Научная статья на тему 'СИСТЕМА BPM - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОНЛАЙН УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

СИСТЕМА BPM - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОНЛАЙН УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BPM-СИСТЕМЫ / ИС УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК BPM-СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скворцова Н.А.

В современных условиях бизнес активно применяет процессный подход к организации работы. Нерешенные проблемы современного менеджмента стимулируют генерацию новых идей, оформляемых в соответствующие концепции и поддерживающие их информационные технологии. Одной из таких идей является управление эффективностью бизнеса - BPM. В статье рассматриваются BPM с точки зрения категории информационных систем: основная концепция и цели, место BPM-систем в архитектуре предприятия и связь с технологиями информационной системы, рынок BPM-решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скворцова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BPM SYSTEM IS A MODERN TOOL FOR ONLINE MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES OF AN ENTERPRISE

In modern conditions, business is actively applying a process approach to organizing work. Unresolved problems of modern management stimulate the generation of new ideas, which are formalized into appropriate concepts and information technologies that support them. One such idea is business performance management (BPM). The article discusses BPM from the point of view of the category of information systems: the main concept and goals, the place of BPM systems in the enterprise architecture and connection with information system technologies, the market of BPM solutions.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА BPM - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОНЛАЙН УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

в регионе родилось 29 608 младенцев, умерло 42 062 человек, естественная убыль населения составила 12454 человек. По 2020 года родилось 27 880 человек, а умерло 52 856 человек (см. табл.3). В итоге естественная убыль населения за 2020 год составила 24 976 человек, говорится в отчете Самарастата [2].

Таблица 3

Рождаемость, смертность и естественный прирост (убыль) населения Самарской области

в 2019 - 2020гг.

Демографические показатели Населённый пункт Число родившихся, человек Число умерших, человек Естественный прирост, убыль (-), человек

2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г. 2020 г. 2019 г.

Самарская область 27880 29608 52856 42062 -24976 -12454

городские населенные пункты 22446 24095 42018 33348 -19572 -9253

сельские населенные пункты 5434 5513 10838 8714 -5404 -3201

Несмотря на относительное снижение уровня смертности, тем ни менее он остается оставаться достаточно высоким. В Самарской области целесообразно построить крематорий, так как город Самара уже давно является городом миллиоником, а для городов-миллионников подобный объект просто необходим. В большинстве городах с миллионным населением крематории есть и сегодня жители Самарской области пользуются их услугами. Крематорий предоставит жителям города право выбора способа погребения. Возможность размещения колумбария на территории крематория, позволяет сократить размер используемых площадей под кладбище. Данный факт позволяет экономить администрации города земельные ресурсы.

Исходя из многолетней практики самого ближайшего крематория, который находится в г. Тольятти, выявлено, что кремации подвергаются 56% от общего числа умерших. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что строительство крематория на территории Самарской области является необходимым решением для развивающегося региона. Список использованной литературы:

1. Аналитический отчет по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов). - Текст: электронный // Московский справочник ритуальных услуг: официальный сайт. - 2020. - URL: https://www.mos-ritual.ru/novosti/otchet-po-analizu-rynka-pohoronnyh- uslug/ (дата обращения: 27.02.2022)

2. Статистика кремации. - Текст: электронный // VAWILON: официальный сайт. - 2020. - URL: https://vawilon.ru/statistika-krematsii/ (дата обращения: 27.02.2022)

3. Регионы России. - Текст: электронный // Управление Федеральной службы государственной статистики по Самарской области: официальныий сайт. - URL: https://samarastat.gks.ru/population/ (дата обращения: 27.02.2022)

©Алексеева Е. Ю., 2022

УДК 005.41:004.75

Скворцова Н.А.

к.э.н., доцент ОрелГУЭТ, г. Орел, РФ

СИСТЕМА ВРМ - СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОНЛАЙН УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В современных условиях бизнес активно применяет процессный подход к организации работы.

