Научная статья на тему 'Система автоматизированного обучения и тестового контроля знаний по дисциплинам в области компьютерных и информационных технологий'

Система автоматизированного обучения и тестового контроля знаний по дисциплинам в области компьютерных и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
832
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Еникеев А. И., Бухараев Н. Р., Гайнуллина Э. А., Романова И. В.

В статье излагаются базовые принципы функционирования и разработки программных средств обучения и тестового контроля знаний на примере автоматизированной системы обучения методам объектно-ориентированного программирования в среде СУБД Microsoft Visual FoxPro. Особое внимание уделено требованиям к архитектуре системы, обеспечивающим дальнейшее расширение базовой функциональности и быструю настройку на широкий круг конкретных образовательных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Еникеев А. И., Бухараев Н. Р., Гайнуллина Э. А., Романова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система автоматизированного обучения и тестового контроля знаний по дисциплинам в области компьютерных и информационных технологий»

УДК 378:681.3

СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.И.Еникеев, Н.Р.Бухараев, Э.А.Гайнуллина, И.В.Романова

В статье излагаются базовые принципы функционирования и разработки программных средств обучения и тестового контроля знаний на примере автоматизированной системы обучения методам объектно-ориентированного программирования в среде СУБД Microsoft Visual FoxPro. Особое внимание уделено требованиям к архитектуре системы, обеспечивающим дальнейшее расширение базовой функциональности и быструю настройку на широкий круг конкретных образовательных дисциплин.

Ключевые слова: компьютеризированное обучение, автоматизация обучения и тестирования знаний, обучение информационным технологиям.

Введение.

Развитие компьютерных технологий обусловило массовое внедрение средств автоматизации в различные области человеческой деятельности, в том числе и в образование. Широкое распространение в поддержке учебного процесса получили средства автоматизированного обучения и тестового контроля знаний. В последнее время уже появилось и продолжает появляться большое количество разнообразных программных систем, обеспечивающих процессы автоматизированного обучения и тестового контроля знаний по различными дисциплинам [1-4]. Несмотря на это, разработка подобных средств продолжает оставаться актуальной задачей, поскольку постоянно расширяющееся многообразие современных методик и дисциплин обучения приводит к необходимости учета соответствующих им специфических особенностей.

Среди основных преимуществ использования автоматизированных средств обучения, по сравнению с традиционными, выделим следующие возможности: обслуживания большого потока обучаемых в сравнительно

короткие сроки; оптимального сочетания массового и индивидуальных подходов к процессу обучения; эффективной организации дистанционного обучения и повышения мотивации обучаемых к учебному процессу. Хотя эти преимущества проявляются практически для любых дисциплин, наибольший эффект достигается для дисциплин, связанных с обучением компьютерным технологиям. В этом случае удается адекватно организовать процесс интерактивного обучения, используя средства обучения в качестве инструмента автоматизации конструирования программных приложений. Более того, современный подход к разработке программного обеспечения предусматривает встраивание в создаваемые программные системы эффективные средства помощи и обучения способам их использования. Таким образом, именно в этом случае решение задач освоения и практического использования программных средств могут быть наиболее тесно интегрированы.

В данной статье излагаются принципы разработки средств обучения и тестового контроля знаний обучаемых на примере автоматизированной системы обучения и тестирования знаний по методам объектно-ориентированного программирования в среде СУБД Visual FoxPro [5], разработанной на кафедре технологий программирования Казанского федерального университета. Система реализована средствами самой СУБД Visual FoxPro и включает в себя три основных блока:

- блок автоматизации обучения;

- блок автоматизации тестового контроля знаний;

- объектно-ориентированные инструментальные средства, предназначенные для расширения функциональных возможностей системы и ее переориентацию на иные образовательные дисциплины.

1.Автоматизация обучения.

Для большей наглядности продемонстрируем основные режимы функционирования блока автоматизированного обучения в виде соответствующих им экранных форм, следующих ниже.

а) Режим иерархического просмотра.

Обучающий курс

Добавить J Удалить 1

Вниз J Вверх 1

Правка

Экспорт в EXCEL

Полный просмотр

^jnJiU

Код Наименование Раздел Детализация Пример d H

» @ 001 Введение memo memo

@ 002 Знакомство с Visual FoxPro Глава 1 memo memo

@ 003 Начало раВоты с Visual FoxPro Глава 1 memo memo

@ 004 Проект как средство объединения элементов Глава 3 memo memo

@ 005 Создание Вазы данных проекта Глава 4 memo memo

@ 006 Форма как средство ввода и редактирования Глава 5 memo memo

& 007 Конструктор форм Глава 6 memo memo

@ 008 Создание и печать отчетов Глава 7 memo memo

@ ООО Операторы и функции memo memo

Выход

В режиме иерархического просмотра первоначально отображаются разделы учебника, относящиеся к самому верхнему уровню иерархии. Для перехода на нижний уровень иерархии используется командная кнопка «Вниз», для возврата на верхний уровень - командная кнопка «Вверх». Командная кнопка «Полный просмотр» используется для перехода в режим полного просмотра.

б) Режим полного просмотра.

