский интерфейс. На текущий момент существует множество фреймвор-ков, языков и библиотек для создания пользовательского интерфейса. В данном случае будет использоваться React.js, так как нашей задачей является создание расширяемого продукта, который возможно использовать как с помощью браузера, так и с помощью мобильных приложений. В первую очередь для создания проекта следует установить Node.js сервер [3] для запуска JavaScript-приложений и пакетный менеджер npm. Также будет использоваться TypeScript - надстройка для JavaScript, позволяющая явно типизировать объекты в коде. Следующим шагом следует установить React из репозитория npm.

В проекте использовались следующие библиотеки и технологии для клиентской части веб-приложения: React Router Dom, Redux, React-Redux, Redux Saga, Axios, AntDesign, HTML React Parser. Для серверной части веб-приложения применялись фреймворки и библиотеки:

- EntityFramework Core

- AspNetCore.Identity

- Swashbuckle

- FluentValidation

- MediatR

- Npgsql

- AutoMapper

Структура и функционал ИС. Все страницы приложения были разделены на 4 блока:

1. «Основной» (base)

2. «Аутентификация и регистрация» (identity)

3. «Кабинет преподавателя» (teach)

4. «Обучение» (education)

Разработка блока «Основной»

В данном блоке реализована страница «Домашняя» (home), представляющая из себя набор секций (рис. 9).

Следующая страница - «Курсы». На ней изображены все курсы, имеющиеся в данной системе (рис. 10). При загрузке страницы выполняется запрос к серверу для получения доступных курсов в системе. При нажатии на кнопку с изображенной на ней стрелкой пользователь переходит на страницу с детальной информацией о курсе.

Страница «Детальная информация о курсе» (рис. 11). При загрузке страницы выполняется запрос к базе данных с идентификатором для получения конкретного курса. На данной странице пользователь может прочитать краткое и полное описание курса, для кого этот курс разработан,

ENEXT

Рис. 9. Домашняя страница

узнать нагрузку курса, авторов, изучить, какие модули и уроки содержит курс, а также подписаться на курс или отписаться от него либо перейти к изучению курса.

Рис. 10. Страница с курсами

Рис. 11. Страница с детальной информацией о курсе

Разработка блока «Аутентификация и регистрация»

Страница с регистрацией представляет из себя форму с полями, требуемыми для регистрации пользователя в системе (рис. 12). Для регистрации пользователя вызывается соответствующее событие с последующим выполнением асинхронного запроса к серверу с регистрационными данными. После успешной регистрации пользователь будет перенаправлен на страницу аутентификации.

Рис. 12. Страница регистрации пользователя

Страница аутентификации состоит из формы с двумя полями: почта и пароль (рис. 13). Процесс авторизации происходит с помощью запроса к серверу с данными аутентификации. При успешной аутентификации пользователь получает JSON Web Token и перенаправляется на домашнюю страницу.

Рис. 13. Страница аутентификации пользователя

Нохрин А.Н., ИльинИ.В. • Система дистанционного обучения ЕКЕХТ» ... Разработка блока «Кабинет преподавателя»

Для получения доступа в данный блок требуется, чтобы пользователь был аутентифици-рован и имел роль преподавателя. Блок имеет боковое меню со страницами данного блока (рис.

14).

General V

Преподавание Л

Курсы

Классы

Создать курс

Администрирование V

Рис. 14. Боковое меню со страницами личного кабинета

При нажатии на кнопку «Создать курс» (рис. 15) преподавателю откроется модальное окно с формой создания курса. При успешном создании будет выполнено перенаправление на страницу с курсами.

Рис. 15. Модальное окно создания курса

При нажатии на кнопку «Курсы» преподаватель переходит на страницу со списком разработанных курсов (рис. 16). Для получения данных производится запрос к серверу, включающим JWT-токен пользователя.

Е г..™ Помощь а* Д Александр

Рис. 16. Страница с разработанными курсами преподавателя

При нажатии на название курса преподаватель переходит на страницу отдельного курса (рис. 17). При загрузке страницы выполняется запрос с идентификатором курса.