Нерешенные проблемы современного менеджмента стимулируют генерацию новых идей, оформляемых в соответствующие концепции и поддерживающие их информационные технологии. Одной из таких идей является управление эффективностью бизнеса - BPM. В статье рассматриваются BPM с точки зрения категории информационных систем: основная концепция и цели, место BPM-систем в архитектуре предприятия и связь с технологиями информационной системы, рынок BPM-решений.

Ключевые слова

BPM-системы, ИС управления эффективностью бизнеса, архитектура предприятия,

рынок BPM-систем.

Skvortsova N.A.

Candidate of Economics, Associate Professor OrelGUET,

Orel, Russian Federation

BPM SYSTEM IS A MODERN TOOL FOR ONLINE MANAGEMENT OF BUSINESS PROCESSES OF AN ENTERPRISE

Annotation

In modern conditions, business is actively applying a process approach to organizing work. Unresolved problems of modern management stimulate the generation of new ideas, which are formalized into appropriate concepts and information technologies that support them. One such idea is business performance management (BPM). The article discusses BPM from the point of view of the category of information systems: the main concept and goals, the place of BPM systems in the enterprise architecture and connection with information system technologies, the market of BPM solutions.

Keywords

BPM systems, business performance management, enterprise architecture, BPM systems market.

BPM (Business Performance Management) представляет собой совокупность методов управления, процессов и систем, которые позволяют предприятиям (организациям) проводить оценку эффективности своей деятельности с учетом своих стратегических целей. Технология использования BPM позволяет не просто формулировать стратегию, но и оперативно наблюдать за исполнением данной стратегии (даже в режиме on-line). С одной стороны BPM - это управленческая концепция бизнесом, с другой - особая категория информационных систем. Именно о втором аспекте данной технологии пойдет речь в этой статье.

В России основными потребителями BPM-решений являются предприятия промышленного производства, торговли, топливно-энергетического комплекса (ТЭК), банки (по результатам исследования компании Intersoft Lab). Такая востребованность объясняется следующими факторами:

- масштаб решаемых задач управления (ТЭК и промышленное производство);

- высокий потенциал, т.е. наличие «свободных» ресурсов (торговля);

- высокий уровень автоматизации отрасли (банки).

Лидерами отечественного рынка BPM по числу внедренных решений являются отечественные компании Intersoft Lab и «Инталев» и зарубежные поставщики SAP и Oracle.

В настоящее время на мировом рынке представлены BPM-системы многих зарубежных компаний, но его половину занимают всего лишь семь из них. Это Hyperion, Geac, Cognos, SAP, Oracle, Peoplesoft и SAS. Внедрив одну из подобных ИС, появляется возможность информационной поддержки практически всех функций управления. Но за пределами возможностей данных средств остается выполнение важнейшей управленческой функции - обеспечение системного и методичного достижения стратегических целей путем их согласования с ежемесячными бюджетами (планами) структурных подразделений. Именно осознание этого важнейшего момента стимулировало создание систем класса BPM.

Интенсивное развитие интеллектуальных технологий, инструментальных бизнес- средств анализа и прогнозирования и их внедрение подчиняются законам стоимости, а значит, эффективности. С другой

стороны, BPM-системы должны быть способны к синтезу стратегии и тактики предприятия, отражаемой в бюджетных планах. Именно эти факторы: закон стоимости, эффективность и потребность трансляции требований стратегии в ежедневную практику менеджмента - поднимают выше всех других программных продуктов предприятия.

Основная цель создания BPM состоит в поддержке процесса разработки и трансформации требований стратегии предприятия на все его уровни управления (все структурные подразделения). Кроме того, BPM-система позволяет предприятиям оценивать эффективность своей деятельности по отношению к установленным целям и управлять процессом их достижения.