Обучающий курс

jnjxj

Поиск ПО главам | Введение Поиск

OK

Отмена

1 |Код Наименование Раздел Детализация Пример 1

CIK 001 Введение memo memo ]

001 001 Как пользоваться само^ителем Memo memo

001 002 Как построен само^итель Memo memo

001 003 Специальные элементы Memo memo

® 002 Знакомство с Visual FoxPro Глава 1 memo memo

002001 Реляционные Вазы данных Глава 1.1 Memo memo

002002 Современные реляционные СУБД Глава 1.2 Memo memo

002003 Объекты Visual FoxPro Глава 1.3 Memo memo

W 003 Начало работы с Visual FoxPro Глава 2 memo memo

003001 Запуск Visual FoxPro Глава 2.1 Memo memo

003002 Главное окно Visual FoxPro Глава 2.2 Memo memo

L _ r...-.^-.------- ..-...-. ......- - ■—■— £

Правка

Выход

Экспорте EXCEL

Иерархический просмотр

В режиме полного просмотра отображается вся иерархия разделов учебника. В этом режиме предусмотрена возможность поиска нужных разделов учебника по главам и ключевым словам. Для перехода в режим просмотра и редактирования записи из режимов просмотра используется командная кнопка «Правка».

в) Режим редактирования записи.

Следующие ниже рисунки иллюстрируют один из сценариев процесса обучения с использованием визуальных примеров.

Детализация ; I Пример I Визуальные примеры

Наименование

Раздел

Как правило, в Visual FoxPro при создании форм, отчетов и запросов используется — несколько таблиц, между которыми установлены постоянные отношения. Такие таблицы называются связанными. Из двух связанных таблиц одна является главной, а другая — подчиненной. Главную таблицу называют родительской, а подчиненную — дочерней. При создании индексов для родительской таблицы должен быть определен ключ типа Primary (Первичный) или типа Candidate (Кандидат), а для дочерней таблицы — индекс для связи с родительской таблицей типа Regular (Обычный).

Рассмотрим, например, отношения между таблицей customer, содержащей список клиентов, и таблицей Phoncust, в которой размещены данные о телефонах, по

ir птп п 1-1 ил Mnvun псатьюотьга г v п \я о ита кл и Тд R п ¡л 11-а г I ictnmor аопаотг а пп пмтопипгпм ж I

Диалоговое окно Edit Relationship для установления отношений между таблицами

^ff Edit Relationship |

Xable: customers Related table: phoncust

] idcustomer T j | idcustomer j

Relationship type: One To Many

Referential Integrity... [ OK j Cancel Help

Для управления процессом обучения в системе используются подрежимы, реализованные визуально в виде вкладок многостраничной формы:

- «Наименование» - дает краткое описание объекта обучения;

«Раздел» - указывает раздел учебника, к которому относится объект обучения;

- «Детализация » - дает подробное описание объекта обучения;

- «Пример» - предлагает примеры кода с использованием соответствующего объекта обучения;

- «Визуальный пример» - дает визуальное отображение примеров.

Имеется также возможность сохранения состояния текущего сеанса обучения в формате таблиц EXCEL с помощью командной кнопки «Экспорт в EXCEL».

2. Автоматизация тестового контроля знаний.

В основу тестового контроля положен принцип выбора из альтернативных ответов, каждый из которых получает оценку в виде некоторого количества баллов в интервале [0-100]. При этом наиболее точный и полный ответ оценивается в 100 баллов, наиболее неверный - в 0 баллов. Предусматривается возможность частично верных, неполных ответов. В последнем случае соответствующий балл оценивает меру близости данного ответа к наиболее полному. Проиллюстрируем сказанное на следующем примере.

Вопрос. Что такое Visual FoxPro?

Список альтернативных ответов.

1. Система управления базами данных.

2. Реляционная система управления базами данных.

3. Объектно-ориентированная реляционная система управления базами данных.

4. Система для обработки машинной графики.

Здесь наиболее точным является третий ответ, оцениваемый в 100 баллов. Ответы (1,2) являются правильными, но неполными - им присваивается оценка в 70 баллов. Четвертый ответ является неверным и, соответственно, ему присваивается 0 баллов.

На следующем ниже рисунке показан пример заполнения теста.

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА

Объектно-ориентированные реляционные СУБД ВОПРОС

Что такое Visual FoxPro? j

ОТВЕТ

1. Система управления базами данных.

2. Реляционная система управления базами данных.

3. Обьектно-ориентированная реляционная система управления базами данж

4. Система для обработки машинной графики.

ZI

-d

Ответ1 Ответ2 Ответа Ответ-! Ответ5 Ответе Ответ7 Ответе ОтветЭ Ответ 10 Баллы | 70 ^ | 70 ^ 100 | | 0 ^ | 0 ^ | 0~5] | 0~5] | |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс тестирования знаний предусматривает распределение тестов среди обучаемых, выполняемое преподавателем. Затем начинается непосредственно сам процесс тестирования на основе выбранных тестов.

