УДК 88 ББК 159.9
Татьяна Александровна Терехова,
доктор психологических наук, профессор, Байкальский государственный университет экономики и права (Иркутск, Россия), e-mail: [email protected] Анастасия Сергеевна Евдокимова аспирант, Байкальский государственный университет экономики и права
(Иркутск, Россия), e-mail: [email protected]
Система детерминации экономической социализации личности
В статье рассматриваются теоретические основы системы детерминации экономической социализации личности, определяющей как процесс усвоения, активного воспроизводства и преобразования индивидом социального опыта в экономической сфере, основанного на интериоризации ценностей, традиций, норм, правил того общества, к которому принадлежит индивид. В качестве системообразующей детерминанты экономической социализации определяется экономическое сознание. Экономическая культура рассматривается как макросреда экономической социализации. Экономическое сознание и экономическая культура находят свое проявление в экономическом поведении. Связи экономического сознания, экономической культуры, экономического поведения многоаспектны: то, что в одних условиях и при одних обстоятельствах выступает в качестве причины, в других оказывается следствием. С точки зрения системного подхода, детерминанты экономической социализации необходимо рассматривать как единую систему, так как при разложении системы на части теряется подлинная сущность и специфика всех процессов этой системы.
Ключевые слова: экономическая социализация, детерминация, система детерминант экономической социализации, экономическая культура, ценности, экономическое сознание, экономическое поведение.
Tatijana Alexandrovna Terekhova,
Doctor of Psychology, Professor, Baikal State University of Economics and Law (Irkutsk, Russia), e-mail: [email protected]
Anastasija Sergeevna Evdokimova
graduate student, Baikal State University of Economics and Law (Irkutsk, Russia), e-mail: [email protected]
The System of Determination of the Individual’s Economic Socialization
The article describes the theoretical framework of the system determining the individual’s economic socialization. It is defined as a process of gaining, active reproduction and transformation of the individual’s social experience in the economic sphere based on the interiorization of values, traditions, norms and rules of the society the individual belongs to. The main system determinant of economic socialization is economic consciousness. Economic culture is considered as the macro-context of economic socialization. Economic consciousness and economic culture are revealed through economic behavior. The interrelations of economic consciousness, economic culture and economic behavior are complex; in certain conditions they may be viewed either as inputs or outputs. From the point of view of the systematic approach the determinants of economic socialization should be viewed as an integrated system as when the system deteriorates, it loses its essence and specificity of all its processes.
© Т. А. Терехова, А. С. Евдокимова, 2012
199
Keywords: economic socialization, determination, the system of economic socialization determinants, economic culture, values, economic consciousness, economic behavior.
Феномен экономической социализации личности активно разрабатывается в рамках гуманитарных и социальных наук с 80-х гг. ХХ в. В настоящее время проблема экономической социализации личности приобретает комплексный характер, располагаясь на стыке различных отраслей знания. Но в научной литературе ещё не сложилось целостного представления о ней, имеющиеся данные недостаточно систематизированы, не существует единого подхода к определению структуры экономической социализации, хотя эмпирические исследования представлены в большом количестве. В современной психологической науке важной проблемой является вопрос о системе детерминации экономической социализации.
Анализ зарубежных концепций экономической социализации позволяет определить авторов, занимающихся разработкой различных сторон этой проблемы. Стадии данного процесса исследовали В. Баррис (V. Burris), К. Данзигер (K. Danziger), Д. Лейзер (D. Leiser), Р. Саттон (R. Sutton), Б. Стейси (B. Stacey), А. Стросс (А. Strauss), Г. Яхода (G. Jahoda); когнитивную структуру отдельных экономических понятий - Х. Диттмар (H. Dittmar), Дж. Дикинсон (J. Dickinson,), Н. Эмлер (N. Emler), К. Яма-гучи (К. Yamaguchi); обобщили и систематизировали отдельные направления в данной области С. Ли (S. Lea), К. Ролланд-Леви (C. Roland-Levy), А. Фернам (A. Furnham).
В отечественной социальной психологии вопросы экономической социализации до 80-х гг. ХХ в. не рассматривались подробно. В настоящее время экономическая социализация изучается, в основном, в рамках экономической психологии.
