РАЗДЕЛ II
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности
УДК 159. 9
Игнатова Екатерина Сергеевна
Соискатель кафедры педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected], Пермь
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ ВУЗА
Ignatova Ekaterina Sergeevna
Competitor the chair of pedagogic and pedagogical psychology of the St.-Petersburg State University, [email protected], Perm
THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL SERVICE ACTIVITY IN A RESOLUTION OF CONFLICTS BETWEEN TEACHERS AND STUDENTS OF HIGH SCHOOL
Проблема разрешения конфликта между преподавателями и студентами в высшей школе неоднократно была предметом исследования педагогов, психологов (Акимова Е. Е., 1999; Баныкина С. В., 2006; Кузина А. А., 2007; Бережная Г. С., 2009; Учадзе С. С., 2010 и др.) [1; 2; 3; 4; 8]. Это отражает необходимость создания условий для оптимизации образовательного процесса. В современном образовании психологическая служба вуза становится реальным ресурсом развития последнего. Е. И. Метелькова проанализировала Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [6] и документы, обеспечивающие ее реализацию (проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.). В соответствии с этими документами приоритетными задачами образования государство объявляет: повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина; модернизацию институтов образования как инструментов социального развития.
В настоящее время существующая система административного управления неспособна решать актуальные конфликтологические проблемы в сфере образования. Анализ состояния управления в системе высшего образования (В. М. Петровичев, 1994; Г. В. Гутник, 2000; В. И. Бочкарев, 2004; И. И. Ка-
лина, 2008; Т. И. Шамова, 2009; Е. И. Михайлова, 2010 и др.), позволил выявить в ней объективно существующее противоречие. Оно существует между стратегическими социально детерминированными, непрерывно возникающими новыми требованиями к процессу образования и отсутствием тактических эффективных методов, средств, которые были бы способны оперативно изменять и регулироваться систему отношений «преподаватель-студент».
Решение обозначенных проблем состоит в следующем:
1) разработка содержания и организации основных направлений практико-ориентированной работы педагога-психолога с преподавателями и студентами по профилактике, своевременной диагностике и коррекции педагогических конфликтов;
2) осуществление деятельности психологической службы по заявленным направлениям через обращение к системному подходу.
Системный подход (Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, 2002) в отечественной психологии является признанной методологической платформой, на базе которой проводится значительное число разноплановых исследований (Раменский С. Е., Раменская Г. П., 2005; Румянцева Н. Л., 2009; Галимов А. М., 2010; Асанова Н. И., 2011). Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний, избегать недостатков локального подхода, повышать эффективность системных исследований процесса обучения, формулировать новые научные гипотезы, создавать системные описания психических явлений [8].
Необходимость в системном подходе к исследованию деятельности психологической службы по заданным направлениям обусловлена рядом факторов, выделенных Е. М. Михайловой (2002), Н. Т. Журавской (2008), которые являются основными принципами системной методологии (Б. Г. Ананьев, 1980; В. А. Ганзен, 1984).
Во-первых, деятельность педагога-психолога в высшей школе как система состоит из присущих ей и взаимодействующих на едином основании частей и компонентов. Соответственно направления деятельности психологической службы вуза нацелены на изменение качественного состояния образовательного процесса.
Во-вторых, деятельность педагога-психолога в высшей школе отличается в виде взаимодействия социально-психологических механизмов, координирующих деятельность образующих ее элементов.
В-третьих, деятельность психологической службы вуза характеризуется наличием интегральных качеств, порождаемых пространством, в котором эти качества реализуются. Среди них можно назвать такие, как возможность, способность, потенциал деятельности.
В-четвертых, деятельность педагога-психолога в вузе обладает качественной определенностью, выраженной в ее целостности. Отсюда именно определенность деятельности психологической службы высшей школы
способна изменить состояние образовательного процесса, произвести в нем эффективные научно обоснованные изменения [6].
