УДК 002:681.3 ББК 78.305.8 Т 49
В.Ш. Тлюстен, Ф.К. Тлюстен, В.В. Дагаев
Система дистанционного библиотечного сервиса “Sms-Library”
Аннотация:
В статье описывается разработанный авторами и основанный на использовании SMS-теxнoлoгий мобильной связи программно-аппаратный комплекс “SMS-Library”, который, реализуя систему удалённого доступа к электронным каталогам библиотек, обеспечивает некоторые базовые виды автоматизированного информационного обслуживания их читателей в дистанционном режиме.
:
Библиотека, электронный каталог, информационное обслуживание, мобильная связь, SMS-тe™oлoгии, , .
Средства мобильной связи стали той данностью, факт и масштаб присутствия которой в нашей жизни на рубеже начала 21 века оказался настолько же неожидан, -жутся не вполне предсказуемыми по возможному своему воздействию на дальнейшее развитие мировой цивилизации.
По разным оценкам, к началу 2006 года только в России, на руках населения находится от 90 до 120 млн. мобильных телефонов. И это, по-видимому, не предел. Появившись как удобное переговорное устройство ограниченного применения в элитарных кругах, мобильный телефон быстро перерос эту, как когда-то казалось, единственную свою функцию.
Современный мобильный телефон - это доступный , , , -циональный информационный центр, сочетающий в себе коммуникативные возможности с возможностями музы, , , , органайзера и даже компьютера
Способность к приёму-пе^даче и обработке различных видов информации, делает его идеальным средством индивидуального доступа к удаленным информационным , , . главной идеей построения описываемого в данной работе автоматизированного библиотечного сервиса.
Суть вышеуказанного сервиса состоит в возможности предоставления библиотекой некоторого спектра ин-,
дистанционного доступа на основе средств мобильной .
В отличие от некоторых существующих технологий мобильного доступа к библиотечным ресурсам, предполагающих определённую степень «продвинутое™» как их пользователей, так и телефонных аппаратов [1], предлагаемый на данном этапе, сервис ориентируется на SMS-технологии, как на наиболее массовые, дешёвые и, без
, -ски всеми моделями мобильных телефонов. Отсюда и наименование реализующего сервис программно-
аппаратного комплекса - “ЗМЗ-ЫЬгагу”.
Послав $М$-запрос на фиксированный для данной библиотеки телефонный номер, абонент получает или за-
казывает соответствующую библиотечно-библиогра-.
По желанию абонента и при наличии подключения библиотеки к сети Интернет, результат выполнения заказа может быть направлен по указанному в запросе адресу .
размер каждого $М$<ообщения относительно невелик (стандартно, не более 160 знаков), это может оказаться удобным при большом объёме ожидаемого отклика.
Спектр оказываемых в рамках предлагаемой разработки услуг включает в настоящее время следующие базовые возможности:
• Выдача справки о наличии в библиотеке той или иной книги (с указанием числа её зарегистрированных эк). -
,
сведений об авторе (авторах) книги и/юш одного или более ключевых слов, включённых в её наименование;
• Дистаниионный заказ книги в абонементе, с полной библиографической подготовкой её к непосредственной выдаче заказчику. Эта услуга предполагает использование сервиса в автоматизированном режиме, возлагая исполнение заказов, поступающих на библиотеч-
, .
• Рассылка на мобильные телефоны абонентов информации о новых поступлениях. Данная услуга, так же как и запросы о наличии книг, действует в полностью автоматическом режиме и реализуется посредством сохраняемых в базе данных читательских информационных профилей (о^жающих читательские интересы наборов
).
• Дистаниионный запрос на тематический поиск в библиотечных каталогах, сети Интернет и в других ин-
.
данного типа носит комплексный характер и может включать как автоматическое сканирование электронных библиотечных каталогов, так и “ручную” работу, выполняемую персоналом библиотеки по тематическому поиску и подбору библиографии, с привлечением различных .
Язык пользовательского интерфейса с системой предельно прост и рассчитан на самые различные категории .
Так, примером запроса справки о наличии книги, зарегистрированной в библиотечных электронных каталогах, может быть БМБ^^щение, посылаемое в адрес поддерживающего услугу сервера со следующим содержанием: “? авт: Вирт загл: структуры данных“. В качестве ответа на указанный запрос, сервер может прислать, например, следующий текст: “30 эю, Н.Вирт Алгоритмы ”.
Допускается указание информации только об авторе, или только о наименовании книги. Тогда запрос становится косвенным и повышается вероятность многозначного отклика системы, содержащего данные о нескольких библиографических источниках. Если, в этом случае, подготовленный системой текст, превышает рамки одного 8М$^^щения, то в адрес абонента направляется только часть результатов поиска. Получив такую непол-,
‘...’ (многоточие), что позволит ему, при желании, сделать дополнительный запрос о продолжении перечня найденных для него материалов.
Регистрация пользователей в системе осуществляется на основе входящего в её состав клиентского при,
. -
ния в локальную базу данных “SMS-Library” номера те,
.
При использовании системы в режиме самооку-, -ной базе телефонного номера, на специальный счёт, пользователем сервиса может вноситься некоторая сумма де, -
ции ответных $М$<ообщений, инициированных запросами данного пользователя. Текущее состояние указанно,
, -
.
, -
,
:
• - ,
данной реализации выступает серийный мобильный те;
• серверного приложения (SMSLib-cepвepa), орга-
- -
выходных потоков SMS<ooбщeний;
• , пользовательский интерфейс сотрудников библиотеки;
• , -нежных средств на счетах абонентов системы;
• , базы данных реляционного типа;
• SQL^epeepa, обеспечивающего доступ к электронному каталогу.
Использование одного физического канала (мобильного телефона), разделяемого двумя асинхронными процессами (процессом приёма и процессом отправки SMS), -ского приложения от серверного, при выбранной программно-аппаратной архитектуре, вызывает необходимость в многопоточной реализации системы.
Такая реализация в рамках данного проекта выполнена на основе использования свободно распространяемой библиотеки программных модулей GALA [2].
, , следующем:
• ,
них максимально комфортных условий пользования библиотекой;
• -
пуляризации новых видов библиотечных услуг;
• -
лиотек (например, в начале учебного года или во время экзаменационных сессий при использовании сервиса в
);
• финансовая поддержка библиотек (сервис окупаем и может быть предложен читателям на платной ос).
Необходимым условием развёртывания сервиса, является ведение библиотекой системы электронных каталогов, поддержанной стандартным SQL-сервером.
Комплектность предлагаемой разработки составляет устанавливаемый на стороне библиотеки приёмопередающий терминал (подаерживакмций стандарты GSM 900/1800 аппаратный модуль) с соответствующим серверным и клиентским программным обеспечением.
,
,
ЮМ^овместимый ПК с предустановленной операции-онной системой Windows XP. Он размещается в абонементе библиотеки и используется персоналом, как для приёма удалённых заказов, так и для регистрации факта .
Работа выполнена в лаборатории компьютерных технологий АГУ, совместно с ООО “Мобил Контакт”.
Примечания:
1. Волохин ОМ. Мобильные технологии современной библиотеки: новый сервис, практический опыт, перспективы // Науч. И техн. б-ки - 2006. - №1. - С. 79-87.
2. Гурин С. Gala. Параллельное программирование в Delphi / http://gurin.tomsknet.ru