Согласно исследованиям С. В. Азарё-нок, А. В. Бояринцева, М. А. Винокурова,
A. С. Готлиб, О. С. Дейнека, Т. В. Дро-бышевой, А. Л. Журавлева, А. Д. Карны-шева, А. В. Ковалёва, А. Б. Купрейченко,
B. А. Полякова, И. А. Сасова, Г. В. Семья, М. Н. Стельмашук, А. Б. Фенько, А. В. Фил-липова, В. А. Хащенко, можно говорить о том, что составляющими экономической со-
циализации является экономическая культура, экономическое сознание, отношение к собственности, приобщение индивида к реализации экономических ролей, экономическая идентичность, экономическое самоопределение, экономическое поведение.
Современные российские учёные предпринимают попытки определить сущность понятия «экономическая социализация». В подтверждение данного положения целесообразно привести несколько аргументирующих высказываний исследователей об экономической социализации.
По мнению Т. В. Дробышевой, А. Л. Журавлева, экономическая социализация - это процесс и результат включения индивида в мир экономических отношений общества, когда человек усваивает экономический опыт общества, систему социальных и экономических ценностей и, активно преобразуя его, становится субъектом данного общества [3, с. 412-444].
В работах А. Д. Карнышева экономическая социализация понимается как «тот аспект общего процесса социализации, в ходе которого люди осваивают нормы и образцы поведения, дающие социализирующемуся индивиду возможность эффективно действовать в экономических структурах, вступать в различные экономические отношения с другими людьми. При этом экономическая социализация, как и любая другая, выступает для современного человека, прежде всего, как процесс выбора образа мышления и поведения, который будет наиболее адекватным сложившейся ситуации» [8, с. 56-58].
Е. В. Козлова определяет экономическую социализацию как процесс становления экономического сознания, освоения ролей, норм, навыков и ценностей экономического поведения. Это процесс, в рамках которого происходит интериоризация экономической реальности, посредством познания экономической действительности, усвоения экономических знаний, приобретения экономических представлений, познания экономических категорий, усвоение и реализация ролей и навыков экономического поведения [10, с. 15].
В соответствии с проведённым теоретическим анализом экономическую социализацию мы будем понимать как процесс усвоения, активного воспроизводства и преобразования индивидом социального опыта в экономической сфере, основанного на инте-риоризации ценностей, традиций, норм, правил, знаний.
Для понимания сущности феномена «экономическая социализация» необходимо рассмотреть вопрос о системе её детерминации. По мнению Б. Ф. Ломова, детерминация раскрывается как сложная система, что делает необходимым для её изучения использование системного подхода. Б. Ф. Ломов считает, что системный подход предполагает рассмотрение изучаемых явлений как сложных, многомерных, многоуровневых, динамических, позволяет рассматривать накапливаемые в психологии разноречивые, а часто и противоречащие друг другу данные в единой логике, объяснять их действием одних и тех же закономерностей [13, с. 124-126].
В рамках нашей работы система детерминации экономической социализации рассматривается с позиций системного подхода.
В системе детерминации Б. Ф. Ломов считает необходимым выявление системообразующей детерминанты, т. к. именно она определяет в каждом конкретном случае особенности психического отражения предмета, средств и условий деятельности, а также уровень и динамику её регуляции. В зависимости от неё одна и та же закономерность может проявляться и неизбежно проявляется по-разному. Причины, воздействующие на систему, могут быть сходны или даже идентичны, но следствия - различны, даже противоположны, и наоборот. Какое следствие будет закономерно получено при воздействии данной причины, зависит от того, какова системообразующая детерминанта. Системообразующая детерминанта определяется не только «внутренними» законами развития субъекта, но и законами развития систем, к которым он принадлежит. Системообразующая детерминанта формируется и развивается в процессе жизни индивида в обществе [13, с. 124-128].
Б. Ф. Ломов считает: для того чтобы понять закономерности формирования системообразующей детерминанты, необходимо выйти за пределы анализа отдельных по-
веденческих актов и обратиться к другому уровню и к другому масштабу рассмотрения жизнедеятельности человека, исследовать эту жизнедеятельность в контексте развития общества, т. е. перейти к анализу макросистемы [13, с. 124].
Связи развития индивида и развития среды многоплановы. С одной стороны, каждый индивид включён в социальную систему, социальные законы определяют содержание жизни индивида, а следовательно, и его психики. В действии законов общества формируются условия, факторы и предпосылки для психического развития индивида. А с другой стороны, по утверждению И. М. Сеченова. внешние условия действуют не иначе, как через посредство психологических характеристик и свойств человека. Именно психика является тем звеном, которое необходимым образом опосредствует связь внешних воздействий и поведенческих актов [13, с. 129].
