Система «бизнес-среда» в подготовке редакторов: интерактивные методы обучения бакалавров в рамкахдисциплины «Фоторедактирование»
Е.Л. Мжельская,
доцент кафедры издательского дела и редактирования
Для проведения занятий бакалавров по системе «бизнес-среда» в интерактивном обучении необходимо активизировать творческий потенциал студентов на самостоятельное принятие решений. Учащиеся овладевают профессиональными знаниями по теории и практике редактирования фотоизданий, а также книг и журналов, иллюстрированных фотоматериалами.
Интерактивность данного метода заключается в деловом общении студентов с представителями издательского бизнеса, фотоискусства, фотожурналистики. В условиях профессионального общения преподаватель мотивирует студентов в выборе направления деловых контактов. Под руководством преподавателя студент осваивает компетенции в области коммуникации фотоискусства и издательского бизнеса.
Студентам предлагаются условия деловой среды, где выстраиваются различные варианты взаимодействия участников творческих групп:
1) издательство и редакция - генеральный директор; главный редактор; редактор; фоторедактор; фотограф;
художественный редактор;
художник-оформитель;
корректор;
2) интернет-портал - директор проекта; главный редактор; бильдредактор;
фотограф; веб-редактор; веб-дизайнер; корректор;
3) фотобанк - директор; администратор; бильдредактор; фотожурналист; фотохудожник; юрист;
4) архив кино-фото-документов - директор; руководитель отдела;
научный специалист;
фотограф;
юрист.
Выработанные компетенции помогут студенту вести научные исследования в магистратуре и аспирантуре с последующим выходом в профессиональную бизнес-среду.
Использование интерактивной формы обучения по системе «бизнес-среда» опирается на изучение студентами следующих тематических направлений:
- творческое наследие известных фотожурналистов и фотохудожников;
- международные конкурсы фотопубликаций: «World press photo», «Лучшее европейское фото», «Лучшее российское фото»;
- жанры фотопублицистики и фотоискусства;
- средства художественной выразительности фотопубликации;
- содержание и композиция фотопроизведения;
- критерии редакторской оценки отдельных фотопроизведений;
- критерии оценки фотоповествования;
- методы построения фотопроизведения от визуальной фразы до законченного фотоповествования;
- вопросы авторского права в фотографии;
- работа редактора с фотобанками, информационными порталами, государственным архивом кино-фотодокументов в Красногорске.
Для реализации профессионального развития студентов в условиях данного интерактивного обучения предусмотрены:
- встречи с главными редакторами журналов «Русский репортер», «Фотография», «Digital Photo», «Фотомастерская»;
- участие в презентациях указанных журналов;
- посещение фотовыставок: Московского дома фотографии, The Lumiere Brothers Center for Photography, «World press photo», «Мода и стиль в фотографии».
Работа ведется в группах от 2 до 5 человек.
В ходе практических занятий студенты осваивают навыки редакторской оценки опубликованных фотопроизведений в газетах, журналах и книжных изданиях. Формирование критериев редакторской оценки фотопубликаций ведется в условиях системы языковых средств фотоматериалов, представленных различными жанрами.
Результатом интерактивных занятий станет подготовка плана-проспекта будущего издания.
В качестве зачетной работы студенты выполняют выклейной оригинал-макет книжного или журнального издания, электронную версию оригинал-макета.