При рассмотрении BPM-системы в качестве программного средства, необходимо отделить ее от транзакционных ИС (TPS), к которым относятся, например, ERP-системы. Данные системы ориентированы на управление предприятием на транзакционном (детальном) уровне, в то время как BPM-решение используется только для управления на стратегическом уровне. Система BPM, не являясь транзакционной, не может заменить систему ERP, и наоборот. Они могут только дополнять друг друга. То есть эти системы предназначены для поддержки различных управленческих функций и на разных уровнях: ERP - на оперативном (транзакционном). А BPM - на стратегическом.

В то же время BPM -систему нельзя путать и с системами поддержки принятия решений (СППР), предназначенными для информационной поддержки оперативных решений. В отличие от них BPM ориентированы на систематическую поддержку стратегических решений, объединяющих цели управления. BPM-системы также необходимо отличать и от технологий искусственной интеллектуальной поддержки бизнеса, так как они представляют собой набор методологий, процессов и технологий для переработки первичных данных в значимую и полезную информацию, используемую для управления бизнес-процессами и принятия решений. Они могут лишь использоваться в BPM-системах в качестве дополнительных инструментов.

BPM-решение - представляет собой сложный программный продукт, функциональная архитектура которого объединяет три составляющие, автоматизирующие процессы управления:

1) хранилище данных - основа BPM-системы, объединяющая оперативную финансовую информацию организации;

2) средства оперативной аналитической обработки данных (OLAP), позволяющие оперативно работать с деловыми данными, накапливаемыми в Хранилище данных;

3) прикладные модули для поддержки финансового планирования, прогнозирования, управленческого учета, прогнозирования и других технологий управления предприятием.

Раскрыв цели и концепцию создания BPM-систем, а также их связь другими программными системами и технологиями, необходимо определить их место в архитектуре предприятия (рисунок 1).

Рисунок 1 - Место ИС управления эффективностью бизнеса в архитектуре предприятия

Проанализировав архитектуру предприятия, можно определить в ней место ВРМ-системы. ВРМ-система относится к среде информационно-технологической (ИТ) архитектуры, так как является инструментальным средством.

Так как ВРМ-система предназначена для обеспечения роста эффективности предприятия и реализации качественно новых направлений в его деятельности, то ее можно отнести к группе инновационных приложений. Именно поэтому она входит в среду архитектуры приложений.

Ранее уже указывалось, что цель создания ВРМ-системы состоит в поддержке процесса разработки и трансформации требований стратегии управления на все структурные подразделения.

Находясь в архитектурной среде бизнес-приложений, ВРМ-система имеет тесную связь со всеми приложениями, которые позволяют ей выполнять необходимые функции по управлению эффективностью бизнеса (рисунок 2).

На рисунке 2 показано, что часть информационных технологий, которые функционируют в рамках ИС предприятия (организации), являются также инструментарием и ВРМ-системы. К таким ИТ можно отнести специализированные технологии, обеспечивающие поддержку выполнения важнейших бизнес-функций (например, мониторинг, диагностирование, прогнозирование и анализ); ОЬТР-технологии и т.д.

Пройдя этап согласования, результаты отправляются для исполнения в структурные подразделения в качестве управляющих воздействий.

Рисунок 2 - Связь между технологиями ИС предприятия и BPM-системы

Подводя итоги, хочется отметить, что BPM-система управления эффективностью бизнеса является достаточно самостоятельной структурой, которая получает из информационной системы фактические данные, обрабатывает их с целью получения результатов, которые затем отправляются в отдел бюджетирования.

Список использованной литературы:

1. Аналитические приложения бизнеса [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/3481/723/lecture/14238

2. Одинцов Б.Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 206с.

3. BPM-системы - все о технологиях [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.bpm.com/.

4. Скворцова Н.А. Информатизация общества как глобальный экономический процесс // Научные записки 0релГИЭТ.2018. № 3(27). С. 33-38.

5. Скворцова Н.А., Ченцова К.Г. Развитие системы электронной коммерции торговых компаний// Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. № 1 (33). С.20-25

© Скворцова Н А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.