Каждый индивид включен в социальную систему специфическим образом, и это накладывает отпечаток на его поведение. В рамках данного исследования предпринята попытка построения теоретической модели системы детерминации экономической социализации личности (рис. 1).
Рис. 1. Модель системы детерминации экономической социализации личности
В рамках предлагаемой нами модели системы детерминации экономической социализации в качестве системообразующей детерминанты экономической социализации выделяется экономическое сознание.
В экономической психологии экономическое сознание рассматривается как част-
ная форма индивидуального или группового сознания, заключающаяся в разных формах знания субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию. К основным феноменам индивидуального и группового экономического сознания относятся социальные представления об экономических объектах, отношение к ним, а также мнения и суждения о них, социальные установки, стереотипы и предрассудки, связанные с экономическими объектами, осознаваемые эмоции, чувства и переживания, связанные с экономическими объектами, феномен социальных ожиданий экономических изменений, социальная категоризация и интерпретация экономико-психологических явлений [14].
Экономическое сознание включает в себя такие важные социальные представления, установки, отношения группового или индивидуального уровня о различных явлениях экономического содержания, как субъективный экономико-психологический статус личности (уровень материального благосостояния и экономическая идентификация личности), удовлетворение экономических потребностей и экономические притязания, отношение к собственности, отношение к богатству и бедности, отношение к деньгам, отношение к экономическому риску, деловая и экономическая активность личности [14].
Экономическое сознание (установки, представления и отношения) образует систему отношений человека к «экономическому» миру и с «экономическим» миром.
По определению А. Д. Карнышева, экономическое сознание индивида представляет собой совокупность взглядов, позиций, установок на основополагающие индивидуальные и социальные экономические ценности, свое место и роль в экономических структурах [9].
Экономическое сознание подвергает действительность эмоциональной оценке, обеспечивает экономическую деятельность в проектировании действий и предвидении их последствий, в контролировании экономического поведения и управлении им, в способности человека ориентироваться в окружающем материальном мире и в собственной экономической жизни. Следовательно, экономическое сознание не просто образ экономической действительности, а особая форма
психической деятельности, ориентированная на отображение и преобразования экономической действительности [12].
К основным функциям экономического сознания относят: познание экономических реалий (наличие совокупности экономических знаний у субъекта); формирование отношения к объектам и субъектам экономической деятельности, к социально-экономическим явлениям (результатом выступает ценностное ранжирование элементов экономической ситуации и определение направленности деловой активности); регулирование экономического поведения, деятельности, активности, определяющей стратегию и тактику экономического поведения субъекта [4, с. 176].
В качестве макросистемы в нашем случае выступает экономическая культура. Это сложная система, специфическая среда, в которой происходит становление личности на основе экономического опыта и традиций, формируется специфическая мотивация деятельности.
Экономическая культура - это не особая часть культуры, а как бы «проекция» общей культуры на сферу социально-экономических отношений, т. к. в сфере экономики «работает» вся культура. Она предоставляет обществу экономические ценности, влияющие на образ «экономической жизни» и образ экономического поведения, испытывающие, в свою очередь, влияние социокультурной и социально-экономической ситуации и создающие новые социально-экономические практики [5, с. 110].
Экономическая культура обладает прогностической способностью: в ней присутствуют элементы предшествующих этапов развития, что позволяет определить причины, а через настоящее - и тенденции развития экономических процессов. Достигнутый уровень экономической культуры, наличие элементов формируемых базисных отношений, предметные результаты деятельности людей, их способности и знания в значительной мере определяют перспективы общества, дают основания для социально-экономических прогнозов [6, с. 3].
В обществе, для которого характерна стабильность, экономическая социализация осуществляется в соответствии с экономической культурой за счёт межпоколенной пере-
дачи опыта. В кризисных ситуациях подобная трансмиссия может быть нарушена, что часто влечёт за собой сложности в процессе экономической социализации. Переход к рыночным отношениям привёл к разрушению существовавшей системы общественных отношений, что привело к формированию новой экономической культуры и к трансформации существовавшей системы экономической социализации молодого поколения [9, с. 99].
Ключевой элемент в культуре - ценности, превалирующие в обществе. С одной стороны, ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения, с другой - ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экономическом и социально-политическом контексте [7, с. 6].
Как считают А. Л. Журавлев, А. Б. Ку-прейченко, ценностно-смысловая рациональность выступает наиболее универсальным регулятором экономической активности субъекта. Этот вид рациональности заключается в том, что субъект считает разумным поступать в экономической среде соответственно наиболее значимым для него жизненным принципам, ценностям, идеалам, целям [4, с. 133].
