Научная статья на тему 'Система борьбы с оборотом контрафактной продукции в современной России'

Система борьбы с оборотом контрафактной продукции в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна, Бахтеева Венера Рауфовна

Рассмотрены вопросы борьбы с оборотом контрафактной продукции в современной России. Проанализированы условия проникновения на рынок контрафактных товаров, последствия данного процесса, а также ведомственное обеспечение действующей системы защиты прав интеллектуальной собственности, в которой выделено два уровня: на внутреннем рынке и при трансграничном перемещении. В заключение сделан вывод о том, что конечной целью борьбы с оборотом контрафактной продукции на современном этапе является защита интересов авторов и иных правообладателей, потребителей товаров, а также государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система борьбы с оборотом контрафактной продукции в современной России»

РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ

УДК 342.9

СИСТЕМА БОРЬБЫ С ОБОРОТОМ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. А. Агамагомедова, В. Р. Бахтеева

Рассмотрены вопросы борьбы с оборотом контрафактной продукции в современной России. Проанализированы условия проникновения на рынок контрафактных товаров, последствия данного процесса, а также ведомственное обеспечение действующей системы защиты прав интеллектуальной собственности, в которой выделено два уровня: на внутреннем рынке и при трансграничном перемещении. В заключение сделан вывод о том, что конечной целью борьбы с оборотом контрафактной продукции на современном этапе является защита интересов авторов и иных правообладателей, потребителей товаров, а также государства.

The drticle deals with the fight against trafficking in counterfeit gppds in Russia. The conditions for market penetration of counterfeit goods, the effects of this process, as well as departmental software operating system for the protection of intellectual property rights, which is allocated two levels: on the domestic market and rtansbounmdary movement, are analyzed it concledes that the ultimate goal of combating trafficking in counterfeit goods at the present dtage is to protect the interests of authors and other rights holders, consumer goods, and the state.

В России с каждым годом увеличивается оборот контрафактной продукции. От массового распространения фальсификата страдает репутация компании, у потребителя появляется недоверие к бренду, по этой причине производители продукции теряют большую часть прибыли. Борьбу с подделками ведут как сами компании-правообладатели, защищая свой бренд, так и государственные органы, оберегая конечного потребителя от некачественной продукции.

В результате проникновения на потребительские рынки контрафактных товаров:

- дискредитируется авторитет производителей;

- формируется теневой сектор экономики;

- авторы и иные правообладатели несут издержки, связанные как с материальными потерями, так и нанесением урона деловой репутации;

- здоровье и жизнь рядовых потребителей подвергаются риску.

На первых этапах становления рыночных механизмов в России при осуществлении инвестиций в развитие товарного знака не ставилось за-

дач по его защите. Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась из-за пришедшего осознания значения для бизнеса интеллектуального ресурса в виде результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Результаты исследования показывают, что сегодня в распоряжении участников рынка крайне мало надежной информации о масштабах и сегментах распространения контрафактной продукции. При этом экспертные оценки масштабов контрафакта сильно различаются. Так, Роспотребнадзор оценивает долю контрафактной продукции на нашем рынке в 30-40 %. К этому близки оценки представителей правоохранительных органов. Что же касается представителей компаний, то по большинству своих товарных категорий они говорят не более чем об 1-2 % контрафакта [1].

Действующая сегодня система борьбы с оборотом контрафактной продукции в России включает в себя два аспекта: борьба с оборотом контрафакта на внутреннем рынке и при перемещении через таможенную границу. Рассмотрим данные аспекты подробнее.

На внутреннем рынке механизм защиты прав интеллектуальной собственности и борьбы с оборотом контрафактной продукции осуществляется системой органов, в которую входят:

1) Министерство внутренних дел РФ;

2) прокуратура;

3) Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России);

4) Роспотребнадзор.

Каждый субъект рассматриваемой системы выполняет свою роль, обусловленную функциональным назначением и пределом полномочий, установленных законодательством.

Важное значение в борьбе с оборотом контрафакта имеет деятельность полиции. Статья 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) уполномочивает должностных лиц органов внутренних дел составлять протоколы об административных правонарушениях по ряду статей КоАП РФ, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности (ст. 7.12, 14.4 (ч. 1), 14.7, 14.10, 14.15 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ и приказом МВД РФ от 02.06.05 г. № 444 дела данной категории вправе возбуждать помимо должностных лиц, указанных в п. 5.1 Перечня, утвержденного данным приказом, сотрудники подразделений участковых уполномоченных (УУМ), по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства (БППР и ИАЗ), дознания, лицензионно-разрешительной работы (ЛРР), отделений дежурной части (ОДЧ).

Отметим, что большая часть правонарушений, связанных с нарушениями авторских и смежных прав, прав на товарные знаки, выявляется сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства, созданных в 1999 г. в качестве структурных подразделений милиции общественной безопасности [2].