Для более глубокого понимания структуры, содержания технологии деятельности психологической службы вуза по разрешению конфликтов между субъектами образовательного процесса мы использовали в своей исследовательской деятельности метод моделирования. Изучение особенностей, возможностей и условий моделирования в научном познании, в теоретическом и практическом освоении действительности посвящены многочисленные исследования (Глинский Б. А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П., 1981; И. Д. Андреев, 1992; Е. А. Лодатко, 2007).
Моделирование является одним из методов преобразования социальных систем и управления ими. К одной из таких систем относится деятельность психологической службы в высшей школе. С помощью моделирования можно прогнозировать будущее развитие системы, соединив настоящее с прошлым. Моделирование, по мнению Л. А. Горшуновой, можно рассматривать как «метод познания, который позволяет целостно отразить в модельных представлениях структуру, существующие связи между частями, взаимодействие системного образования с внешним миром, целенаправленность системы, получить и использовать на практике информацию о прошлом, настоящем и будущем состоянии системы, закономерностях и тенденциях ее функционирования и развития» [6].
Предложенная в данном исследовании модель деятельности психологической службы в высшей школе позволяет систематизировать представления о деятельности службы, схематически изобразить и более целостно описать, отразив связи между ее составляющими. Модель деятельности включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты или ключевые системные механизмы (по Б. Г. Ананьеву): целевой, организационный, содержательный, процессуальный, оценочно-результативный.
Целевой компонент представлен в единстве цели, системы задач и принципов. Целью системы деятельности психологической службы в вузе в рамках нашей работы является создание условий, способствующих эффективному психолого-педагогическому управлению конфликтами между преподавателями и студентами в образовательном учреждении.
В соответствии с указанной целью сформулированы задачи службы:
- сотрудничество с административно-методическим аппаратом высшего учебного заведения в создании полноценных условий, способствующих гармонизации образовательного процесса;
- содействие в повышении конфликтологической культуры и компетентности участников образовательного процесса. С опорой на имеющиеся в науке подходы к пониманию компетентности как интегрального свойства личности (Ильин В. С., 1984; Зимняя И. А., 2004), нами сформулировано следующее определение: конфликтологическая компетентность - это совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведе-
ния в конфликтных ситуациях, и личностных смыслов, ориентирующих на полифоническое, многомерное восприятие мира, эмпатию, рефлексивность, толерантность, конструктивный диалог.
Содержание конфликтологической компетентности раскрывается в составляющих ее компонентах (Учадзе С. С., 2010) [8]: мотивационноценностном, интеллектуально-познавательном, действенно-практическом, эмоционально-волевом, мотивационно-ценностном. Становление конфликтологической компетентности предполагает прохождение нескольких этапов: знаниевого, интерактивного, мировоззренческого. В основу предлагаемой концепции формирования конфликтологической компетентности положен ряд важнейших общепедагогических принципов: системности, культу-росообразности (поликультурности), диалога, интегративности, ценностносмысловой направленности, личностного развития участников образовательного процесса. Концепция формирования конфликтологической компетентности предполагает несколько уровней реализации (Самосонова Н. В., 2002): уровень содержания образования; технологический уровень; уровень управления образовательным процессом, которые реализуются в рамках деятельности психологической службы по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами.
- оказание комплексной психолого-педагогической помощи преподавателям и студентам в решении жизненных, учебных и профессиональных проблем;
- психологическая проектирование и экспертиза инновационных образовательных проектов и программ, направленных на формирование и развитие конфликтологической культуры и компетентности участников образовательного процесса;
- содействие в укреплении деловых отношений в системе «преподватель-студент», участие в создании атмосферы сотрудничества в образовательном процессе;
- участие в организации и проведении мероприятий, направленных на повышение конфликтологическо культуры и компетентности участников образовательного процесса;
- проведение диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- оказание консультативной педагогической и психологической помощи (индивидуальные и групповые консультации, тренинги, телефон доверия);
- проведение просветительской работы с преподавателями и со студентами по проблемам разрешения конфликтов;
- оказание информационно-методической помощи и поддержки преподавателям и студентам. Например, методические материалы на тему «Психология - педагогической практике», где особое внимание уделяется проблеме разрешения педагогических конфликтов на уровне рекомендаций.