Превалирующие в обществе ценности составляют сердцевину культуры. В этих ценностях выражены разделяемые всеми членами общества представления о том, что хорошо и желательно в данной культуре, т. е. культурные идеалы. Культурные ценности относительно стабильны, но все же постепенно меняются [11, с. 5].
По особенностям ценностей, их структуре и динамике можно судить о направлении экономической социализации субъекта в экономической среде. Ценностные ориентации являются динамичным явлением и в высокой степени определяются культурными, экономическими и социально-демографическими характеристиками. Динамика социальных и экономических ценностей определяется как критерий экономической социализированно-сти и в то же время как предпосылка и условие существования экономической культуры [2, с. 133].
Итак, ценностные ориентации - один из основных содержательных элементов эконо-
мической социализации - выступают ключевым фактором экономической активности личности, динамично отражая текущую социально-экономическую ситуацию и выполняя функцию стимулирования экономической активности.
Для полного изучения системы детерминации экономической социализации необходимо изучение экономического поведения, т. к. по мнению Б. Ф. Ломова, невозможно понять психическое иначе, как через изучение поведения, и вместе с тем анализ поведения предполагает необходимым образом изучение психического [13, с. 117-118].
Относительно к нашей проблеме это означает: для того чтобы понять систему детерминации экономической социализации, системообразующий фактор «экономическое сознание» должен быть рассмотрен в связи с экономическим поведением и через призму экономического поведения.
Изменения в экономическом поведении обязательно свидетельствуют об изменениях в экономической культуре: эти перемены могут быть связаны с трансформацией внутренней (скрытой от наблюдения) и внешней (открытой для наблюдения) экономической культуры человека. Экономическая культура диктует индивиду адекватные способы экономического поведения в заданной ситуации, в результате чего экономическое поведение происходит так как нужно; тем самым на новом уровне воспроизводится экономическая культура [1, с. 36].
Итак, результат теоретического анализа позволяет сделать вывод о том, что экономическая социализация - это процесс активного воспроизводства и преобразования индивидом социального опыта в экономической сфере, основанный на интериоризации норм, правил и ценностей того общества, к которому принадлежит индивид.
Экономическая социализация имеет особенную систему детерминации, где в качестве системообразующей детерминанты нами определено экономическое сознание, в качестве макросреды - экономическая культура, при этом экономическое сознание и экономическая культура находят своё проявление и воплощение в экономическом поведении. Связи экономического сознания, экономи-
ческой культуры, экономического поведения многоаспектны: то, что в одних условиях и при одних обстоятельствах выступает в качестве причины, в других оказывается следствием. С точки зрения системного подхода
детерминанты экономической социализации необходимо рассматривать как единую систему, т. к. при разложении системы на части теряется подлинная сущность и специфика всех процессов этой системы.
Список литературы
1. Боенко Н. И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 182 с.
2. Дробышева Т. В. К вопросу детерминации экономической социализации личности // Психология человека в современном мире. Т. 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (материалы Всероссийской юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна,
15-16 октября 2009 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: Институт психологии РАН, 2009. 400 с.
3. Дробышева Т. В., Журавлёв А. Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии / отв. ред.
А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. М.: Институт психологии РАН, 2004.
Т. 1. 620 с.
4. Журавлёв А. Л., Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2007.
408 с.
5. Заславская Т. И., Рывкина Р. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991.
6. Зверева И. Г., Хорошилова Л. В. Современные тенденции развития экономической культуры: монография. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2008. 181 с.
7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
8. Карнышев А. Д. Личность и экономическая социализация // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы седьмой науч.-практ. конф. для круглого стола IV Байкальского экономического форума / под общ. ред. А. Д. Карнышева. Иркутск: Изд-во БГУЭП,
2006. 409 с.
9. Карнышев А. Д., Бурменко Т. Д., Иванова Е. А. Человек и собственность. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. 364 с.
10. Козлова Е. В. Психологические основы экономической социализации. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2004. 80 с.
11. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с.
12. Ложкин Г., Спасенников В., Комаровская В. Особенности и структура экономического сознания субъектов социального пространства. URL: http:// litepsyhology.info (дата обращения: 12.09.2011).
13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. редакторы Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.
14. Проблемы экономической психологии / отв. ред А. Л. Журавлёв,
А. Б. Купрейченко. М.: Институт психологии РАН, 2004. Т. 1. 620 с.
Статья поступила в редакцию 22.02.2012 г.