Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 1
УДК 007.51
СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК - МАШИНА»
О. В. Болотова Научный руководитель - Н. В. Юрковец
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Безопасность полетов в наше время является одной из актуальных тем. Благодаря взаимодействию человека и машины, достигнуты не малые высоты по обеспечению безопасности, как во время полета, так и до вылета воздушного судна из аэропорта.
Ключевые слова: система «человек - машина», авиационная безопасность, воздушное судно, инженерная психология.
SYSTEM "MAN - MACHINE"
O. V. Bolotova Scientific supervisor - N. V. Yurkovets
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Safety in our time is one of the topics. Due to the interaction between man and machine, achieved no small height safety, both during flight and prior to departure of the aircraft from the airport.
Keywords: system "man - machine", aviation security, aircraft, engineering psychology.
Если, по вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит, вы не знаете, что такое авиационное происшествие.
Руководство по предотвращению авиационных происшествий, документ ИКАО DOC 9482-AN/923
Система «человек - машина» (СЧМ) - система, включающая человека-оператора и машины, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических средств, используемых человеком-оператором в процессе деятельности. [1,2]
СЧМ является объектом инженерной психологии, а одной из главных задач инженерной психологии: рациональное распределение функций между человеком и техническим средством. Так во время работы СЧМ человеку следует поручать такие функции как:
- распознаванию ситуации по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней;
- обобщение отдельных фактов в единую систему;
- решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм;
- решение творческих задач.
А на машину:
- выполнение всех видов математических расчётов;
- выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму;
- хранение и представление больших объёмов однородной информации;
- выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду [2].
Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»
Мы рассмотрим СЧМ на примере самолета и авиатехников, готовящих самолет к вылету. Перед вылетом воздушного судна в рейс на земле очень много работы, и каждый работник, выполняя свою работу должен быть уверен на сто процентов, что выполнил её верно, так как от этого зависят жизни многих людей.
Десятки специалистов, служб, агрегатов и механизмов всего за считанные минуты успевают заправить лайнер топливом и водой, почистить салон, погрузить багаж и еду и проверить техническое состояние.
Первым делом снимаются всевозможные ремувки и фиксаторы, защищающие антенны и датчики самолёта на стоянке.
Снимаются чехлы и заглушки с двигателей. Авиационный инженер первым поднимается по трапу, открывает самолет и приступает к подготовке борта к прибытию экипажа.
Бортмеханик принимает самолет от авиатехника, проверяет записи о заправке топливом и маслом. Принимает доклад от бортпроводника о наличии аварийно-спасательного оборудования. Проверяет в кабине:
• включение стояночного тормоза,
• включение АЗС,
• фактическое наличие топлива,
• исправность оборудования и систем.
Закрывает дверь кабины экипажа на ключ и осматривает салон, багажные помещения, входные двери, багажные и аварийные люки. И только после этого производит внешний осмотр самолета. Расписывается в бортжурнале о приемке самолета и докладывает Командиру ВС, о завершении предполетного осмотра. Перед вылетом командир воздушного судна так же проводит визуальный осмотр судна [3].
Жизнь показывает, что недоучет характеристик человека при конструировании систем управления ведет или к тому, что система оказывается не в состоянии работать, или к частым нарушениям ее работы, которые иногда заканчиваются авариями, или к преждевременному утомлению оператора (а это снижает надежность всей системы). Так, по данным американских авторов, значительное число аварий в авиации объясняется так называемым «человеческим фактором» [1].
Так 1996 году произошло крушение самолета из-за того, что были заклеенные изоляционной лентой трубки Пито со стороны командира. Её наклеили при выполнении мойки самолёта, а после завершения работ забыли снять. Лента была серебристой, как и окраска самолёта в том месте, поэтому при осмотре ночью с помощью обычного фонарика её не заметили [4].
Взаимодействие человека с машиной на этапе подготовки самолета к вылету играет очень важную роль, для каждого члена экипажа и пассажиров этого воздушного судна. У каждого члена экипажа своя область деятельности, которую он должен выполнять строго по инструкции. Ведь с развитием техники каждый датчик и устройства воздушного судна несет опасность, если его не правильно подготовить к полету. Соблюдение всех правил и порядка выполнения действий и обеспечивает безопасность полета.
Для обеспечения более безопасной работы СЧМ в авиации мы рекомендуем внести некоторые изменения в данную систему:
- например, в ночное время улучшить освещение, на аэродроме;
- не допускать к технике лиц, не подготовленных в соответствии с требованиями;
- своевременная замена или ремонт износившихся агрегатов и техники;
- запретить авиакомпаниям самовольно менять время по замене и правилам эксплуатации самолетного оборудования.
Библиографические ссылки
1. Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. М. : Транспорт, 1993.
252 с.
2. Смирнов Б. А. Инженерная психология. Киев : Вища шк., 1979. 192 с.
3. Артемов А. Предполетная подготовка на_самолете [Электронный ресурс] // Avsim.su. URL. http://www.avsim.su/wiki/Предполетная_подготовка_на_самолете (дата обращения: 08.05.2004).
4. In reply refer to: A-96-141 (November 15, 1996).
© Болотова О. В., 2015