Важной структурной единицей модели являются принципы: гуманизации, субъект-субъектных отношений, фасилитации и коллегиальности в системе «преподаватель-студент», комплексности, систематичности, конфиденциальности.
Определены организационно-педагогические условия повышения эффективности деятельности психологической службы:
- формирование мотивационной готовности преподавателей и студентов к обращению в службу для получения консультативной помощи;
- конструирование и внедрение модели деятельности службы в системе высшего профессионального образования;
- учет специфики деятельности психологической службы вуза;
- интеграция деятельности психологической службы и других структурных подразделений образовательного учреждения;
- использование наряду с традиционными новых форм деятельности, обеспечивающих превентивную оперативную помощь;
- разработка критериев эффективности деятельности психологической службы в разрешении конфликтов между преподавателями и студентами вуза.
Содержанием организационного компонента является взаимодействие психологической службы вуза и студентов, преподавателей, родителей и администрации. Цель такого взаимодействия - управление педагогическими конфликтами в высшей школе. У клиентов службы (студентов, преподавателей, родителей, администрации) могут возникнуть конфликтологические проблемы, требующие комплексной педагогической, психологической, социальной, медицинской, правовой помощи. В связи с этим в организационном компоненте находит отражение взаимодействие психологической службы вуза с социальными, медицинскими, юридической и другими муниципальными службами.
Содержательный компонент модели включает основные направления деятельности психологической службы вуза: профилактическую и просветительскую деятельность, диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную деятельность, информационно-методическую и научно-методическую деятельность.
Профилактическая и просветительская деятельность заключается в проведении мероприятий, направленных на оптимизацию образовательного процесса в высшей школе. Профилактические и просветительские мероприятия носят систематический, плановый характер, могут проводиться по запросу администрации, преподавателей, студентов и по итогам психологической диагностики. Это могут быть лекции, беседы, диспуты, тематические выставки литературы, семинары, родительские клубы, психологические тренинги и др. Задачи профилактического и просветительского направлений деятельности психологической службы:
- формирование у преподавателей и студентов потребности в психологопедагогических знаниях, в повышении конфликтологической культуры;
- информирование преподавателей и студентов по проблемам конфликтологической культуры;
- формирование у участников образовательного процесса потребности в самопознании и саморазвитии;
- профилактика конфликтогенных факторов образовательного процесса.
Диагностическая деятельность заключается в проведении экспресс-диагностики, углубленных исследований индивидуально-психологических состояний преподавателей и студентов, мониторинга уровня конфликто-генности образовательного процесса. Проводится по запросам со стороны администрации, преподавателей, кураторов курсов или самих студентов в плановом порядке. Плановые диагностические мероприятия проводятся в определенные периоды обучения (например, диагностика готовности к конструктивному разрешению конфликтов у молодых преподавателей в начале учебного года либо аналогичная диагностика у студентов старших курсов, выходящих на государственную педагогическую практику и т. д.), а также в связи с мониторингами экспериментальных или инновационных образовательных программ. Диагностические мероприятия могут быть не только плановыми, но и оперативными, длительными и кратковременными, индивидуальными и групповыми. По итогам диагностики сотрудники психологической службы вуза готовят рекомендации для администрации, преподавателей, кураторов курсов; проводят консультативные, коррекционноразвивающие встречи со студентами, совместно с авторами запроса планируют работу, направленную на решение выявленных проблем. Задачи диагностического направления деятельности психологической службы:
- получение своевременной информации об индивидуально-психологических состояниях преподавателей и студентов вуза;
- диагностика индикаторов готовности преподавателей и студентов к конструктивному разрешению конфликтов;
- отслеживание динамики процесса развития конфликтологической культуры и компетентности участников образовательного процесса;
- выявление причин конфликтов между преподавателями и студентами и оценка возможностей их разрешения, на которые можно опираться в ходе коррекционно-развивающей работы.