В связи с осуществляемой реорганизацией системы МВД России данные подразделения в настоящее время расформированы. Пока не ясно, будут ли кому-то переданы их функции. Указывают на Роспотребнадзор и участковых

милиционеров. Однако, по мнению экспертов, «Роспотребнадзор сегодня явно не имеет достаточного количества сотрудников, чтобы выполнять подобную функцию сколь либо эффективно. Кроме того, Роспотребнадзор работает преимущественно по обращениям граждан. Рассчитывать на участковых милиционеров приходится в еще меньшей степени. Они и без того перегружены и, вдобавок, не обладают необходимыми специальными компетенциями» [3].

Основной функцией прокуратуры является осуществление надзора за исполнением законодательства РФ, частью которого, безусловно, является и законодательство об интеллектуальной собственности. Особую роль в рассматриваемом направлении играет транспортная прокуратура России. Специфика деятельности транспортных прокуратур обусловлена осуществлением надзора в определенной сфере - сфере железнодорожного, воздушного и внутреннего водного транспорта, в таможенной сфере. Значительная часть правонарушений в рассматриваемой сфере связана с трансграничным и внутригосударственным перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В связи с этим деятельность транспортной прокуратуры имеет здесь важное значение.

Специфика борьбы с оборотом контрафактной продукции антимонопольными органами России заключается в том, что она направлена на выявление и пресечение нарушений в области интеллектуальных прав в рамках борьбы с недобросовестной конкуренцией.

Роспотребнадзор также принимает участие в пресечении ввода в гражданский оборот продукции с нарушением прав интеллектуальной собственности, особенности чего связаны, прежде всего, с защитой прав граждан РФ как рядовых потребителей товаров, которые могут не только повлиять на качество их жизни, но и быть опасными для их жизни и здоровья.

Если вышеназванные органы контролируют оборот контрафактной продукции в пределах государства, то контроль международного оборота данной категории товаров осуществляют таможенные органы, которые выявляют и пресекают правонарушения в области интеллектуальных прав в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Надзор за соблюдением законодательства об интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров осуществляют и органы прокуратуры.

Кроме основных государственных органов, борющихся с оборотом контрафактной продукции по инициативе федеральных и местных органов власти появились и другие структуры, ориентированные на борьбу с контра-фактом. Среди них следует назвать Межведомственную комиссию по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности, созданную в Минпромторге России. Так, в Ивановской области, где сосредоточено 2/3 российских производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажных тканей, а в легкой промышленности работает 1/6 населения - более 186 тыс. человек, образована рабочая группа по борьбе с нелегальным производством и проникновением на рынки контрафактной продукции. При этом ивановцы правильно решили, что одних полицейских мер недостаточно -нужно научиться вытеснять контрафакт с территории области. Для этого подготовлен бизнес-план «Модернизация действующих текстильных производств», разрабатываются проекты развития текстильно-промышленного кластера Ивановской области.

В Костромской области борьбу с контрафактной продукцией возглавил совет по качеству, безопасности, конкурентоспособности и защите прав потребителей. Реализуется социальный проект «Сделано в Костроме», пропагандирующий продукцию местных товаропроизводителей, которая, как предполагается, со временем вытеснит контрафакт с прилавков костромских магазинов и рынков [4].

Итак, борьба с оборотом контрафактной продукции является актуальной проблемой для Российской Федерации. Субъектами данной системы являются целый ряд государственных органов, которые осуществляют механизм по защите прав интеллектуальной собственности. Деятельность каждого из них имеет свою функциональную и ведомственную специфику. Однако их объединяет одна задача, которая заключается в выявлении и пресечении введения в оборот, трансграничного перемещения, использования и потребления контрафактной продукции. Важной целью рассмотренной нами системы является защита прав авторов и иных правообладателей, рядовых потребителей товаров, а также государства, которое теряет платежи за использование объектов интеллектуальной собственности в виде поступлений в госбюджет.

Список литературы

1. Ворожейкина, А. Г. Рынок контрафактной продукции и его структура в России и за рубежом / А. Г. Ворожейкина, А. Ш. Юсуфов // Интеллектуальная собственность. Контрафакт. Актуальные проблемы теории и практики : сб. науч. тр. / под ред. В. Н. Лопатина. - М. : Юрайт, 2009. - Т. 2. - С. 48-49.

2. Зубач, А. В. Основные направления деятельности милиции : учеб. пособие / А. В. Зубач, А. Н. Кокорев, Р. А. Русакова. - М. : МосУ МВД России ; Щит-М, 2006. - С. 189.

3. Исследовательский проект «Основные тенденции на рынках контрафактной продукции и возможное влияние Таможенного союза» (Аналитический отчет). -URL: http://www.rusbrand.com/ru/publications (дата обращения: 18.08.2011).

4. Петров, Н. Борьба с контрафактом - важная функция системы ТПП РФ / Н. Петров // ТПП-Информ. - URL: http://www.tpp-inform.ru/regions/633.html (дата обращения: 18.08.2011).

УДК 336.22

МОДЕЛЬ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

А. Н. Акжигитова, В. И. Фролкин

Предложена модель налогового регулирования развития экономики, основанная на применении прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц и инновационном стимулировании организаций.

The model of tax regulation of development of the economy, based on application of an ascending scale of the taxation of incomes of physical persons and innovative stimulation of the organizations is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.