Следующий ниже рисунок иллюстрирует процесс тестирования:

ФИО тестируемого |

Переход на следующий вопрос

Отметьте правильный ответ =>,

Что такое Visual FoxPro? J

1. Система управления базами данных.

2. Реляционная система управления базами данных.

3. Обьектно-ориентированная реляционная система управления базами данных.

4. Система для обработки машинной графики.

"3

Л|

<~ Ответ Н®1 <~ Ответ N»2 Р Ответ N»3 г Ответ Н®4 г Ответ Н®5 г Ответ N»6 г Ответ Н®7 С Ответ Н®8 <~ Ответ Н®9 <~ Ответ N»10

Выход

Объектно-ориентированные реляционные СУБД

ооооос

Процесс тестирования завершается выводом результатов тестирования, показанным на рисунке ниже.

. Результаты тестирования

Просмотр

|фИО |Балл Оценка Р г1

С |Иванов 100

Петров 70 3

и 1 1

Выход

3. Объектно-ориентированные инструментальные средства.

Основу объектно-ориентированных инструментальных средств составляет специализированная библиотека классов, с помощью которых обеспечивается возможность расширения функциональных возможностей системы и переориентации системы на другие образовательные дисциплины. В частности, библиотека содержит класс для экспорта данных из системы в БХСБЬ-файлы, а также визуальные классы для создания новых экранных форм. Среди визуальных классов можно выделить следующие:

Класс для отображения иерархической организации данных представляет собой многостраничную экранную форму для отображения и редактирования иерархически - организованных данных.

Объекты данного класса составлены из объектов классов «Grid 1» - для табличного отображения данных, «PageFrame 1» - для просмотра и редактирования одной записи в форме многостраничного контейнера, а также из командных кнопок, функции которых описаны выше. Представление иерархии основано на линейном кодировании элементов иерархии. В данном случае используется префиксное (лексикографическое) кодирование, иллюстрация которого приведена на следующем ниже рисунке.

II Код Наименование F

№ □ 01 Введение

001001 Как пользоваться самоучителем

001002 Как построен самоучитель

001003 Специальные элементы

@ 002 Знакомство с Visual FoxPro

002001 Реляционные базы данных

002002 Современные реляционные СУБД

002003 Объекты Visual FoxPro

@ 003 Начало работы с Visual FoxPro

003001 Запуск Visual FoxPro

@ 003002 Главное окно Visual FoxPro

-

■ 4

Класс для отображения и редактирования данных представляется следующей экранной формой.

Объекты данного класса составлены из объектов класса «Grid 1» - для табличного отображения данных, класса «Container 1» - для просмотра и редактирования одной записи в форме контейнера, а также из управляющих элементов (командных кнопок).

4. Заключение.

Основное преимущество принципов, продемонстрированных на представленном выше примере разработки системы автоматизированного обучения и тестового контроля знаний, состоит в возможностях наращивания дополнительной функциональности и быстрой настройки на конкретные образовательные дисциплины. Помимо применения общих принципов объектно-ориентированного подхода, данная возможность обеспечена параметрическим подходом к построению архитектуры системы, предусматривающим абстрагирование от конкретных данных (выделение четко отделенных от базовой функциональности специальных справочников -справочник разделов курса обучения, справочник тестов и т.п.)

Источники:

1. Лобанов Ю.И., Брусиловский П.Л., Съедин В.В. Экспертно-обучающие системы. М.: НИИ ВШ, 1991. 71 с.

2. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: ДВГТРУ, 1999. 125 с.

3. Панченко В.М. Компьютерные технологии обучения. Мониторинг качества обучения в техническом ВУЗе на основе ретроспективного экспертного комплекса. М: Изд-во МГИРЭА, 2006. 156 с.

4. Астахова И.Ф., Пшеничных А.А. Разработка моделей и методов автоматизации обучения и контроля знаний студентов с помощью искусственного интеллекта // Фундаментальные исследования, 2011. № 12 (часть 1). С. 77-80.

5. Базиян М. Использование Visual FoxPro 6. Специальное издание. М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. 928 с.

References:

1. Lobanov YU.I., Brusilovskiy P.L., S'edin V.V. E'kspertno-obuchayusch'ie sistemy'. M.: NII VSH, 1991. 71 s.

2. Avanesov V.S. Sovremenny'e metody' obucheniya i kontrolya znaniy. Vladivostok: DVGTRU, 1999. 125 s.

3. Panchenko V.M. Komp'yuterny'e tehnologii obucheniya. Monitoring kachestva obucheniya v tehnicheskom VUZe na osnove retrospektivnogo e'kspertnogo kompleksa. M: Izd-vo MGIREA, 2006. 156 s.

4. Astahova I.F., Pshenichny'h A.A. Razrabotka modeley i metodov avtomatizacii obucheniya i kontrolya znaniy studentov s pomosch''yu iskusstvennogo intellekta // Fundamental'ny'e issledovaniya, 2011. № 12 (chast' 1). S. 77-80.

5. Baziyan M. Ispol'zovanie Visual FoxPro 6. Special'noe izdanie. M.: Izdatel'skiy dom «Vil'yams», 2003. 928 s.

Зарегистрирована: 03.06.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.