Может осуществляться психологическая диагностика профессиональной деятельности преподавателя на предмет его конфликтологической компетентности (по запросу со стороны администрации или самого преподавателя, либо в рамках разработанной стратегии профессиональной деятельности психологической службы вуза).
Коррекционно-развивающая деятельность способствует формированию позитивных изменений в развитии конфликтологической культуры и компетентности участников образовательного процесса и снижении количества конфликтов между преподавателями и студентами вуза. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Формы работы могут быть кратковременными и длительными, индивидуальными и групповыми. Это психологические практикумы, тренинговые группы, группы развития, группы поддержки, деловые игры и др. Задачи коррекционно-развивающего направления деятельности психологической службы:
- активное воздействие сотрудников психологической службы вуза на потенциальные и актуальные конфликтные ситуации между преподавате-
лями и студентами с оптимизации и гармонизации образовательного процесса;
- обеспечения соответствия уровня конфликтологической культуры и компетентности преподавателей и студентов социальным нормам и статусно-ролевым требованиям;
- оказание помощи администрации, преподавателям, кураторам курсов в управлении педагогическими конфликтами образовательного процесса вуза;
- коррекция конфликтогенных педагогических взаимодействий;
- гармонизация и укрепление взаимодействий между преподавателями и студентами;
- индивидуальная помощь в случаях неэффективного общения преподавателя со студентами либо студента с преподавателем.
Информационно-методическая деятельность заключается в разработке методических материалов, программ в помощь участникам образовательного процесса. Научно-методическая деятельность проводится в рамках запросов высших образовательных учреждений и тем научно-исследовательских работ сотрудников психологической службы вуза по актуальным проблемам, связанным с направлениями деятельности данного структурного подразделения высшей школы. Задачи коррекционно-развивающего направления деятельности психологической службы:
- участие в разработке региональных, городских, районных программ развития служб системы высшего образования;
- повышение квалификации, оказание информационно-методической помощи и поддержки преподавателям, педагогам-психологам и другим работникам системы высшего образования по проблемам, согласующимся с направлениями деятельности психологической службы вуза;
- информирование общественности по проблемам педагогических конфликтов;
- разработка нового и адаптация существующего методического инструментария деятельности психологической службы вуза;
- участие в подготовке и проведении семинаров, конференций по педагогико-конфликтологическим проблемам, связанным с деятельность психологической службы вуза.
Консультационная деятельность сотрудников психологической службы вуза связана с оказанием комплексной педагогической, психологической, социальной, медицинской и правовой помощи преподавателям и студентам в решении жизненных, профессиональных либо учебных проблем, проблем развития, а также в кризисных состояниях. Консультационная деятельность обеспечивает экстренную и длительную психологическую, педагогическую, психотерапевтическую, социальную и юридическую помощь. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Задачи консультационного направления деятельности психологической службы:
- консультирование студентов по вопросам, связанным с обучением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями с преподавателями, родителями и сверстниками;
- консультирование администрации образовательного учреждения, преподавателей по вопросам развития, обучения и воспитания студентов;
- консультирование родителей по вопросам детско-родительских отношений, межличностных отношений в семье;
- консультирование преподавателей и других работников образования на предмет педагогических конфликтов.