Рис. 17. Страница с информацией о курсе

При нажатии на кнопку «Редактировать информацию» преподаватель попадает на страницу редактирования (рис. 18). На странице возможно изменить фотографию курса и информацию о нем. Нажатие кнопки «Сохранить» обновит информацию о курсе.

Рис. 18. Страница редактирования информации курса

Вкладка «Содержание» (рис. 19) представляет из себя набор карточек. Каждая карточка отображает модуль курса, состоящий из табличек уроков. При нажатии на кнопку «Редактировать содержание» преподаватель попадает на страницу редактирования (рис. 20). На странице возможно создать модуль, добавить урок к модулю или удалить их. Каждый урок имеет кнопку редактирования, при нажатии на которую преподаватель будет перенаправлен на страницу с редактированием содержания урока.

Страница редактирования урока (рис. 21) состоит из карточки с основной информацией об уроке, блока с секциями урока и кнопками «Добавить секцию» и «Сохранить».

Рис. 19. Страница с содержанием курса

Рис. 20. Страница редактирования содержания курса

Рис. 21. Страница редактирования урока

Вкладка «Статистика» (рис. 22) отображает статистику пользователей по курсу. Информация может быть отсортирована с помощью фильтров.

Рис. 22. Страница со статистикой курса

При нажатии на кнопку «Детальная информация» преподаватель будет перенаправлен на страницу с детальной статистикой по каждому уроку (рис. 23). На странице преподавателю будет показаны название урока, максимальный балл, балл, который набрал пользователь, а также возможность ручной проверки задания.

Главная Курсы Помощь С] Д Александр

Статистика пользователя: Нохрин Александр Николаевич по курсу "Программ/ром

Максимальный балл Балл Статус

Введение 1 з С# 20 15 >/ Проверено Проверить задание

Введение 1 iC# 20 15 Д Ожидает проверки Проверить задание

Введение 1 зС# 20 15 А Ожидает проверки Проверить задание

Введение 1 з с# 20 15 А Ожидает проверки Проверить задание

Введение 1 iC# 20 15 А Ожидает проверки Проверить задание

Рис. 23. Детальная статистика пользователя

Вкладка «Отзывы» (рис. 24) отображает отзывы о курсе, оставленные пользователями. На основе данной информации преподаватель может улучшить разработанный курс по мере надобности.

Е Главная Курсы Помощь ав А Александр

Рис. 24. Страница с отзывами о курсе

Разработка блока «Обучение»

Интерфейс данного блока представлен на рис. 25.

Рис. 25. Блок «Обучение» 78

В данном блоке пользователь видит страницу, где представлены:

- меню с модулями и уроками курса,

- наполнение урока,

- блок с управлением,

- блок с комментариями.

Наполнение страницы с уроком может состоят из блоков «Текст», «Видео» или «Тест». Блоки могут быть расположены в произвольном порядке.

Для предоставления пользователю доступа к системе ее требуется опубликовать в Интернете. Серверная часть приложения будет опубликована с помощью инструмента Docker. Docker - это программное обеспечение для автоматизации развертывания и управления приложениями в средах с поддержкой контейнеризации. Позволяет «упаковать» приложение со всем его окружением и зависимостями в контейнер, который может быть перенесен на любую Linux-систему с поддержкой cgroups в ядре, а также предоставляет среду по управлению контейнерами.

Итак, предоставленная система дистанционного обучения создана в виде веб-портала и предоставляет доступ к инструментам создания курсов, публикации учебных материалов, обмену данными между участниками образовательного процесса и контролю их знаний.

Список цитируемых источников

1. Документация по ASP.NET Core - Microsoft Docs [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/aspnet/core/?view=aspnetcore-5.0

2. Концептуальная записка: образование в эпоху COVID-19 и в последующий период. ООН. 2020 [Электронный ресурс]. - URL: www.un.org

3. Официальный сайт платформы NODE.JS [Электронный ресурс]. - URL: https://nodejs.org/ru/download/

4. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.unesco.org/news/generalnyy-sekretar-oon-preduprezhdaet-o-katastrofe-v-sfere-obrazovaniya-ukazyvaya-na-chto-po

5. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]: зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 № 6862. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.