В процессуальный компонент модели включены этапы, методы и формы деятельности психологической службы вуза. На наш взгляд, основными этапами деятельности психологической службы вуза по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами являются: прогнозирование педагогических конфликтов и оценка их функциональной направленности, предупреждение или стимулирование педагогических конфликтов, регулирование педагогического конфликта, разрешение педагогического конфликта. Необходимо отметить, что содержание, средства, формы и методы работы на каждом этапе деятельности психологической службы вуза обусловлены как общей целью службы, так и целями, поставленными на каждом этапе. Основными методами являются наблюдение, опрос, тестирование, мониторинг, анализ результатов деятельности, метод экспертного интервью, структурные методы, метод картографии.
Наряду с традиционными, представлены новые формы работы психологической службы вуза, обеспечивающие оперативный, превентивный характер помощи: анонимное компьютерное консультирование, сайт «Скорая консультативная помощь». При определении форм работы учтена специфика системы деятельности психологической службы вуза по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами и предложены такие формы работы как волонтерское движение, супервизорство, предполагающие привлечение студентов старших курсов специальности «Психология» к оказанию помощи клиентам службы.
Оценочно-результативный компонент модели психологической службы вуза включает критерии эффективности системы деятельности по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами, уровни конфликтологической культуры и компетентности. Критериями эффективности деятельности службы, на наш взгляд, являются снижение количества конфликтов между преподавателями и студентами в вузе, а также позитивная динамика уровней конфликтологической культуры и компетентности. Повышение уровней конфликтологической культуры и компетентности и снижение количества педагогических конфликтов в высшей школе рассматривается нами как результат деятельности службы.
Созданная нами модель деятельности психологической службы по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами явилась необходимым теоретическим основанием для реализации данной модели в образовательной практике.
Мы полагаем, что реализация данной модели повысит эффективность деятельности службы, будет способствовать созданию условий для предупреждения и разрешения конфликтов между преподавателями и студентами в вузе.
Сконструированная модель не является застывшей, замкнутой системой. Её апробация и внедрение могут привести к возникновению ситуаций, требующих ее корректировки, совершенствования, отказа от одних ее элементов и введения новых. Эта система является открытой, предполагающей динамическое развитие, поэтому изменение концептуальных идей деятельности психологической службы по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами вуза могут привести к пересмотру представленной модели.
Используя программно-целевой подход (Шалаев И. К., 1996; Лотова И. П., 2007; Майер А. А., Ромашина С. Я., 2010) мы осуществили практическую реализацию представленной модели деятельности психологической службы по разрешению конфликтов между преподавателями и студентами в вузе [5] (см. рисунок 1).
от- 1 £
о 5
и О X '©■'
н а:
СО с
22 кГ о ь;
ы и н
з *2 X
СО о 5 со
(Я г; СО
о о 2 ■©* о о
о О аа <и
X е; о X
о ш о
п. к « п. X
х >. к аа н о
о и о 2 0 1 и 3 о и О о т
за .а о I т*
л: с; £Х -0 1—
=: со го ч
<р 2 га <и 05
ё оа X О о. о Й ей н и о
о го ей си О и. О X а о м со О- аг СО Ь£1
ю О X ю X
о 2 2 о 5
со 5 са 3
§ И <и ю Я го ЬЙ я н о X § О Ё о ю 2 £ н о и.
а а*"1» 1)
О £ О Ш
- со к н о
О й> н о
к X л ■в- Н о 2 ас X сз о о X о 1>
со ас о со X 5
О о О о X
с. и 5 О. е; СО
X 2 С- а еч к X аг к 2 Он 05 со Он с н X аа о
о х ю о со о
"0" 1 о а о аа 0 1 1 X 5Х о 05 1
Рисунок 1 - Процесс разрешения конфликтов в вузе в рамках системы деятельности психологической службы
В нашем понимании разрешение конфликтов между преподавателями и студентами в вузе представляет собой совокупность внешних и внутренних действий педагога-психолога и субъектов образовательного процесса, направленных на последовательное осуществление этапов системы деятельности психологической службы в их объективной зависимости, где важную роль играет данное структурное подразделение высшей школы.
По мере внедрения данной системы деятельности психологической службы в вузах г. Перми (экспериментальный вуз - Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в г. Перми; контрольный вуз - ГОУ ДПО «ИГ1К-РМЦПК» в г. Перми) была получена устойчивая положительная динамика готовности к конструктивному разрешению конфликтов у субъектов образовательного процесса экспериментальных групп. В частности это наблюдалось по качественному росту успеваемости. По окончании одного учебного года нами было проведено повторное обследование респондентов.
По результатам обследования респондентов в контрольной и экспериментальной группах по разработанной нами анкете сформированности готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликтов были получены следующие результаты (табл. 1-4):
Таблица I - Мотивационно-ценностный компонент
Уровень готовности Контрольная группа Экспериментальная группа
К-во Человек В % К-во Человек В %
Высокий 0 0 170 25,8
Достаточный 60 10 300 45,5
Посредственный 340 56,7 190 28,7
Низкий 200 33,3 0 0
Таблица 2 - Интеллектуально-познавательный компонент
Уровень готовности Контрольная группа Экспериментальная группа
К-во Человек В% К-во Человек В%
Высокий 70 11,7 250 37,7
Достаточный 100 16,7 270 41,1
Посредственный 350 58,3 140 21,2
Низкий 80 13,3 0 0
Таблица 3 - Действенно-практический компонент
Уровень готовности Контрольная группа Экспериментальная группа
К-во Человек В % К-во Человек В %
Высокий 20 3,3 170 25,8
Достаточный 100 16,7 440 66,7
Посредственный 480 80 50 7,5
Низкий 00 0 0 0
Таблица 4 - Эмоционально-волевой компонент
Уровень готовности Контрольная группа Экспериментальная группа
К-во Человек В % К-во Человек в %
Высокий 20 3,3 360 54,5
Достаточный 180 30 300 45,5
Посредственный 300 50 0 0
Низкий 100 16,7 0 0
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что динамика готовности к конструктивному разрешению конфликтов в контрольной группе была выражена в незначительной степени (4,6%), а в экспериментальной группе положительная динамика готовности учащихся к конструктивному разрешению конфликтов составила 36% (по высокому уровню).
В целом, апробация системы деятельности психологической службы в разрешении конфликтов между преподавателями и студентами вуза показала результативность и значимость психологического сопровождения образовательного процесса. Перспективой данного направления исследования выступает востребованность структурного подразделения психологической службы в целостном воспитательно-методическом сопровождении процесса конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса.
Библиографический список
1. Акимова, Е. Е. Педагогические основы использования конфликтов в образовательном процессе [Текст] / Е. Е. Акимова: автореф. дис. ... к. п. н. / Е. Е. Акимова Н. Новгород, 1999. - 22 с.
2. Баныкина, С. В. Конфликты в современной школе: изучение и управление. [Текст] / С. В. Баныкина, Е. И. Степанов. - М., 2006. - 184 с.
3. Бережная, Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы [Текст]: автореф. дис. ... к. п. н. / Г. С. Бережная - Калининград, 2009.
4. Кузина, А. А. Воспитание конфликтологической компетентности старшеклассников [Текст]: автореф. дис. ... к. п. н. / А. А. Кузина. - М., 2007.
5. Майер, А. А., Ромашина С. Я. Достижения педагогического управления в процессе организации деятельности субъекта [Текст] / А. А. Майер, С. Я. Ромашина// Образование и саморазвитие. - 2010. - Т. 2. - № 18. - С. 43-47.
6. Метелькова, Е. И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования [Текст]: автореф. дис. ... к. п. н. / Е. И. Метелькова. - М., 2010.
7. Пропастин, С. В. Единство обучения и воспитания как современный принцип построения российского вузовского образования [Текст] / С. В. Пропастин// Научный вестник Омской академии МВД России. - 2010. - № 1. - С. 28-32.
8. Учадзе, С. С. Педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении [Текст]: Монография. / С. С. Учадзе - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2010.